Визуально-кинестетическая диссоциация

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
«Якорь- забавная вещь,- говорят Гриндер и Бэндлер.- Те из вас, кто действительно хотят стать более производительными, могут, когда надоест прикасаться к предплечьям и коленям клиентов, попробовать понять, что механизм якоря является наиболее универсальным и обобщенным из всех используемых нами средств.

Вы можете закреплять якорь в воздухе, и люди будут реагировать на это. Вы можете подвешивать понятия и объекты в пустом пространстве. Недавно я обучал группу продавцов, и кто-то спросил: «Вот вы учите нас быть гибкими. Что делать, если я предложил покупателю абсолютно все, что у меня было, и на все получил негативный ответ?» Я ответил: «Первое, что вы должны сделать, это слегка отойти, затем указать на то место, где вы стояли, и сказать о том, как это ужасно.»

Это называется «диссоциация».

Техника изменения личной истории

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
Постановка искусственного якоря поможет вам получить непосредственный ответ на вопрос, что не позволяет клиенту чувствовать себя хорошо. Шаги получения информации таковы:

1. Определите выражение (внешний ключ), которое указывает, что клиент переживает нежелательное состояние.

2. Закрепите это состояние якорем, который можно повторить и удержать.

3. Удерживайте якорь, и когда клиент переживает нежелательные чувства, попросите его вернуться в прошлое и найти другие случаи, когда он переживал те же чувства.

4. В то время как клиент движется назад по своей личной истории используйте прием наложения, помогая ему восстановить все детали индивидуальных прошлых переживаний. Это дает возможность большего выбора, нежели в случае, когда детали остаются вне сознания. Находите в информации- в описаниях клиента- то, что может иметь отношение к нынешнему состоянию.

Триггеры

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
По сути, якоря и триггеры это две взаимодополняющие части одного и того же процесса. Различение может показаться излишним, но это не так. В то время, как якорь- это восприятие человеком какого-либо события в его окружении, триггер выступает в роли самого этого события. Хотя в качестве триггеров может действоватъ что угодно, события и факты окружения не являются триггерами до тех пор, пока они не якорируют определенный опыт. Это уточнение важно, поскольку оно обращает ваше внимание на то, что повторяющиеся события окружения являются неотделимой частью эмоций и поведения. При обработке проблемы мы можем изменить либо окружение (триггеры), либо опыт о нем (якоря), либо последующую реакцию. Изменения, возникающие на любом из этих уровней, будут обобщаться (генерализоваться) и на двух других, но работа с клиентом на уровне его опыта мира является наиболее жизнеспособным выбором в большинстве терапевтических случаев.

Использование триггеров может быть включено в процесс терапии. Когда клиент специфицирует для вас характеристики проблемной ситуации, вы часто будете замечать, что в его окружении есть одно особенное событие (триггер), которое всегда действует эффективно для извлечения этого опыта. Такими триггерами могут быть конкретные слова или сочетания слов, какое-нибудь имя, грубый голос, указующий жест, залах сигарет и так далее. Будучи уверенным, что обнаруженный триггер отвечает за извлечение неприятных или, по меньшей мере, бесполезных эмоций и поведенческих реакций, вы можете переключить его -на закрепление совершенно другого опыта, чем и измените проблемную ситуацию.

Понятие якоря и якоризации.

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
«Однажды студент спросил дзенского учителя Дзесю:

— Если у меня в голове ничего нет, что мне делать?

Дзесю ответил:

— Выброси это из голов…

— Но если у меня нет ничего, как же я могу это выбросить?- продолжал спрашивать студент.

Ну,- сказал Дзесю, тогда вытащи его»

Перед глубинным погружением в лингвистические тонкости мы с вами остановились на понятии якоря. Подробнее рассмотрим его и техники, где он применяется.

Вспомогательньй прием наложения

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
1. Прием наложения мы разберем прежде, чем перейти к изложению якорных техник, где он нередко применяется.

Фундаментальный метод развития клиентов состоит в том, чтобы помочь им порождать богатые, полные, живые внутренние переживания, включающие все сенсорные модальности. Это создает глубокие измененные состояния сознания, а кроме того, развивает способность использовать внутренние процессы как ресурсы, какими они и являются: орудиями для создания необходимых переживаний. Наложение- это техника, используемая для создания таких переживаний. Наложение начинается с вербализации, соответствующей первичной PC клиента, а затем добавляет другие сенсорные модальности по одной. Это делается также вербально, с использованием естественных моментов пересечения, которые существуют между модальностями.

Если вы имеете какой-то фрагмент переживания, то можете восстановить все переживание. Например: «Слегка наклонитесь вперед, закройте глаза и представьте, что кто-то или что-то толкает вас сзади. Возьмите эти чувства, усильте их и разрешите им превратиться в картину. Что или кого вы видите? Что в этой картине связано с какими-то звуками, которые могли бы раздаваться, если бы это происходило на самом деле? А теперь послушайте звук. »

ТЕХНИКИ ЯКОРЕНИЯ

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
Вы немного устали от предыдущих глав? Почитайте «Структуру магии»: отличное средство! Там ничуть не легче, скорее, наоборот: там всего этого гораздо больше.

А если вы подзабыли, о чем шла речь, мы напоминаем последовательность ваших действий (кстати, последовательность- вещь достаточно условная, но об этом пока не стоит задумываться).

Итак, ваши первые шаги:

1. Сбор информации о текущем и желаемом состоянии клиента.

2. Установление раппорта (присоединение).

Неконгруэнтность

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
Различные части референтной структуры клиента могут выражаться различными репрезентативными системами, причем выражение этих различных частей может происходить одновременно. Логически это может происходить в двух вариантах.

Во-первых, часть референтной структуры индивида, выраженная одной репрезентативной системой, согласуется с частью его референтной структуры, выраженной в другой репрезентативной системе. Мы говорим об этом как о непротиворечивом двойном сообщении или о конгруэнтной коммуникации.

Во-вторых, части референтной структуры, выраженные в различных репрезентативных системах, могут не согласоваться друг с другом. В таком случае мы говорим о противоречивом двойном сообщении или неконгруэнтной коммуникации. Например, в ходе беседы клиент сидит в спокойной позе и уравновешенным, размеренным голосом утверждает: «Я просто вне себя, я, черт побери, не потерплю такого»,- мы имеем классический пример противоречивого двойного сообщения. Дискретная система (язык) и аналоговая система (тело и характеристики голоса) не согласуются между собой.

Психотерапевтические двойные связи

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
Под психотерапевтическими двойными связями мы имеем в виду ситуации, навязанные клиенту психотерапевтом, в которых любая реакция со стороны клиента представляет собой опыт или референцию, лежащую за пределами модели мира клиента. Таким образом, психотерапевтические двойные связи неявно ставят модель клиента под удар, заставляя его испытать нечто, противоречащее обедняющим ограничениям его модели. Этот опыт начинает выступать в качестве референтной структуры, раздвигающей пределы модели мира клиента. Согласно мета-модели, психотерапевт, обнаружив обедняющую генерализацию, особенно если эта генерализация связана с семантической неправильностью (причина-следствие или модальные операторы),- может поставить эту генерализацию под сомнение, спросив, является ли она всегда непременно истинной. Он может идентифицировать и драматизировать какой-либо опыт клиента, противоречащий этой генерализации (инсценизация); в случае же, когда у клиента отсутствует подобный опыт, терапевт может обратиться к клиенту с просьбой создать опыт, противоречащий этому обобщению, применив технику направленной фантазии. Если применение трех вышеназванных техник не обусловило появление опыта, противоречащего данной генерализации, или если психотерапевт склоняется к другим решениям, он может пойти на создание ситуации с двойной связью, в которой способ реагирования клиента явится опытом, противоречащим обедняющей генерализации клиента.

Направленная фантазия: путешествие в неизвестное

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
Под направленной фантазией мы имеем в виду процесс, в котором клиенту предложено использовать свое воображение для того, чтобы создать себе новый опыт.

Фантазия в жизни человека представляет собой силу, направленную вовне- она простирается за пределы непосредственного окружения человека или события, которое бы иначе могло удерживать его в своих границах... Иногда эти выходы вовне могут обретать такую огромную силу и пронзительность, что превосходят по своей жизненной притягательности действительные ситуации... Когда подобные фантазии возникают в психотерапевтическом опыте, обновление может быть огромным, граничить с невозможностью усвоения, знаменуя собой новый этап самосознания личности.»

Инсценизация: непосредственное проигрывание опыта

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
Под инсценизацией мы имеем в виду такие техники, которые вовлекают клиента в проигрывание действительного или вымышленного опыта в виде драматического материала. В инсценизации могут участвовать либо один клиент, либо группа.

Воспринимая слово как некий абсолют без исследования его личностного значения, мы приходим к тому результату, что слова начинают жить своей собственной жизнью. В итоге подобного овеществления слово отрывается от практической функции выступать в качестве более или менее эффективного способа связи с процессом, который остается живым и референты которого постоянно изменяются. Техника инсценизации представляет собой один из способов поддержания жизни в словах, которыми человек пользуется, чтобы охарактеризовать самого себя или кого-нибудь другого.

Сохраняя связь своего языка с действием, мы претендуем на сохранение ощущения изменения и роста.

Решение вопроса о том, что должно входить в набор необходимых компонентов полной референтной структуры, сложно. К счастью, для психотерапии это решение не является необходимым.

Основные компоненты референтной структуры

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
Вирджиния Сэйтир выделяет в референтной структуре три основных составных части:

1. Контекст- то, что происходит в мире (т.е. в репрезентации мира клиентом).

2. Чувства клиента относительно происходящего в мире (согласно имеющейся у него репрезентации мира).

3. Восприятие клиента, относящееся к тому, что чувствуют другие люди относительно происходящего в мире.

Мы признаем, что хотя сообщения клиента о чувствах, относящихся к происходящему, будут оформлены в поверхностных структурах (ПС), которые можно исследовать с помощью техник мета-модели, мы не выделили их в качестве необходимого компонента правильной глубинной структуры (ГС). Между тем чувства клиента относительно происходящего представляют собой необходимый компонент любой референтной структуры. Другими словами, если чувства клиента не репрезентированы в референтной структуре, психотерапевт может быть уверен, что эта референтная структура неполна (неправильна). Все это равносильно утверждению, что эмоции представляют собой необходимый компонент человеческого опыта.

Использование мета-модели

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
«Наконец, мы хотели бы напомнить тем, кто прочитал "Структуру магии", что это всего лишь способ рассуждения о ней»

Р. Бэндлер, Дж. Гриндер


Итак, мета-модель это набор средств для создания лучшей коммуникации. Она создает вопросы типа «что», «как», или «кто» в ответ на специфические формы языка говорящего. Использование этих вопросов- особое искусство.

Практикуясь в использовании мета-модели, обратите специальное внимание на свои внутренние процессы. Поскольку это формализация интуитивного поведения, реакции мета-модели будут возникать в те моменты, когда вам понадобится опора на внутренний опыт в понимании коммуникации клиента. Допустим, он говорит: «Мой шеф наказал меня.» Вам нужно полностью понять, что означает это утверждение, спросить: «Как именно?» Шеф мог лишить премии, накричать или сердито взглянуть, просто проигнорировать. Если вы решаете для себя, что это значит, опираясь на личный опыт, то вы находитесь в своей модели мира.