До сих пор мы обсуждали в основном вербальный уровень получения информации. Вы понимаете, что это далеко не все. Невербальные реакции составляют колоссальный пласт информации для вас. Это мы и имели в виду, говоря о наблюдениях за поведением.
Многие терапевты, впервые встречая клиента, уже имеют какие-то интуитивные впечатления о нем. Бывает, с первого взгляда они знают, что психотерапевтический процесс здесь будет очень трудным и займет много времени; в другом случае кажется, что работа будет интересной и плодотворной для обоих. Вы свободно можете (если нужно) заменить терапевта собой, клиента- каким-нибудь новым для вас человеком, психотерапевтический процесс- дальнейшей коммуникацией и любой совместной деятельностью. Вопрос: каким образом вы узнаете о своих интуитивных догадках? Вспоминайте, а мы пока отвлечемся на весьма важный момент.
Кроме получения полного вербального описания (через мета-модель) и определения репрезентативных систем, вы можете, используя зрение, слух и прочие чувства, понять, какие еще сигналы относительно теперешнего состояния клиента к вам поступают (тон голоса, мышечные реакции лица и тела и т.д.). Но не пытайтесь, так сказать, заниматься «чтением мыслей»- вы рискуете попросту спроецировать на клиента собственный опыт. Поэтому очень важно описывать эти сигналы в терминах, основанных на чувственном восприятии, а не интерпретировать их. «Описание типа «его руки вцепились в подлокотники кресла, суставы пальцев побелели, мышцы напряглись, дыхание задержалось, зрачки расширились»;- это описание в терминах чувственного восприятия,- пишет Лесли Кэмерон.- А сказать «он был испуган»- это интерпретация, выражение того, что эти черты поведения могли бы значить для вас или для кого-нибудь еще». Это различение, которого мы не в первый раз касаемся, может показаться утомительным, но зачастую оно оказывается значимым, когда речь идет о тонких деталях поведения.
В ходе одного из НЛП-истских семинаров одной участнице на ее фразу: «После вопроса взгляд той женщины стал более задумчивым» ответили следующим образом: «То, что для вас и для меня выглядит более «задумчивым», может отражать совершенно иной вид внутреннего опыта. «Задумчивый»- это сложное определение опыта, суждение о нем, не сам ваш сенсорный опыт. Я уверен, что слово «задумчивый» имеет для вас определенный смысл и вы легко можете связать его с определенными переживаниями. Опишите, пожалуйста, то, что вы видели, чтобы мы могли согласиться или не согласиться с этим» Другой пример- «воодушевленный» голос тоже не проходит. Описанием в чувственных терминах будет следующее: «Ее голос зазвучал выше, темп стал быстрее, появилось разнообразие в интонациях». Эти различения доступны нашим чувствам. Привязывание к ним всяческих эпитетов открывает путь произвольным интерпретациям.
Попытайтесь всеми чувственными различиями, которые вам доступны. Нередко изменение тона голоса или, например, покачивание ногой, оcoбенно в терапевтическом контексте оказывается важным сообщением, дополняющим либо заменяющим вербальное сообщение. Вспомните ситуацию, когда вы переживали сильную злость гнев, попробуйте определить свои реакции. А еще лучше, если вы расскажете об этом переживании внимательному наблюдателю. По мере того, как вы это делаете, некоторые эмоции возвращаются и он сможет отметить изменения в дыхании, форме губ, цвете и напряжении лица, высоте голоса и темпе речи. Тренированный наблюдатель,-утверждает Лесли,- способен чувственно различать тонкие невербальные компоненты поведения, извлекая из них полезную иформацию постольку поскольку внимательно относится к тому, как детали связаны с процессом в целом. Когда эго происходит? Что произошло непосредственно перед тем как у клиента вздрогнула нижняя губа, и сразу после этого? Какой смысл может иметь эта деталь поведения в общем контексте проблемы?
Вы будете получать ответы на ваши вопросы в той мере, в какой ваш сенсорный аппарат будет настроен замечать ответы.
По опыту известно, у тех, кто впервые задумывается о таких вещах часто возникает беспокойство, а вдруг они не смогут заметить расширения зрачков и всего такого прочего. Если вас это волнует, мы должны отметить, что, дело не в остроте вашего зрения, а в ваших перцептивных программах. «Ваши перцептивные возможности,- говорят Бэндлер и Гриндер,- это нечто приобретенное, выученное и, следовательно, может быть выучено еще лучше. Большинство людей действует таким образом, будто их восприятие- пассивный приемник огромного потока информации, поступающего из внешнего мира. Этот поток действительно есть, и он настолько огромен, что мы можем отобрать только незначительную часть его. Активно выбирать полезную информацию мы выучиваемся в течение жизни»
Сами НЛП-исты, по их словам, могут видеть, слышать и ощущать то, что когда-то казалось им экстрасенсорной информацией, и мы склонны им верить, поскольку это- результат стремления «посвятить часть своего времени и энергии выработке способности различать внутреннюю и внешнюю реальность, стимулы, поступающие в каждый сенсорный канал и в каждую репрезентативную систему»
Что же касается способности именно к зрительным различениям, то ее они выработали благодаря Милтону Эриксону, поскольку он был «одним из самых совершенных в мире визуальных детекторов и видел то, что обычно для людей находится далеко за порогом восприятия хотя действительно существует и воспринимается тем же самым человеческим зрительным аппаратом.» Во время упражнений на семинаре у многих участников случались затруднения типа «мой партнер не делает никаких движений глазами». Позже они говорили: «Нет небольшие движения все-таки делает!» И это были утверждения об их различительной способности, а не о том, что происходило с партнером.
Кстати, о движениях глаз- вот мы до них и добрались. На этом в дальнейшем будет строиться куча разных вещей. Вербальная или осознанная часть информации редко бывает достаточно полной: при этом вся она может быть выражена невербально. «Если вы прочистите ваши сенсорные каналы,- напоминают Гриндер и Бэндлер, вслед за каким-либо вашим утверждением или вопросом собеседник даст вам невербальный ответ, независимо от того, осознает он это или нет». Имея возможность непосредственно наблюдать за ним вы всегда получите ответ еще до того, как он будет вербализован.
Трудно предположить, что клиент, находясь в кабинете станет рассуждать о ветре из окна, чистоте вашего стола, пении птичек или еще каком внешнем актуальном опыте. Обычно он описывает свои внутренние реакции на действия терапевта, внутренние репрезентации прошлого, проекции будущих событий. Чтобы говорить о таком внутреннем порожденном опыте, нужно каким-то образом получить к нему доступ.
Многие терапевты, впервые встречая клиента, уже имеют какие-то интуитивные впечатления о нем. Бывает, с первого взгляда они знают, что психотерапевтический процесс здесь будет очень трудным и займет много времени; в другом случае кажется, что работа будет интересной и плодотворной для обоих. Вы свободно можете (если нужно) заменить терапевта собой, клиента- каким-нибудь новым для вас человеком, психотерапевтический процесс- дальнейшей коммуникацией и любой совместной деятельностью. Вопрос: каким образом вы узнаете о своих интуитивных догадках? Вспоминайте, а мы пока отвлечемся на весьма важный момент.
Кроме получения полного вербального описания (через мета-модель) и определения репрезентативных систем, вы можете, используя зрение, слух и прочие чувства, понять, какие еще сигналы относительно теперешнего состояния клиента к вам поступают (тон голоса, мышечные реакции лица и тела и т.д.). Но не пытайтесь, так сказать, заниматься «чтением мыслей»- вы рискуете попросту спроецировать на клиента собственный опыт. Поэтому очень важно описывать эти сигналы в терминах, основанных на чувственном восприятии, а не интерпретировать их. «Описание типа «его руки вцепились в подлокотники кресла, суставы пальцев побелели, мышцы напряглись, дыхание задержалось, зрачки расширились»;- это описание в терминах чувственного восприятия,- пишет Лесли Кэмерон.- А сказать «он был испуган»- это интерпретация, выражение того, что эти черты поведения могли бы значить для вас или для кого-нибудь еще». Это различение, которого мы не в первый раз касаемся, может показаться утомительным, но зачастую оно оказывается значимым, когда речь идет о тонких деталях поведения.
В ходе одного из НЛП-истских семинаров одной участнице на ее фразу: «После вопроса взгляд той женщины стал более задумчивым» ответили следующим образом: «То, что для вас и для меня выглядит более «задумчивым», может отражать совершенно иной вид внутреннего опыта. «Задумчивый»- это сложное определение опыта, суждение о нем, не сам ваш сенсорный опыт. Я уверен, что слово «задумчивый» имеет для вас определенный смысл и вы легко можете связать его с определенными переживаниями. Опишите, пожалуйста, то, что вы видели, чтобы мы могли согласиться или не согласиться с этим» Другой пример- «воодушевленный» голос тоже не проходит. Описанием в чувственных терминах будет следующее: «Ее голос зазвучал выше, темп стал быстрее, появилось разнообразие в интонациях». Эти различения доступны нашим чувствам. Привязывание к ним всяческих эпитетов открывает путь произвольным интерпретациям.
Попытайтесь всеми чувственными различиями, которые вам доступны. Нередко изменение тона голоса или, например, покачивание ногой, оcoбенно в терапевтическом контексте оказывается важным сообщением, дополняющим либо заменяющим вербальное сообщение. Вспомните ситуацию, когда вы переживали сильную злость гнев, попробуйте определить свои реакции. А еще лучше, если вы расскажете об этом переживании внимательному наблюдателю. По мере того, как вы это делаете, некоторые эмоции возвращаются и он сможет отметить изменения в дыхании, форме губ, цвете и напряжении лица, высоте голоса и темпе речи. Тренированный наблюдатель,-утверждает Лесли,- способен чувственно различать тонкие невербальные компоненты поведения, извлекая из них полезную иформацию постольку поскольку внимательно относится к тому, как детали связаны с процессом в целом. Когда эго происходит? Что произошло непосредственно перед тем как у клиента вздрогнула нижняя губа, и сразу после этого? Какой смысл может иметь эта деталь поведения в общем контексте проблемы?
Вы будете получать ответы на ваши вопросы в той мере, в какой ваш сенсорный аппарат будет настроен замечать ответы.
По опыту известно, у тех, кто впервые задумывается о таких вещах часто возникает беспокойство, а вдруг они не смогут заметить расширения зрачков и всего такого прочего. Если вас это волнует, мы должны отметить, что, дело не в остроте вашего зрения, а в ваших перцептивных программах. «Ваши перцептивные возможности,- говорят Бэндлер и Гриндер,- это нечто приобретенное, выученное и, следовательно, может быть выучено еще лучше. Большинство людей действует таким образом, будто их восприятие- пассивный приемник огромного потока информации, поступающего из внешнего мира. Этот поток действительно есть, и он настолько огромен, что мы можем отобрать только незначительную часть его. Активно выбирать полезную информацию мы выучиваемся в течение жизни»
Сами НЛП-исты, по их словам, могут видеть, слышать и ощущать то, что когда-то казалось им экстрасенсорной информацией, и мы склонны им верить, поскольку это- результат стремления «посвятить часть своего времени и энергии выработке способности различать внутреннюю и внешнюю реальность, стимулы, поступающие в каждый сенсорный канал и в каждую репрезентативную систему»
Что же касается способности именно к зрительным различениям, то ее они выработали благодаря Милтону Эриксону, поскольку он был «одним из самых совершенных в мире визуальных детекторов и видел то, что обычно для людей находится далеко за порогом восприятия хотя действительно существует и воспринимается тем же самым человеческим зрительным аппаратом.» Во время упражнений на семинаре у многих участников случались затруднения типа «мой партнер не делает никаких движений глазами». Позже они говорили: «Нет небольшие движения все-таки делает!» И это были утверждения об их различительной способности, а не о том, что происходило с партнером.
Кстати, о движениях глаз- вот мы до них и добрались. На этом в дальнейшем будет строиться куча разных вещей. Вербальная или осознанная часть информации редко бывает достаточно полной: при этом вся она может быть выражена невербально. «Если вы прочистите ваши сенсорные каналы,- напоминают Гриндер и Бэндлер, вслед за каким-либо вашим утверждением или вопросом собеседник даст вам невербальный ответ, независимо от того, осознает он это или нет». Имея возможность непосредственно наблюдать за ним вы всегда получите ответ еще до того, как он будет вербализован.
Трудно предположить, что клиент, находясь в кабинете станет рассуждать о ветре из окна, чистоте вашего стола, пении птичек или еще каком внешнем актуальном опыте. Обычно он описывает свои внутренние реакции на действия терапевта, внутренние репрезентации прошлого, проекции будущих событий. Чтобы говорить о таком внутреннем порожденном опыте, нужно каким-то образом получить к нему доступ.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи