«Своей судьбы родила крокодила Ты здесь сама.»
Будучи людьми, мы не имеем дела непосредственно с миром. Каждый из нас создает некоторое умопостроение, модель, которой пользуется для порождения собственного поведения. В значительной степени именно она задает наш будущий опыт в этом мире: то, как именно мы воспринимаем мир, с какими выборами сталкиваемся.
Как получается, что люди, сталкиваясь с многозначным, богатым и сложным миром, приходят к созданию обедненной модели мира создающей проблемы?
Поведение людей, каким бы странным оно ни казалось на первый взгляд, становится осмысленным, если его рассматривать в контексте выборов, порождаемых моделями мира этих людей. Трудность не в том, что они делают неверный выбор, а в том, что их выбор ограничен- у них нет богатого четкого образа мира.
Мысль о том, что между миром и нашим опытом мира существует неустранимое различие, в той или иной форме не первое столетие сопровождает историю человеческого духа. В последнее время место самого оригинального искателя и практика в этой области прочно занимает Карлос Кастанеда. Учение дона Хуана смущает, будоражит увлекает: Имя Кастанеды, в отличие от имен Сэйтир, Эриксона и других, почти не встретишь в известной нам литературе по НЛП, но некий дух его постоянно витает над этими вполне рационалистическими текстами. Дух? Восприятие, взгляд, ощущение, отношение, способ мышления.
Но один фрагмент мы хотели бы, с вашего позволения, привести полностью:
«То, что дон Хуан хотел сделать для Карлоса (мы, конечно, не хотим этого делать для вас)- замотивировать его быть конгруэнтным экспрессивным и максимально творческим во все моменты жизни. Он хотел мобилизовать все ресурсы Карлоса так, чтобы любое действие, совершаемое им, являлось бы результатом реализации всех его возможностей, всей личной силы, которая доступна ему в данный момент времени. А конкретно дон Хуан сказал Карлосу следующее: «Самый эффективный способ избежать сомнения и желания отложить на завтра что-либо новое или уже известное- бросить взгляд через свое левое плечо. Эта тень- твоя смерть, и в любой момент она может приблизиться, положить руку на плечо и увести тебя. Действуй- происходящее с тобой сейчас всегда может оказаться твоим последним действием, полностью характеризующим тебя,- последним на этой земле». Один из способов конструктивно использовать это- понять, что такое позволить себе колебания, нерешительность.
Когда вы не решаетесь, то действуете так, будто вы бессмертны. А вы, леди и джентльмены, таковыми не являетесь. Вы же не знаете, где и когда умрете. И вы можете кое-что сделать, чтобы напомнить себе о том, как следует поступать со своей нерешительностью. Быстро бросьте взгляд через левое плечо, вспомните, что там находится смерть, и сделайте ее своим советчиком. Она всегда скажет вам, что вы должны сделать для полного выражения всех ваших личностных возможностей и не меньше.
Это несколько тяжело, и мы не хотели вам говорить об этом. Мы просто отметили, что дон Хуан сказал Карлосу. Мы предлагаем вам альтернативу. Если вы в какой-то момент поймете, что колеблетесь, проявляете неконгруэнтностъ, откладывая на завтра то новое, что могли бы сделать, или нуждаетесь в новых вариантах поведения, или скучаете- бросьте взгляд через свое правое плечо, и увидите там двух сумасшедших, которые сидят на табуретках и обижают вас.
И как только мы закончим вас обижать, вы сможете задать нам любой вопрос.
Некоторые критики утверждают, что НЛП слишком холодно и технично, что оно может срабатывать с простыми привычками и фобиями, но не касается «центральных экзистенциальных проблем». Интересно, читали они вообще эти книги? Ну, наверняка читали, только в рамках своих собственных моделей. Еще можно вспомнить слово «человечность» (человеколюбие и т.д. в противовес бездушности и механистичности) и, вооружившись им, исполнить несколько интеллектуальных упражнений вокруг да около НЛП. В конце концов, кто им дал право воспринимать нас как совокупность поведенческих реакций? А можно и не исполнять. Важно, что методики работают. Для нас нацеленность на результат, на эффект- непривычна. Нас это как-то беспокоит (влияние «казенного гуманизма», причудливым образом сочетавшегося с насильственностью, которой общество пропитано, словно губка водой). Правда, у американского клиента такой подход тоже иногда вызывает вопросы. Он, американский клиент, не обладает нашей пресловутой способностью радостно распахивать свою широ-о-кую душу, зачастую не в лучшем виде и не в самое подходящее время, и даже малознакомому собеседнику.
В одном журнале был забавный рисунок. Уютная спальня, вечернее освещение, прелестная молодая особа в изящной позе сидит на софе, устремив взгляд, кажется, вверх и налево. Поблизости, на полу покоится симпатичный гость, видимо, от напряженного ожидания испустивший дух; во всяком случае, он в глубоком обмороке. Подпись: «А теперь, когда я рассказала вам всю свою жизнь...»
Пользуясь термином НЛП, она была явно неконгруэнтна.
Итак, если вы клиент- не обижайтесь, когда врач не позволяет вам вцепиться в его руку или сесть ему на шею, чтобы теперь он был для вас заместо отца родного. Это не входит в его обязанности. Он оказывает вам помощь. Не рассказывайте ему всю свою жизнь, если, конечно, в силу необходимости он сам вас не попросит. А он может сказать и вот так: «Вам запрещено сообщать мне содержание того, о чем вы думаете. Содержание нужно лишь в том случае, если вы любопытны. Я математик; я интересуюсь только формой. Я работаю исключительно с процессом. Я все равно не имею доступа к вашему внутреннему опыту, так зачем о нем говорить? Вообще-то, если вы о нем говорите, ваш терапевт может закончить ролью профессионального компаньона». Клиент не должен сидеть перед терапевтом и рассказывать ему свои проблемы. Реальный риск в терапии; затрагивающей содержание, и заключается в том, что вы можете стать ближайшим другом клиента. Все дело заканчивается тем, что они начинают платить вам деньги за то, что вы сидите рядом с ними и выслушиваете длинные рассказы о всяких неприятностях в их жизни- ведь никто больше не хочет этого для них делать.
Одно из важных преимуществ НЛП- практически снимается вероятность образования отношений зависимости. Поскольку, во-первых, профессиональные НЛП-исты работают очень быстро, а во-вторых, клиенты, осуществившие необходимые изменения с их помощью, приписывают им минимальную ответственность за происходящее- гораздо меньшую, чем при любом виде содержательно ориентированной терапии.
Итак, если вы- пипл-хелпер, в будущем или настоящем, психотерапевт или просто человек, стремящийся решать чьи-то проблемы, не стоит думать, что всеобъемлющая любовь к человечеству достаточное основание и единственное непременное условие вашей деятельности. Люди предпочитают, чтобы их любили по отдельности. Но вас на всех не хватит: вы еще не Бог, а страждущих ой как много. Однако нет ничего зазорного в том, чтобы считать себя магом либо стремиться к этому. Помните дона Хуана: все мы, обычные люди, друг для друга черные маги. Маг, как таковой, разумно расходует свои силы. Возможно, это звучит шокирующе, но тем не менее, мы хотим сказать, что любить и страдать вместе с клиентом вовсе необязательно. А помочь ему необходимо, и вот тут-то вы обязаны сделать все, что в ваших силах. Ежели в данном конкретном случае сидящий перед вами просто-таки нуждается для улучшения в вашей любви, сочувствии и поддержке,- что ж, дайте ему ощутить все это, избегая получить его зависимость. Пусть где-то в вашем душевном центре останется ровный свет невозмутимости и отрешенности (можно сказать по Кастанеде- безупречности, хотя это понятие намного шире)- этакое скрытое от нескромных взоров глубокое озерцо, чья поверхность всегда спокойна. Явное безразличие- один из неписаных, но тяжелых грехов, его не прощают; будьте как можно более эффективны в вашей деятельности, но право же, не стоит жить кем-то, чем-то, для кого-то и пр.- иначе озеро быстро расплескается и высохнет. Это тривиальные вещи, но что может быть тривиальнее камня или лужи- когда время от времени вы спотыкаетесь о первый и попадаете во вторую.
Лучше научите человека, как вызывать к себе любовь окружающих, которой ему зачастую недостает. Но сами из уважения к нему останьтесь в стороне. Иначе ваша работа- только средство возвыситься в собственных глазах.
Те, кому приходилось долго заниматься терапией в дневное время, возможно, заметили, что бывают моменты, когда мысленно куда-то уплываешь во время работы с клиентами. Это называется трансовыми состояниями. Если клиент говорит о неприятных переживаниях и состоянии депрессии- вы начинаете реагировать на эти внушения, как любой находящийся в трансе человек. Если у вас «бодрые» и жизнерадостные клиенты, это может оказаться вам полезно. Но если они погружены в депрессию, в конце дня вы можете отправиться домой в ужасном состоянии.
Прекрасные черты вашего характера могут и подвести вас в профессиональной деятельности. Так, Гриндер и Бэндлер приводят случай с женщиной-терапевтом, очень теплой, эмпатичной, сочувствующей. Она работала с клиентом, молодым человеком, который рассказывал, как тяжела его жизнь в семье, с женой, насколько сильна его потребность уйти- что он и сделал. Она отвечала: «Я понимаю, как вы могли это сделать». В таком духе все продолжалось целый час, а потом она повернулась к наблюдателю и спросила, не хочет ли он чего добавить.
Ну, вы уже немного знакомы со стилем Гриндера и Бэндлера и представляете себе, что мог добавить НЛП-ист. Но мы все-таки приведем эту тираду целиком:
«Я встал, посмотрел на этого парня и сказал: «Я хочу сказать тебе, что ты- настоящий молокосос! Заводишь интрижки за спиной жены, а потом приходишь сюда и плачешь в женское плечо. Это тебе ничего не даст, поскольку ты не собираешься ничего менять. Так ты и останешься на всю жизнь таким же несчастным, если сейчас же не вскочишь, не дашь себе хорошего пинка взад, не пойдешь и не скажешь, жене, чего ты от нее хочешь. Скажи ей об этом открыто и ясно, приятными слoвами, и чтобы она поняла, что ей нужно делать. Если ты этого не сделаешь, то навсегда останешься таким несчастным и никто не сможет помочь тебе».
Несколько обалдевший клиент отправился домой и проработал все это со своей жeной. Впоследствии он сообщил, что это было самое важное переживание в его жизни.
Это не означает, что терапевт осуществил более сильное воздействие. Просто для этого парня такой прием был более адекватен, учитывая, что все предыдущее не сработало. Никто не призывает вас с энтузиазмом предаться пресловутым дзэнским техникам, включающим в себя замечательный прием «приведение тяжелого предмета в максимальное соприкосновение с головой клиента».
Женщина-терапевт не была достаточно гибкой в своем поведении. Она делал а единственное, что могла. Это была на редкость приятная женщина. Наверняка существуют люди, по отношению к которым никто никогда не был добрым, поэтому общение с ней оказывало на них определенное влияние. Но вряд ли это помогало им совершить специфические изменения, ради которых они обратились к терапевту.
Если вы терапевт, это отнюдь не означает, что вы должны себя «накручивать». Эмпатия может сыграть с вами недобрую шутку. Представьте себе, что к вам приходят с жалобами такого рода: «Выходя на улицу, я испытываю фобическую реакцию, сильную тошноту, головокружение, меня начинает качать». Если вы перестараетесь с отражением, вполне можете заболеть.
У многих после дня работы в психотерапии или преподавании бывает ощущение, будто они, уходя домой, что-то с собой уносят. Терапевту часто приходится слышать о боли, печали, пустоте, страдании, болезнях и прочих грустных вещах. Вживаясь в них вслед за посетителями, вы можете создать проблемы себе самому, вместо того, чтобы помочь другому.
В завершение этой главы скажем, что нам нравится традиция «не пациент, а клиент», и с вашего позволения, мы продолжим ее придерживаться. Согласитесь, что слово «клиент» точнее, а кроме того, не пахнет лекарствами, унылой очередью в коридоре и жутковатыми плакатами на стенках.
В.Соловьев
Будучи людьми, мы не имеем дела непосредственно с миром. Каждый из нас создает некоторое умопостроение, модель, которой пользуется для порождения собственного поведения. В значительной степени именно она задает наш будущий опыт в этом мире: то, как именно мы воспринимаем мир, с какими выборами сталкиваемся.
Как получается, что люди, сталкиваясь с многозначным, богатым и сложным миром, приходят к созданию обедненной модели мира создающей проблемы?
Поведение людей, каким бы странным оно ни казалось на первый взгляд, становится осмысленным, если его рассматривать в контексте выборов, порождаемых моделями мира этих людей. Трудность не в том, что они делают неверный выбор, а в том, что их выбор ограничен- у них нет богатого четкого образа мира.
Мысль о том, что между миром и нашим опытом мира существует неустранимое различие, в той или иной форме не первое столетие сопровождает историю человеческого духа. В последнее время место самого оригинального искателя и практика в этой области прочно занимает Карлос Кастанеда. Учение дона Хуана смущает, будоражит увлекает: Имя Кастанеды, в отличие от имен Сэйтир, Эриксона и других, почти не встретишь в известной нам литературе по НЛП, но некий дух его постоянно витает над этими вполне рационалистическими текстами. Дух? Восприятие, взгляд, ощущение, отношение, способ мышления.
Но один фрагмент мы хотели бы, с вашего позволения, привести полностью:
«То, что дон Хуан хотел сделать для Карлоса (мы, конечно, не хотим этого делать для вас)- замотивировать его быть конгруэнтным экспрессивным и максимально творческим во все моменты жизни. Он хотел мобилизовать все ресурсы Карлоса так, чтобы любое действие, совершаемое им, являлось бы результатом реализации всех его возможностей, всей личной силы, которая доступна ему в данный момент времени. А конкретно дон Хуан сказал Карлосу следующее: «Самый эффективный способ избежать сомнения и желания отложить на завтра что-либо новое или уже известное- бросить взгляд через свое левое плечо. Эта тень- твоя смерть, и в любой момент она может приблизиться, положить руку на плечо и увести тебя. Действуй- происходящее с тобой сейчас всегда может оказаться твоим последним действием, полностью характеризующим тебя,- последним на этой земле». Один из способов конструктивно использовать это- понять, что такое позволить себе колебания, нерешительность.
Когда вы не решаетесь, то действуете так, будто вы бессмертны. А вы, леди и джентльмены, таковыми не являетесь. Вы же не знаете, где и когда умрете. И вы можете кое-что сделать, чтобы напомнить себе о том, как следует поступать со своей нерешительностью. Быстро бросьте взгляд через левое плечо, вспомните, что там находится смерть, и сделайте ее своим советчиком. Она всегда скажет вам, что вы должны сделать для полного выражения всех ваших личностных возможностей и не меньше.
Это несколько тяжело, и мы не хотели вам говорить об этом. Мы просто отметили, что дон Хуан сказал Карлосу. Мы предлагаем вам альтернативу. Если вы в какой-то момент поймете, что колеблетесь, проявляете неконгруэнтностъ, откладывая на завтра то новое, что могли бы сделать, или нуждаетесь в новых вариантах поведения, или скучаете- бросьте взгляд через свое правое плечо, и увидите там двух сумасшедших, которые сидят на табуретках и обижают вас.
И как только мы закончим вас обижать, вы сможете задать нам любой вопрос.
Некоторые критики утверждают, что НЛП слишком холодно и технично, что оно может срабатывать с простыми привычками и фобиями, но не касается «центральных экзистенциальных проблем». Интересно, читали они вообще эти книги? Ну, наверняка читали, только в рамках своих собственных моделей. Еще можно вспомнить слово «человечность» (человеколюбие и т.д. в противовес бездушности и механистичности) и, вооружившись им, исполнить несколько интеллектуальных упражнений вокруг да около НЛП. В конце концов, кто им дал право воспринимать нас как совокупность поведенческих реакций? А можно и не исполнять. Важно, что методики работают. Для нас нацеленность на результат, на эффект- непривычна. Нас это как-то беспокоит (влияние «казенного гуманизма», причудливым образом сочетавшегося с насильственностью, которой общество пропитано, словно губка водой). Правда, у американского клиента такой подход тоже иногда вызывает вопросы. Он, американский клиент, не обладает нашей пресловутой способностью радостно распахивать свою широ-о-кую душу, зачастую не в лучшем виде и не в самое подходящее время, и даже малознакомому собеседнику.
В одном журнале был забавный рисунок. Уютная спальня, вечернее освещение, прелестная молодая особа в изящной позе сидит на софе, устремив взгляд, кажется, вверх и налево. Поблизости, на полу покоится симпатичный гость, видимо, от напряженного ожидания испустивший дух; во всяком случае, он в глубоком обмороке. Подпись: «А теперь, когда я рассказала вам всю свою жизнь...»
Пользуясь термином НЛП, она была явно неконгруэнтна.
Итак, если вы клиент- не обижайтесь, когда врач не позволяет вам вцепиться в его руку или сесть ему на шею, чтобы теперь он был для вас заместо отца родного. Это не входит в его обязанности. Он оказывает вам помощь. Не рассказывайте ему всю свою жизнь, если, конечно, в силу необходимости он сам вас не попросит. А он может сказать и вот так: «Вам запрещено сообщать мне содержание того, о чем вы думаете. Содержание нужно лишь в том случае, если вы любопытны. Я математик; я интересуюсь только формой. Я работаю исключительно с процессом. Я все равно не имею доступа к вашему внутреннему опыту, так зачем о нем говорить? Вообще-то, если вы о нем говорите, ваш терапевт может закончить ролью профессионального компаньона». Клиент не должен сидеть перед терапевтом и рассказывать ему свои проблемы. Реальный риск в терапии; затрагивающей содержание, и заключается в том, что вы можете стать ближайшим другом клиента. Все дело заканчивается тем, что они начинают платить вам деньги за то, что вы сидите рядом с ними и выслушиваете длинные рассказы о всяких неприятностях в их жизни- ведь никто больше не хочет этого для них делать.
Одно из важных преимуществ НЛП- практически снимается вероятность образования отношений зависимости. Поскольку, во-первых, профессиональные НЛП-исты работают очень быстро, а во-вторых, клиенты, осуществившие необходимые изменения с их помощью, приписывают им минимальную ответственность за происходящее- гораздо меньшую, чем при любом виде содержательно ориентированной терапии.
Итак, если вы- пипл-хелпер, в будущем или настоящем, психотерапевт или просто человек, стремящийся решать чьи-то проблемы, не стоит думать, что всеобъемлющая любовь к человечеству достаточное основание и единственное непременное условие вашей деятельности. Люди предпочитают, чтобы их любили по отдельности. Но вас на всех не хватит: вы еще не Бог, а страждущих ой как много. Однако нет ничего зазорного в том, чтобы считать себя магом либо стремиться к этому. Помните дона Хуана: все мы, обычные люди, друг для друга черные маги. Маг, как таковой, разумно расходует свои силы. Возможно, это звучит шокирующе, но тем не менее, мы хотим сказать, что любить и страдать вместе с клиентом вовсе необязательно. А помочь ему необходимо, и вот тут-то вы обязаны сделать все, что в ваших силах. Ежели в данном конкретном случае сидящий перед вами просто-таки нуждается для улучшения в вашей любви, сочувствии и поддержке,- что ж, дайте ему ощутить все это, избегая получить его зависимость. Пусть где-то в вашем душевном центре останется ровный свет невозмутимости и отрешенности (можно сказать по Кастанеде- безупречности, хотя это понятие намного шире)- этакое скрытое от нескромных взоров глубокое озерцо, чья поверхность всегда спокойна. Явное безразличие- один из неписаных, но тяжелых грехов, его не прощают; будьте как можно более эффективны в вашей деятельности, но право же, не стоит жить кем-то, чем-то, для кого-то и пр.- иначе озеро быстро расплескается и высохнет. Это тривиальные вещи, но что может быть тривиальнее камня или лужи- когда время от времени вы спотыкаетесь о первый и попадаете во вторую.
Лучше научите человека, как вызывать к себе любовь окружающих, которой ему зачастую недостает. Но сами из уважения к нему останьтесь в стороне. Иначе ваша работа- только средство возвыситься в собственных глазах.
Те, кому приходилось долго заниматься терапией в дневное время, возможно, заметили, что бывают моменты, когда мысленно куда-то уплываешь во время работы с клиентами. Это называется трансовыми состояниями. Если клиент говорит о неприятных переживаниях и состоянии депрессии- вы начинаете реагировать на эти внушения, как любой находящийся в трансе человек. Если у вас «бодрые» и жизнерадостные клиенты, это может оказаться вам полезно. Но если они погружены в депрессию, в конце дня вы можете отправиться домой в ужасном состоянии.
Прекрасные черты вашего характера могут и подвести вас в профессиональной деятельности. Так, Гриндер и Бэндлер приводят случай с женщиной-терапевтом, очень теплой, эмпатичной, сочувствующей. Она работала с клиентом, молодым человеком, который рассказывал, как тяжела его жизнь в семье, с женой, насколько сильна его потребность уйти- что он и сделал. Она отвечала: «Я понимаю, как вы могли это сделать». В таком духе все продолжалось целый час, а потом она повернулась к наблюдателю и спросила, не хочет ли он чего добавить.
Ну, вы уже немного знакомы со стилем Гриндера и Бэндлера и представляете себе, что мог добавить НЛП-ист. Но мы все-таки приведем эту тираду целиком:
«Я встал, посмотрел на этого парня и сказал: «Я хочу сказать тебе, что ты- настоящий молокосос! Заводишь интрижки за спиной жены, а потом приходишь сюда и плачешь в женское плечо. Это тебе ничего не даст, поскольку ты не собираешься ничего менять. Так ты и останешься на всю жизнь таким же несчастным, если сейчас же не вскочишь, не дашь себе хорошего пинка взад, не пойдешь и не скажешь, жене, чего ты от нее хочешь. Скажи ей об этом открыто и ясно, приятными слoвами, и чтобы она поняла, что ей нужно делать. Если ты этого не сделаешь, то навсегда останешься таким несчастным и никто не сможет помочь тебе».
Несколько обалдевший клиент отправился домой и проработал все это со своей жeной. Впоследствии он сообщил, что это было самое важное переживание в его жизни.
Это не означает, что терапевт осуществил более сильное воздействие. Просто для этого парня такой прием был более адекватен, учитывая, что все предыдущее не сработало. Никто не призывает вас с энтузиазмом предаться пресловутым дзэнским техникам, включающим в себя замечательный прием «приведение тяжелого предмета в максимальное соприкосновение с головой клиента».
Женщина-терапевт не была достаточно гибкой в своем поведении. Она делал а единственное, что могла. Это была на редкость приятная женщина. Наверняка существуют люди, по отношению к которым никто никогда не был добрым, поэтому общение с ней оказывало на них определенное влияние. Но вряд ли это помогало им совершить специфические изменения, ради которых они обратились к терапевту.
Если вы терапевт, это отнюдь не означает, что вы должны себя «накручивать». Эмпатия может сыграть с вами недобрую шутку. Представьте себе, что к вам приходят с жалобами такого рода: «Выходя на улицу, я испытываю фобическую реакцию, сильную тошноту, головокружение, меня начинает качать». Если вы перестараетесь с отражением, вполне можете заболеть.
У многих после дня работы в психотерапии или преподавании бывает ощущение, будто они, уходя домой, что-то с собой уносят. Терапевту часто приходится слышать о боли, печали, пустоте, страдании, болезнях и прочих грустных вещах. Вживаясь в них вслед за посетителями, вы можете создать проблемы себе самому, вместо того, чтобы помочь другому.
В завершение этой главы скажем, что нам нравится традиция «не пациент, а клиент», и с вашего позволения, мы продолжим ее придерживаться. Согласитесь, что слово «клиент» точнее, а кроме того, не пахнет лекарствами, унылой очередью в коридоре и жутковатыми плакатами на стенках.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи