ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ СВОБОДНОГО ДЫХАНИЯ - КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ВЫСОТАМ ДУХОВНОГО ПРОСВЕТЛЕНИЯ.

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
На семинарах по Свободному Дыханию участники часто спраши­вают, почему нет еще ни одного просветленного в рядах тренеров и инструкторов, преподающих и практикующих пять элементов?

Часто в расширенных состояниях сознания люди испытывают то состояние, которое можно, в терминологии Ф. Перлза, обозначить как мини-саттори. На самом деле почти все участники семинаров испы­тывают состояние удивительной внутренней целостности и мира со всем существующим, живым и неживым.

Главная проблема не в том, испытывают ли люди состояние про­светленности, а в том, чтобы удержаться, пребывать в этом состоя­нии, интегрировать его в жизнь. Быстрыми темпами расширяется дви­жение Свободного Дыхания у нас в стране. Уже в каждом крупном городе имеются центры Свободного Дыхания. Что привлекает людей к изучению этой техники? В первую очередь то, что Свободное Дыха­ние помогает им:

ТВОРИТЕ И МЕНЯЙТЕСЬ - НИ ОДИН КОНТЕКСТ НЕ РАБОТА­ЕТ ВО ВСЕХ СИТУАЦИЯХ.

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Активное доверие

Последняя фраза предыдущего пункта — «Творите и меняйтесь» — относится не только к гибкости контекста, свободе выбора отноше­ния. Она относится ко всем четырем принципам. Творите и меняй­тесь, потому что идеальных рецептов жизни просто не существует. Люди на протяжении всей истории человечества искали этот рецепт, создавали системы и мировоззрения, но все они либо не работали, либо работали очень ограниченно (например, эзотерические духовные прак­тики), либо приводили совсем не к тем результатам (например, ком­мунистический эксперимент). Более того, такой рецепт просто невоз­можен. Жизнь по природе своей несовершенна. Она не может быть закончена, не может достичь точки, в которой все уже произошло и достигнуто. Жизнь — это постоянное несовершенство, постоянное изменение, постоянное становление.

Рецептов нет. Есть сама жизнь, которую вы проживаете. И у каж­дого из нас есть выбор, как ее прожить. Активное доверие означает применение предыдущих четырех принципов к самому потоку жиз­ни. Расслабление — как доверие жизни, дыхание вместе с жизнью, внимание к изменчивому и многообразному лику жизни, гибкость, способность меняться вместе с жизнью.

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ СВОБОДНОГО ДЫХАНИЯ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Особое значение для эффективного прохождения процесса Сво­бодного Дыхания имеет соблюдение пяти его элементов. По сути, каж­дый элемент — это определенный навык, и человека можно научить самостоятельно его вырабатывать.

Пять элементов Свободного Дыхания — составляющие единого процесса, которые являются инструментами достижения его макси­мальной эффективности и полноты. Каждый элемент — это умение, в котором можно неограниченно совершенствоваться. Рассмотрим пос­ледовательно все эти элементы:

• полное расслабление;

• связное дыхание;

• объемное внимание;

• гибкость контекста;

• активное доверие.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС: СТРУКТУРА И ДИНАМИКА

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Психодуховный кризис является особым этапом в развитии лич­ности, когда инициируется процесс объединения внутренних подси­стем материального, социального и духовного «Я» в единое целостное пространство, наступает время переоценки всех ценностей, и в этом процессе личность начинает переосмысливать свое место в жизни и основные экзистенции.

Еще в начале 1990-х годов мы рассматривали психическое простран­ство как систему, с одной стороны, ограниченную индивидуальным «Я» и физическими структурами тела, с другой — открытую опыту всего человечества и духовным реалиям бытия. Во время психодухов­ного кризиса начинается процесс трансценденции индивидуальных ограничений и перехода на более целостный уровень существования.

Этот процесс отражен во многих духовных направлениях челове­чества и является неотъемлемой частью личностного развития. Но чтобы изначально четко ограничить предмет нашего обсуждения, мы хотим описать наше понимание психодуховного кризиса.

Анализ слов «псюхе» и «дух» уже показывает нам правильный век­тор размышлений над предметом нашей книги и одновременно на уров­не словесно-логического разворачивания ставит в некоторый тупик.

МУДРОСТЬ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Это «освобождение от двойственности» в христианской мифоло­гии является открытием Царствия Небесного на земле. В эзотеричес­ком, сакральном смысле такое открытие не является состоянием всего положительного и отсутствия отрицательного, но состоянием осуще-.ствления «непротивополагания» или «недвойственности». В «Евангелии от Фомы» написано: «Они сказали ему: Что же, если мы младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих од-1ним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону [как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину од-[ним... тогда вы войдете в [царствие]».

На поверхности возникшей мандалы остаются лишь основные эк­зистенции личности, что воспринимается как самая благородная са­моактуализация в социуме. Примером такого рода в православии мо­гут быть биографии святых Сергия Радонежского, Иоанна Кронштад-ского, Серафима Саровского и др.

МУДРОСТЬ


Рис. 14. Три зоны в личности при освобождении


РАВНОСТНОСТЬ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
«Не-Я» — это просто возможный выбор поведения, деятельности, активности, эмоционального состояния и т. д. Можно интегрировать напряжение между противоположностями, в результате чего возни­кает некое новое пространство в структуре личности. И это новое про­странство мы называем «Равностностью». Это пустое пространство, здесь человек ни с чем не отождествлен и вообще никем не является. Во всех мистических традициях мира человека, который видит исти­ну сквозь иллюзию противоположностей, бинарностей отрицания и утверждения, называют «освобожденным». Поскольку он «свободен от двойственности» противоположностей, он свободен в своей жизни и от всех бессмысленных проблем и конфликтов, вызываемых борь­бой противоположностей, отождествленностей «Я» и «не-Я». Не доб­ро против зла, а ницшеанский выход за пределы добра и зла. Не жизнь против смерти, а центр осознания, превосходящий и то, и другое. Са­мосовершенствование и достижение Равностности заключается не в том, чтобы структурировать бинарность и добиваться «положитель­ного прогресса» в психотерапевтическом процессе. Смысл Равностно­сти состоит в том, чтобы объединять и гармонизировать противопо­ложности — как положительные, так и отрицательные, открывая за пределами «Я» и «не-Я» ту основу, которая превосходит и включает в себя обе полярности.

ХАОС И КОСМОС В ЛИЧНОСТИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Мы уже указывали, что на первом этапе изменения личность дви­жется к «Я»-потенциальному. Этот этап связан с социальной и психо­логической реализацией личности. Затем наступает тупик, человек проявлен — исчезает перспектива самосовершенствования. При дос­тижении самореализации у человека возникает ощущение невыноси­мой легкости жизни.

Жизнь становится удивительно доступной и понятной. Ты отда­ешь энергию пространству, а пространство начинает питать тебя еще больше. Это напоминает ситуацию, когда маленький ребенок начина­ет говорить, и окружающие его взрослые испытывают огромный эн­тузиазм по этому поводу. Умение говорить — это своеобразная точка реализации ребенка.

В точке реализации человек перестает встречать сопротивление. Наступает некий застой в самосовершенствовании. Человеку некуда меняться. Реализуется так называемый кризис стабильности. Все есть, но само постоянство и стабильность невыносимы.

Именно эта невыносимая тоска стабильности вызывает к жизни одну из главных потребностей человека — потребность к изменению. С одной стороны, личность стремится к внутреннему космосу и по­рядку, с другой стороны, заявляет о себе тенденция к первичному ха­осу, дестабилизации.

СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Стержень человека — это «Я»-социальное. Личность и группа под­держивают нормальный баланс, когда их не «сносит» в какую-то сторо­ну. Внутренняя идея гармонии личности и социальных общностей зак­лючается в триединстве этих эго-идентификаций: «Я»-духовного, «Я»-материального, «Я»-социального. Важна идея баланса. Только тогда, когда поддерживаешь баланс, выглядишь социально успешным человеком. Если в триединстве «Я»-материального, «Я»-социальногои и «Я»-духов-ного происходит перекос, появляется преступность, какие-то негатив­ные и деструктивные, девиантные элементы в поведении и т. д.

СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР


«Я»-материальное «Я «-социальное

Рис. 10. Соотношение структур «Я»


ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Первая тенденция, которая существует в индивиде и манифести­руется на всех уровнях, подструктурах личности, — это расширение пространства. Мы уже писали, что понятие тенденции было введено В. Н. Мясшцевым в его психологии отношений и понимается как на­пряженная направленность психической активности человека. Что касается нашего осмысления первой тенденции, то мы должны при­нять тезис Мясищева о том, что потребности как одна сторона основ­ного отношения «можно определить как конативную (от латинского слова сопаге — 'стремиться', 'домогаться') тенденцию овладения».

Пока человек или группа расширяет пространство своего «Я»-ма­териального, это считается позитивным эволюционным и биографи­ческим шагом. Детское стремление «стать большим» (овладеть боль­шим — если перефразировать тезис Мясищева) доминирует в чело­веке и в группе до тех пор, пока они имеют достаточный уровень ви­тальности. Вещи становятся элементом тела, материального «Я». К телу и материальным вещам человек относится как к наиболее значимым, наиболее важным элементам индивидуального бытия. Когда мы говорим «Он (она) или группа имеет вес», то указание на чисто материаль­ную сторону (вес — понятие физическое) показывает, что «Я»-мате­риальное в человеке и в оценке группы значимы. Чем «раздутее» Яч, тем он (человек) ценнее не только в социальном плане, но и в плане внутренней самооценки, значимости принадлежности к группе.

ТЕАТРЫ СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Когда я сформулировал название этой главы, кто-то во мне захи­хикал и сказал: «Какой ты несерьезный». Я сразу откликнулся на эту критику и начал придумывать другие названия: «Теоретические под­ходы к пониманию сознания», «Теории сознания в психологии», «Кон­цептуальное пространство понятия «сознание» в психологии»... Сей­час я почувствовал даже какой-то энтузиазм в продуцировании этих обозначений.

Вспомнились слова великого Гегеля: «Если вы скажете, что Бог един, это верно. И если вы скажете: нет, Он двоичен, это тоже верно. И если вы скажете: Он троичен, то это верно, ибо такова природа мира».

Сейчас мне очень хочется оставить прежнее название этой главы, тем более, что суть вещей не изменяется от того, как мы их называем, и вообще — «такова природа мира».

Театр — красивая метафора для любой теории, а для теории созна­ния в особенности.

ПРОГРАММА И АНАЛИТИЧЕСКАЯ СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КЛИЕНТОМ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Отмечая эту чрезвычайно важную для человеческого сознания за­кономерность, мы должны понимать, что для реальной работы в прак­тической психологии или психотерапии нам нужны определенные кар­ты сознания, обладающие тремя качествами:

• относительной адекватностью по отношению к психической реальности;

• доступностью для понимания;

• удобством для применения.

Понимая и принимая всю сложность описания целостностей пси­хической реальности, вначале мы все-таки сделаем несколько замеча­ний по топологической соотнесенности этих целостностей, а также их динамическим, генетическим и энергетическим характеристикам.

Топологически те целостные системы, интеграция или частичная трансформация которых осуществляется в психотерапевтическом процессе, локализируются в структуре бессознательного, но представ­лены и проявлены в сознательной деятельности человека со всей ее сложной многоуровневой архитектоникой, в его поведении, способе мышления и наполнения смыслами внешней и внутренней реальнос­ти, в творчестве и спонтанности.

ЯЗЫКИ СОЗНАНИЯ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Концепция языков сознания для нас является попыткой описать то сложное содержание феноменов, которое определяет индивидуальную субъектную реальность.

Субъектная реальность — это индивидуальное и уникальное вос­приятие-представление о внутренней и внешней реальности, которое формируется в процессе социализации и является интегративным образованием, определяющим эмоциональные, когнитивные и пове­денческие особенности реагирования индивида на стимульное содер­жание внутренней и внешней среды.

В 1994 году мы предложили для обозначения субъектной реальнос­ти термин «карты психической реальности», основываясь на идее о том, что вся реальность, данная нам в модальностях опыта, является продуктом самой психической организации, которую сознание напол­няет структурой, смыслом, отношением и переживанием.

Эксперименты, проведенные нами с экстраординарными состоя­ниями сознания за последние 12 лет, показали, что термин субъектной реальности более подходит, так как объемлет не только способы отра­жения привычных модальностей опыта, но и феномены интерперсо­нального и трансперсонального характера, далеко выходящие за их пределы. При этом субъектность преполагает только одну значимую переменную — существование индивидуального свободного сознания, не обусловленную даже самой средой функционирования.