На семинарах по Свободному Дыханию участники часто спрашивают, почему нет еще ни одного просветленного в рядах тренеров и инструкторов, преподающих и практикующих пять элементов?
Часто в расширенных состояниях сознания люди испытывают то состояние, которое можно, в терминологии Ф. Перлза, обозначить как мини-саттори. На самом деле почти все участники семинаров испытывают состояние удивительной внутренней целостности и мира со всем существующим, живым и неживым.
Главная проблема не в том, испытывают ли люди состояние просветленности, а в том, чтобы удержаться, пребывать в этом состоянии, интегрировать его в жизнь. Быстрыми темпами расширяется движение Свободного Дыхания у нас в стране. Уже в каждом крупном городе имеются центры Свободного Дыхания. Что привлекает людей к изучению этой техники? В первую очередь то, что Свободное Дыхание помогает им:
Часто в расширенных состояниях сознания люди испытывают то состояние, которое можно, в терминологии Ф. Перлза, обозначить как мини-саттори. На самом деле почти все участники семинаров испытывают состояние удивительной внутренней целостности и мира со всем существующим, живым и неживым.
Главная проблема не в том, испытывают ли люди состояние просветленности, а в том, чтобы удержаться, пребывать в этом состоянии, интегрировать его в жизнь. Быстрыми темпами расширяется движение Свободного Дыхания у нас в стране. Уже в каждом крупном городе имеются центры Свободного Дыхания. Что привлекает людей к изучению этой техники? В первую очередь то, что Свободное Дыхание помогает им:
Активное доверие
Последняя фраза предыдущего пункта — «Творите и меняйтесь» — относится не только к гибкости контекста, свободе выбора отношения. Она относится ко всем четырем принципам. Творите и меняйтесь, потому что идеальных рецептов жизни просто не существует. Люди на протяжении всей истории человечества искали этот рецепт, создавали системы и мировоззрения, но все они либо не работали, либо работали очень ограниченно (например, эзотерические духовные практики), либо приводили совсем не к тем результатам (например, коммунистический эксперимент). Более того, такой рецепт просто невозможен. Жизнь по природе своей несовершенна. Она не может быть закончена, не может достичь точки, в которой все уже произошло и достигнуто. Жизнь — это постоянное несовершенство, постоянное изменение, постоянное становление.
Рецептов нет. Есть сама жизнь, которую вы проживаете. И у каждого из нас есть выбор, как ее прожить. Активное доверие означает применение предыдущих четырех принципов к самому потоку жизни. Расслабление — как доверие жизни, дыхание вместе с жизнью, внимание к изменчивому и многообразному лику жизни, гибкость, способность меняться вместе с жизнью.
Последняя фраза предыдущего пункта — «Творите и меняйтесь» — относится не только к гибкости контекста, свободе выбора отношения. Она относится ко всем четырем принципам. Творите и меняйтесь, потому что идеальных рецептов жизни просто не существует. Люди на протяжении всей истории человечества искали этот рецепт, создавали системы и мировоззрения, но все они либо не работали, либо работали очень ограниченно (например, эзотерические духовные практики), либо приводили совсем не к тем результатам (например, коммунистический эксперимент). Более того, такой рецепт просто невозможен. Жизнь по природе своей несовершенна. Она не может быть закончена, не может достичь точки, в которой все уже произошло и достигнуто. Жизнь — это постоянное несовершенство, постоянное изменение, постоянное становление.
Рецептов нет. Есть сама жизнь, которую вы проживаете. И у каждого из нас есть выбор, как ее прожить. Активное доверие означает применение предыдущих четырех принципов к самому потоку жизни. Расслабление — как доверие жизни, дыхание вместе с жизнью, внимание к изменчивому и многообразному лику жизни, гибкость, способность меняться вместе с жизнью.
Особое значение для эффективного прохождения процесса Свободного Дыхания имеет соблюдение пяти его элементов. По сути, каждый элемент — это определенный навык, и человека можно научить самостоятельно его вырабатывать.
Пять элементов Свободного Дыхания — составляющие единого процесса, которые являются инструментами достижения его максимальной эффективности и полноты. Каждый элемент — это умение, в котором можно неограниченно совершенствоваться. Рассмотрим последовательно все эти элементы:
• полное расслабление;
• связное дыхание;
• объемное внимание;
• гибкость контекста;
• активное доверие.
Пять элементов Свободного Дыхания — составляющие единого процесса, которые являются инструментами достижения его максимальной эффективности и полноты. Каждый элемент — это умение, в котором можно неограниченно совершенствоваться. Рассмотрим последовательно все эти элементы:
• полное расслабление;
• связное дыхание;
• объемное внимание;
• гибкость контекста;
• активное доверие.
Психодуховный кризис является особым этапом в развитии личности, когда инициируется процесс объединения внутренних подсистем материального, социального и духовного «Я» в единое целостное пространство, наступает время переоценки всех ценностей, и в этом процессе личность начинает переосмысливать свое место в жизни и основные экзистенции.
Еще в начале 1990-х годов мы рассматривали психическое пространство как систему, с одной стороны, ограниченную индивидуальным «Я» и физическими структурами тела, с другой — открытую опыту всего человечества и духовным реалиям бытия. Во время психодуховного кризиса начинается процесс трансценденции индивидуальных ограничений и перехода на более целостный уровень существования.
Этот процесс отражен во многих духовных направлениях человечества и является неотъемлемой частью личностного развития. Но чтобы изначально четко ограничить предмет нашего обсуждения, мы хотим описать наше понимание психодуховного кризиса.
Анализ слов «псюхе» и «дух» уже показывает нам правильный вектор размышлений над предметом нашей книги и одновременно на уровне словесно-логического разворачивания ставит в некоторый тупик.
Еще в начале 1990-х годов мы рассматривали психическое пространство как систему, с одной стороны, ограниченную индивидуальным «Я» и физическими структурами тела, с другой — открытую опыту всего человечества и духовным реалиям бытия. Во время психодуховного кризиса начинается процесс трансценденции индивидуальных ограничений и перехода на более целостный уровень существования.
Этот процесс отражен во многих духовных направлениях человечества и является неотъемлемой частью личностного развития. Но чтобы изначально четко ограничить предмет нашего обсуждения, мы хотим описать наше понимание психодуховного кризиса.
Анализ слов «псюхе» и «дух» уже показывает нам правильный вектор размышлений над предметом нашей книги и одновременно на уровне словесно-логического разворачивания ставит в некоторый тупик.
Это «освобождение от двойственности» в христианской мифологии является открытием Царствия Небесного на земле. В эзотерическом, сакральном смысле такое открытие не является состоянием всего положительного и отсутствия отрицательного, но состоянием осуще-.ствления «непротивополагания» или «недвойственности». В «Евангелии от Фомы» написано: «Они сказали ему: Что же, если мы младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих од-1ним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону [как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину од-[ним... тогда вы войдете в [царствие]».
На поверхности возникшей мандалы остаются лишь основные экзистенции личности, что воспринимается как самая благородная самоактуализация в социуме. Примером такого рода в православии могут быть биографии святых Сергия Радонежского, Иоанна Кронштад-ского, Серафима Саровского и др.
На поверхности возникшей мандалы остаются лишь основные экзистенции личности, что воспринимается как самая благородная самоактуализация в социуме. Примером такого рода в православии могут быть биографии святых Сергия Радонежского, Иоанна Кронштад-ского, Серафима Саровского и др.
Рис. 14. Три зоны в личности при освобождении
«Не-Я» — это просто возможный выбор поведения, деятельности, активности, эмоционального состояния и т. д. Можно интегрировать напряжение между противоположностями, в результате чего возникает некое новое пространство в структуре личности. И это новое пространство мы называем «Равностностью». Это пустое пространство, здесь человек ни с чем не отождествлен и вообще никем не является. Во всех мистических традициях мира человека, который видит истину сквозь иллюзию противоположностей, бинарностей отрицания и утверждения, называют «освобожденным». Поскольку он «свободен от двойственности» противоположностей, он свободен в своей жизни и от всех бессмысленных проблем и конфликтов, вызываемых борьбой противоположностей, отождествленностей «Я» и «не-Я». Не добро против зла, а ницшеанский выход за пределы добра и зла. Не жизнь против смерти, а центр осознания, превосходящий и то, и другое. Самосовершенствование и достижение Равностности заключается не в том, чтобы структурировать бинарность и добиваться «положительного прогресса» в психотерапевтическом процессе. Смысл Равностности состоит в том, чтобы объединять и гармонизировать противоположности — как положительные, так и отрицательные, открывая за пределами «Я» и «не-Я» ту основу, которая превосходит и включает в себя обе полярности.
Мы уже указывали, что на первом этапе изменения личность движется к «Я»-потенциальному. Этот этап связан с социальной и психологической реализацией личности. Затем наступает тупик, человек проявлен — исчезает перспектива самосовершенствования. При достижении самореализации у человека возникает ощущение невыносимой легкости жизни.
Жизнь становится удивительно доступной и понятной. Ты отдаешь энергию пространству, а пространство начинает питать тебя еще больше. Это напоминает ситуацию, когда маленький ребенок начинает говорить, и окружающие его взрослые испытывают огромный энтузиазм по этому поводу. Умение говорить — это своеобразная точка реализации ребенка.
В точке реализации человек перестает встречать сопротивление. Наступает некий застой в самосовершенствовании. Человеку некуда меняться. Реализуется так называемый кризис стабильности. Все есть, но само постоянство и стабильность невыносимы.
Именно эта невыносимая тоска стабильности вызывает к жизни одну из главных потребностей человека — потребность к изменению. С одной стороны, личность стремится к внутреннему космосу и порядку, с другой стороны, заявляет о себе тенденция к первичному хаосу, дестабилизации.
Жизнь становится удивительно доступной и понятной. Ты отдаешь энергию пространству, а пространство начинает питать тебя еще больше. Это напоминает ситуацию, когда маленький ребенок начинает говорить, и окружающие его взрослые испытывают огромный энтузиазм по этому поводу. Умение говорить — это своеобразная точка реализации ребенка.
В точке реализации человек перестает встречать сопротивление. Наступает некий застой в самосовершенствовании. Человеку некуда меняться. Реализуется так называемый кризис стабильности. Все есть, но само постоянство и стабильность невыносимы.
Именно эта невыносимая тоска стабильности вызывает к жизни одну из главных потребностей человека — потребность к изменению. С одной стороны, личность стремится к внутреннему космосу и порядку, с другой стороны, заявляет о себе тенденция к первичному хаосу, дестабилизации.
Стержень человека — это «Я»-социальное. Личность и группа поддерживают нормальный баланс, когда их не «сносит» в какую-то сторону. Внутренняя идея гармонии личности и социальных общностей заключается в триединстве этих эго-идентификаций: «Я»-духовного, «Я»-материального, «Я»-социального. Важна идея баланса. Только тогда, когда поддерживаешь баланс, выглядишь социально успешным человеком. Если в триединстве «Я»-материального, «Я»-социальногои и «Я»-духов-ного происходит перекос, появляется преступность, какие-то негативные и деструктивные, девиантные элементы в поведении и т. д.
«Я»-материальное «Я «-социальное
Рис. 10. Соотношение структур «Я»
Рис. 10. Соотношение структур «Я»
Первая тенденция, которая существует в индивиде и манифестируется на всех уровнях, подструктурах личности, — это расширение пространства. Мы уже писали, что понятие тенденции было введено В. Н. Мясшцевым в его психологии отношений и понимается как напряженная направленность психической активности человека. Что касается нашего осмысления первой тенденции, то мы должны принять тезис Мясищева о том, что потребности как одна сторона основного отношения «можно определить как конативную (от латинского слова сопаге — 'стремиться', 'домогаться') тенденцию овладения».
Пока человек или группа расширяет пространство своего «Я»-материального, это считается позитивным эволюционным и биографическим шагом. Детское стремление «стать большим» (овладеть большим — если перефразировать тезис Мясищева) доминирует в человеке и в группе до тех пор, пока они имеют достаточный уровень витальности. Вещи становятся элементом тела, материального «Я». К телу и материальным вещам человек относится как к наиболее значимым, наиболее важным элементам индивидуального бытия. Когда мы говорим «Он (она) или группа имеет вес», то указание на чисто материальную сторону (вес — понятие физическое) показывает, что «Я»-материальное в человеке и в оценке группы значимы. Чем «раздутее» Яч, тем он (человек) ценнее не только в социальном плане, но и в плане внутренней самооценки, значимости принадлежности к группе.
Пока человек или группа расширяет пространство своего «Я»-материального, это считается позитивным эволюционным и биографическим шагом. Детское стремление «стать большим» (овладеть большим — если перефразировать тезис Мясищева) доминирует в человеке и в группе до тех пор, пока они имеют достаточный уровень витальности. Вещи становятся элементом тела, материального «Я». К телу и материальным вещам человек относится как к наиболее значимым, наиболее важным элементам индивидуального бытия. Когда мы говорим «Он (она) или группа имеет вес», то указание на чисто материальную сторону (вес — понятие физическое) показывает, что «Я»-материальное в человеке и в оценке группы значимы. Чем «раздутее» Яч, тем он (человек) ценнее не только в социальном плане, но и в плане внутренней самооценки, значимости принадлежности к группе.
Когда я сформулировал название этой главы, кто-то во мне захихикал и сказал: «Какой ты несерьезный». Я сразу откликнулся на эту критику и начал придумывать другие названия: «Теоретические подходы к пониманию сознания», «Теории сознания в психологии», «Концептуальное пространство понятия «сознание» в психологии»... Сейчас я почувствовал даже какой-то энтузиазм в продуцировании этих обозначений.
Вспомнились слова великого Гегеля: «Если вы скажете, что Бог един, это верно. И если вы скажете: нет, Он двоичен, это тоже верно. И если вы скажете: Он троичен, то это верно, ибо такова природа мира».
Сейчас мне очень хочется оставить прежнее название этой главы, тем более, что суть вещей не изменяется от того, как мы их называем, и вообще — «такова природа мира».
Театр — красивая метафора для любой теории, а для теории сознания в особенности.
Вспомнились слова великого Гегеля: «Если вы скажете, что Бог един, это верно. И если вы скажете: нет, Он двоичен, это тоже верно. И если вы скажете: Он троичен, то это верно, ибо такова природа мира».
Сейчас мне очень хочется оставить прежнее название этой главы, тем более, что суть вещей не изменяется от того, как мы их называем, и вообще — «такова природа мира».
Театр — красивая метафора для любой теории, а для теории сознания в особенности.
Отмечая эту чрезвычайно важную для человеческого сознания закономерность, мы должны понимать, что для реальной работы в практической психологии или психотерапии нам нужны определенные карты сознания, обладающие тремя качествами:
• относительной адекватностью по отношению к психической реальности;
• доступностью для понимания;
• удобством для применения.
Понимая и принимая всю сложность описания целостностей психической реальности, вначале мы все-таки сделаем несколько замечаний по топологической соотнесенности этих целостностей, а также их динамическим, генетическим и энергетическим характеристикам.
Топологически те целостные системы, интеграция или частичная трансформация которых осуществляется в психотерапевтическом процессе, локализируются в структуре бессознательного, но представлены и проявлены в сознательной деятельности человека со всей ее сложной многоуровневой архитектоникой, в его поведении, способе мышления и наполнения смыслами внешней и внутренней реальности, в творчестве и спонтанности.
• относительной адекватностью по отношению к психической реальности;
• доступностью для понимания;
• удобством для применения.
Понимая и принимая всю сложность описания целостностей психической реальности, вначале мы все-таки сделаем несколько замечаний по топологической соотнесенности этих целостностей, а также их динамическим, генетическим и энергетическим характеристикам.
Топологически те целостные системы, интеграция или частичная трансформация которых осуществляется в психотерапевтическом процессе, локализируются в структуре бессознательного, но представлены и проявлены в сознательной деятельности человека со всей ее сложной многоуровневой архитектоникой, в его поведении, способе мышления и наполнения смыслами внешней и внутренней реальности, в творчестве и спонтанности.
Концепция языков сознания для нас является попыткой описать то сложное содержание феноменов, которое определяет индивидуальную субъектную реальность.
Субъектная реальность — это индивидуальное и уникальное восприятие-представление о внутренней и внешней реальности, которое формируется в процессе социализации и является интегративным образованием, определяющим эмоциональные, когнитивные и поведенческие особенности реагирования индивида на стимульное содержание внутренней и внешней среды.
В 1994 году мы предложили для обозначения субъектной реальности термин «карты психической реальности», основываясь на идее о том, что вся реальность, данная нам в модальностях опыта, является продуктом самой психической организации, которую сознание наполняет структурой, смыслом, отношением и переживанием.
Эксперименты, проведенные нами с экстраординарными состояниями сознания за последние 12 лет, показали, что термин субъектной реальности более подходит, так как объемлет не только способы отражения привычных модальностей опыта, но и феномены интерперсонального и трансперсонального характера, далеко выходящие за их пределы. При этом субъектность преполагает только одну значимую переменную — существование индивидуального свободного сознания, не обусловленную даже самой средой функционирования.
Субъектная реальность — это индивидуальное и уникальное восприятие-представление о внутренней и внешней реальности, которое формируется в процессе социализации и является интегративным образованием, определяющим эмоциональные, когнитивные и поведенческие особенности реагирования индивида на стимульное содержание внутренней и внешней среды.
В 1994 году мы предложили для обозначения субъектной реальности термин «карты психической реальности», основываясь на идее о том, что вся реальность, данная нам в модальностях опыта, является продуктом самой психической организации, которую сознание наполняет структурой, смыслом, отношением и переживанием.
Эксперименты, проведенные нами с экстраординарными состояниями сознания за последние 12 лет, показали, что термин субъектной реальности более подходит, так как объемлет не только способы отражения привычных модальностей опыта, но и феномены интерперсонального и трансперсонального характера, далеко выходящие за их пределы. При этом субъектность преполагает только одну значимую переменную — существование индивидуального свободного сознания, не обусловленную даже самой средой функционирования.