ТЕАТРЫ СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Когда я сформулировал название этой главы, кто-то во мне захи­хикал и сказал: «Какой ты несерьезный». Я сразу откликнулся на эту критику и начал придумывать другие названия: «Теоретические под­ходы к пониманию сознания», «Теории сознания в психологии», «Кон­цептуальное пространство понятия «сознание» в психологии»... Сей­час я почувствовал даже какой-то энтузиазм в продуцировании этих обозначений.

Вспомнились слова великого Гегеля: «Если вы скажете, что Бог един, это верно. И если вы скажете: нет, Он двоичен, это тоже верно. И если вы скажете: Он троичен, то это верно, ибо такова природа мира».

Сейчас мне очень хочется оставить прежнее название этой главы, тем более, что суть вещей не изменяется от того, как мы их называем, и вообще — «такова природа мира».

Театр — красивая метафора для любой теории, а для теории созна­ния в особенности.

Я закончил факультет психологии 1983 году и с тех пор активно занимался преподавательской работой. Я читал лекции по психологии перед инженерами на военном заводе в г. Перми. Помню свой вос­торг, когда вполне взрослые и разумные люди задавали мне вопросы о путях стабилизации трудовых коллективов, взаимоотношениях с кол­легами, о своих личностных проблемах, и я отвечал на эти вопросы. Я был доволен вопросами, они были довольны моими ответами. Игра была такая: «Посоветоваться со специалистом».

С 1985 года я начал работать со студентами — сначала в Ярослав­ском педагогическом институте, потом в Ярославском университете.

Осознание концептуальных моделей сознания как места, где разыг­рывается действо (драма или трагедия, комедия или фарс), произош­ло на иркутском семинаре «Комплексный тренинг интегративных пси­хотехнологий». Рассказав и продемонстрировав несколько десятков моделей сознания, я сам вдруг понял две вещи:

1) что они ВСЕ правильно и достоверно объясняют сознание;

2) есть возможность эффективно работать с клиентом и добивать­ся хороших результатов внутри каждой модели.

Мы хотим чрезвычайно схематично обрисовать театры сознания, популярные в концептуальных моделях интенсивных психотехнологий

Широкое распространение психотехнологий, использующих связ­ное осознанное дыхание, началось в странах СНГ после первой совет­ско-американской конференции по Свободному Дыханию, которая состоялась в Москве в июне 1990 года Термин «Свободное Дыхание» был предложен в 1989 году как нейтральное объединяющее название для различных методов работы со связным осознанным дыханием, таких как Rebirthing (ребефинг), Holotropic Breath (холотропное дыха­ние), Vivation (вайвейшн) и других (11, 13, 39). Классическое представ­ление о Свободном Дыхании как целостной психотехнологии самосо­вершенствования и интеграции впервые было изложено мной в 1991 году в книге «Практика Свободного Дыхания».

Чтобы быть точнее, нужно указать на то, что в европейской тради­ции впервые понятие свободного естественного дыхания было пред­ложено в 30-х годах XX столетия Вильгельмом Райхом, учеником Зиг­мунда Фрейда. Само словосочетание «свободное дыхание» встречает­ся еще в канонических проповедях Будды Шакьямуни.

Во всех направлениях интенсивных психотехнологий кардиналь­но важное значение имеют такие понятия, как «бессознательное» и «сознание». Эти понятия связаны со сложнейшей проблемой общей психологии. Если о сознании написано великое множество трудов как в русле философии, так и в русле психологии, то само существование бессознательного было признано несомненным только после публика­ции работ французской психоневрологической школы и исследова­ний по психоанализу.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.