Стержень человека — это «Я»-социальное. Личность и группа поддерживают нормальный баланс, когда их не «сносит» в какую-то сторону. Внутренняя идея гармонии личности и социальных общностей заключается в триединстве этих эго-идентификаций: «Я»-духовного, «Я»-материального, «Я»-социального. Важна идея баланса. Только тогда, когда поддерживаешь баланс, выглядишь социально успешным человеком. Если в триединстве «Я»-материального, «Я»-социальногои и «Я»-духов-ного происходит перекос, появляется преступность, какие-то негативные и деструктивные, девиантные элементы в поведении и т. д.
Все эти три подсистемы имеют достаточно выраженную и реальную связь между собой. «Я»-социальное может служить и находиться в функциональном подчинении по отношению к «Я»-духовному, оно может полностью служить и находиться в соподчинении с «Я»-материальным. «Я»-материальное может служить и подчиняться в мотивационно-по-требностном отношении «Я»-духовному, может полностью быть обусловленным и детерминированным мотивами «Я»-социального.
«Я» — это сложное системное образование, внутри которого каждая подструктура имеет с другими связь, взаимовлияние, взаимодействие и взаимообусловленность. Что касается внутренней структуры этих глобальных компонентов: «Я»-материального, «Я»-социального, «Я»-духовного, — то они тоже имеют между собой взаимосвязи и некую взаимообусловленность.
У любой личности и группы существует теоретическая возможность идентифицироваться с любой эго-структурой, но в основном эта возможность, этот выбор больше является теоретическим предположением, чем реальным фактом. Человек всегда обусловлен, детерминирован структурой идентификаций, доминирующими тенденциями, сформированными отношениями, и во многом свобода выбора является больше философским или психологическим предположением фантастического содержания.
«Я»-идентификации отличаются:
1) по содержанию;
2) по значимости и объему занимаемого пространства в структуре личности (внутри эго-идентификации любая структура занимает определенную территорию, они различаются как бы по площади). Например, идентификация «я — красивая женщина» может затмить все остальные;
3) мерой устойчивости;
4) временем существования.
Любая личность («Я») обладает неоспоримой индивидуальностью |за счет неповторимой мозаики «Я»-идентификаций.
Большинство людей идентифицированы с «Я»-материальным. Одновременно есть люди, для которых важнее социальный статус (игро-|ки в социальные игры и карьеру — мы их видим каждый день по теле-|визору и встречаем на работе). Социальное «Я» вытесняет духовное и (материальное «Я».
Достаточно редко встречаются ситуации, когда «Я»-духовное до-I минирует над всеми остальными. В качестве примера мы можем привести жизнь схимника или святого — жизнь как духовный путь (Будда, у которого из материального были только плащ и кружка для подаяний, а социального статуса не было вообще). В групповом смысле это различные духовные сообщества: братства, монастырские общины, | сангхьи и др.
Личность во временном континууме
Кроме структурной идентификации мы можем выделить также и идентификацию Эго во временном континууме.
Нужно заметить, что содержание всех структурных элементов «Я» зависит от фиксации в континууме времени прошлое — настоящее — будущее.
Существуют личности и группы, которые живут прошлыми структурами Эго. Очень редко личность живет настоящим Эго. Чрезвычайно важно то, что человек и общности живут в основном в перспективе Эго. Именно перспектива Эго является мотиватором, основной движущей силой активности личности и группы. То есть человек не живет, а собирается жить завтра. Жизненная перспектива Эго в «Я»-иден-тификации является основной движущей силой, структурой активации Эго. Например, кто-то живет для того, чтобы защитить докторскую диссертацию, другой — чтобы вырастить детей, третий — чтобы заработать 1000 долларов, четвертый — построить дом, пятый — стать мэром города. Перспектива может не осознаваться, но всегда является силой побуждения к активности. Наш взгляд на то, что может с нами произойти в будущем, связан с нашим подчас очень значимым поведением. Действия, ориентированные на будущее: диета, занятия спортом, отказ от курения, распорядок, — обусловлены нашими образами себя и мыслями о себе в будущем. Перспективы могут быть ближними — во временном интервале недели или даже месяца (я хочу сдать в типографию сборник «Звезды Ярославской психологии» через неделю). Основная часть ежедневной активности регулируется целями, которые связаны не с текущим взглядом индивида на себя (реальное «Я»), но с тем, что может быть возможным для индивида в отдаленном будущем.
Иногда перспективная цель может быть абсурдной, но очень привлекательной, в таких ситуациях человек и человеческие сообщества готовы проживать настоящее «несмотря ни на что» (примером может служить семидесятилетний эксперимент строительства коммунизма в Советском Союзе).
Есть люди, которые живут прошлым: «я — был...». Это может быть их основной способ манифестации в «здесь и сейчас».
Смысл личности и группы заключается не столько в том, какую структуру они имеют, сколько в том, насколько они проявлены в обществе и насколько манифестирует свои способности и задатки. В основном человек себя не знает, не знает своих возможностей, способностей и сомневается в них.
«Я»-реальное и «Я»-потенциальное
Личность и группа не знают до конца возможного внутреннего пространства самоидентификации, и «Я»-реальное занимает меньшее пространство, чем «Я»-потенциальное (см. рис. 11). Если бы мы могли изобразить пространство «Я» в виде совершенной мандалы — круга, погруженного своими связями в социум, то могли бы заметить, что люди отличаются часто не по объему «Я»-потенциального, а по степени его проявления в «Я»-реальном. «Я»-потенциальное состоит из двух больших подструктур:
• Возможные «Я» — это осознаваемые личностью представления о том, каким он может стать, каким он хотел бы стать и каким боится стать. Совокупность возможных «Я», содержащихся в системе «Я» индивида, — это сознательные манифестации целей, стремлений, мотивов, страхов и опасений. Возможные «Я» придают личностной динамике специфическое развитие когнитивной сферы, организацию, направление и релевантный для индивида смысл. Они служат существенной связью между «Я-концепцией» и мотивацией. Возможные «Я» представляют собой не смутные надежды на абстрактно хорошую (или плохую) жизнь, но обладают конкретными качествами: здоровье (нездоровье), богатство (нищета), иметь автомобиль определенной марки, людей, которые любят (ненавидят) его.
• Ресурсные «Я» — как правило, не осознаваемая личностью потенциальность, нереализованные способности человека. Ресурсные «Я» проявляются в экстремальных ситуациях, в пиковых творческих состояниях, аффектах, психодуховных переживаниях высокой значимости и интенсивности, в ситуациях полной включенности в выполняемую деятельность и сопровождаются особыми чувствами полноты жизни, наслаждения, нуминозности опыта. Соприкосновение с ресурсными «Я» является значимым мотиватором в реализации личности. Движущей силой мотива является потребность в повторении некоторого психофизического состояния, желание еще раз «попасть» в переживание. В силу того, что мы в состоянии запланировать и реализовать только действия, но не можем в определенное время запланировать и прожить психическое состояние (через пять минут я буду счастлив) , то в соответствии с этой логикой человеку очень трудно запрограммировать эмоциональные состояния. Еще мы могли бы заметить, что они отличаются по силе и множеству связей с социумом, который часто является индикатором и ценителем степени реализованности личности.
Рис. 11. Соотношение «Я»-реального и «Я«-потенциального
Это связано с тем, что человек и группа структурированы не только изнутри, но в основном они внешне поле-обусловлены и от них ожидают способностей и возможностей, зависящих от того, какое место они заняли в социальных структурах. Человек имеет некое представление о себе, которое в основном касается «Я»-реального: «Я такой». Еще Ф. С. Перлз писал: «В настоящее время средний человек реализуется только на 5%, в лучшем случае до 15%. Человек, которому доступны 25% его потенциала, уже считается гением [...] от85% до 95% теряется... А причина тому очень проста: мы живем по шаблонам, по поведенческим штампам...» [3, С. 9]. С одной стороны, раскрывать свой потенциал, свои способности в витальном, энергетическом отношении, достаточно трудно, потому что ожидания уже структурированы в обществе. С другой стороны, структурно измениться достаточно трудно, потому что любая подструктура личности закреплена еще и в обществе, а общество очень ригидно. Человеку достаточно легко живется с тем, с чем он адаптирован (будь это алкоголик, директор завода, академик или крестьянин), разница заключается в том, что Эго является способом адаптации к обществу. Люди, которые или спонтанно, или с помощью каких-то специальных техник, тренингов и т. д. соприкасаясь со своими возможностями, как правило, раскрывают «Я»-потенциальное. Сильным мотиватором движения к «Я»-потенциальному может служить также кризис личностного или психодуховного характера.
Первичный путь самосовершенствования — это движение к «Я»-потенциальному. Пока мы движемся к «Я»-потенциальному, сама трансформация не встречает ни внутреннего, ни внешнего сопротивления. Из точки внутренней самооценки изменения были ожидаемы, и личность как бы интуитивно догадывалась об этих своих возможностях.
С точки зрения социума, движение тоже ожидаемо и не находится в противоречии, так как социум сам заинтересован в активном преодолении личности. Социум живет за счет самопроявления «Я». Энергия высвободившегося «Я»-потенциального является питательной средой для социума. Реально человек идентифицируется с какой-то частью себя. Начиная свое путешествие в «Я»-потенциальное, он узнает свои нераскрытые способности. Прорыв может осуществиться в любую сферу. Он может быть осуществлен в потенциально-«Я»-матери-альное, в потенциально-«Я»-социальное, в потенциально-«Я»-духовное.
Из «Я»-реального жизнь, структура жизни и жизненные перспективы описаны абсолютно четко. На первых порах «Я»-потенциальное шокирует саму личность и ее окружение. Но социум заинтересован в том, чтобы личность давала больше энергии, была активнее. И в силу того, что раскрываются возможности человека, он начинает выбрасывать огромное количество энергии в социум, и социум приветствует это. Когда личность, Эго достигает «Я»-потенциального, она достигает самоактуализации и реализации. Это может быть психодуховный путь, материальный путь, путь социальных игр. Когда человек начинает реализовываться, он находит новое пространство, где не только сам деятельностно проявляется, но и получает положительное подкрепление в виде славы, карьеры, духовных почестей или каких-то материальных ценностей, а иногда все в сочетании.
Реализация группы в «Я»-потенциальном наступает в тот момент, когда она достигает уровня коллектива по всем параметрам.
Когда человек достигает своей потенциала, критерием достижения «Я»-потенциального является «ощущение невыносимой легкости жизни». Точка реализации отличается тем, что получаешь все, что хочешь, еще не успев подумать.
Это состояние реализации можно обозначить как «поток», оно является оптимальным как для результатов, так и для самого субъекта.
Как правило, состояние «потока» знакомо практически всем по игровой деятельности. Гораздо меньше людей встречаются с ним в процессе труда. Состояние «потока» в аффективном измерении маркируется чувством глубокого удовлетворения, на мотивационном уровне — желанием продолжать деятельность, на когнитивном — степенью и легкостью концентрации. Имеются и другие общие признаки этого состояния, идентичные состоянию «потока».
Такой опыт, безусловно, является оптимальным для человека и группы. Он позволяет упорядочить случайный поток жизни субъекта, дает базовое чувство опоры. Потенциально это наиболее творческий, наиболее завершенный вид опыта, помогающий человеку и группе экспериментировать в новых условиях, взаимодействуя с новыми вызовами.
Что касается изменений группы, то мы можем остановиться на этапе коллектива в описании групповой динамики. Мы делаем этот шаг намеренно, так как уверены в том, что дальнейшее развитие группы невозможно. Мы не верим в коллективное просветление и в коллективное достижение «Изначального».
Таким образом, первый шаг — это рефлексия себя, своей эго-струк-туры. Это честный анализ своего Эго. Второй шаг — движение к «Я»-потенциальному.
Сознание как живая открытая система обладает качеством гомеос-таза. Причем это свойство является некой центростремительной силой, которая обеспечивает постоянство и стабильность личностной структуры. Когда мы начинаем обратное движение, «отпуская» отождествленные фрагменты «Я», и устанавливаем, что это «не-Я», что этим качеством или статусом, ролью я не являюсь, как раз и происходит процесс самосовершенствовании.
Процесс изменения личности и группы всегда связаны с тем, что они отпускают какие-то части своей структуры, разотождествляются с ними.
«Я»-материальное «Я «-социальное
Рис. 10. Соотношение структур «Я»
Рис. 10. Соотношение структур «Я»
Все эти три подсистемы имеют достаточно выраженную и реальную связь между собой. «Я»-социальное может служить и находиться в функциональном подчинении по отношению к «Я»-духовному, оно может полностью служить и находиться в соподчинении с «Я»-материальным. «Я»-материальное может служить и подчиняться в мотивационно-по-требностном отношении «Я»-духовному, может полностью быть обусловленным и детерминированным мотивами «Я»-социального.
«Я» — это сложное системное образование, внутри которого каждая подструктура имеет с другими связь, взаимовлияние, взаимодействие и взаимообусловленность. Что касается внутренней структуры этих глобальных компонентов: «Я»-материального, «Я»-социального, «Я»-духовного, — то они тоже имеют между собой взаимосвязи и некую взаимообусловленность.
У любой личности и группы существует теоретическая возможность идентифицироваться с любой эго-структурой, но в основном эта возможность, этот выбор больше является теоретическим предположением, чем реальным фактом. Человек всегда обусловлен, детерминирован структурой идентификаций, доминирующими тенденциями, сформированными отношениями, и во многом свобода выбора является больше философским или психологическим предположением фантастического содержания.
«Я»-идентификации отличаются:
1) по содержанию;
2) по значимости и объему занимаемого пространства в структуре личности (внутри эго-идентификации любая структура занимает определенную территорию, они различаются как бы по площади). Например, идентификация «я — красивая женщина» может затмить все остальные;
3) мерой устойчивости;
4) временем существования.
Любая личность («Я») обладает неоспоримой индивидуальностью |за счет неповторимой мозаики «Я»-идентификаций.
Большинство людей идентифицированы с «Я»-материальным. Одновременно есть люди, для которых важнее социальный статус (игро-|ки в социальные игры и карьеру — мы их видим каждый день по теле-|визору и встречаем на работе). Социальное «Я» вытесняет духовное и (материальное «Я».
Достаточно редко встречаются ситуации, когда «Я»-духовное до-I минирует над всеми остальными. В качестве примера мы можем привести жизнь схимника или святого — жизнь как духовный путь (Будда, у которого из материального были только плащ и кружка для подаяний, а социального статуса не было вообще). В групповом смысле это различные духовные сообщества: братства, монастырские общины, | сангхьи и др.
Личность во временном континууме
Кроме структурной идентификации мы можем выделить также и идентификацию Эго во временном континууме.
Нужно заметить, что содержание всех структурных элементов «Я» зависит от фиксации в континууме времени прошлое — настоящее — будущее.
Существуют личности и группы, которые живут прошлыми структурами Эго. Очень редко личность живет настоящим Эго. Чрезвычайно важно то, что человек и общности живут в основном в перспективе Эго. Именно перспектива Эго является мотиватором, основной движущей силой активности личности и группы. То есть человек не живет, а собирается жить завтра. Жизненная перспектива Эго в «Я»-иден-тификации является основной движущей силой, структурой активации Эго. Например, кто-то живет для того, чтобы защитить докторскую диссертацию, другой — чтобы вырастить детей, третий — чтобы заработать 1000 долларов, четвертый — построить дом, пятый — стать мэром города. Перспектива может не осознаваться, но всегда является силой побуждения к активности. Наш взгляд на то, что может с нами произойти в будущем, связан с нашим подчас очень значимым поведением. Действия, ориентированные на будущее: диета, занятия спортом, отказ от курения, распорядок, — обусловлены нашими образами себя и мыслями о себе в будущем. Перспективы могут быть ближними — во временном интервале недели или даже месяца (я хочу сдать в типографию сборник «Звезды Ярославской психологии» через неделю). Основная часть ежедневной активности регулируется целями, которые связаны не с текущим взглядом индивида на себя (реальное «Я»), но с тем, что может быть возможным для индивида в отдаленном будущем.
Иногда перспективная цель может быть абсурдной, но очень привлекательной, в таких ситуациях человек и человеческие сообщества готовы проживать настоящее «несмотря ни на что» (примером может служить семидесятилетний эксперимент строительства коммунизма в Советском Союзе).
Есть люди, которые живут прошлым: «я — был...». Это может быть их основной способ манифестации в «здесь и сейчас».
Смысл личности и группы заключается не столько в том, какую структуру они имеют, сколько в том, насколько они проявлены в обществе и насколько манифестирует свои способности и задатки. В основном человек себя не знает, не знает своих возможностей, способностей и сомневается в них.
«Я»-реальное и «Я»-потенциальное
Личность и группа не знают до конца возможного внутреннего пространства самоидентификации, и «Я»-реальное занимает меньшее пространство, чем «Я»-потенциальное (см. рис. 11). Если бы мы могли изобразить пространство «Я» в виде совершенной мандалы — круга, погруженного своими связями в социум, то могли бы заметить, что люди отличаются часто не по объему «Я»-потенциального, а по степени его проявления в «Я»-реальном. «Я»-потенциальное состоит из двух больших подструктур:
• Возможные «Я» — это осознаваемые личностью представления о том, каким он может стать, каким он хотел бы стать и каким боится стать. Совокупность возможных «Я», содержащихся в системе «Я» индивида, — это сознательные манифестации целей, стремлений, мотивов, страхов и опасений. Возможные «Я» придают личностной динамике специфическое развитие когнитивной сферы, организацию, направление и релевантный для индивида смысл. Они служат существенной связью между «Я-концепцией» и мотивацией. Возможные «Я» представляют собой не смутные надежды на абстрактно хорошую (или плохую) жизнь, но обладают конкретными качествами: здоровье (нездоровье), богатство (нищета), иметь автомобиль определенной марки, людей, которые любят (ненавидят) его.
• Ресурсные «Я» — как правило, не осознаваемая личностью потенциальность, нереализованные способности человека. Ресурсные «Я» проявляются в экстремальных ситуациях, в пиковых творческих состояниях, аффектах, психодуховных переживаниях высокой значимости и интенсивности, в ситуациях полной включенности в выполняемую деятельность и сопровождаются особыми чувствами полноты жизни, наслаждения, нуминозности опыта. Соприкосновение с ресурсными «Я» является значимым мотиватором в реализации личности. Движущей силой мотива является потребность в повторении некоторого психофизического состояния, желание еще раз «попасть» в переживание. В силу того, что мы в состоянии запланировать и реализовать только действия, но не можем в определенное время запланировать и прожить психическое состояние (через пять минут я буду счастлив) , то в соответствии с этой логикой человеку очень трудно запрограммировать эмоциональные состояния. Еще мы могли бы заметить, что они отличаются по силе и множеству связей с социумом, который часто является индикатором и ценителем степени реализованности личности.
Рис. 11. Соотношение «Я»-реального и «Я«-потенциального
Это связано с тем, что человек и группа структурированы не только изнутри, но в основном они внешне поле-обусловлены и от них ожидают способностей и возможностей, зависящих от того, какое место они заняли в социальных структурах. Человек имеет некое представление о себе, которое в основном касается «Я»-реального: «Я такой». Еще Ф. С. Перлз писал: «В настоящее время средний человек реализуется только на 5%, в лучшем случае до 15%. Человек, которому доступны 25% его потенциала, уже считается гением [...] от85% до 95% теряется... А причина тому очень проста: мы живем по шаблонам, по поведенческим штампам...» [3, С. 9]. С одной стороны, раскрывать свой потенциал, свои способности в витальном, энергетическом отношении, достаточно трудно, потому что ожидания уже структурированы в обществе. С другой стороны, структурно измениться достаточно трудно, потому что любая подструктура личности закреплена еще и в обществе, а общество очень ригидно. Человеку достаточно легко живется с тем, с чем он адаптирован (будь это алкоголик, директор завода, академик или крестьянин), разница заключается в том, что Эго является способом адаптации к обществу. Люди, которые или спонтанно, или с помощью каких-то специальных техник, тренингов и т. д. соприкасаясь со своими возможностями, как правило, раскрывают «Я»-потенциальное. Сильным мотиватором движения к «Я»-потенциальному может служить также кризис личностного или психодуховного характера.
Первичный путь самосовершенствования — это движение к «Я»-потенциальному. Пока мы движемся к «Я»-потенциальному, сама трансформация не встречает ни внутреннего, ни внешнего сопротивления. Из точки внутренней самооценки изменения были ожидаемы, и личность как бы интуитивно догадывалась об этих своих возможностях.
С точки зрения социума, движение тоже ожидаемо и не находится в противоречии, так как социум сам заинтересован в активном преодолении личности. Социум живет за счет самопроявления «Я». Энергия высвободившегося «Я»-потенциального является питательной средой для социума. Реально человек идентифицируется с какой-то частью себя. Начиная свое путешествие в «Я»-потенциальное, он узнает свои нераскрытые способности. Прорыв может осуществиться в любую сферу. Он может быть осуществлен в потенциально-«Я»-матери-альное, в потенциально-«Я»-социальное, в потенциально-«Я»-духовное.
Из «Я»-реального жизнь, структура жизни и жизненные перспективы описаны абсолютно четко. На первых порах «Я»-потенциальное шокирует саму личность и ее окружение. Но социум заинтересован в том, чтобы личность давала больше энергии, была активнее. И в силу того, что раскрываются возможности человека, он начинает выбрасывать огромное количество энергии в социум, и социум приветствует это. Когда личность, Эго достигает «Я»-потенциального, она достигает самоактуализации и реализации. Это может быть психодуховный путь, материальный путь, путь социальных игр. Когда человек начинает реализовываться, он находит новое пространство, где не только сам деятельностно проявляется, но и получает положительное подкрепление в виде славы, карьеры, духовных почестей или каких-то материальных ценностей, а иногда все в сочетании.
Реализация группы в «Я»-потенциальном наступает в тот момент, когда она достигает уровня коллектива по всем параметрам.
Когда человек достигает своей потенциала, критерием достижения «Я»-потенциального является «ощущение невыносимой легкости жизни». Точка реализации отличается тем, что получаешь все, что хочешь, еще не успев подумать.
Это состояние реализации можно обозначить как «поток», оно является оптимальным как для результатов, так и для самого субъекта.
Как правило, состояние «потока» знакомо практически всем по игровой деятельности. Гораздо меньше людей встречаются с ним в процессе труда. Состояние «потока» в аффективном измерении маркируется чувством глубокого удовлетворения, на мотивационном уровне — желанием продолжать деятельность, на когнитивном — степенью и легкостью концентрации. Имеются и другие общие признаки этого состояния, идентичные состоянию «потока».
Такой опыт, безусловно, является оптимальным для человека и группы. Он позволяет упорядочить случайный поток жизни субъекта, дает базовое чувство опоры. Потенциально это наиболее творческий, наиболее завершенный вид опыта, помогающий человеку и группе экспериментировать в новых условиях, взаимодействуя с новыми вызовами.
Что касается изменений группы, то мы можем остановиться на этапе коллектива в описании групповой динамики. Мы делаем этот шаг намеренно, так как уверены в том, что дальнейшее развитие группы невозможно. Мы не верим в коллективное просветление и в коллективное достижение «Изначального».
Таким образом, первый шаг — это рефлексия себя, своей эго-струк-туры. Это честный анализ своего Эго. Второй шаг — движение к «Я»-потенциальному.
Сознание как живая открытая система обладает качеством гомеос-таза. Причем это свойство является некой центростремительной силой, которая обеспечивает постоянство и стабильность личностной структуры. Когда мы начинаем обратное движение, «отпуская» отождествленные фрагменты «Я», и устанавливаем, что это «не-Я», что этим качеством или статусом, ролью я не являюсь, как раз и происходит процесс самосовершенствовании.
Процесс изменения личности и группы всегда связаны с тем, что они отпускают какие-то части своей структуры, разотождествляются с ними.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи