Функции средств обучения. Характеристика основных средств, используемых для обеспечения коррекционио-образовательного процесса в системе специального образования. Принципы отбора средств обучении в специальном образовании.
Учебная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна при использовании традиционных средств. Средства должны соответствовать принципам и целям специального образования.
- средства показывают, насколько они делают обучение доступным для ребенка
- учитывает познавательные возможности на различных возрастных этапах
- обеспечивает требуемый уровень сознательности и прочности усвоения знаний
- приводит к формированию навыков самостоятельного приобретения знаний
- учитывает индивидуальные возможности
- дает возможность сочетания фронтальной и индивидуальной работы
- дифференцируют подходы к обучению
- способствуют развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации.
Учебная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна при использовании традиционных средств. Средства должны соответствовать принципам и целям специального образования.
- средства показывают, насколько они делают обучение доступным для ребенка
- учитывает познавательные возможности на различных возрастных этапах
- обеспечивает требуемый уровень сознательности и прочности усвоения знаний
- приводит к формированию навыков самостоятельного приобретения знаний
- учитывает индивидуальные возможности
- дает возможность сочетания фронтальной и индивидуальной работы
- дифференцируют подходы к обучению
- способствуют развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации.
Появляется большое количество специальных учреждений для таких категорий граждан Психолого-медико-педагогическая консультация - это диагностико-коррекционное, постоянно действующее учреждение. Основная задача - выявить и комплексно обследовать детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска, создание индивидуально- реабилитационных программ. Консультации работают в сотрудничестве с разными учреждениями (образования, здравоохранения).
Деятельность этого учреждения сложна. Лишь в редких случаях удается поставить диагноз сразу. Поэтому диагностическая деятельность регулируется рядом принципов:
- необходимо использовать апробированные методики обследования
- ребенка должны обследовать все необходимые специалисты с последующим обсуждением и принятием коллективного решения
- ребенок должен изучаться комплексно в физическом, психически, социальном плане
- изучается не только состояние ребенка на сегодняшний день, но и онтогенез его развития
- необходимо выявление первичного дефекта и вытекающих от него нарушений вторичного порядка
- выявление уровня развития ребенка в процессе упражнений, насколько принимает помощь
- принцип индивидуального подхода, где нельзя ребенка формально подвести под ту или иную категорию отклонения. У ребенка может наблюдаться не 1, а 2 первичных дефекта.
Реабилитационные центры осуществляют свою деятельность на основе принципа комплексной помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Правовой базой создания таких центров является приказ Министерства социальной защиты РФ от 14 декабря 1994г., утверждающий Примерное положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Основные задачи:
- выявление и учет детей, нуждающихся в специальной помощи,
- ранняя диагностика и раннее вмешательство,
- пролонгированное изучение личности ребенка,
- коррекция отклонений в развитии в процессе учебно-воспитательной и лечебно- восстановительной работы,
- профессиональное ориентирование.
Включает в себя отделения: диагностики и разработки программ социальной реабилитации, медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, Дневного и стационарного пребывания.
Деятельность этого учреждения сложна. Лишь в редких случаях удается поставить диагноз сразу. Поэтому диагностическая деятельность регулируется рядом принципов:
- необходимо использовать апробированные методики обследования
- ребенка должны обследовать все необходимые специалисты с последующим обсуждением и принятием коллективного решения
- ребенок должен изучаться комплексно в физическом, психически, социальном плане
- изучается не только состояние ребенка на сегодняшний день, но и онтогенез его развития
- необходимо выявление первичного дефекта и вытекающих от него нарушений вторичного порядка
- выявление уровня развития ребенка в процессе упражнений, насколько принимает помощь
- принцип индивидуального подхода, где нельзя ребенка формально подвести под ту или иную категорию отклонения. У ребенка может наблюдаться не 1, а 2 первичных дефекта.
Реабилитационные центры осуществляют свою деятельность на основе принципа комплексной помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Правовой базой создания таких центров является приказ Министерства социальной защиты РФ от 14 декабря 1994г., утверждающий Примерное положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Основные задачи:
- выявление и учет детей, нуждающихся в специальной помощи,
- ранняя диагностика и раннее вмешательство,
- пролонгированное изучение личности ребенка,
- коррекция отклонений в развитии в процессе учебно-воспитательной и лечебно- восстановительной работы,
- профессиональное ориентирование.
Включает в себя отделения: диагностики и разработки программ социальной реабилитации, медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, Дневного и стационарного пребывания.
При изучении пpoграммного материала в подготовительной группе предусмотрено опережающее обучение: дошкольников учат грамоте, письму, счету. Это необходимо всвязи с тем, что ребенок с ЗПР переживает более продолжительный период адаптации. Этот период отмечается снижением познавательной активности.
В специальные школы 7 вида обычно направляют детей с ЗПР церебрально- органического генеза. Школа дает цензовое образование. Здесь малая наполняемость классов до 12 человек, охранительный режим, коррекционная направленность обучения по всем предметам, помощь психолога, логопеда и др. В учебный план введен коррекционный курс «Ознакомление с окружающим и развитие речи» и уроки ритмики. Проводятся групповые и индивидуальные занятия. В школе 7 вида в рамках учебного процесса организуется предпрофессиональная подготовка, которая обеспечивает выпускникам возможность самостоятельной трудовой деятельности.
В специальные школы 7 вида обычно направляют детей с ЗПР церебрально- органического генеза. Школа дает цензовое образование. Здесь малая наполняемость классов до 12 человек, охранительный режим, коррекционная направленность обучения по всем предметам, помощь психолога, логопеда и др. В учебный план введен коррекционный курс «Ознакомление с окружающим и развитие речи» и уроки ритмики. Проводятся групповые и индивидуальные занятия. В школе 7 вида в рамках учебного процесса организуется предпрофессиональная подготовка, которая обеспечивает выпускникам возможность самостоятельной трудовой деятельности.
Понятие, функции, целостный подход, характерные особенности, специфика. Исторически сложившиеся системы коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
Пед. процесс - это специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников.
Системы коррекционной работы:
Это система педагогического воздействия на учащихся, направленное на преодоление и ослабление недостатков их развития. Функции:
1. Коррекционно-образовательная функция
A) формирование системы ЗУНов, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности.
Б) формирование реалистичного мировоззрения
B) развитие умственных сил
Г) коррекция отклонений развития познавательной деятельности
2. Коррекционно-воспитательная функция
А) предупреждение и исправление искажений в формировании нравственных качеств, взгдадов, убеждений, ценностей ребенка Б) содействие социализации личности
Пед. процесс - это специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников.
Системы коррекционной работы:
Это система педагогического воздействия на учащихся, направленное на преодоление и ослабление недостатков их развития. Функции:
1. Коррекционно-образовательная функция
A) формирование системы ЗУНов, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности.
Б) формирование реалистичного мировоззрения
B) развитие умственных сил
Г) коррекция отклонений развития познавательной деятельности
2. Коррекционно-воспитательная функция
А) предупреждение и исправление искажений в формировании нравственных качеств, взгдадов, убеждений, ценностей ребенка Б) содействие социализации личности
Задачи школы 8 вида в работе с родителями. Условия эффективности работы. Программа изучения семьи. Формы работы с родителями учащихся.
Задачи;
1. Общие:
- тщательное изучение каждой семьи
- привлечение родителей к педагогической и организационной работе с детьми
- оказание помощи родителям в воспитании детей
- педагогическое просвещение родителей
2. Специфические:
- ознакомление родителей со своеобразием развития и психофизического состояния умственно отсталых школьников
- ознакомление с индивидуальными особенностями ребенка, обусловленными спецификой среды и воспитания
- ознакомление с задачами специальных учреждений ознакомление с содержанием семейного воспитания, методами и приемами коррекциоппого обучения.
Задачи;
1. Общие:
- тщательное изучение каждой семьи
- привлечение родителей к педагогической и организационной работе с детьми
- оказание помощи родителям в воспитании детей
- педагогическое просвещение родителей
2. Специфические:
- ознакомление родителей со своеобразием развития и психофизического состояния умственно отсталых школьников
- ознакомление с индивидуальными особенностями ребенка, обусловленными спецификой среды и воспитания
- ознакомление с задачами специальных учреждений ознакомление с содержанием семейного воспитания, методами и приемами коррекциоппого обучения.
Понятие, цели, задачи, содержание работы. Организационные формы и меры охранительно-педагогического режима. Условия эффективности.
Физическое воспитание - процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности детей, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Цель: укрепление здоровья детей, закаливание организма, профилактика заболеваний, коррекция физических недостатков.
Задачи:
1. Развитие основных двигательных умений и навыков
2. Обеспечение правильного физического развития
3. Укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности
4. Воспитание интереса к занятиям физкультурой
5. Формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта
6. Коррекция основных физических недостатков
7. Воспитание физических недостатков (сила, выносливость)
8. Коррекция крупной и мелкой моторики.
Содержание:
1. Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию организма путем проведения оздоровительных, лечебных, профилактических мероприятий.
Физическое воспитание - процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности детей, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Цель: укрепление здоровья детей, закаливание организма, профилактика заболеваний, коррекция физических недостатков.
Задачи:
1. Развитие основных двигательных умений и навыков
2. Обеспечение правильного физического развития
3. Укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности
4. Воспитание интереса к занятиям физкультурой
5. Формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта
6. Коррекция основных физических недостатков
7. Воспитание физических недостатков (сила, выносливость)
8. Коррекция крупной и мелкой моторики.
Содержание:
1. Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию организма путем проведения оздоровительных, лечебных, профилактических мероприятий.
Понятие, цель, задачи, содержание работы. Формы организации общественно полезной трудовой деятельности. Виды общественно полезного труда.
Трудовое воспитание - совокупность учебно-воспитательных мероприятий, направленных:
- на формирование положительного отношения к труду
- на развитие трудовых умений и навыков
- формирование положительного отношения к людям труда.
Цель: подготовка умственно отсталых учащихся к самостоятельной практической деятельности. Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств: трудолюбия, ответственного отношения к труду, бережного отношения к общественному имуществу.
2. Формирование ЗУНов по определенному трудовому плану.
3. Формирование нравственно-этических представлений, оценок, характеризующих деятельность детей.
4. Развитие способности работы в коллективе, включение в доступные формы трудовой деятельности, коррекция психофизических недостатков средствами труда.
Содержание:
1. Конкретизация знаний о явлениях живого и неживого мира, развитие умственных качеств: внимательность, сообразительность.
2. Закаливание организма, повышение работоспособности.
3. Физическое развитие ребенка при помощи различных видов труда, коррекция психофизических недостатков. Развитие двигательных качеств: точность.
Трудовое воспитание - совокупность учебно-воспитательных мероприятий, направленных:
- на формирование положительного отношения к труду
- на развитие трудовых умений и навыков
- формирование положительного отношения к людям труда.
Цель: подготовка умственно отсталых учащихся к самостоятельной практической деятельности. Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств: трудолюбия, ответственного отношения к труду, бережного отношения к общественному имуществу.
2. Формирование ЗУНов по определенному трудовому плану.
3. Формирование нравственно-этических представлений, оценок, характеризующих деятельность детей.
4. Развитие способности работы в коллективе, включение в доступные формы трудовой деятельности, коррекция психофизических недостатков средствами труда.
Содержание:
1. Конкретизация знаний о явлениях живого и неживого мира, развитие умственных качеств: внимательность, сообразительность.
2. Закаливание организма, повышение работоспособности.
3. Физическое развитие ребенка при помощи различных видов труда, коррекция психофизических недостатков. Развитие двигательных качеств: точность.
1 Сообщение темы урока
2 Сообщение познавательных сведений
3 Демонстрация образца изделия
4 Сообщение сведений о технике безопасности и охране труда
5 Ориентировка в задании. Выбор приемов изготовления изделий.
6 Изготовление изделия по инструкции по плану.
7 Отчет о проделанной работе
8 Оценка качества выполнения изделия.
9 Подведение итогов.
Виды трудового обучения в школе 8 вида:
- столярное дело
- слесарное дело
- картонажно-переплетное дело
- швейное дело
- сельскохозяйственный труд (животноводство, овощеводство, цветоводство)
- профессии строительного направления (штукатур, маляр, плотник).
2 Сообщение познавательных сведений
3 Демонстрация образца изделия
4 Сообщение сведений о технике безопасности и охране труда
5 Ориентировка в задании. Выбор приемов изготовления изделий.
6 Изготовление изделия по инструкции по плану.
7 Отчет о проделанной работе
8 Оценка качества выполнения изделия.
9 Подведение итогов.
Виды трудового обучения в школе 8 вида:
- столярное дело
- слесарное дело
- картонажно-переплетное дело
- швейное дело
- сельскохозяйственный труд (животноводство, овощеводство, цветоводство)
- профессии строительного направления (штукатур, маляр, плотник).
Урок, учебные экскурсии, домашняя учебная работа, специальные коррекционные занятия. Характеристика, требования к организации и проведению.
Формы обучения - это внешне выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы обучения:
1. По охвату детей в процессе обучения:(коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные; внешкольные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4. Специальные коррекционные занятия: (ЛФК; Логопедические занятия; Ритмика;Социально-бытовая ориентировка; )
5. Сопутствующие (дополнительные) занятия: консультации; дополнительные индивидуальные занятия; группы выравнивания; факультативы
6. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.
Урок - форма организации обучения учащихся одного возраста, постоянного состава, по твердому расписанию и единой для всех программе обучения.
Классно-урочная форма в школе 8 вида характеризуется следующими особенностями:
-каждый урок проводится по конкретному предмету
-состав учащихся часто бывает разного возраста, а уровень подготовленности к обучению носит индивидуальный характер
-урочная система реализуется на основе учебного плана и программ, составленных для данного вида учреждений
-важно использовать различные виды и формы познавательной деятельности
-обучение осуществляется под руководством учителя-дефектолога.
Урок является основной формой обучения.
Формы обучения - это внешне выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы обучения:
1. По охвату детей в процессе обучения:(коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные; внешкольные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4. Специальные коррекционные занятия: (ЛФК; Логопедические занятия; Ритмика;Социально-бытовая ориентировка; )
5. Сопутствующие (дополнительные) занятия: консультации; дополнительные индивидуальные занятия; группы выравнивания; факультативы
6. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.
Урок - форма организации обучения учащихся одного возраста, постоянного состава, по твердому расписанию и единой для всех программе обучения.
Классно-урочная форма в школе 8 вида характеризуется следующими особенностями:
-каждый урок проводится по конкретному предмету
-состав учащихся часто бывает разного возраста, а уровень подготовленности к обучению носит индивидуальный характер
-урочная система реализуется на основе учебного плана и программ, составленных для данного вида учреждений
-важно использовать различные виды и формы познавательной деятельности
-обучение осуществляется под руководством учителя-дефектолога.
Урок является основной формой обучения.
Процесс обучения - это двусторонний процесс, в котором проявляется деятельность учителя и учащихся. Олигофренопедагогика рассматривает следующие связанные между собой направления: теория воспитания, теория обучения, система управления специальной школой.
Содержание обучения - система получаемых научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.
Носители содержания образования:
1. Государственный образовательный стандарт для лиц с ограниченными возможностями здоровья.(ГОС)
2. Учебные планы
3. Учебные программы
4. Учебники.
ГОС – это система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражают общественный идеал и учитывает возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (основной нормативный документ, который определяет минимальный необходимый уровень образованности обучаемых.
Структура ГОС:
1.федеральный компонент-определяет нормативы, обеспечение единства образовательного пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры
Содержание обучения - система получаемых научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.
Носители содержания образования:
1. Государственный образовательный стандарт для лиц с ограниченными возможностями здоровья.(ГОС)
2. Учебные планы
3. Учебные программы
4. Учебники.
ГОС – это система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражают общественный идеал и учитывает возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (основной нормативный документ, который определяет минимальный необходимый уровень образованности обучаемых.
Структура ГОС:
1.федеральный компонент-определяет нормативы, обеспечение единства образовательного пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры
Понятие, разработка в олигофренопедагогике, характеристика отдельных принципов, их взаимосвязь)
Принцип - это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которого он выведен путем обобщения.
Дидактические принципы - основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к жизни в обществе. Большой вклад в разработку принципов внесли Грачева, Сеген, Кащенко, Выготский, Грабаров и другие. В дидактике обучения детей с умственной отсталостью используются как общие принципы обучения (применимы и к детям с нормальным развитием), так и специфические принципы (присущие только детям с умственной отсталостью).
Общие принципы:
1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Формирование у школьников познавательных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. В специальной школе он тесно связан с принципом коррекционной направленности обучения.
2. Принцип связи обучения с жизнью. Для этих детей важно знать, зачем нужны те или иные знания, они должны быть закреплены на практике, перенесены в реальную жизнь.
3. Принцип научности и доступности предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. Несмотря на то, что в коррекционной школе содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер.
Принцип - это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которого он выведен путем обобщения.
Дидактические принципы - основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к жизни в обществе. Большой вклад в разработку принципов внесли Грачева, Сеген, Кащенко, Выготский, Грабаров и другие. В дидактике обучения детей с умственной отсталостью используются как общие принципы обучения (применимы и к детям с нормальным развитием), так и специфические принципы (присущие только детям с умственной отсталостью).
Общие принципы:
1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Формирование у школьников познавательных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. В специальной школе он тесно связан с принципом коррекционной направленности обучения.
2. Принцип связи обучения с жизнью. Для этих детей важно знать, зачем нужны те или иные знания, они должны быть закреплены на практике, перенесены в реальную жизнь.
3. Принцип научности и доступности предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. Несмотря на то, что в коррекционной школе содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер.
Специальные школы для умственно отсталых детей прошли в нашей стране длительную эволюцию и доказали свою эффективность. Общие задачи:
1. Создание благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития личности
2. Формирование научно-диалектического мировоззрения
3. Освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, труде, а также приемов самостоятельной деятельности.
Специфическими задачами специальной школы 8 вида являются:
1. Коррекционно-развивающая - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.
2. Адаптационная - предполагает облегчение и поддержку существования в окружающем мире, овладеть теми параметрами, которые необходимы для самостоятельной жизни.
3. Обучение доступному профессиональному труду.
В школы 8 вида поступают дети 7-8 лет с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Обучение ведется в соответствии с 2 вариантами базисных учебных планов: одним - для учащихся с легкой и умеренной степенью у.о., другой - для учащихся с тяжелой степенью у.о. Состав учащихся:
1. Олигофрения в степени дебильности различного генеза, в том числе при болезни Дауна.
2. Органическая деменция негрубой степени, которая возникла из-за инфекции, интоксикации, травматического и других видов поражения мозга.
3. Эпилептическая деменция негрубой степени выраженности при отсутствии дневных судорожных припадков.
4. Шизофреническая деменция негрубой степени выраженности (при отсутствии психопатических расстройств).
1. Создание благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития личности
2. Формирование научно-диалектического мировоззрения
3. Освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, труде, а также приемов самостоятельной деятельности.
Специфическими задачами специальной школы 8 вида являются:
1. Коррекционно-развивающая - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.
2. Адаптационная - предполагает облегчение и поддержку существования в окружающем мире, овладеть теми параметрами, которые необходимы для самостоятельной жизни.
3. Обучение доступному профессиональному труду.
В школы 8 вида поступают дети 7-8 лет с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Обучение ведется в соответствии с 2 вариантами базисных учебных планов: одним - для учащихся с легкой и умеренной степенью у.о., другой - для учащихся с тяжелой степенью у.о. Состав учащихся:
1. Олигофрения в степени дебильности различного генеза, в том числе при болезни Дауна.
2. Органическая деменция негрубой степени, которая возникла из-за инфекции, интоксикации, травматического и других видов поражения мозга.
3. Эпилептическая деменция негрубой степени выраженности при отсутствии дневных судорожных припадков.
4. Шизофреническая деменция негрубой степени выраженности (при отсутствии психопатических расстройств).