Эффективность высшего профессионально-технического образования в России

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Рассмотрим, например, эффективность проведение различных видов учебных занятий очной формы обучения в техническом вузе с позиции их соответствия или противоречия инварианту эффективности профессионально-ориентированного обучения, а следовательно, соответствия тому уровню знаний, умений, навыков, который эти виды учебных занятий объективно могут обеспечить в силу особенностей психических процессов познавательной деятельности субъектов учения (студентов).

На традиционной лекции отсутствует возможность для самостоятельной работы студентов, нет условий для эффективного протекания познавательных процессов мыслительного типа, вследствие чего овладение фундаментальными знаниями на лекционных занятиях для большинства студентов принципиально невозможно. Лекционное занятие для большинства студентов создает условия только для информационного типа познавательных процессов, результат которого – общие представления, выполняющие также функцию стимулирования и мотивации обучения. Функциям информации и мотивации лекционного занятия должны соответствовать как содержание лекции, так и ее форма – отсутствие деталей, выводов формул, отказ от обязательного конспектирования, проблемный характер по содержанию и т.п.

Практические и лабораторные предназначены для приобретения умений, навыков. Эти занятия условно можно разбить на три этапа: подготовка, выполнение и контроль.

При традиционной форме проведения этих видов занятий на важнейшем этапе - подготовительном - преподаватель не управляет процессом обучения, предоставляя студенту полную самостоятельность в работе с учебниками. Работа студента с учебниками самостоятельно, без управления этой работой с помощью специально разработанных и определенным образом структурированных методических пособий малоэффективна в силу отсутствия у студента достаточного опыта и навыков самостоятельной мыслительной деятельности, а также, в большинстве случаев, и времени.

Существенное влияние на снижение эффективности перечисленных видов занятий оказывает также организационный и временной разрыв между этапами подготовки, выполнения и контроля, которые закладываются уже на этапе планирования учебных занятий.

На начальном этапе проведения аудиторного, например, практического занятия преподаватель, питаясь иллюзиями о наличии у студентов фундаментальных знаний, приобретенных на лекциях или самостоятельно, организует опросы, допуски к занятиям объективно неподготовленных студентов, отстраняя их от занятий и создавая дополнительные трудности в организации эффективного учебного процесса.

При традиционной форме проведения лабораторных, практических занятий значительная часть времени и усилий преподавателя уходят на дополнительные пояснения преподавателя сообщение, вербальное предъявление необходимых сведений. При этом, как и на лекции, студент лишается возможности для самостоятельной работы над учебным материалом, а потому полученные при этом знания по прежнему носят информационный характер, что приводит к очевидной низкой эффективности использования учебного времени.

В процессе проведения занятия преподаватель стремится "активизировать" учебный процесс. Используемые при этом такие приемы, как приглашение к доске, ответы на вопросы с места и т.д. только мешают самостоятельной работе студента, а следовательно, еще более снижают эффективность проведения занятия. В итоге объективно не подготовленный студент малопродуктивно проводит время занятия.

Анализ ныне сложившихся в высшем профессиональном (основном и дополнительном) техническом образовании форм, методов, средств обучения с точки зрения обеспечения условий для реализации, актуализации инварианта эффективности показывает, что в большинстве своем сложившаяся технология профессионально-технического обучения обеспечивает условия для информационного типа познавательной деятельности и, соответственно, в конечном итоге, дает малоэффективный информационный уровень образования. А это предопределяет так называемую «профессиональную неграмотность» – мозаичность профессиональных знаний, профессиональную некомпетентность, неумение адекватно решать профессиональные задачи, что становится фактором повышенного риска на производстве и транспорте, умножая своими грубейшими промахами, просчетами и некомпетентностью число аварий и катастроф.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.