Выше была отмечена (см. 2.26.. 2.27) важная роль, которую играют эмоциональные реакции субъекта учения на результаты процесса обучения. С одной стороны, в тактическом плане отрицательные эмоции являются фактором активизации учебно-познавательной и учебно-практической деятельности субъекта учения, а с другой стороны, длительное воздействие отрицательных эмоций негативно влияют на эффективность работы мозга и могут привести к состоянию эмоционального ступора в мыслительной деятельности, а следовательно, к снижению эффективности обучения.
Постоянные положительные эмоции в обучении, в свою очередь, расхолаживают, ослабляют эмоционально-волевые усилия субъекта учения, снижают активность его мыслительной деятельности, что, например, подтверждается снижением активности учебной деятельности студента с достаточным уровнем интеллектуального развития, если уровень сложности, группы предъявляемого ему учебного материала ниже его возможностей.
Управлять процессом обучения так, чтобы создавать тот или иной эмоциональный фон, целенаправленно маневрируя отрицательными и положительными эмоциями в обучении и приводя, в конечном итоге, процесс обучения к положительному эмоциональному балансу на определенном временном интервале – задача преподавателя.
В условиях интерактивного самообучения, наряду с продуманной системой соответствующих организационных и контрольных мероприятий (см. 7.), важная роль в поддержании положительного эмоционального баланса обучения принадлежит интерактивным средствам обучения.
Важным «внутренним» дидактическим фактором, помогающим поддерживать положительный эмоциональный баланс обучения на малых временных интервалах, т.е. практически постоянно, и с меньшими амплитудами колебаний эмоций является многослойное структурирование содержания учебной информации, а также дружественный, диалоговый стиль изложения, применение различных опорных указаний, продуманный самоконтроль и т.п.
Базовым смысловым элементом интерактивных средств самообучения являются смысловые абзацы – минимальные дозы учебной информации, содержащие определенную, законченную мысль. Обычно, при прочтении учебного текста обучающийся читает его несколько раз, определяя, выделяя границы изложения определенной законченной мысли, которую излагает автор, а затем уже, в рамках этого отрезка текста, обучающийся приступает к действиям по его осмыслению и усвоению.
Для субъекта учения с хорошими навыками мыслительной деятельности, с высоким уровнем интеллектуального развития эти умственные операции и действия не вызывают больших затруднений. В случае же недостаточного развития, ослабления навыков мыслительной деятельности необходима косвенная помощь со стороны автора интерактивного средства самообучения в выделении этих смысловых абзацев путем, например, их оцифровки, кадрирования и т.п.
К этим смысловым абзацам добавляется и сопутствующая им, дополнительная, вспомогательная учебная информация, которая служит для пояснения, иллюстрации, уточнения мысли, содержащейся в этом абзаце. В результате получаются смысловые информационные единицы, с помощью которых учебный текст разбивается на «ступени», микродозы учебной информации, которые легче осмыслить, усвоить, а, главное, на которых можно добиться микроуспеха, столь важного для создания рассредоточенного положительного эмоционального баланса в обучении.
Именно дозированность учебной информации в интерактивных средствах самообучения, обеспечивающая движение обучающегося от одного микроуспеха в обучении к другому, создавая положительный эмоциональный фон в обучении помогает ему преодолеть трудный путь к овладению фундаментальными знаниями, на которых строится эффективное профессиональное обучение.
Если объем учебной информации небольшой, то дозированный на смысловые абзацы текст при необходимости объединяют в модули: мотивационный, информационный и т.д. – второй уровень структурирования.
Если объем учебной информации большой, то его следует делить на блоки, состоящие из отдельных частей мотивационного, информационного и других модулей – третий уровень структуризации.
Части, разделы, главы, наряду с перечисленными выше блоками, модулями, смысловыми абзацами и единицами – элементы структурирования, дозирования учебного материала, облегчающие его осмысления, усвоение, создавая рассредоточенный положительный эмоциональный фон обучения и одновременно способствующие развитию, восстановлению, формированию навыков мыслительной деятельности, необходимых для эффективного профессионально-ориентированного обучения, для саморазвития личности обучающегося.
Постоянные положительные эмоции в обучении, в свою очередь, расхолаживают, ослабляют эмоционально-волевые усилия субъекта учения, снижают активность его мыслительной деятельности, что, например, подтверждается снижением активности учебной деятельности студента с достаточным уровнем интеллектуального развития, если уровень сложности, группы предъявляемого ему учебного материала ниже его возможностей.
Управлять процессом обучения так, чтобы создавать тот или иной эмоциональный фон, целенаправленно маневрируя отрицательными и положительными эмоциями в обучении и приводя, в конечном итоге, процесс обучения к положительному эмоциональному балансу на определенном временном интервале – задача преподавателя.
В условиях интерактивного самообучения, наряду с продуманной системой соответствующих организационных и контрольных мероприятий (см. 7.), важная роль в поддержании положительного эмоционального баланса обучения принадлежит интерактивным средствам обучения.
Важным «внутренним» дидактическим фактором, помогающим поддерживать положительный эмоциональный баланс обучения на малых временных интервалах, т.е. практически постоянно, и с меньшими амплитудами колебаний эмоций является многослойное структурирование содержания учебной информации, а также дружественный, диалоговый стиль изложения, применение различных опорных указаний, продуманный самоконтроль и т.п.
Базовым смысловым элементом интерактивных средств самообучения являются смысловые абзацы – минимальные дозы учебной информации, содержащие определенную, законченную мысль. Обычно, при прочтении учебного текста обучающийся читает его несколько раз, определяя, выделяя границы изложения определенной законченной мысли, которую излагает автор, а затем уже, в рамках этого отрезка текста, обучающийся приступает к действиям по его осмыслению и усвоению.
Для субъекта учения с хорошими навыками мыслительной деятельности, с высоким уровнем интеллектуального развития эти умственные операции и действия не вызывают больших затруднений. В случае же недостаточного развития, ослабления навыков мыслительной деятельности необходима косвенная помощь со стороны автора интерактивного средства самообучения в выделении этих смысловых абзацев путем, например, их оцифровки, кадрирования и т.п.
К этим смысловым абзацам добавляется и сопутствующая им, дополнительная, вспомогательная учебная информация, которая служит для пояснения, иллюстрации, уточнения мысли, содержащейся в этом абзаце. В результате получаются смысловые информационные единицы, с помощью которых учебный текст разбивается на «ступени», микродозы учебной информации, которые легче осмыслить, усвоить, а, главное, на которых можно добиться микроуспеха, столь важного для создания рассредоточенного положительного эмоционального баланса в обучении.
Именно дозированность учебной информации в интерактивных средствах самообучения, обеспечивающая движение обучающегося от одного микроуспеха в обучении к другому, создавая положительный эмоциональный фон в обучении помогает ему преодолеть трудный путь к овладению фундаментальными знаниями, на которых строится эффективное профессиональное обучение.
Если объем учебной информации небольшой, то дозированный на смысловые абзацы текст при необходимости объединяют в модули: мотивационный, информационный и т.д. – второй уровень структурирования.
Если объем учебной информации большой, то его следует делить на блоки, состоящие из отдельных частей мотивационного, информационного и других модулей – третий уровень структуризации.
Части, разделы, главы, наряду с перечисленными выше блоками, модулями, смысловыми абзацами и единицами – элементы структурирования, дозирования учебного материала, облегчающие его осмысления, усвоение, создавая рассредоточенный положительный эмоциональный фон обучения и одновременно способствующие развитию, восстановлению, формированию навыков мыслительной деятельности, необходимых для эффективного профессионально-ориентированного обучения, для саморазвития личности обучающегося.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи