Установить все причины и условия, способствующие возникновению девиаций невозможно, но то, что на формирование поведения человека влияют три основные группы факторов: биологические, психологические и социальные, признается всеми учеными.
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Итальянский врачпсихиатр Чезаре Ломброзо (1836 – 1909) связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Он выделил примерно 37 характеристик «врожденного преступного типа». В их числе: «скошенность лба, особенно выдающиеся лобные бугры, выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей, аномалии устанавливались в области сердца, печени, желудка, половых органов...Развитие челюстей у убийц, маленькие глаза у воров, блестящие глаза у изнасилователей, длинные уши и стекловидные глаза у убийц, кривой нос у мошенников, черные волосы у убийц. В качестве профилактических мер борьбы с преступностью Ч.Ломброзо предлагал «своевременное обнаружение с помощью разработанных таблиц внешних признаков всех «врожденных» преступников, до того, как они совершат преступления и немедленное лечение тех из них, кто поддается лечению, а также пожизненное заключение или физическое уничтожение тех, кто ему не поддается». Однако, Ч.Ломброзо игнорировал одну из главных причин, порождающих делинквентность – условия социальной среды.Из современных биологизаторских исследований самой разработанной считается теория американского психолога и врача У.Шелдона, который подчеркивал важность изучения конституции человека. Он считал, что определенное строение тела у людей означает присутствие характерных личностных черт. Он установил, что все люди делятся в соответсвии со свей конституцией на три группы. Наиболее склонны к девиациям мезоморфы, чье тело отличается силой и стройностью, однако они проявляют склонность к беспокойству, активны и не слишком чувствительны (эндоморфы – человек умеренной полноты добродушен, общителен, умеет ладить с людьми, эктоморф – человек, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью).
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Итальянский врачпсихиатр Чезаре Ломброзо (1836 – 1909) связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Он выделил примерно 37 характеристик «врожденного преступного типа». В их числе: «скошенность лба, особенно выдающиеся лобные бугры, выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей, аномалии устанавливались в области сердца, печени, желудка, половых органов...Развитие челюстей у убийц, маленькие глаза у воров, блестящие глаза у изнасилователей, длинные уши и стекловидные глаза у убийц, кривой нос у мошенников, черные волосы у убийц. В качестве профилактических мер борьбы с преступностью Ч.Ломброзо предлагал «своевременное обнаружение с помощью разработанных таблиц внешних признаков всех «врожденных» преступников, до того, как они совершат преступления и немедленное лечение тех из них, кто поддается лечению, а также пожизненное заключение или физическое уничтожение тех, кто ему не поддается». Однако, Ч.Ломброзо игнорировал одну из главных причин, порождающих делинквентность – условия социальной среды.Из современных биологизаторских исследований самой разработанной считается теория американского психолога и врача У.Шелдона, который подчеркивал важность изучения конституции человека. Он считал, что определенное строение тела у людей означает присутствие характерных личностных черт. Он установил, что все люди делятся в соответсвии со свей конституцией на три группы. Наиболее склонны к девиациям мезоморфы, чье тело отличается силой и стройностью, однако они проявляют склонность к беспокойству, активны и не слишком чувствительны (эндоморфы – человек умеренной полноты добродушен, общителен, умеет ладить с людьми, эктоморф – человек, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью).
Анализ литературы показал, что до сегодняшнего дня в отечественной и зарубежной психологопедагогической науке не существует точной хронологии подросткового и юношеского возраста, с которой бы согласились все исследователи. Это связано, прежде всего, с тем, что возрастные границы сугубо индивидуальны и могут иметь значительные различия у отдельных индивидов. Вот одна из возрастных периодизаций, предложенная на международном симпозиуме:
Подростковый возраст: 13-16 лет для мальчиков;
12-15 лет для девочек.
Юношеский возраст: 17-21 для юношей;
16-20 для девушек.
В западной литературе юношеский возраст иногда продлевается до 25 лет.
Возраст с 15 до 17 называют ранним юношеством.
Особое внимание к профилактике различных отклонений в этом возрасте необходимо по трем причинам:
1. Физическое развитие на этом этапе характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета, повышением кровяного давления, быстрым утомлением, головокружениями. Это, конечно, перегрузка для организма, к этому еще добавляется и половое созревание, что ведет к половому влечению. Физиологические изменения делают организм подростка уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, вызывают повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин.
Подростковый возраст: 13-16 лет для мальчиков;
12-15 лет для девочек.
Юношеский возраст: 17-21 для юношей;
16-20 для девушек.
В западной литературе юношеский возраст иногда продлевается до 25 лет.
Возраст с 15 до 17 называют ранним юношеством.
Особое внимание к профилактике различных отклонений в этом возрасте необходимо по трем причинам:
1. Физическое развитие на этом этапе характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета, повышением кровяного давления, быстрым утомлением, головокружениями. Это, конечно, перегрузка для организма, к этому еще добавляется и половое созревание, что ведет к половому влечению. Физиологические изменения делают организм подростка уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, вызывают повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин.
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с наруше-нием социальных норм и правил поведения.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющие-ся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности.
Криминальное поведение – это противоправные поступки, которые влекут за собой уго-ловную ответственность.
Невский И.А. выделил следующие стадии развития отклоняющегося поведения:
- неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
- порицаемое поведение (систематические проступки, осуждение со стороны воспитателей);
- девиантное поведение;
- делинквентное (предпреступное) поведение;
- преступное поведение;
- деструктивное поведение.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с наруше-нием социальных норм и правил поведения.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющие-ся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности.
Криминальное поведение – это противоправные поступки, которые влекут за собой уго-ловную ответственность.
Невский И.А. выделил следующие стадии развития отклоняющегося поведения:
- неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
- порицаемое поведение (систематические проступки, осуждение со стороны воспитателей);
- девиантное поведение;
- делинквентное (предпреступное) поведение;
- преступное поведение;
- деструктивное поведение.
1. Роль сверстников в социальном формировании личности.
2. Официальные объединения.
3. Молодежная субкультура.
4. Специфические черты российской молодежной субкультуры.
5. Неформальные объединения.
Потребность в общении со сверстниками не могут заменить родители или другие взрослые люди. Контакты детей в начальной школе возникает преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость ( место жительства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники ступают в общение тогда, когда для этого есть конкретные предметно-практические основания. Общение подростков по большей части является коллективно-групповым. Важность общения в этом возрасте: общение со сверстниками:
1. важный канал специфической информации;
2. во время общения подростки вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Ценной жизненной школой служат и соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в общении со взрослыми.
3. это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
2. Официальные объединения.
3. Молодежная субкультура.
4. Специфические черты российской молодежной субкультуры.
5. Неформальные объединения.
Потребность в общении со сверстниками не могут заменить родители или другие взрослые люди. Контакты детей в начальной школе возникает преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость ( место жительства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники ступают в общение тогда, когда для этого есть конкретные предметно-практические основания. Общение подростков по большей части является коллективно-групповым. Важность общения в этом возрасте: общение со сверстниками:
1. важный канал специфической информации;
2. во время общения подростки вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Ценной жизненной школой служат и соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в общении со взрослыми.
3. это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека: от замусоривания парков до разгрома магазинов во время массовых беспорядков. Это явление интернационально и в той или иной форме находит свое проявление во всех странах, хотя имеет свою специфику. Вандализм - социальное и экономическое зло; он не только наносит финансовый урон, но и разрушает личность молодых людей.
К сожалению, сколько-нибудь значительных исследований в этой области отечественная социальная педагогика и психология не имеют. В угоду идеологическим стереотипам, явление вандализма достаточно долго связывали у нас в стране с “не нашим” образом жизни, термин “вандализм” до 80-х годов использовался только для обозначения противоправных действий подростков в зарубежных странах, а коль проблема стыдливо умалчивалась, естественно, она не изучалась.
Данные статистики показывают, что характерной чертой вандализма является то, что в его актах участвуют прежде всего молодые люди. До 90% всех арестованных вандалов - молодежь до 25 лет. Пик молодежного вандализма приходится на 11 – 13 лет и занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 14 - 17 лет Убеждают нас в этом и исследования, проведенные американскими специалистами, согласно которым “более половины всех детей и подростков хотя бы раз участвовали в актах вандализма ( 69,6% среди юношей и 50,5% среди девушек)”.
Восприятие вандализма различно в зависимости от того, с чьей точки зрения оно рассматривается: c точки зрения пострадавшего или совершившего это преступление. Пострадавший видит в этом преднамеренное преступление, в то время как подросток рассматривает его как игру для определения роли и статуса каждого члена группы, а также как способ получения более престижного положения в группе сверстников.
Традиционно выдвигаются три гипотезы для объяснения рассматриваемого поведения:
К сожалению, сколько-нибудь значительных исследований в этой области отечественная социальная педагогика и психология не имеют. В угоду идеологическим стереотипам, явление вандализма достаточно долго связывали у нас в стране с “не нашим” образом жизни, термин “вандализм” до 80-х годов использовался только для обозначения противоправных действий подростков в зарубежных странах, а коль проблема стыдливо умалчивалась, естественно, она не изучалась.
Данные статистики показывают, что характерной чертой вандализма является то, что в его актах участвуют прежде всего молодые люди. До 90% всех арестованных вандалов - молодежь до 25 лет. Пик молодежного вандализма приходится на 11 – 13 лет и занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 14 - 17 лет Убеждают нас в этом и исследования, проведенные американскими специалистами, согласно которым “более половины всех детей и подростков хотя бы раз участвовали в актах вандализма ( 69,6% среди юношей и 50,5% среди девушек)”.
Восприятие вандализма различно в зависимости от того, с чьей точки зрения оно рассматривается: c точки зрения пострадавшего или совершившего это преступление. Пострадавший видит в этом преднамеренное преступление, в то время как подросток рассматривает его как игру для определения роли и статуса каждого члена группы, а также как способ получения более престижного положения в группе сверстников.
Традиционно выдвигаются три гипотезы для объяснения рассматриваемого поведения:
Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:
• Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
• Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
Выделяютследующие концептуальные модели в области профилактической деятельности:
-модель аморального поведения, основанная на утверждении греховности употребления психоактивных веществ;
- модель запугивания, основанная на декларации идеи опасности наркотиков;
- познавательная (фактически информационная) модель. В рамках которой потенциальному потребителю предлагают информацию о действии психоактивных веществ и риске, с которым связано их потребление;
• Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
• Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
Выделяютследующие концептуальные модели в области профилактической деятельности:
-модель аморального поведения, основанная на утверждении греховности употребления психоактивных веществ;
- модель запугивания, основанная на декларации идеи опасности наркотиков;
- познавательная (фактически информационная) модель. В рамках которой потенциальному потребителю предлагают информацию о действии психоактивных веществ и риске, с которым связано их потребление;
Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. Исходная точка – переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющего психическое состояние, переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычного волнения при знакомстве с какой либо коллекцией и др.) и фиксация в сознании этой связи. .
Следующий этап аддиктивного поведения “характеризуется формированием определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения. Провоцировать аддикцию начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта.
На третьем этапе аддиктивный ритм становится “стереотипным, привычным типом реагирования на реальную жизнь, Это делает аддиктов “невосприимчивыми к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла. Мотивация искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивной, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение”.
Четвертый этап – полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Аддиктивное поведение не приносят прежнего удовлетворения, контакты с людьми затруднены не только на психологическом, но и на социальном уровне. На этой стадии доверие к аддиктам потеряно, их начинают воспринимать как “конченных”, ни на что хорошее не способных людей”.
Следующий этап аддиктивного поведения “характеризуется формированием определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения. Провоцировать аддикцию начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта.
На третьем этапе аддиктивный ритм становится “стереотипным, привычным типом реагирования на реальную жизнь, Это делает аддиктов “невосприимчивыми к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла. Мотивация искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивной, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение”.
Четвертый этап – полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Аддиктивное поведение не приносят прежнего удовлетворения, контакты с людьми затруднены не только на психологическом, но и на социальном уровне. На этой стадии доверие к аддиктам потеряно, их начинают воспринимать как “конченных”, ни на что хорошее не способных людей”.
1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем.
2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешним проявляемым превосходством.
3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
4. Стремление говорить неправду. Аддикты часто не сдерживают своих обещаний, отличаются необязательностью, несоблюдением договоров. 5.Стремление обвинять других, зная, что они невиновны
6. Стремление уходить от ответственности в принятии решения, взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.
7. Стереотипность, повторяемость поведения. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить.
8. Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.
9. Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.
2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешним проявляемым превосходством.
3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
4. Стремление говорить неправду. Аддикты часто не сдерживают своих обещаний, отличаются необязательностью, несоблюдением договоров. 5.Стремление обвинять других, зная, что они невиновны
6. Стремление уходить от ответственности в принятии решения, взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.
7. Стереотипность, повторяемость поведения. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить.
8. Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.
9. Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.
Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Взаимодействие с неодушевленными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегда гарантирован. Неодушевленными предметами легко манипулировать, поэтому растет уверенность в способности контролировать ситуацию. Манипулятивный стиль переносится и в сферу межличностных контактов.
Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушение адаптации к изменившимся условиям микро- и макросреды. Традиционно в аддиктивное поведение включают: химическую аддикцию:алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение и нехимическую, среди которой:
- нарушение пищевого поведения (переедание, голодание);
- гэмблинг (игровая зависимость- компьютерная аддикция, азартные игры);
- любовная аддикция, сексуальная аддикция;
- работоголизм;
- религиозно-диструктивное поведение.
Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушение адаптации к изменившимся условиям микро- и макросреды. Традиционно в аддиктивное поведение включают: химическую аддикцию:алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение и нехимическую, среди которой:
- нарушение пищевого поведения (переедание, голодание);
- гэмблинг (игровая зависимость- компьютерная аддикция, азартные игры);
- любовная аддикция, сексуальная аддикция;
- работоголизм;
- религиозно-диструктивное поведение.
Социальная реальность питает развитие педагогики, а жизнь вызывает необходимость педагогической целесообразности в развитии социальных процессов на уровне:
• международных отношений;
• национальных общественных отношений;
• социально - педагогических отношений.
1. На уровне международных отношений. Исследования всемирно известного
• Римского Клуба (А. Печчеи “Человеческие качества”, М., 1982) свидетельствуют о наличии глобального кризиса бытия и о неисследованных резервах для его преодоления. Вот некоторые выводы:
• «воспроизводство благ и бесконечный рост потребностей это тупик в развитии человечества».
• для выживания «необходимы разумные запросы и умеренность надежд на их удовлетворение» — это есть условие и результат разумного развития человека, человеческих качеств.
Сохранение этических, общественных и моральных принципов, на
которых испокон веков основывалось благополучие человека актуально и
сегодня.Такой подход может быть выражен в следующих принципах:
• Отказ от «принципа суверенности» и переход к
взаимозависимости”, так как мы все дышим одним воздухом и пьем из одних
и тех же источников”.
• «Принцип взаимозависимости должен стать гарантией жизни и развития,
как для больших, так и для малых государств
• «тшкто не выживет в одиночку за счет угроз другим»;
• «чем выше уровень притязаний, чем выше реальный статус государства,
тем больший вклад оно должно сделать в общее благополучие».
• международных отношений;
• национальных общественных отношений;
• социально - педагогических отношений.
1. На уровне международных отношений. Исследования всемирно известного
• Римского Клуба (А. Печчеи “Человеческие качества”, М., 1982) свидетельствуют о наличии глобального кризиса бытия и о неисследованных резервах для его преодоления. Вот некоторые выводы:
• «воспроизводство благ и бесконечный рост потребностей это тупик в развитии человечества».
• для выживания «необходимы разумные запросы и умеренность надежд на их удовлетворение» — это есть условие и результат разумного развития человека, человеческих качеств.
Сохранение этических, общественных и моральных принципов, на
которых испокон веков основывалось благополучие человека актуально и
сегодня.Такой подход может быть выражен в следующих принципах:
• Отказ от «принципа суверенности» и переход к
взаимозависимости”, так как мы все дышим одним воздухом и пьем из одних
и тех же источников”.
• «Принцип взаимозависимости должен стать гарантией жизни и развития,
как для больших, так и для малых государств
• «тшкто не выживет в одиночку за счет угроз другим»;
• «чем выше уровень притязаний, чем выше реальный статус государства,
тем больший вклад оно должно сделать в общее благополучие».
Содержания науки определяется через выявление научных основ и закономерностей, определение предмета, цели и функций, разработку методов и форм. Социальная педагогика не исключение. Для определения научного статуса науки надо выявить истоки, изучить современное состояние и определить источники развития.
Первая черта научного статуса социальной педагогнкгi- истоки развития, исторические предпосылки современного этапа развития, закономерности сложившиеся в истории развития различных наук и жизненных явлений, а именно развитие:
• научных теорий о человеке,
• этнокультурных и религиозных учений.,
• социально культурных явлений,
• социальной политики.,
• социальных общественных движений.
Вывод: Закономерности развития социальной педагогики как науки лежат в сфере гуманитарных и социальных наук, а также в реальной практике общественной и культурной жизни, что и можно назвать истоками развития.
Вторая черта научного статуса: современное состояние социальной педагогшси, которое можно характеризовать как этап становления или превращения её в самостоятелыгую область знаний. Сегодня не достаточно чётко определены границы науки и практики, а именно:
• не полностью выявлены истоки и источники развития,
• нет чёткости в определении методологических основ,
• не разработана теория социальной педагогики как специфической отрасли знаний,
• не сформирована система социально-педагогической практики.,
• не точно определены функции специалистов по социальной педагогической работе.
Первая черта научного статуса социальной педагогнкгi- истоки развития, исторические предпосылки современного этапа развития, закономерности сложившиеся в истории развития различных наук и жизненных явлений, а именно развитие:
• научных теорий о человеке,
• этнокультурных и религиозных учений.,
• социально культурных явлений,
• социальной политики.,
• социальных общественных движений.
Вывод: Закономерности развития социальной педагогики как науки лежат в сфере гуманитарных и социальных наук, а также в реальной практике общественной и культурной жизни, что и можно назвать истоками развития.
Вторая черта научного статуса: современное состояние социальной педагогшси, которое можно характеризовать как этап становления или превращения её в самостоятелыгую область знаний. Сегодня не достаточно чётко определены границы науки и практики, а именно:
• не полностью выявлены истоки и источники развития,
• нет чёткости в определении методологических основ,
• не разработана теория социальной педагогики как специфической отрасли знаний,
• не сформирована система социально-педагогической практики.,
• не точно определены функции специалистов по социальной педагогической работе.
Известно, что профессиональное образование – это триединый процесс обучения, воспитания и развития.
Что касается обучения, то для него можно определить диагностируемые цели, опираясь на государственное образовательные стандарты и программы дисциплин. Диагностирование качества усвоения знаний и освоения действий и деятельностей на междисциплинарном уровне достаточно отработано, а потому не вызывает сомнений возможность проектирования и реализации технологий обучения.
Что касается возможности проектирования и реализации технологии образования, то здесь однозначного ответа дать нельзя. Дело в том, что в области воспитания мы не можем сегодня четко определить диагностируемую цель, так как не имеем достаточно точных средств диагностики для однозначного определения уровня сформированности запроектированного психологического или личного качества. В частности, Смирнов С.А. считает, что «…на сегодняшний день мы не можем создать технологию воспитания, здесь мы по прежнему можем опираться только на существующие методики и субъективные методы контроля». [2, С.252].
По тем же причинам существует мнение о неправомочности проектирования, реализации и даже существования самого понятия «технология развития».
В итоге делается вывод о том, что «… и воспитание, и развитие не могут быть организованы на технологическом уровне, а потому использование понятий «технология воспитания», «технология развития», «образовательная технология» и «педагогическая технология» сегодня неправомерно» [2, С. 252].
Что касается обучения, то для него можно определить диагностируемые цели, опираясь на государственное образовательные стандарты и программы дисциплин. Диагностирование качества усвоения знаний и освоения действий и деятельностей на междисциплинарном уровне достаточно отработано, а потому не вызывает сомнений возможность проектирования и реализации технологий обучения.
Что касается возможности проектирования и реализации технологии образования, то здесь однозначного ответа дать нельзя. Дело в том, что в области воспитания мы не можем сегодня четко определить диагностируемую цель, так как не имеем достаточно точных средств диагностики для однозначного определения уровня сформированности запроектированного психологического или личного качества. В частности, Смирнов С.А. считает, что «…на сегодняшний день мы не можем создать технологию воспитания, здесь мы по прежнему можем опираться только на существующие методики и субъективные методы контроля». [2, С.252].
По тем же причинам существует мнение о неправомочности проектирования, реализации и даже существования самого понятия «технология развития».
В итоге делается вывод о том, что «… и воспитание, и развитие не могут быть организованы на технологическом уровне, а потому использование понятий «технология воспитания», «технология развития», «образовательная технология» и «педагогическая технология» сегодня неправомерно» [2, С. 252].