Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:
• Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
• Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
Выделяютследующие концептуальные модели в области профилактической деятельности:
-модель аморального поведения, основанная на утверждении греховности употребления психоактивных веществ;
- модель запугивания, основанная на декларации идеи опасности наркотиков;
- познавательная (фактически информационная) модель. В рамках которой потенциальному потребителю предлагают информацию о действии психоактивных веществ и риске, с которым связано их потребление;
- модель укрепления здоровья, которая строится на развитии альтернативных привычек ( спорт, альтернативный досуг, здоровый образ жизни и т.д.), препятствующий употреблению психоактивных веществ. В ее основе лежит идея, что здоровые люди обладают ресурсами, помогающими справиться с нагрузками, повышенными требованиями среды, стрессами и конфликтами без применения одурманивающих веществ;
- модель, ориентированная на коррекцию тех личностных особенностей, которые способствуют употреблению психоактивных веществ (Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой. Например,
социальный тренинг навыков принятия решений, умения справляться с трудными жизненными ситуациями, с тревогой, тренинг проблем общения и отказа от употребления наркотиков).
Профилактика аддиктивного поведения может быть первичной, вторичной, третичной. Первичная профилактика имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, усилить позитивные результаты развития индивида. Первичная профилактика проводится посредством следующей стратегии: – информирование подростков о воздействии психоактивных веществ на психику и поведение человека и формирование мотивации на здоровый образ жизни.
Главная цель вторичной профилактики – изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Третичная профилактика направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания.
• Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
• Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
Выделяютследующие концептуальные модели в области профилактической деятельности:
-модель аморального поведения, основанная на утверждении греховности употребления психоактивных веществ;
- модель запугивания, основанная на декларации идеи опасности наркотиков;
- познавательная (фактически информационная) модель. В рамках которой потенциальному потребителю предлагают информацию о действии психоактивных веществ и риске, с которым связано их потребление;
- модель укрепления здоровья, которая строится на развитии альтернативных привычек ( спорт, альтернативный досуг, здоровый образ жизни и т.д.), препятствующий употреблению психоактивных веществ. В ее основе лежит идея, что здоровые люди обладают ресурсами, помогающими справиться с нагрузками, повышенными требованиями среды, стрессами и конфликтами без применения одурманивающих веществ;
- модель, ориентированная на коррекцию тех личностных особенностей, которые способствуют употреблению психоактивных веществ (Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой. Например,
социальный тренинг навыков принятия решений, умения справляться с трудными жизненными ситуациями, с тревогой, тренинг проблем общения и отказа от употребления наркотиков).
Профилактика аддиктивного поведения может быть первичной, вторичной, третичной. Первичная профилактика имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, усилить позитивные результаты развития индивида. Первичная профилактика проводится посредством следующей стратегии: – информирование подростков о воздействии психоактивных веществ на психику и поведение человека и формирование мотивации на здоровый образ жизни.
Главная цель вторичной профилактики – изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Третичная профилактика направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи