Научный статус социальной педагогики и её место в научном знании

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Содержания науки определяется через выявление научных основ и закономерностей, определение предмета, цели и функций, разработку методов и форм. Социальная педагогика не исключение. Для определения научного статуса науки надо выявить истоки, изучить современное состояние и определить источники развития.
Первая черта научного статуса социальной педагогнкгi- истоки развития, исторические предпосылки современного этапа развития, закономерности сложившиеся в истории развития различных наук и жизненных явлений, а именно развитие:
• научных теорий о человеке,
• этнокультурных и религиозных учений.,
• социально культурных явлений,
• социальной политики.,
• социальных общественных движений.
Вывод: Закономерности развития социальной педагогики как науки лежат в сфере гуманитарных и социальных наук, а также в реальной практике общественной и культурной жизни, что и можно назвать истоками развития.
Вторая черта научного статуса: современное состояние социальной педагогшси, которое можно характеризовать как этап становления или превращения её в самостоятелыгую область знаний. Сегодня не достаточно чётко определены границы науки и практики, а именно:
• не полностью выявлены истоки и источники развития,
• нет чёткости в определении методологических основ,
• не разработана теория социальной педагогики как специфической отрасли знаний,
• не сформирована система социально-педагогической практики.,
• не точно определены функции специалистов по социальной педагогической работе.
В процессе становления изначально проявляются две сущностные. хараiсгеристики, социальная и педагогическая, решается вопрос о приоритете их на методологкческом, теоретическом и практическом уровнях, при этом в реальном опыте мы фиксируем опережающий характер развития социально- педагогической практики
Вывод: при определении научного статуса социальной педагогики на современном этапе мы говорим о становлении специальности на научном и на практическом уровне, в социальной и педагогической реа.iьности, при опережающей роли социально-педагогической практики и ведущем значении педагогического смысла.
Третья черта научного статуса.
1 .Источниками дальнейшего развития социальной педагогики как жизненного явления выступают позитивные и негативные стороны:
• экономики,
• культуры,
• идеологии,
• общественной и педагогической практики.
Нужно отметить, что социальная педагогика возникает в недрах экономиче ской, культурной, идеологической сфер жизни.
2 .Социальная педагогика обогащается научными данными:
• философии и культурологии,
• сощiологии и психологии,
• волеологии и медицины,
• этики, права и экономики.
Её становление как интегративной области знаний происходит на фоне актуализации автропологических (человековедческих) и социологических (обществоведческих) знаний.
З. Социальная педагогика занимает новое место в педагогике. В традиционной педагогике она являлась разделом специальной гiедагогики. Современная структура педагогических знаний определяется в разных концепциях по-разному, но социальную педагогику целесообразно рассматривать, наряду с такими самостоятельными отраслями педагогического знания как:
• философия педагогики,
• сравнительная педагогика,
• эдукол огня,
• гумаяистическая педагогика.
Совершенно очевидно, что в современном педагогическом знании социальная педагогика занимает всё более значительноё место.
Вывод: Источниками дальнейшего развития социальной педагогики можно назвать определённые сферы практической жизни и области знаний. Можно констатировать, что происходит разворачивание её границ, превращение её во всё более самостоятельную и, в то же самое время, интегративную отрасль знаний.
В становлении современной социальной педагогики ведущее значение имеет самоопределение каждого специалиста и каждого образовательного учреждения.
Социальная реальность на уровне жизненной философии
как основа развития социальной педагогнiки
1. В практике социальной жизни (т. е. в соц. реальности на уровне жизненной философии) педагогика заполняет все сферы социальных отношений, оказывая как негативное, так и позитивное влияние на их развитие.
1.1. Прежде всего, надо отметить, что педагогика становится основой для освоения человеком ценностей мира.
При этом, с одной стороны, сама педагогика наполняется формализмом технократических естественнонаучных знаний, а, с другой стороны, вопреки техиократизму, в педагогике создаются новые области знаний, которые меняют отношение человека к миру, например: экологическое образование, ноосферное образовалие.
Расширяющиеся знания в области естественных наук позволяют человеку осваивать безграшчньте возможности разрушительных технологий, мапипуляции живой и неживой природой, что приводят его к авторитаризму в отношении с другими людьми.
В то же самое время, на основе новых знаний из педагогики и естествознания воссоздаётся иная картина мира. Это позволяет раскрыть перед человеком ту истину, что живая и неживая природа, также как и человек, состоят из одних и тех же элементов (химия), развиваются по единым геокосмическим законам (физика) поэтому человеку нельзя противопоставлять себя природе, возноситься гордыней над биологическим и предметным миром. Например: экологическое образование раскрывает человеку законы безопасной жизни, воспитывает потребность и способность к борьбе за сохранение жизни на земле Появляется педагогика ноосферного образования, где речь идёт об интеллектуальной энергии, которой обмениваются все элементы мира: и животные, и растения, и люди, и материальные продукты человеческого труда и элементы неживой природы. Это помогает человеку отказаться от идеи его превосходства над жизненными процессами в окружающем (предметном и социальном) мире.
1.2. Происходит обмен данными между практической педагогикой и практической меди ции ой, что формирует отношение человека к жизненноу процессу.
С одной стороны, в педагогике из медицины гтрисваиваются понятия:
«больное общество>, «больное сознание», <диагностикан, <профiлактика», , <арттерапия», что не совсем точно отражает сущность педагогической реальности и педагогической деятельности. Педагоги начинают видеть только негативные стороны жизни людей, это ослабляет оптимистический настрой профессиональной деятельности и оправдывает отчуждение их от естествённого процесса развития ребёнка в реальной жизнедеятельности.
С другой стороны, и медицина, и педагогика все чаще рассматривают человека не по частям, а как явление целостное. (Еще в древней медицине
человека воспринимали одновременно как природное и духовное существо.)
Это помогает находить пути гармонизации межличностиых отношений и
отношений к человеку как природному существу.
1.3. В политической жизни идёт борьба между педагогикой насилия и педагогикой гуманно-демократ ических отношений, что отражается на характере социальных отношений:
На уровне межгосударственных отношений — одни государства пытаются подчинить себе других, насильственно насаждая «демократические режимы», а в случае непослушання, используют как розги бомбовые удары. Как известно из педагогики, авторитаризм порождает либо безволие человека, либо ответную агрессию. Экспорт новых цивялизационных процессов и насаждеiше их насильственным путём только усиливает сопротивление (активное или пассивное). Истинная же демократия может вырасти только естественным гiутём.
На уровне отдельного государства, руководители используют силовые структуры и, опираясь на правовые нормы, приучает граждан к подчинению, а те, в свою очередь, оказывают сопротивление, устраивают забастовки, террор
все это усиливает социальнопсихологическую налряжёiшости в обществе, агрессивность населения. Демократические формы социальной жизни раскрепощаот человека и приводят его к общественной активности по выработке новых, более приемлемых норм отношений, основанных на гуманизме.
На уровне политических структур каждая партия своими призывами и лозунгами поучает и фактически принуждает электорат к активности, спекулируя на насущных проблемах выживания населения. Если впоследствии партийные деятели не проявляют на практике действенного внимания и уважения к людям, то это порождает формализм в политических отношениях, разрушает веру человека во властные структуры, утверждая как норму в социальных отношениях лицемерие и обман.
1.4. В средствах массовой информации, на книжных развалах, в газетных киосках агрессивно и открыто демонстрируется насилие, без духовность, безнравственность.
Как следствие, с одной стороны — потеря нравственной устойчивости личности, развращение незрелых душ, утверждение приоритета физических удовольствий в ущерб развития духовности.
С другой стороны это повод для преодоления нравственной глухоты, развития иммуяитета против саморазрушительного поведения, способности к свободе выбора, усиления солротивляемости внешним воздействиям.
1.5. В коммуI альной жизни остро стоит вопрос о разрушении педагогики семейных отношений ч как следствие - демографическая проблема, проблема выживания человечества.
Мы видим, что, так и не ликвидировалное в советское. время, противоречие между городом и деревней, привело к агрессивному поглощению мегаполисом сельского населения, то есть к урбанизации населения, разрушению семьи в традиционном понимании этого слова. И зазвучал как
социально — экономический и политический вопрос — борьба за продолжение рода человеческого.
В повседневной жизни, в жизненной философии народа средством выживания и в традиционном, и в новом понимании, всегда является — любовь, любвиологические отношения. (ВВ. Ярост)
Любовь — как источник гармонии человека с миром рассматривается во многих областях науки и жизни. Вэтом случае логика выживания это логика родовой любви, подкрепленная нормами современных отношений, нормами морали и иравственности, которые складывались в народной педагогике с древних времен. Это обусловлено тем, что нравственные отношения сами по себе еще не обеспечивают надежность процесса выживания. Ибо добро, благосклонность, другие добродетели все же обусловлены надеждой на гiрославление и гiроцветание рода, семьи, на поддержку старости или престижа в социальной группе.
Любвиологические же отношения - это ничем не обусловленная забота о духовном и физическом благополучии, о расцвете другого человека. Любовь — это великий стимулятор жизни, который вызывает обновление, прилив человеческих сил. Будучи, направленными на преодоление препятствий с жизненного пуги любимого человека, они приводят к нестандартным решениям и даже к жертвешiости в чрезвычайной ситуации. Только жизнеутверждаiощие принципы питают логику проявлений истинной любви в личной жизни.
Общественная практика любвиологических отношений в истории человечества всегда выражалась в формах милосердия, как заботы о беспомощных, заблудших, страждущих, больных и раненых со стороны профессионалов, религиозных групп и частных лиц, особенно женщин, Мать— монахиня, сестра и брат милосердия, кормилица — эти люди всегда обладали особыми морально-психологическими качествами, которые менее всего подверженьт вляяяшо житейскях помех при гтроявлевии любви и заботы о ближнем.
Таким образом, можно сделать выводы:
Все явления социальной жизни, которым сопутствует тiедагогика насилия, есть проявление агония технократизма и авторитаризма, так как насялие в социальных отношениях - это всегда проявление бессйлия власти, которое разрушает и человека, и общество.
Утверждение педагогики гуманно — демократических отношений, то есть единства процессов гуманизации и демократизации в социальных отношениях влечёт за собой воспитание самостоятельности и активности населения, заботливости и ответственности уполномоченных лиц, потребности и способности человека к познанию мира, стремления его к свободе самопознания и самореализации.
Любовь — это весьма благородное состояние души у одних и спекуляпяя, шарлатанство у других. Как в личной, так и в общественной практике надо уметь отличать истинное проявление любви и заботы, от логичного действия, умения вести себя соответствующим образом в определенной ситуации.
Педагогика призвана пробуждать истинную любовь к человеку, воспитывать потребность и способность к любвиологическим отношениям, к выживанию как вскрытию невостребованных резервов человеческого существа.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.