К основным тенденциям развития содержания образования относятся: гуманизация, демократизация, повышение культуросообразности школьного образования, широкая дифференциация содержания образования и его стандартизация.
Стандартизация образования вызвана необходимостью сохранения единого уровня общего образования в условиях разнообразия типов образовательных учреждений и вариативности учебных программ. Стандарт (в переводе с английского «мерило», «образец») образования определяет содержание образования на каждой из его ступеней, обеспечивающее необходимую образовательную подготовку обучающегося; требования к обязательному минимуму подготовки учащихся в рамках указанного содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки на школьников. В законе «Об образовании» (ст. 7) указывается, что в РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в мировое образовательное пространство.
Национально-региональный компонент содержит нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области изучения родного языка, литературы, истории, искусства и пр.).
Стандартизация образования вызвана необходимостью сохранения единого уровня общего образования в условиях разнообразия типов образовательных учреждений и вариативности учебных программ. Стандарт (в переводе с английского «мерило», «образец») образования определяет содержание образования на каждой из его ступеней, обеспечивающее необходимую образовательную подготовку обучающегося; требования к обязательному минимуму подготовки учащихся в рамках указанного содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки на школьников. В законе «Об образовании» (ст. 7) указывается, что в РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в мировое образовательное пространство.
Национально-региональный компонент содержит нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области изучения родного языка, литературы, истории, искусства и пр.).
Содержание образования является одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры. В зависимости от существующих подходов к образованию, понятие «содержание образования» приобретает разные смыслы. В традиционном (знаниево-ориентированном) подходе содержание образования рассматривается как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» [Педагогический словарь, 1960].
В этом подходе знания становятся абсолютной ценностью, главным смыслом образования. При этом интересы самого человека, его потребности не учитываются, возникает явление «отчуждения» знаний от личности, школы от жизни.
В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества [И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин]. В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: ее природных особенностей (здоровья, способностей), ее социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
В отборе содержании образования можно выделить две основные теории, которые сложились в конце XVIII - начале XIX вв.
В этом подходе знания становятся абсолютной ценностью, главным смыслом образования. При этом интересы самого человека, его потребности не учитываются, возникает явление «отчуждения» знаний от личности, школы от жизни.
В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества [И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин]. В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: ее природных особенностей (здоровья, способностей), ее социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
В отборе содержании образования можно выделить две основные теории, которые сложились в конце XVIII - начале XIX вв.
Проблема развития личности изучается разными науками: физиологией, психологией, социологией и др. Педагогика выявляет и изучает наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе воспитания и обучения.
В психологии и педагогике выделяют три подхода к проблеме развития личности.
В биологическом подходе личность рассматривается как природное существо, которое действует в соответствии с природными потребностями, влечениями, инстинктами. Если они входят в противоречие с нормами общества, то он вынужден их скрывать или замещать.
В социологическом подходе ведущая роль в развитии человека отводится социальной среде, особенно ближайшему окружению человека. В рамках данного подхода развитие личности предопределяется той средой, в которой человек прожил ранние годы жизни.
В биосоциальном подходе психические процессы (ощущение, память, мышление и пр.) рассматриваются как явления, имеющие биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как социальные явления.
Современная педагогическая наука, основываясь на положениях отечественных психологов (Л. С. Выготский и др.), рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое тесно связано с социальным. Развитие личности является сложным, противоречивым процессом превращения количественных изменений в качественные. Движущими силами развития личности выступают противоречия, к которым относятся:
В психологии и педагогике выделяют три подхода к проблеме развития личности.
В биологическом подходе личность рассматривается как природное существо, которое действует в соответствии с природными потребностями, влечениями, инстинктами. Если они входят в противоречие с нормами общества, то он вынужден их скрывать или замещать.
В социологическом подходе ведущая роль в развитии человека отводится социальной среде, особенно ближайшему окружению человека. В рамках данного подхода развитие личности предопределяется той средой, в которой человек прожил ранние годы жизни.
В биосоциальном подходе психические процессы (ощущение, память, мышление и пр.) рассматриваются как явления, имеющие биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как социальные явления.
Современная педагогическая наука, основываясь на положениях отечественных психологов (Л. С. Выготский и др.), рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое тесно связано с социальным. Развитие личности является сложным, противоречивым процессом превращения количественных изменений в качественные. Движущими силами развития личности выступают противоречия, к которым относятся:
Каждое общество для реализации функции образования своих членов создает систему образования, т. е. комплекс институтов образования, система находится под контролем того общества, которое ее создало.
В России функционирование системы образования определяется за коном «Об образовании». В нем подчеркивается, что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
• преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;
• объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
В России функционирование системы образования определяется за коном «Об образовании». В нем подчеркивается, что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
• преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;
• объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
В переводе с латинского термин «парадигма» означает «пример», педагогике под парадигмой понимают концептуальную модель образования. На протяжении истории существовало множество образовательных моделей. И. А. Колесникова их многообразие связывает с педагогическими цивилизациями. Понимая цивилизацию как определенный уровень материальной и духовной культуры, достигнутый в ходе истории разных сообществ, она считает, что педагогика прошла стадии природной цивилизации, репродуктивно-педагогической цивилизации и вступает в стадию креативно-педагогической цивилизации. Для первой стадии характерно вплетение образования в естественную жизнедеятельность взрослого и подрастающего поколения. Для второй - образование становится специально организованной деятельностью, направленной на передачу опыта старшего поколения младшим. Нарастают процессы отчуждения содержания образования от потребностей личности. Переход к третьей педагогической цивилизации означает возрастание рефлексивной культуры человека, организацию образования как «встречу» субъектного опыта учителя и ученика, усиление роли диалоговых методов обучения.
В современной педагогике существуют и иные подходы к выделению образовательных парадигм (моделей образования). В настоящее время в мировом образовательном пространстве функционируют различные модели. Они отличаются исходными целями-ценностями, содержанием, способами организации образовательного процесса, взаимодействием учителя и ученика, результатами образования. К числу наиболее известных относятся эзотерическая, традиционная (знаниево-ориентированная), рационалистическая (поведенческая), гуманистическая (феноменологическая) модели образования.
В современной педагогике существуют и иные подходы к выделению образовательных парадигм (моделей образования). В настоящее время в мировом образовательном пространстве функционируют различные модели. Они отличаются исходными целями-ценностями, содержанием, способами организации образовательного процесса, взаимодействием учителя и ученика, результатами образования. К числу наиболее известных относятся эзотерическая, традиционная (знаниево-ориентированная), рационалистическая (поведенческая), гуманистическая (феноменологическая) модели образования.
Термин «культура» в переводе с латинского означает «взращивание», «возделывание». По отношению к человеку - это взращивание, формирование его образа. В процессе образования человек осваивает различные культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры и др.). В этом случае культура - это предпосылка и результат образовав человека.
Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие функции.
1. Образование - это один из оптимальных и интенсивных способа вхождения человека в мир науки и культуры.
Содержание образования черпается и непрерывно пополняется культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека Образовательная среда, сформированная в школе или в вузе, влияет выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.
2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений.
Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие функции.
1. Образование - это один из оптимальных и интенсивных способа вхождения человека в мир науки и культуры.
Содержание образования черпается и непрерывно пополняется культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека Образовательная среда, сформированная в школе или в вузе, влияет выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.
2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений.
Существование и развитие любого общества зависит от того, насколько его члены следуют принятым в нем ценностям и правилам, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Овладение этими ценностями и нормами происходит в процессах социализации и образования. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, энергичный предприниматель). [Сластенин]. В этом случае образование выступает неотъемлемой стороной жизни общества и всех его членов.
Образование как способ социализации, развития личности возникло с появлением общества, и развивалось вместе с развитием трудовой деятельности, мышления и языка. С того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился в отдельную сферу из других видов жизнедеятельности и стал предметом деятельности лиц, специально занимающихся воспитанием и обучением, оно становится сферой социальной жизни.
В первобытном обществе образование было вплетено в систему общественно-производственной деятельности, функции воспитания и обучения осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к труду и социальным обязанностям. Образование было неотделимо от жизни общества. На поздних этапах развития первобытного общества в связи с возникновением частной собственности и выделением семьи произошел переход от общественного образования к семейному. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина.
Образование как способ социализации, развития личности возникло с появлением общества, и развивалось вместе с развитием трудовой деятельности, мышления и языка. С того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился в отдельную сферу из других видов жизнедеятельности и стал предметом деятельности лиц, специально занимающихся воспитанием и обучением, оно становится сферой социальной жизни.
В первобытном обществе образование было вплетено в систему общественно-производственной деятельности, функции воспитания и обучения осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к труду и социальным обязанностям. Образование было неотделимо от жизни общества. На поздних этапах развития первобытного общества в связи с возникновением частной собственности и выделением семьи произошел переход от общественного образования к семейному. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина.
Педагогика относится к гуманитарным наукам, область исследований которых связана с изучением человеческих отношений. В течение длительного периода своего существования она была связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие.
В числе первых сложились связи педагогики с философией, особенно с такими областями как этика и эстетика. Этика раскрывает пути нравственного становления человека. Эстетика дает представление о принципах ценностного отношения к миру. Философия является методологической основой педагогики. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.) зависят направление педагогического поиска, особенности содержания и организации образовательного процесса.
Взаимосвязь педагогики с психологией является традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившись в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта деятельности и индивидуальности.
Для современной педагогики характерны связи с различными естественными и гуманитарными науками, прежде всего с науками, изучающими человека: биологией (анатомией и физиологией человека), антропологией и медициной. Не менее значимыми для развития педагогики являются ее связи с науками, изучающими человека в обществе, в системе общественных отношений. Поэтому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно они определяют пути развития педагогической науки.
В числе первых сложились связи педагогики с философией, особенно с такими областями как этика и эстетика. Этика раскрывает пути нравственного становления человека. Эстетика дает представление о принципах ценностного отношения к миру. Философия является методологической основой педагогики. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.) зависят направление педагогического поиска, особенности содержания и организации образовательного процесса.
Взаимосвязь педагогики с психологией является традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившись в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта деятельности и индивидуальности.
Для современной педагогики характерны связи с различными естественными и гуманитарными науками, прежде всего с науками, изучающими человека: биологией (анатомией и физиологией человека), антропологией и медициной. Не менее значимыми для развития педагогики являются ее связи с науками, изучающими человека в обществе, в системе общественных отношений. Поэтому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно они определяют пути развития педагогической науки.
Как и любая наука, педагогика имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. Категория — это научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности. Разработка категориального аппарата имеет принципиальное значение для педагогики, так как содержание понятий раскрывает определенный взгляд на педагогическую реальность и степень ее изученности.
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории: воспитание, обучение и образование.
«Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и «наблюдений» [Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т. 1].
Обучение в традиционной педагогике рассматривается как «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями...» [Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. - Минск. 1979].
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории: воспитание, обучение и образование.
«Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и «наблюдений» [Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т. 1].
Обучение в традиционной педагогике рассматривается как «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями...» [Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. - Минск. 1979].
Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции требуют разработки новых теоретико-методологических подходов в педагогике. При этом под теоретическим подходом понимается синтез теоретических положений, руководящих идей. Сущность гуманистической педагогики представлена основными положениями деятельностного, личностноориентированного, культурологического подходов к изучению педагогической реальности.
Деятелъностный подход опирается на основные положения теории деятельности, раскрытые в работах А. Н. Леонтьева, такие как признание единства внутренней (умственной) и внешней деятельности, развитие личности в деятельности. Данный подход подчеркивает необходимость перевода воспитанника в позицию субъекта познания, труда и общения. Его реализация на практике требует организации полноценной жизнедеятельности на каждом возрастном этапе, вовлечения ребенка как активного участника этого процесса. В последние годы деятельностный подход нередко подвергается критике за недостаточное отражение в нем личностных и индивидуальных особенностей субъекта.
Личностно-ориентированный подход основан на философских представлениях о гуманизме и идеях гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Гуманизм в философском смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его права на счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, в его потенциальные и актуальные возможности саморазвития и реализации ценностей высшего порядка.
Деятелъностный подход опирается на основные положения теории деятельности, раскрытые в работах А. Н. Леонтьева, такие как признание единства внутренней (умственной) и внешней деятельности, развитие личности в деятельности. Данный подход подчеркивает необходимость перевода воспитанника в позицию субъекта познания, труда и общения. Его реализация на практике требует организации полноценной жизнедеятельности на каждом возрастном этапе, вовлечения ребенка как активного участника этого процесса. В последние годы деятельностный подход нередко подвергается критике за недостаточное отражение в нем личностных и индивидуальных особенностей субъекта.
Личностно-ориентированный подход основан на философских представлениях о гуманизме и идеях гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Гуманизм в философском смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его права на счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, в его потенциальные и актуальные возможности саморазвития и реализации ценностей высшего порядка.
Историческое развитие научно-педагогического знания прошло несколько этапов:
1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
Первые мысли о воспитании и образовании можно найти в трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и
мудрецов (Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Авиценны, Конфуция). Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы...воспитание перестраивает человека и создает природу». Эти мысли получили оформление в работах Квинтилиана «Ораторское искусство», Плутарха «О воспитании», Конфуция «Беседы и суждения».
В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж. -Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Особенность этих взглядов на воспитание заключалась в том, что они возникли в результате гуманистических рассуждений философов, просветителей.
1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
Первые мысли о воспитании и образовании можно найти в трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и
мудрецов (Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Авиценны, Конфуция). Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы...воспитание перестраивает человека и создает природу». Эти мысли получили оформление в работах Квинтилиана «Ораторское искусство», Плутарха «О воспитании», Конфуция «Беседы и суждения».
В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж. -Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Особенность этих взглядов на воспитание заключалась в том, что они возникли в результате гуманистических рассуждений философов, просветителей.
В буквальном переводе с греческого «педагогика» означает «детоводство» или «дитяведение».
В настоящее время термин «педагогика» имеет несколько значений. Им обозначают различные идеи, взгляды на воспитание, обучение, образование; область науки, связанную с исследованиями в воспитании, обучении, образовании; учебную дисциплину в содержании среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Следует различать житейские и научные педагогические знания, которыми обеспечивается потребность общества в воспитании и обучении подрастающего поколения. Первые основаны на практическом опыте, закрепленном позднее в пословицах, поговорках, сказках, передающихся от одного поколения к другому. Научные знания, в отличие от житейских, обобщают разрозненные факты, устанавливают причинные связи между явлениями. Однако эти формы знания взаимосвязаны, и житейские знания до сих пор являются основой научного педагогического знания.
В определении места педагогики в системе научного знания утвердились три точки зрения:
1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания, изучающая самые разные объекты действительности (космос, культуру, политику и др.). Фактически в этом подходе отрицается наличие у педагогики своей области исследования;
В настоящее время термин «педагогика» имеет несколько значений. Им обозначают различные идеи, взгляды на воспитание, обучение, образование; область науки, связанную с исследованиями в воспитании, обучении, образовании; учебную дисциплину в содержании среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Следует различать житейские и научные педагогические знания, которыми обеспечивается потребность общества в воспитании и обучении подрастающего поколения. Первые основаны на практическом опыте, закрепленном позднее в пословицах, поговорках, сказках, передающихся от одного поколения к другому. Научные знания, в отличие от житейских, обобщают разрозненные факты, устанавливают причинные связи между явлениями. Однако эти формы знания взаимосвязаны, и житейские знания до сих пор являются основой научного педагогического знания.
В определении места педагогики в системе научного знания утвердились три точки зрения:
1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания, изучающая самые разные объекты действительности (космос, культуру, политику и др.). Фактически в этом подходе отрицается наличие у педагогики своей области исследования;