СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
К основным тенденциям развития содержания образования относят­ся: гуманизация, демократизация, повышение культуросообразности школьного образования, широкая дифференциация содержания образо­вания и его стандартизация.

Стандартизация образования вызвана необходимостью сохранения единого уровня общего образования в условиях разнообразия типов образовательных учреждений и вариативности учебных программ. Стандарт (в переводе с английского «мерило», «образец») образования определяет содержание образования на каждой из его ступеней, обеспечивающее необходимую образовательную подготовку обучающегося; требования к обязательному минимуму подготовки учащихся в рамках указанного содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки на школьников. В законе «Об образовании» (ст. 7) указывается, что в РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение кото­рых обеспечивает единство педагогического пространства России, а так­же интеграцию личности в мировое образовательное пространство.

Национально-региональный компонент содержит нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области изучения родно­го языка, литературы, истории, искусства и пр.).

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Содержание образования является одним из основных средств разви­тия личности и формирования ее базовой культуры. В зависимости от существующих подходов к образованию, понятие «содержание образова­ния» приобретает разные смыслы. В традиционном (знаниево-ориентированном) подходе содержание образования рассматривается как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» [Педагогический словарь, 1960].

В этом подходе знания становятся абсолютной ценностью, главным смыслом образования. При этом интересы самого человека, его потреб­ности не учитываются, возникает явление «отчуждения» знаний от лич­ности, школы от жизни.

В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохра­нению) и развитию материальной и духовной культуры общества [И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин]. В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: ее природных особенностей (здоровья, способностей), ее социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъ­екта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

В отборе содержании образования можно выделить две основные тео­рии, которые сложились в конце XVIII - начале XIX вв.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Проблема развития личности изучается разными науками: физиологи­ей, психологией, социологией и др. Педагогика выявляет и изучает наи­более эффективные условия для гармоничного развития личности в про­цессе воспитания и обучения.

В психологии и педагогике выделяют три подхода к проблеме разви­тия личности.

В биологическом подходе личность рассматривается как природное существо, которое действует в соответствии с природными потребностя­ми, влечениями, инстинктами. Если они входят в противоречие с норма­ми общества, то он вынужден их скрывать или замещать.

В социологическом подходе ведущая роль в развитии человека отво­дится социальной среде, особенно ближайшему окружению человека. В рамках данного подхода развитие личности предопределяется той сре­дой, в которой человек прожил ранние годы жизни.

В биосоциальном подходе психические процессы (ощущение, память, мышление и пр.) рассматриваются как явления, имеющие биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формиру­ются как социальные явления.

Современная педагогическая наука, основываясь на положениях отечественных психологов (Л. С. Выготский и др.), рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое тесно связано с социальным. Развитие личности является сложным, противоречивым процессом превращения количественных изменений в качественные. Движущими силами развития личности выступают противоречия, к которым относятся:

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Каждое общество для реализации функции образования своих членов создает систему образования, т. е. комплекс институтов образования, система находится под контролем того общества, которое ее создало.

В России функционирование системы образования определяется за коном «Об образовании». В нем подчеркивается, что система образова­ния в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

• преемственных образовательных программ и государственных обра­зовательных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных им учрежде­ний и организаций;

• объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в облас­ти образования.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В переводе с латинского термин «парадигма» означает «пример», педагогике под парадигмой понимают концептуальную модель образования. На протяжении истории существовало множество образовательных моделей. И. А. Колесникова их многообразие связывает с педагогическими цивилизациями. Понимая цивилизацию как определенный уровень материальной и духовной культуры, достигнутый в ходе истории разных сообществ, она считает, что педагогика прошла стадии природной цивилизации, репродуктивно-педагогической цивилизации и вступает в стадию креативно-педагогической цивилизации. Для первой стадии характерно вплетение образования в естественную жизнедеятельность взрослого и подрастающего поколения. Для второй - образование становится специально организованной деятельностью, направленной на передачу опыта старшего поколения младшим. Нарастают процессы отчуждения содержания образования от потребностей личности. Переход к третьей педагогической цивилизации означает возрастание рефлексивной куль­туры человека, организацию образования как «встречу» субъектного опыта учителя и ученика, усиление роли диалоговых методов обучения.

В современной педагогике существуют и иные подходы к выделению образовательных парадигм (моделей образования). В настоящее время в мировом образовательном пространстве функционируют различные мо­дели. Они отличаются исходными целями-ценностями, содержанием, способами организации образовательного процесса, взаимодействием учителя и ученика, результатами образования. К числу наиболее извест­ных относятся эзотерическая, традиционная (знаниево-ориентированная), рационалистическая (поведенческая), гуманистическая (феноменологи­ческая) модели образования.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Термин «культура» в переводе с латинского означает «взращивание», «возделывание». По отношению к человеку - это взращивание, формиро­вание его образа. В процессе образования человек осваивает различные культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры и др.). В этом случае культура - это предпосылка и результат образовав человека.

Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие функции.

1. Образование - это один из оптимальных и интенсивных способа вхождения человека в мир науки и культуры.

Содержание образования черпается и непрерывно пополняется культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека Образовательная среда, сформированная в школе или в вузе, влияет выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

2. Образование как практика социализации человека и преемственно­сти поколений.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Существование и развитие любого общества зависит от того, насколько его члены следуют принятым в нем ценностям и правилам, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Овла­дение этими ценностями и нормами происходит в процессах социализации и образования. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обу­словленные, более или менее четко зафиксированные в общественном соз­нании социальные эталоны (например, спартанский воин, энергичный предприниматель). [Сластенин]. В этом случае образование выступает неотъемлемой стороной жизни общества и всех его членов.

Образование как способ социализации, развития личности возникло с появлением общества, и развивалось вместе с развитием трудовой дея­тельности, мышления и языка. С того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился в отдельную сферу из других видов жизнедеятельности и стал предметом деятельности лиц, специаль­но занимающихся воспитанием и обучением, оно становится сферой со­циальной жизни.

В первобытном обществе образование было вплетено в систему об­щественно-производственной деятельности, функции воспитания и обу­чения осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приоб­щения детей к труду и социальным обязанностям. Образование было не­отделимо от жизни общества. На поздних этапах развития первобытного общества в связи с возникновением частной собственности и выделением семьи произошел переход от общественного образования к семейному. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина.

МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Педагогика относится к гуманитарным наукам, область исследований которых связана с изучением человеческих отношений. В течение дли­тельного периода своего существования она была связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие.

В числе первых сложились связи педагогики с философией, особенно с такими областями как этика и эстетика. Этика раскрывает пути нравст­венного становления человека. Эстетика дает представление о принципах ценностного отношения к миру. Философия является методологической основой педагогики. От системы философских взглядов (экзистенциаль­ных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.) зависят направление педагогического поиска, особенности содержания и организации образовательного процесса.

Взаимосвязь педагогики с психологией является традиционной. Ре­зультаты психологических исследований, воплотившись в законы психи­ческого развития человека, позволяют педагогам организовывать процес­сы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая форми­рование его как субъекта деятельности и индивидуальности.

Для современной педагогики характерны связи с различными есте­ственными и гуманитарными науками, прежде всего с науками, изучающими человека: биологией (анатомией и физиологией человека), антро­пологией и медициной. Не менее значимыми для развития педагогики являются ее связи с науками, изучающими человека в обществе, в систе­ме общественных отношений. Поэтому не случайно стали устанавливать­ся достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социоло­гией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Одна­ко влияние философии, психологии и антропологии остается домини­рующим. Именно они определяют пути развития педагогической науки.

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Как и любая наука, педагогика имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках кон­кретных направлений исследования предмета. Категория — это научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действи­тельности. Разработка категориального аппарата имеет принципиальное значение для педагогики, так как содержание понятий раскрывает опреде­ленный взгляд на педагогическую реальность и степень ее изученности.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории: воспитание, обучение и образование.

«Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (ма­териальных, духовных, организационных) для развития человека. Харак­теризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, при­званную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и «на­блюдений» [Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т. 1].

Обучение в традиционной педагогике рассматривается как «целена­правленный педагогический процесс организации и стимулирования ак­тивной учебной деятельности учащихся по овладению научными зна­ниями...» [Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. - Минск. 1979].

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции требуют разработки новых тео­ретико-методологических подходов в педагогике. При этом под теоре­тическим подходом понимается синтез теоретических положений, руко­водящих идей. Сущность гуманистической педагогики представлена ос­новными положениями деятельностного, личностноориентированного, культурологического подходов к изучению педагогической реальности.

Деятелъностный подход опирается на основные положения теории деятельности, раскрытые в работах А. Н. Леонтьева, такие как признание единства внутренней (умственной) и внешней деятельности, развитие личности в деятельности. Данный подход подчеркивает необходимость перевода воспитанника в позицию субъекта познания, труда и общения. Его реализация на практике требует организации полноценной жизнедея­тельности на каждом возрастном этапе, вовлечения ребенка как активно­го участника этого процесса. В последние годы деятельностный подход нередко подвергается критике за недостаточное отражение в нем лично­стных и индивидуальных особенностей субъекта.

Личностно-ориентированный подход основан на философских пред­ставлениях о гуманизме и идеях гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Гуманизм в философском смысле - истори­чески изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его права на счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, в его потенциальные и актуальные возможно­сти саморазвития и реализации ценностей высшего порядка.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Историческое развитие научно-педагогического знания прошло не­сколько этапов:

1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, ос­нованным на педагогической практике и эксперименте.

Первые мысли о воспитании и образовании можно найти в трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и

мудрецов (Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Авиценны, Конфуция). Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы...воспитание перестраивает человека и создает при­роду». Эти мысли получили оформление в работах Квинтилиана «Ора­торское искусство», Плутарха «О воспитании», Конфуция «Беседы и су­ждения».

В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в трактатах Эразма Роттер­дамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж. -Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Особенность этих взглядов на воспитание заключалась в том, что они возникли в результате гумани­стических рассуждений философов, просветителей.

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В буквальном переводе с греческого «педагогика» означает «детоводство» или «дитяведение».

В настоящее время термин «педагогика» имеет несколько значений. Им обозначают различные идеи, взгляды на воспитание, обучение, обра­зование; область науки, связанную с исследованиями в воспитании, обу­чении, образовании; учебную дисциплину в содержании среднего, выс­шего и послевузовского профессионального образования.

Следует различать житейские и научные педагогические знания, ко­торыми обеспечивается потребность общества в воспитании и обучении подрастающего поколения. Первые основаны на практическом опыте, закрепленном позднее в пословицах, поговорках, сказках, передающихся от одного поколения к другому. Научные знания, в отличие от житей­ских, обобщают разрозненные факты, устанавливают причинные связи между явлениями. Однако эти формы знания взаимосвязаны, и житей­ские знания до сих пор являются основой научного педагогического зна­ния.

В определении места педагогики в системе научного знания утверди­лись три точки зрения:

1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания, изучающая самые разные объекты действительности (космос, культуру, политику и др.). Фактически в этом подходе отрицается наличие у педа­гогики своей области исследования;