Воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Наука » Педагогика » Дидактика
Физически ребенок стал крепче, он стал самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и уверенностью. Физическое развитие детей в дошк. возр становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Социальное, развитие набирает высокий темп.

Активно развиваются память, мышление, речь, воображение. Дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Мышление детей конкретно. Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию, к обращениям с вопросами к взрослым.

Среди объектов соц-ого мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

В дошк-ом возрасте у ребенка развивается воображение. Дети активно расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснять смысл новых для них слов.

Современные подходы к организации обучения в ДУ.

Наука » Педагогика » Дидактика
В 90-е годы 20в возникла необходимость пересмотра подходов к организации обучения в ДУ.

В данный период не оправдывало себя:

- учебно–дисциплинарная модель обучения;

- методы и формы организации обучения;

- среда, в условиях которой организовывалось обучение дошкольников.

В результате исследований Коротковой и Михаленко был определено, что обучение дошкольников должно быть: воспитывающим, развивающим, игровым, познавательным, нравственно-действенным, эстетическим. Также в результате их исследований был осуществлён переход от учебно-дисциплинарной модели обучения к личностно – ориентированной.

В основу положена педагогика сотрудничества. Субъект субъективные отношения. Перешли на подгрупповую форму обучения, сократилось общее количество занятий и в качестве ведущей формы обучения признана игра.

Методы обучения детей дошкольного возраста.

Наука » Педагогика » Дидактика
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и ребенка, направленныей на решение обозначенных задач.

Приём это часть метода.

В современной дошк. педагогике широкое распространение получила классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности, предложенная Лернером и Скаткиным, включающая в себя:

1.Обьяснительно – иллюстративные, или информационно – рецептивные

2. Репродуктивные

3.Проблемного изложения материала

4.Частично поисковые

5.Исследовательские.

Основные дидактические принципы и специфика их применения в ДУ.

Наука » Педагогика » Дидактика
Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации.

Дидактические принципы обучения – это основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе.

В дошкольной педагогике применяются следующие принципы:

1.Принцип воспитывающего обучения. Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно»

2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л.С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил зоны ближайшего развития (то что реб-к сегодня делает сам) и актуального развития (то что реб-к сегодня делает с помощью взрослого).

3.Принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».

4.Принцип доступности.

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошк. возраста.

Наука » Педагогика » Дидактика
Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации.

Учебная деятельность – активная деятельность ребенка по усвоению материала в процессе обучения и различных способов деятельности.

В результате исследований Эльконина, Давыдова, были определены ее структурные компоненты учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, контроль, оценка.

Современные ученые утверждают, формирование предпосылок к учебной деятельности начинается с мл. дошк. возраста:

1.В возрасте 3-х лет формируем у ребенка способность к определению цели собственной деятельности.

2.К 4-м годам учим овладению различных способов деятельности: слушать указания, воспринимать, выполнять и не мешать другим.

3.К 5-ти годам учим ребёнка определять цель.

История развития дошкольной дидактики.

Наука » Педагогика » Дидактика
Дидактика – это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования.

Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели обучения дошкольников, представлено содержание, формы, методы, средства обучения, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.

Впервые идея последовательного обучения детей дошк. возраста была предложена Я.А.Каменским. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребенка и в подготовку к школе.

Значительное влияние на развитие дошкольной дидактики оказала деятельность Ф.Фребеля. Им предложена своя система обучения, основу которой составила детально – разработанная программа, сочетающая в себе знания и способы деятельности, а также организацию обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.

На развитие дошкольной дидактики оказало значительное влияние деятельность отечественных педагогов. Одоевский занимался проблемой обучения детей от 4 до 10 лет. Цель обучения он видел в умении научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. Он предложил свою методику обучения в основу которой положил упражнения для формирования умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение.

Виды игрушек. Педагогические и гигиенические требования к современной игрушке.

Наука » Педагогика » Дидактика
Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Предметно-развивающая среда. Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах детского сада.

Наука » Педагогика » Дидактика
Развивающая среда – это система материальных объектов деятельностити ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Предм-ая среда включает ряд базисных компонентов для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Требования к построению развивающей среды:

- она должна быть современной, удобной для дет-й деят-ти;

- обеспечивать достижение нового уровня в развитии дет-ой деят-ти;

- сочетать народные и новые необычные компоненты;

- обладать вариативностью, что обеспечивается своеобразием материалов, художественно-образным решением, мобильностью компонентов предметной среды;

- должна удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития реб-ка, развития его творчества, с учётом возрастных особенностей.

Виды и структура дидактических игр. Методика руководства дид. играми в разных возрастных группах д/с.

Наука » Педагогика » Дидактика
Виды дидактических игр:

1.Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.

- сюжетно-дидактические игры: дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и др.

- Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Характеристика строительно – конструктивных игр.

Наука » Педагогика » Дидактика
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.

Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.

Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются следующие виды строительного материала:

- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы, конструкторы);

· природный (песок, снег, глина, камни);

· подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими).

Характеристика театрализованных игр.

Наука » Педагогика » Дидактика
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.

От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.

Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.

Классификация игр в истории педагогики.

Наука » Педагогика » Дидактика
Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу.

Первая классификация была предложена Ф.Фребелем по пед. назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные.

Далее свою классификацию предложил Карл Гросс в основу которой положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные, специальные.

Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже в основу классификации положил возрастную периодизацию и выделил следующие виды игр:

Игры – упражнения (до 1-го г.ж.);

Символические игры (с 2-х до 4-х лет);

Игры с правилами (с 4-х до 7-ми лет).

Следующая классификация была предложена Лесгафтом в основу которой он положил идею о единстве физического и психического развития ребенка и выделил: