Наука » Педагогика » Дидактика
Физически ребенок стал крепче, он стал самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и уверенностью. Физическое развитие детей в дошк. возр становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Социальное, развитие набирает высокий темп.
Активно развиваются память, мышление, речь, воображение. Дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.
Мышление детей конкретно. Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию, к обращениям с вопросами к взрослым.
Среди объектов соц-ого мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.
В дошк-ом возрасте у ребенка развивается воображение. Дети активно расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснять смысл новых для них слов.
Активно развиваются память, мышление, речь, воображение. Дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.
Мышление детей конкретно. Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию, к обращениям с вопросами к взрослым.
Среди объектов соц-ого мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.
В дошк-ом возрасте у ребенка развивается воображение. Дети активно расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснять смысл новых для них слов.
Наука » Педагогика » Дидактика
В 90-е годы 20в возникла необходимость пересмотра подходов к организации обучения в ДУ.
В данный период не оправдывало себя:
- учебно–дисциплинарная модель обучения;
- методы и формы организации обучения;
- среда, в условиях которой организовывалось обучение дошкольников.
В результате исследований Коротковой и Михаленко был определено, что обучение дошкольников должно быть: воспитывающим, развивающим, игровым, познавательным, нравственно-действенным, эстетическим. Также в результате их исследований был осуществлён переход от учебно-дисциплинарной модели обучения к личностно – ориентированной.
В основу положена педагогика сотрудничества. Субъект субъективные отношения. Перешли на подгрупповую форму обучения, сократилось общее количество занятий и в качестве ведущей формы обучения признана игра.
В данный период не оправдывало себя:
- учебно–дисциплинарная модель обучения;
- методы и формы организации обучения;
- среда, в условиях которой организовывалось обучение дошкольников.
В результате исследований Коротковой и Михаленко был определено, что обучение дошкольников должно быть: воспитывающим, развивающим, игровым, познавательным, нравственно-действенным, эстетическим. Также в результате их исследований был осуществлён переход от учебно-дисциплинарной модели обучения к личностно – ориентированной.
В основу положена педагогика сотрудничества. Субъект субъективные отношения. Перешли на подгрупповую форму обучения, сократилось общее количество занятий и в качестве ведущей формы обучения признана игра.
Наука » Педагогика » Дидактика
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и ребенка, направленныей на решение обозначенных задач.
Приём это часть метода.
В современной дошк. педагогике широкое распространение получила классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности, предложенная Лернером и Скаткиным, включающая в себя:
1.Обьяснительно – иллюстративные, или информационно – рецептивные
2. Репродуктивные
3.Проблемного изложения материала
4.Частично поисковые
5.Исследовательские.
Приём это часть метода.
В современной дошк. педагогике широкое распространение получила классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности, предложенная Лернером и Скаткиным, включающая в себя:
1.Обьяснительно – иллюстративные, или информационно – рецептивные
2. Репродуктивные
3.Проблемного изложения материала
4.Частично поисковые
5.Исследовательские.
Наука » Педагогика » Дидактика
Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации.
Дидактические принципы обучения – это основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе.
В дошкольной педагогике применяются следующие принципы:
1.Принцип воспитывающего обучения. Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно»
2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л.С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил зоны ближайшего развития (то что реб-к сегодня делает сам) и актуального развития (то что реб-к сегодня делает с помощью взрослого).
3.Принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».
4.Принцип доступности.
Дидактические принципы обучения – это основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе.
В дошкольной педагогике применяются следующие принципы:
1.Принцип воспитывающего обучения. Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно»
2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л.С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил зоны ближайшего развития (то что реб-к сегодня делает сам) и актуального развития (то что реб-к сегодня делает с помощью взрослого).
3.Принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».
4.Принцип доступности.
Наука » Педагогика » Дидактика
Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации.
Учебная деятельность – активная деятельность ребенка по усвоению материала в процессе обучения и различных способов деятельности.
В результате исследований Эльконина, Давыдова, были определены ее структурные компоненты учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, контроль, оценка.
Современные ученые утверждают, формирование предпосылок к учебной деятельности начинается с мл. дошк. возраста:
1.В возрасте 3-х лет формируем у ребенка способность к определению цели собственной деятельности.
2.К 4-м годам учим овладению различных способов деятельности: слушать указания, воспринимать, выполнять и не мешать другим.
3.К 5-ти годам учим ребёнка определять цель.
Учебная деятельность – активная деятельность ребенка по усвоению материала в процессе обучения и различных способов деятельности.
В результате исследований Эльконина, Давыдова, были определены ее структурные компоненты учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, контроль, оценка.
Современные ученые утверждают, формирование предпосылок к учебной деятельности начинается с мл. дошк. возраста:
1.В возрасте 3-х лет формируем у ребенка способность к определению цели собственной деятельности.
2.К 4-м годам учим овладению различных способов деятельности: слушать указания, воспринимать, выполнять и не мешать другим.
3.К 5-ти годам учим ребёнка определять цель.
Наука » Педагогика » Дидактика
Дидактика – это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования.
Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели обучения дошкольников, представлено содержание, формы, методы, средства обучения, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.
Впервые идея последовательного обучения детей дошк. возраста была предложена Я.А.Каменским. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребенка и в подготовку к школе.
Значительное влияние на развитие дошкольной дидактики оказала деятельность Ф.Фребеля. Им предложена своя система обучения, основу которой составила детально – разработанная программа, сочетающая в себе знания и способы деятельности, а также организацию обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.
На развитие дошкольной дидактики оказало значительное влияние деятельность отечественных педагогов. Одоевский занимался проблемой обучения детей от 4 до 10 лет. Цель обучения он видел в умении научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. Он предложил свою методику обучения в основу которой положил упражнения для формирования умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение.
Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели обучения дошкольников, представлено содержание, формы, методы, средства обучения, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.
Впервые идея последовательного обучения детей дошк. возраста была предложена Я.А.Каменским. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребенка и в подготовку к школе.
Значительное влияние на развитие дошкольной дидактики оказала деятельность Ф.Фребеля. Им предложена своя система обучения, основу которой составила детально – разработанная программа, сочетающая в себе знания и способы деятельности, а также организацию обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.
На развитие дошкольной дидактики оказало значительное влияние деятельность отечественных педагогов. Одоевский занимался проблемой обучения детей от 4 до 10 лет. Цель обучения он видел в умении научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. Он предложил свою методику обучения в основу которой положил упражнения для формирования умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение.
Наука » Педагогика » Дидактика
Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:
1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.
Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).
2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.
3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки
4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.
5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности
6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.
1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.
Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).
2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.
3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки
4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.
5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности
6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.
Наука » Педагогика » Дидактика
Развивающая среда – это система материальных объектов деятельностити ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Предм-ая среда включает ряд базисных компонентов для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Требования к построению развивающей среды:
- она должна быть современной, удобной для дет-й деят-ти;
- обеспечивать достижение нового уровня в развитии дет-ой деят-ти;
- сочетать народные и новые необычные компоненты;
- обладать вариативностью, что обеспечивается своеобразием материалов, художественно-образным решением, мобильностью компонентов предметной среды;
- должна удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития реб-ка, развития его творчества, с учётом возрастных особенностей.
Требования к построению развивающей среды:
- она должна быть современной, удобной для дет-й деят-ти;
- обеспечивать достижение нового уровня в развитии дет-ой деят-ти;
- сочетать народные и новые необычные компоненты;
- обладать вариативностью, что обеспечивается своеобразием материалов, художественно-образным решением, мобильностью компонентов предметной среды;
- должна удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития реб-ка, развития его творчества, с учётом возрастных особенностей.
Наука » Педагогика » Дидактика
Виды дидактических игр:
1.Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.
- сюжетно-дидактические игры: дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и др.
- Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.
3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
1.Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.
- сюжетно-дидактические игры: дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и др.
- Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.
3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Наука » Педагогика » Дидактика
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.
Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются следующие виды строительного материала:
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы, конструкторы);
· природный (песок, снег, глина, камни);
· подсобный (доски, ящики, коробки и др.).
Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими).
Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются следующие виды строительного материала:
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы, конструкторы);
· природный (песок, снег, глина, камни);
· подсобный (доски, ящики, коробки и др.).
Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими).
Наука » Педагогика » Дидактика
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.
От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.
Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.
От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.
Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.
Наука » Педагогика » Дидактика
Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу.
Первая классификация была предложена Ф.Фребелем по пед. назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные.
Далее свою классификацию предложил Карл Гросс в основу которой положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные, специальные.
Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже в основу классификации положил возрастную периодизацию и выделил следующие виды игр:
Игры – упражнения (до 1-го г.ж.);
Символические игры (с 2-х до 4-х лет);
Игры с правилами (с 4-х до 7-ми лет).
Следующая классификация была предложена Лесгафтом в основу которой он положил идею о единстве физического и психического развития ребенка и выделил:
Первая классификация была предложена Ф.Фребелем по пед. назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные.
Далее свою классификацию предложил Карл Гросс в основу которой положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные, специальные.
Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже в основу классификации положил возрастную периодизацию и выделил следующие виды игр:
Игры – упражнения (до 1-го г.ж.);
Символические игры (с 2-х до 4-х лет);
Игры с правилами (с 4-х до 7-ми лет).
Следующая классификация была предложена Лесгафтом в основу которой он положил идею о единстве физического и психического развития ребенка и выделил: