Основными направлениями педагогической деятельности по формированию у учащихся миротворческого мировоззрения и поведения выступают:
§ развитие у школьников учебными и внеурочными средствами целостного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности; чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли;
§ включение идей культуры мира в содержание учебных дисциплин как условие развития у учащихся глобального мышления;
§ воспитание и обучение школьников в духе ненасилия, способствующее установлению гуманистического типа отношений между людьми;
§ экологическое воспитание школьников, направленное на формирование у них охранно-созидательных отношений в системе «Природа, социум, человек»;
§ гражданское образование учащихся, способствующее развитию у них ответственности, гражданственности, патриотизма.
В совместной деятельности детей и взрослых в работе по данным направлениям актуален принцип "Мыслить глобально – действовать локально", утверждающий созидательную позицию во взаимодействии с миром и окружающей средой на фоне общечеловеческих проблем, затрагивающих жизнедеятельность каждого.
§ развитие у школьников учебными и внеурочными средствами целостного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности; чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли;
§ включение идей культуры мира в содержание учебных дисциплин как условие развития у учащихся глобального мышления;
§ воспитание и обучение школьников в духе ненасилия, способствующее установлению гуманистического типа отношений между людьми;
§ экологическое воспитание школьников, направленное на формирование у них охранно-созидательных отношений в системе «Природа, социум, человек»;
§ гражданское образование учащихся, способствующее развитию у них ответственности, гражданственности, патриотизма.
В совместной деятельности детей и взрослых в работе по данным направлениям актуален принцип "Мыслить глобально – действовать локально", утверждающий созидательную позицию во взаимодействии с миром и окружающей средой на фоне общечеловеческих проблем, затрагивающих жизнедеятельность каждого.
В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографическими проблемами, охраной здоровья людей, кризисом культуры и воспитания. Разрешение этих проблем предполагает поиск адекватных нравственно-этических решений утверждение новых общечеловеческих ценностей и отражение их в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей.
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования. Важнейшей образовательной задачей становится разработка новых педагогических моделей обучения и воспитания, анализ, прогноз и учет тенденций развития сферы образования, факторов формирования личности в глобальных условиях. В современных концепциях образования появляются новые цели и задачи по разработке и отбору содержания и соответствующих технологий обучения и воспитания, направленных на развитие у обучающегося нового видения мира, миротворческого и глобального мышления, характерными чертами глобального мышления и поведения личности выступают:
§ постоянное внимание к событиям и проблемам глобального мира, понимание их причин, характера и масштабов;
§ плюралистическая направленность мировоззрения, широта видения мира, признание равноправными и равноценными разных точек зрения на мир, «образов мира»;
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования. Важнейшей образовательной задачей становится разработка новых педагогических моделей обучения и воспитания, анализ, прогноз и учет тенденций развития сферы образования, факторов формирования личности в глобальных условиях. В современных концепциях образования появляются новые цели и задачи по разработке и отбору содержания и соответствующих технологий обучения и воспитания, направленных на развитие у обучающегося нового видения мира, миротворческого и глобального мышления, характерными чертами глобального мышления и поведения личности выступают:
§ постоянное внимание к событиям и проблемам глобального мира, понимание их причин, характера и масштабов;
§ плюралистическая направленность мировоззрения, широта видения мира, признание равноправными и равноценными разных точек зрения на мир, «образов мира»;
Педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, может быть организована технологически либо основываться на интуиции, педагогическом чувстве меры и такта. Технологию воспитания можно рассматривать в широком и узком смыслах слова. В широком – это система последовательного развертывания проекта педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленных воспитательных целей. В узком – это проявление индивидуального мастерства педагога в отборе и реализации им оптимальных средств, форм и методов педагогического воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.
Методами, составляющими основу традиционной воспитательной технологии являются убеждение, упражнение, мотивация (поощрение и наказание). Наиболее распространенной классификацией методов воспитания выступает система методов, отражающая единство целевой, содержательной и процессуальной составляющих воспитательного процесса (Г.И. Щукина). В соответствии с этой классификацией выделяются три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности
Однако, как показывают результаты воспитательной практики, в современной социокультурной ситуации необходимо дополнить традиционные методики воспитания методами, приемами и средствами гуманистической технологии. Ее ключевыми звеньями выступают следующие составляющие.
Учет актуальных потребностей детей разного возраста.
Методами, составляющими основу традиционной воспитательной технологии являются убеждение, упражнение, мотивация (поощрение и наказание). Наиболее распространенной классификацией методов воспитания выступает система методов, отражающая единство целевой, содержательной и процессуальной составляющих воспитательного процесса (Г.И. Щукина). В соответствии с этой классификацией выделяются три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности
Однако, как показывают результаты воспитательной практики, в современной социокультурной ситуации необходимо дополнить традиционные методики воспитания методами, приемами и средствами гуманистической технологии. Ее ключевыми звеньями выступают следующие составляющие.
Учет актуальных потребностей детей разного возраста.
Основное содержание воспитания определяется потребностями и интересами растущей личности, общечеловеческими ценностями и базовыми компонентами культуры личности.
Можно выделить несколько основных составляющих культуры личности, в процессе формирования которых реализуется содержание воспитания.
1. Нравственно-этическая культура.
Содержание воспитательной работы включает: формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни; усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа; формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности; развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения; воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.; формирование норм поведения.
Критерии сформированности нравственно-этической культуры:
сформированность ведущих нравственных качеств;
развитость этических норм поведения;
умение понимать человека и сопереживать ему;
Можно выделить несколько основных составляющих культуры личности, в процессе формирования которых реализуется содержание воспитания.
1. Нравственно-этическая культура.
Содержание воспитательной работы включает: формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни; усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа; формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности; развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения; воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.; формирование норм поведения.
Критерии сформированности нравственно-этической культуры:
сформированность ведущих нравственных качеств;
развитость этических норм поведения;
умение понимать человека и сопереживать ему;
В педагогической практике зарубежных стран имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как относительно жесткое руководство учащимися, формирование у них заданных обществом качеств личности. Такой подход соответствует так называемой авторитарной, технократической педагогике. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название – гуманистическая школа. Другими словами, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.
Разработчики технократической, авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательного процесса школы и общества является формирование "функционального" человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в воспитательных концепциях США эти роли были определены следующим образом: гражданин, работник, семьянин, потребитель. По Скиннеру – создателю технократической педагогики, воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также исходят из того, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе существует угроза манипулирования личностью, опасность воспитать в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. При этом воспитание понимается как модификация поведения, как выработка "правильных" поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.
Разработчики технократической, авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательного процесса школы и общества является формирование "функционального" человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в воспитательных концепциях США эти роли были определены следующим образом: гражданин, работник, семьянин, потребитель. По Скиннеру – создателю технократической педагогики, воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также исходят из того, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе существует угроза манипулирования личностью, опасность воспитать в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. При этом воспитание понимается как модификация поведения, как выработка "правильных" поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.
Важнейшими задачами воспитания выступают:
1. Нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и формирование опыта нравственного поведения.
2. Формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитание у учащейся молодежи гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей.
3. Формирование трудовых и жизненных навыков означает воспитание у учащихся творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности; развитие у них умений прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к постоянному самообразованию навыков самообслуживания и безопасного поведения.
1. Нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и формирование опыта нравственного поведения.
2. Формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитание у учащейся молодежи гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей.
3. Формирование трудовых и жизненных навыков означает воспитание у учащихся творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности; развитие у них умений прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к постоянному самообразованию навыков самообслуживания и безопасного поведения.
В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить в поликультурном и быстро меняющемся мире, ответственности за выбор и принятые решения. Важную роль приобретает личностная позиция растущего человека в освоении им гуманистических и нравственно-правовых норм, действующих в социуме; становлении себя в качестве субъекта гражданской, профессиональной, семейной сфер собственной жизнедеятельности. Поэтому актуальной выступает смена традиционной парадигмы воспитания, которая характеризуется социальной ориентированностью, безусловной авторитетностью педагога, репродуктивностью при трансляции в воспитательном процессе ценностей и опыта, отождествлением государственных и личностных интересов.
Новая воспитательная парадигма предполагает:
1) установку на равенство различных видов социально приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);
2) направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально ценностных ориентаций;
3) терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;
4) диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;
5) освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;
Новая воспитательная парадигма предполагает:
1) установку на равенство различных видов социально приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);
2) направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально ценностных ориентаций;
3) терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;
4) диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;
5) освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;
Одной из важнейших категорий, позволяющей раскрыть сущность личностно-ориентированного образования, является содержание образования. Содержанию личностно-ориентированного образования отводится роль системообразующего фактора в построении целостного педагогического процесса.
Общей методологической основой для разработки модели содержания личностно-ориентированного образования служит ориентация на цели эффективного развития личности обучающегося как субъекта познания, собственной жизнедеятельности и культуры в целом. Конструирование содержания личностно-ориентированного образования должно отвечать следующим критериям:
1) содержание образования должно соответствовать требованиям социального заказа и объективному развитию науки и техники;
2) содержание личностно-ориентированной подготовки должно являться для обучающегося средством его саморазвития и самообразования, а также выступать для него самоценностью.
Для выполнения этих критериев в содержание личностно-ориентированного образования должны быть включены не только предметные знания и умения, но и опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности. Это в свою очередь предполагает:
увеличение деятельностного компонента содержания учебных предметов через включение школьников в процесс самостоятельного получения научного знания, моделирующий деятельность ученого-исследователя;
Общей методологической основой для разработки модели содержания личностно-ориентированного образования служит ориентация на цели эффективного развития личности обучающегося как субъекта познания, собственной жизнедеятельности и культуры в целом. Конструирование содержания личностно-ориентированного образования должно отвечать следующим критериям:
1) содержание образования должно соответствовать требованиям социального заказа и объективному развитию науки и техники;
2) содержание личностно-ориентированной подготовки должно являться для обучающегося средством его саморазвития и самообразования, а также выступать для него самоценностью.
Для выполнения этих критериев в содержание личностно-ориентированного образования должны быть включены не только предметные знания и умения, но и опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности. Это в свою очередь предполагает:
увеличение деятельностного компонента содержания учебных предметов через включение школьников в процесс самостоятельного получения научного знания, моделирующий деятельность ученого-исследователя;
Приведенный анализ целей, принципов построения личностно-ориентированного образования предполагает внедрение в учебно-воспитательный процесс школы личностно-ориентированных или развивающих технологий обучения и воспитания.
Под педагогической технологией по М.М. Левиной понимается строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, направленных на воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. В связи с тем, что технологии разрабатываются под конкретный педагогический замысел, различают технологии передачи знаний, умений и навыков и развивающие технологии. Характерной особенностью технологий передачи знаний является то, что на учителя возлагается ответственность за деятельность учащихся по воспроизведению полученных знаний; деятельность ученика строго регламентирована инструкциями учителя или учебника. При реализации развивающих педагогических технологий учитель осуществляет косвенное управление самостоятельной учебно-поисковой деятельностью учащегося. Внедрение в учебно-воспитательный процесс развивающих технологий обеспечивает:
эффективное развитие личности учащегося, превращение его в субъект учебно-познавательной деятельности;
формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к содержанию образования;
усвоение учащимися не только знаний, умений и навыков, но и способов мышления и деятельности; творческих способностей;
развитие потребностно-мотивационной сферы личности учащегося;
Под педагогической технологией по М.М. Левиной понимается строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, направленных на воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. В связи с тем, что технологии разрабатываются под конкретный педагогический замысел, различают технологии передачи знаний, умений и навыков и развивающие технологии. Характерной особенностью технологий передачи знаний является то, что на учителя возлагается ответственность за деятельность учащихся по воспроизведению полученных знаний; деятельность ученика строго регламентирована инструкциями учителя или учебника. При реализации развивающих педагогических технологий учитель осуществляет косвенное управление самостоятельной учебно-поисковой деятельностью учащегося. Внедрение в учебно-воспитательный процесс развивающих технологий обеспечивает:
эффективное развитие личности учащегося, превращение его в субъект учебно-познавательной деятельности;
формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к содержанию образования;
усвоение учащимися не только знаний, умений и навыков, но и способов мышления и деятельности; творческих способностей;
развитие потребностно-мотивационной сферы личности учащегося;
Основные этапы традиционного урока не обеспечивают прохождения учеником необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются: постановка учебной задачи; учебные действия; действия самоконтроля и самооценки.
Рассмотрим подробнее все этапы личностно-ориентированного урока.
Постановка учебной задачи. На этом этапе в список заданий включается вопрос, создающий коллизию, т.е. проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика, которая формирует у него потребность в освоении понятия. Четко формулируется познавательная цель.
Открытие» учениками нового знания. Этот этап урока связан с решением проблемы, поиск которых осуществляется самими учениками в ходе дискуссии, обсуждения на основе предметных действий с материальными или материзованными объектами. Учитель организует диалог, в завершении подводит итог, знакомит с общепринятой терминологией.
Первичное закрепление. Оно осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание в громкой речи установленных алгоритмов действий (что делаем, почему, что должно получиться). Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков объекта, варьирования несущественных, многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.
Рассмотрим подробнее все этапы личностно-ориентированного урока.
Постановка учебной задачи. На этом этапе в список заданий включается вопрос, создающий коллизию, т.е. проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика, которая формирует у него потребность в освоении понятия. Четко формулируется познавательная цель.
Открытие» учениками нового знания. Этот этап урока связан с решением проблемы, поиск которых осуществляется самими учениками в ходе дискуссии, обсуждения на основе предметных действий с материальными или материзованными объектами. Учитель организует диалог, в завершении подводит итог, знакомит с общепринятой терминологией.
Первичное закрепление. Оно осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание в громкой речи установленных алгоритмов действий (что делаем, почему, что должно получиться). Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков объекта, варьирования несущественных, многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.
1. Постарайтесь стимулировать активную позицию учащихся, содействовать развитию их индивидуальности. Этого можно достичь путем реализации следующих мер:
§ позитивное отношение к мнению учащихся, стимулирование самостоятельности суждений и выводов учеников;
§ включение учащихся в ситуации инициативы и выбора на уроке и во внеучебное время;
§ поощрение выбора учеником и использования различных способов учебной работы над заданием с обоснованием этого выбора;
§ включение всех учащихся в работу с их субъектным опытом.
Приведем ряд примеров.
Постановка ученика в субъектную позицию возможна через применение на уроке особых обращений к учащимся, которые демонстрируют значимость вкладов каждого ученика, а не только учителя в разрешении проблемы; привлекают внимание к способам учебной работы; призывают подумать над сформулированной проблемой, планом решения или полученным ответом. Вот один из вариантов личных обращений к учащимся: «мы получили», «мы видим», «запишите», «переведите», «расшифруйте» и т.п.. Учитель должен подчеркнуть, что благодаря совместному поиску и действиям каждого ученика была разрешена проблема.
§ позитивное отношение к мнению учащихся, стимулирование самостоятельности суждений и выводов учеников;
§ включение учащихся в ситуации инициативы и выбора на уроке и во внеучебное время;
§ поощрение выбора учеником и использования различных способов учебной работы над заданием с обоснованием этого выбора;
§ включение всех учащихся в работу с их субъектным опытом.
Приведем ряд примеров.
Постановка ученика в субъектную позицию возможна через применение на уроке особых обращений к учащимся, которые демонстрируют значимость вкладов каждого ученика, а не только учителя в разрешении проблемы; привлекают внимание к способам учебной работы; призывают подумать над сформулированной проблемой, планом решения или полученным ответом. Вот один из вариантов личных обращений к учащимся: «мы получили», «мы видим», «запишите», «переведите», «расшифруйте» и т.п.. Учитель должен подчеркнуть, что благодаря совместному поиску и действиям каждого ученика была разрешена проблема.
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использования в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, педагог конструирует педагогическое воздействие на основе учета зоны ближайшего развития ребенка и имеющихся у него знаний и навыков.
Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия – таковы три составляющие того метода, который адекватен целям и содержанию развивающего обучения.
Центральное технологическое звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на его способности регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Большое распространение в условиях развивающего обучения получил исследовательский метод из классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина
Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия – таковы три составляющие того метода, который адекватен целям и содержанию развивающего обучения.
Центральное технологическое звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на его способности регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Большое распространение в условиях развивающего обучения получил исследовательский метод из классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина