В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографическими проблемами, охраной здоровья людей, кризисом культуры и воспитания. Разрешение этих проблем предполагает поиск адекватных нравственно-этических решений утверждение новых общечеловеческих ценностей и отражение их в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей.
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования. Важнейшей образовательной задачей становится разработка новых педагогических моделей обучения и воспитания, анализ, прогноз и учет тенденций развития сферы образования, факторов формирования личности в глобальных условиях. В современных концепциях образования появляются новые цели и задачи по разработке и отбору содержания и соответствующих технологий обучения и воспитания, направленных на развитие у обучающегося нового видения мира, миротворческого и глобального мышления, характерными чертами глобального мышления и поведения личности выступают:
§ постоянное внимание к событиям и проблемам глобального мира, понимание их причин, характера и масштабов;
§ плюралистическая направленность мировоззрения, широта видения мира, признание равноправными и равноценными разных точек зрения на мир, «образов мира»;
§ интерес и уважение личности к культурам народов всей планеты, понимание их сходств и различий;
§ чувство ответственности за происходящие в мире процессы, сформированность навыков системного подхода при их изучении;
§ самостоятельный выбор личностью меры и степени собственного участия в решении локальных и глобальных проблем, умение строить тактику и стратегию местного, общенационального и мирового характера;
§ критичность мышления, умение извлекать уроки из прошлого, рефлексивное осмысление опыта в контексте общечеловеческих ценностей.
В философской, психолого-педагогической литературе и образовательной практике обосновываются и разрабатываются концепции обучения и воспитания, связанные с решения проблем глобалистики.
Так, в педагогике активно развивается новое направление – педагогика мира, главной задачей которой является формирование у подрастающего поколения глобального мышления и способов миротворческого поведения. Главной целью педагогики мира является воспитание «глобальной» личности, гражданина мира, человека-миротворца, ответственного не только за собственную судьбу, но и за судьбу человечества в целом.
Объектом педагогики мира является культурно-историческая форма участия людей в жизнедеятельности социума с целью переориентации насилия в сотрудничество. В качестве предмета педагогики мира выделяют актуальное состояние и процесс развития идей культуры мира в современном сообществе; способы и технологии реализации концепции культуры мира на макро-, мезо-, микроуровнях.
Основной категорией педагогики мира является понятие культуры мира. Под культурой мира понимается совокупность этических ценностей и норм, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находят выражениеследующие личностные характеристики:
§ уважение к человеческой личности, ее достоинствам и правам; признание права каждого на свободу слова, мнений;
§ отказ от насилия;
§ приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, плюрализма;
§ понимание личностью различий между людьми в культуре, нравах и обычаях, терпимость к их убеждениям и верованиям.
Особое место уделяется в педагогике мира формированию кросс-культурной грамотности, которая характеризуется пониманием и принятием различий между людьми в культуре, верованиях; взаимопониманием между народами и между этническими, религиозными и иными группами.
Педагогика мира направлена на формирование у школьников и студентов миротворческого мировоззрения и соответствующих форм поведения, способствующих переориентации конфликтов в сотрудничество; на развитие у них ответственности за судьбу страны и планеты в целом, рефлексивных умений, критичного и системного способов мышления.
Ведущими педагогическими идеями при осуществлении воспитательной работы по формированию у учащихся глобального мышления являются:
§ идея общности, гармония индивида с Вселенной и человечеством, основанная на экологии природы и человека; установление отношений охранно-созидательного типа между человеком, природой и обществом;
§ идея необходимости ответственного поведения человека, основанного на общечеловеческих ценностях, в условиях бурного развития мировой системы;
§ идея изначального равенства людей, независимо от национальной принадлежности, социального статуса, пола, возраста, вероисповедания;
§ идея милосердия, терпимости и уважения к культурным традициям других народов.
Использование идей педагогики мира в учебно-воспитательном процессе школы и вуза выступает фактором успешной адаптации учащихся в социуме, их социализации; способствует их самореализации, формированию у них умений продуктивно общаться, сотрудничать и разрешать конфликты ненасильственным путем.
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования. Важнейшей образовательной задачей становится разработка новых педагогических моделей обучения и воспитания, анализ, прогноз и учет тенденций развития сферы образования, факторов формирования личности в глобальных условиях. В современных концепциях образования появляются новые цели и задачи по разработке и отбору содержания и соответствующих технологий обучения и воспитания, направленных на развитие у обучающегося нового видения мира, миротворческого и глобального мышления, характерными чертами глобального мышления и поведения личности выступают:
§ постоянное внимание к событиям и проблемам глобального мира, понимание их причин, характера и масштабов;
§ плюралистическая направленность мировоззрения, широта видения мира, признание равноправными и равноценными разных точек зрения на мир, «образов мира»;
§ интерес и уважение личности к культурам народов всей планеты, понимание их сходств и различий;
§ чувство ответственности за происходящие в мире процессы, сформированность навыков системного подхода при их изучении;
§ самостоятельный выбор личностью меры и степени собственного участия в решении локальных и глобальных проблем, умение строить тактику и стратегию местного, общенационального и мирового характера;
§ критичность мышления, умение извлекать уроки из прошлого, рефлексивное осмысление опыта в контексте общечеловеческих ценностей.
В философской, психолого-педагогической литературе и образовательной практике обосновываются и разрабатываются концепции обучения и воспитания, связанные с решения проблем глобалистики.
Так, в педагогике активно развивается новое направление – педагогика мира, главной задачей которой является формирование у подрастающего поколения глобального мышления и способов миротворческого поведения. Главной целью педагогики мира является воспитание «глобальной» личности, гражданина мира, человека-миротворца, ответственного не только за собственную судьбу, но и за судьбу человечества в целом.
Объектом педагогики мира является культурно-историческая форма участия людей в жизнедеятельности социума с целью переориентации насилия в сотрудничество. В качестве предмета педагогики мира выделяют актуальное состояние и процесс развития идей культуры мира в современном сообществе; способы и технологии реализации концепции культуры мира на макро-, мезо-, микроуровнях.
Основной категорией педагогики мира является понятие культуры мира. Под культурой мира понимается совокупность этических ценностей и норм, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находят выражениеследующие личностные характеристики:
§ уважение к человеческой личности, ее достоинствам и правам; признание права каждого на свободу слова, мнений;
§ отказ от насилия;
§ приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, плюрализма;
§ понимание личностью различий между людьми в культуре, нравах и обычаях, терпимость к их убеждениям и верованиям.
Особое место уделяется в педагогике мира формированию кросс-культурной грамотности, которая характеризуется пониманием и принятием различий между людьми в культуре, верованиях; взаимопониманием между народами и между этническими, религиозными и иными группами.
Педагогика мира направлена на формирование у школьников и студентов миротворческого мировоззрения и соответствующих форм поведения, способствующих переориентации конфликтов в сотрудничество; на развитие у них ответственности за судьбу страны и планеты в целом, рефлексивных умений, критичного и системного способов мышления.
Ведущими педагогическими идеями при осуществлении воспитательной работы по формированию у учащихся глобального мышления являются:
§ идея общности, гармония индивида с Вселенной и человечеством, основанная на экологии природы и человека; установление отношений охранно-созидательного типа между человеком, природой и обществом;
§ идея необходимости ответственного поведения человека, основанного на общечеловеческих ценностях, в условиях бурного развития мировой системы;
§ идея изначального равенства людей, независимо от национальной принадлежности, социального статуса, пола, возраста, вероисповедания;
§ идея милосердия, терпимости и уважения к культурным традициям других народов.
Использование идей педагогики мира в учебно-воспитательном процессе школы и вуза выступает фактором успешной адаптации учащихся в социуме, их социализации; способствует их самореализации, формированию у них умений продуктивно общаться, сотрудничать и разрешать конфликты ненасильственным путем.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи