Педагогическая практика является важным этапом профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений и способствует формированию их профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства. Целью педагогической практики является соединение теоретической подготовки студентов с практическими умениями и навыками.
Педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности 0313 - Дошкольное образование, выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Учебным планом предусмотрено четыре вида педагогических практик для студентов колледжа (училища) данной специальности: введение в специальность, наблюдение и пробная практика, летняя практика, преддипломная практика. Каждый вид практики имеет свои цели и задачи.
Введение в специальность предусматривает формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду; формирование представлений об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми; овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего, младшего дошкольного возраста. Практика проводится на 2 курсе во втором семестре продолжительностью 2 недели.
Наблюдение и пробная практика направлены на формирование у студентов знаний об особенностях педагогического процесса в группах дошкольного возраста и овладение функциями деятельности воспитателя. Участвуют в данном виде практики студенты 3 и 4 курса (5. 6. 7 семестры), продолжительность-7 недель.
В период летней практики студенты знакомятся с особенностями работы ДОУ в летне-оздоровительный период и овладевают функциями деятельности воспитателя. Практика организуется после летней сессии на 3 курсе, ее продолжительность - 3 недели.
Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего воспитателя и проводится на выпускном курсе в соответствии с учебным планом в 8 семестре. К ней допускаются студенты, успешно выполнившие все предшествующие виды педагогической практики. Цель данного вида практики - овладение первоначальным профессиональным опытом, освоение многофункциональной деятельности воспитателя и формирование индивидуального стиля профессиональной педагогической деятельности, продолжительность практики - 4 недели.
Организация практики предполагает распределение студентов по подгруппам (6-8 человек) в одно дошкольное учреждение (по 2 студента на одну группу).
Руководит практикой преподаватель-методист совместно с заведующим ДОУ, методистом ДОУ и воспитателем - наставником группы.
Работа преподавателя- методиста должна идти в двух направлениях:
• подготовка методиста и студентов к практике;
• руководство работой студентов в дошкольном учреждении.
При подготовке к практике методист обязан составить в дневнике руководителя план, который поможет ему более четко организовать работу студентов в целом и индивидуально. В плане указываются дата работы, ее содержание. Рабочий день методиста должен начинаться с обхода групп, в которых проводится педагогическая практика. Обходя группы, методист смотрит, чем заняты студенты, проверяет их готовность к практике, документацию.
Следующий этап: наблюдение за работой студентов. Задача методиста - учить студентов приемам и способам работы, умению анализировать свою педагогическую деятельность, особенности развития детей, овладевать способами и тактикой общения. В процессе практики нужно приобщать студентов к научному поиску. Эта задача решается через выполнение учебно-исследовательских заданий по предметам и выполнение курсовых, дипломных работ.
В конце рабочего дня методист организует анализ и самоанализ работы студентов. Рабочий день заканчивается процедурой домашнего задания студентам и консультацией.
Таким образом, рабочий день методиста строится следующим образом: обход групп, проверка подготовки студентов к работе, наблюдение за работой, анализ работы студентов, домашнее задание, консультация.
Преподаватель - методист колледжа не только руководит деятельностью студентов на практике, но и оказывает методическую помощь базовому образовательному учреждению: проводит консультации для воспитателей, принимает участие в их аттестации, участвует в работе педагогических советов, конференций, может являться руководителем экспериментальной площадки.
Основными составляющими оценки студента за практику являются:
• выполнение плана практики;
• отношение к педагогической практике (дисциплина, корректность, исполнительность, самостоятельность, творческий подход к делу, уровень подготовки к практике и т. д.);
• отметки за выполнение заданий;
• умение осуществлять опытно-экспериментальные исследования;
• общий культурный уровень студента.
Таким образом, именно педагогическая практика является тем решающим компонентом, который может не только реально оценить полученные студентом теоретическим путем знания, умения и навыки психолого-педагогических дисциплин и частных методик, но и выявить его действительную склонность к педагогической деятельности.
Педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности 0313 - Дошкольное образование, выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Учебным планом предусмотрено четыре вида педагогических практик для студентов колледжа (училища) данной специальности: введение в специальность, наблюдение и пробная практика, летняя практика, преддипломная практика. Каждый вид практики имеет свои цели и задачи.
Введение в специальность предусматривает формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду; формирование представлений об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми; овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего, младшего дошкольного возраста. Практика проводится на 2 курсе во втором семестре продолжительностью 2 недели.
Наблюдение и пробная практика направлены на формирование у студентов знаний об особенностях педагогического процесса в группах дошкольного возраста и овладение функциями деятельности воспитателя. Участвуют в данном виде практики студенты 3 и 4 курса (5. 6. 7 семестры), продолжительность-7 недель.
В период летней практики студенты знакомятся с особенностями работы ДОУ в летне-оздоровительный период и овладевают функциями деятельности воспитателя. Практика организуется после летней сессии на 3 курсе, ее продолжительность - 3 недели.
Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего воспитателя и проводится на выпускном курсе в соответствии с учебным планом в 8 семестре. К ней допускаются студенты, успешно выполнившие все предшествующие виды педагогической практики. Цель данного вида практики - овладение первоначальным профессиональным опытом, освоение многофункциональной деятельности воспитателя и формирование индивидуального стиля профессиональной педагогической деятельности, продолжительность практики - 4 недели.
Организация практики предполагает распределение студентов по подгруппам (6-8 человек) в одно дошкольное учреждение (по 2 студента на одну группу).
Руководит практикой преподаватель-методист совместно с заведующим ДОУ, методистом ДОУ и воспитателем - наставником группы.
Работа преподавателя- методиста должна идти в двух направлениях:
• подготовка методиста и студентов к практике;
• руководство работой студентов в дошкольном учреждении.
При подготовке к практике методист обязан составить в дневнике руководителя план, который поможет ему более четко организовать работу студентов в целом и индивидуально. В плане указываются дата работы, ее содержание. Рабочий день методиста должен начинаться с обхода групп, в которых проводится педагогическая практика. Обходя группы, методист смотрит, чем заняты студенты, проверяет их готовность к практике, документацию.
Следующий этап: наблюдение за работой студентов. Задача методиста - учить студентов приемам и способам работы, умению анализировать свою педагогическую деятельность, особенности развития детей, овладевать способами и тактикой общения. В процессе практики нужно приобщать студентов к научному поиску. Эта задача решается через выполнение учебно-исследовательских заданий по предметам и выполнение курсовых, дипломных работ.
В конце рабочего дня методист организует анализ и самоанализ работы студентов. Рабочий день заканчивается процедурой домашнего задания студентам и консультацией.
Таким образом, рабочий день методиста строится следующим образом: обход групп, проверка подготовки студентов к работе, наблюдение за работой, анализ работы студентов, домашнее задание, консультация.
Преподаватель - методист колледжа не только руководит деятельностью студентов на практике, но и оказывает методическую помощь базовому образовательному учреждению: проводит консультации для воспитателей, принимает участие в их аттестации, участвует в работе педагогических советов, конференций, может являться руководителем экспериментальной площадки.
Основными составляющими оценки студента за практику являются:
• выполнение плана практики;
• отношение к педагогической практике (дисциплина, корректность, исполнительность, самостоятельность, творческий подход к делу, уровень подготовки к практике и т. д.);
• отметки за выполнение заданий;
• умение осуществлять опытно-экспериментальные исследования;
• общий культурный уровень студента.
Таким образом, именно педагогическая практика является тем решающим компонентом, который может не только реально оценить полученные студентом теоретическим путем знания, умения и навыки психолого-педагогических дисциплин и частных методик, но и выявить его действительную склонность к педагогической деятельности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи