Программа - основной документ, в котором отражено содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Анализируя современное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю проблемы.
На III (1924 г.) и на IV (1928 г.) съездах по дошкольному воспитанию вопрос о программе для детского сада и принципах ее построения был выделен в специальный раздел. В 1928 г. под руководством Н. К. Крупской был создан первый проект программы, который обсуждался учеными-специалистами в области педагогики и психологии. В 1929 г. выходит методическое письмо Наркомпроса «О связи дошкольных учреждений со школой и о планировании работы». После этого начинается работа над созданием «Программы для дошкольных учреждений». В 1932 г. такая программа была принята как руководство при планировании учебно-воспитательного процесса. В 1934 г. был опубликован документ «Программа и внутренний распорядок детского сада». Она отличалась от предыдущей по форме, расположению материала и была гораздо проще и удобнее по структуре. В 1945 г. разрабатывается руководство для воспитателей, которое в 1948 г. переиздается с небольшими изменениями.
Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководство для воспитателей детского сада», изданное в 1953 г.
Быстрое развитие дошкольной педагогики как науки и детской психологии привело к созданию более совершенного для практики дошкольного воспитания документа. В 1962 году была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР как основной государственный документ для дошкольных учреждений «Программа воспитания в детском саду». Над усовершенствованием программы работали научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. С 1962 по 1989 гг. программа переиздавалась 9 раз. В 1978 г. были внесены очередные изменения, и программа получила название Типовой. Создание новой «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984 г. Под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова) было обусловлено социальным развитием общества, достижениями педагогической науки, требованиями «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Программа разрабатывалась НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному образованию. На основе этой программы разрабатывались программы союзных республик, а в 1985 г. в РСФСР была опубликована «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В 1987 г. программа была доработана, и вышло ее второе издание.
В 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР утверждена новая Концепция дошкольного воспитания (авторы В.А. Петровский и В.В. Давыдов), в которой был дан критический анализ состояния дошкольного воспитания и перспективы его развития в направлении гуманизации дошкольного воспитания.
В 1991 г. Постановлением Совмина РСФСР утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении», в котором отмечалось, что единая программа неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса. Положением отменялся порядок действия программы как единого образовательного документа, теперь дошкольные учреждения были вправе не только выбирать программу, по которой бы хотели работать, но и вносить свои изменения в ее содержание.
В методических рекомендациях, подготовленных Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой (1992 г.) представлен анализ состояния дошкольного воспитания в период его реформирования. Авторы отмечали, что существующая программа не отвечает в полной мере требованиям обучения воспитания нового поколения. Она излишне идеологизирована, рассчитана в основном на усредненного ребенка, не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для формирования личности ребенка.
В связи с принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) многие научные коллективы приступили к разработке авторских, вариативных программ по дошкольному образованию. Позднее, в 1995 г. Постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором было закреплено право ДОУ самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образования, вносить в них изменения, а также разрабатывать собственные (авторские) программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Все программы можно разделить на комплексные и специализированные. Комплексные (или общеразвивающие) программы направлены на формирование у ребенка универсальных способностей и их развитие до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. К ним относятся следующие программы: «Радуга» (научный руководитель Т.Н. Доронова); «Развитие (авторский коллектив под руководством Л.А. Венгера); «Детство» (авторский коллектив РГПУ им. А.И. Герцена под ред. Т.П. Бабаевой); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой); «Детский сад - дом радости» (Н. М. Крылова, В. Т. Иванова) и другие.
Специализированные (локальные или парциальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребенка. К ним относятся: «Семицветик» (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова); «Наш дом - природа» (Н. А. Рыжова); «Юный эколог» (С. Н. Николаева); «Музыкальные шедевры» (О. П. Радынова); «Театр - творчество - дети» (Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина); «Я - человек» (С. А. Козлова) и другие.
Выбор программы зависит от вида дошкольного образовательного учреждения, утвержденного «Положением о дошкольном образовательном учреждении».
На III (1924 г.) и на IV (1928 г.) съездах по дошкольному воспитанию вопрос о программе для детского сада и принципах ее построения был выделен в специальный раздел. В 1928 г. под руководством Н. К. Крупской был создан первый проект программы, который обсуждался учеными-специалистами в области педагогики и психологии. В 1929 г. выходит методическое письмо Наркомпроса «О связи дошкольных учреждений со школой и о планировании работы». После этого начинается работа над созданием «Программы для дошкольных учреждений». В 1932 г. такая программа была принята как руководство при планировании учебно-воспитательного процесса. В 1934 г. был опубликован документ «Программа и внутренний распорядок детского сада». Она отличалась от предыдущей по форме, расположению материала и была гораздо проще и удобнее по структуре. В 1945 г. разрабатывается руководство для воспитателей, которое в 1948 г. переиздается с небольшими изменениями.
Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководство для воспитателей детского сада», изданное в 1953 г.
Быстрое развитие дошкольной педагогики как науки и детской психологии привело к созданию более совершенного для практики дошкольного воспитания документа. В 1962 году была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР как основной государственный документ для дошкольных учреждений «Программа воспитания в детском саду». Над усовершенствованием программы работали научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. С 1962 по 1989 гг. программа переиздавалась 9 раз. В 1978 г. были внесены очередные изменения, и программа получила название Типовой. Создание новой «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984 г. Под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова) было обусловлено социальным развитием общества, достижениями педагогической науки, требованиями «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Программа разрабатывалась НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному образованию. На основе этой программы разрабатывались программы союзных республик, а в 1985 г. в РСФСР была опубликована «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В 1987 г. программа была доработана, и вышло ее второе издание.
В 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР утверждена новая Концепция дошкольного воспитания (авторы В.А. Петровский и В.В. Давыдов), в которой был дан критический анализ состояния дошкольного воспитания и перспективы его развития в направлении гуманизации дошкольного воспитания.
В 1991 г. Постановлением Совмина РСФСР утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении», в котором отмечалось, что единая программа неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса. Положением отменялся порядок действия программы как единого образовательного документа, теперь дошкольные учреждения были вправе не только выбирать программу, по которой бы хотели работать, но и вносить свои изменения в ее содержание.
В методических рекомендациях, подготовленных Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой (1992 г.) представлен анализ состояния дошкольного воспитания в период его реформирования. Авторы отмечали, что существующая программа не отвечает в полной мере требованиям обучения воспитания нового поколения. Она излишне идеологизирована, рассчитана в основном на усредненного ребенка, не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для формирования личности ребенка.
В связи с принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) многие научные коллективы приступили к разработке авторских, вариативных программ по дошкольному образованию. Позднее, в 1995 г. Постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором было закреплено право ДОУ самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образования, вносить в них изменения, а также разрабатывать собственные (авторские) программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Все программы можно разделить на комплексные и специализированные. Комплексные (или общеразвивающие) программы направлены на формирование у ребенка универсальных способностей и их развитие до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. К ним относятся следующие программы: «Радуга» (научный руководитель Т.Н. Доронова); «Развитие (авторский коллектив под руководством Л.А. Венгера); «Детство» (авторский коллектив РГПУ им. А.И. Герцена под ред. Т.П. Бабаевой); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой); «Детский сад - дом радости» (Н. М. Крылова, В. Т. Иванова) и другие.
Специализированные (локальные или парциальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребенка. К ним относятся: «Семицветик» (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова); «Наш дом - природа» (Н. А. Рыжова); «Юный эколог» (С. Н. Николаева); «Музыкальные шедевры» (О. П. Радынова); «Театр - творчество - дети» (Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина); «Я - человек» (С. А. Козлова) и другие.
Выбор программы зависит от вида дошкольного образовательного учреждения, утвержденного «Положением о дошкольном образовательном учреждении».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи