Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте интенсивно происходит физическое развитие ребенка, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребенка и его здоровье - это основа формирования личности. Обратимся к словарю С. И. Ожегова: «Здоровье - это правильная, нормальная жизнедеятельность организма». В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и психическое развитие, укрепляет его состояние здоровья.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребенка и его здоровье - это основа формирования личности. Обратимся к словарю С. И. Ожегова: «Здоровье - это правильная, нормальная жизнедеятельность организма». В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и психическое развитие, укрепляет его состояние здоровья.
Основы интеллекта закладываются в первые годы жизни. Исследования в области педагогики раннего детства показали исключительную роль целенаправленного воспитания и обучения детей с первых лет жизни. Рассмотрим особенности обучения детей раннего возраста. Наиболее благоприятное развитие ребенка протекает под влиянием продуманного и систематического обучения и воспитания, осуществляемого взрослым с учетом развития ребенка. Ребенок раннего возраста обладает уникальной способностью обучаться от взрослого. Под способностью обучаться понимается умение детей раннего возраста воспринимать задание и действовать по образцу, словесной инструкции, стремление к получению определенного результата, заданного взрослым, а также умение переносить полученные знания в новую ситуацию.
Обучение детей раннего возраста отличается неповторимостью и своеобразием: усвоение новых знаний происходит при высочайшей познавательной активности ребенка и непроизвольном запоминании в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности; ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью; обучение ребенка раннего возраста происходит в практической деятельности под непосредственным руководством взрослого.
Характер педагогических воздействий взрослого изменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста:
Обучение детей раннего возраста отличается неповторимостью и своеобразием: усвоение новых знаний происходит при высочайшей познавательной активности ребенка и непроизвольном запоминании в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности; ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью; обучение ребенка раннего возраста происходит в практической деятельности под непосредственным руководством взрослого.
Характер педагогических воздействий взрослого изменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста:
Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период складываются формы общения со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, развиваются наглядно-действенное мышление, развивается память, воображение, происходит освоение пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с предметом, складывается сначала манипулятивная, затем предметная деятельность, а на ее основе - сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности. Поэтому потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.
Основоположниками педагогики раннего возраста являются Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина. Фундаментальные исследования развития движений детей раннего возраста проведены М. Ю. Кистяковской. А. М. Фонаревым раскрыты пути реализации потенциальных познавательных возможностей детей на основе организации их ориентировочно-исследовательской деятельности. В создании методических пособий по воспитанию детей раннего возраста, где освещены особенности возрастных периодов раннего детства и общие вопросы организации жизни детей, большую роль сыграли М. Ю. Кистяковская, Г. М. Лямина, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Э. Л. Фрухт и др. Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада освещены в работах Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, А. И. Мышкис, Л. Г. Голубевой, Н. Д. Ватутиной; проблемы развития общения детей со взрослым и сверстниками разносторонне представлены в трудах М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, Л. Н. Галигузовой. Проблемы становления предметной и игровой деятельности детей раннего возраста раскрыты в работах Ф. И. Фрадкиной, Е. И. Радиной, С. Л. Новоселовой, Р. И. Жуковской, Е. И. Зворыгиной, Н. Я. Михайленко. Вопросами дидактики раннего детства занимались Н. М. Аксарина, В. Н. Аванесова, Э. Л. Фрухт, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.
Основоположниками педагогики раннего возраста являются Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина. Фундаментальные исследования развития движений детей раннего возраста проведены М. Ю. Кистяковской. А. М. Фонаревым раскрыты пути реализации потенциальных познавательных возможностей детей на основе организации их ориентировочно-исследовательской деятельности. В создании методических пособий по воспитанию детей раннего возраста, где освещены особенности возрастных периодов раннего детства и общие вопросы организации жизни детей, большую роль сыграли М. Ю. Кистяковская, Г. М. Лямина, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Э. Л. Фрухт и др. Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада освещены в работах Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, А. И. Мышкис, Л. Г. Голубевой, Н. Д. Ватутиной; проблемы развития общения детей со взрослым и сверстниками разносторонне представлены в трудах М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, Л. Н. Галигузовой. Проблемы становления предметной и игровой деятельности детей раннего возраста раскрыты в работах Ф. И. Фрадкиной, Е. И. Радиной, С. Л. Новоселовой, Р. И. Жуковской, Е. И. Зворыгиной, Н. Я. Михайленко. Вопросами дидактики раннего детства занимались Н. М. Аксарина, В. Н. Аванесова, Э. Л. Фрухт, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.
Профессия воспитателя - особая по своей сущности и значимости. Особенность его труда состоит прежде всего в том, что объектом является ребенок - самый уникальный продукт природы, а также его физическое, психическое, духовное развитие. Вот почему профессию воспитателя справедливо считают наиболее важной в современном мире.
Педагогическая деятельность выступает как метадеятельность, т. е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью. В определенном смысле деятельность воспитателя ДОУ связана со многими другими видами деятельностей: трудовой, игровой, музыкальной и различными видами творческой деятельности.
Педагогическая деятельность воспитателя реализуется через определенные функции.
Коммуникативно-стимулирующая функция связана с умением педагога общаться с детьми, умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Это определенный стиль взаимоотношений воспитателя с детьми, который включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Данная функция предполагает общение не только с детьми, но и с другими педагогами, с администрацией детского сада, родителями детей.
Педагогическая деятельность выступает как метадеятельность, т. е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью. В определенном смысле деятельность воспитателя ДОУ связана со многими другими видами деятельностей: трудовой, игровой, музыкальной и различными видами творческой деятельности.
Педагогическая деятельность воспитателя реализуется через определенные функции.
Коммуникативно-стимулирующая функция связана с умением педагога общаться с детьми, умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Это определенный стиль взаимоотношений воспитателя с детьми, который включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Данная функция предполагает общение не только с детьми, но и с другими педагогами, с администрацией детского сада, родителями детей.
Программа - основной документ, в котором отражено содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Анализируя современное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю проблемы.
На III (1924 г.) и на IV (1928 г.) съездах по дошкольному воспитанию вопрос о программе для детского сада и принципах ее построения был выделен в специальный раздел. В 1928 г. под руководством Н. К. Крупской был создан первый проект программы, который обсуждался учеными-специалистами в области педагогики и психологии. В 1929 г. выходит методическое письмо Наркомпроса «О связи дошкольных учреждений со школой и о планировании работы». После этого начинается работа над созданием «Программы для дошкольных учреждений». В 1932 г. такая программа была принята как руководство при планировании учебно-воспитательного процесса. В 1934 г. был опубликован документ «Программа и внутренний распорядок детского сада». Она отличалась от предыдущей по форме, расположению материала и была гораздо проще и удобнее по структуре. В 1945 г. разрабатывается руководство для воспитателей, которое в 1948 г. переиздается с небольшими изменениями.
Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководство для воспитателей детского сада», изданное в 1953 г.
На III (1924 г.) и на IV (1928 г.) съездах по дошкольному воспитанию вопрос о программе для детского сада и принципах ее построения был выделен в специальный раздел. В 1928 г. под руководством Н. К. Крупской был создан первый проект программы, который обсуждался учеными-специалистами в области педагогики и психологии. В 1929 г. выходит методическое письмо Наркомпроса «О связи дошкольных учреждений со школой и о планировании работы». После этого начинается работа над созданием «Программы для дошкольных учреждений». В 1932 г. такая программа была принята как руководство при планировании учебно-воспитательного процесса. В 1934 г. был опубликован документ «Программа и внутренний распорядок детского сада». Она отличалась от предыдущей по форме, расположению материала и была гораздо проще и удобнее по структуре. В 1945 г. разрабатывается руководство для воспитателей, которое в 1948 г. переиздается с небольшими изменениями.
Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководство для воспитателей детского сада», изданное в 1953 г.
Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.
Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России. Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование. Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов и В.А. Петровский), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г. В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.
Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориентировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы. В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.
Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России. Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование. Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов и В.А. Петровский), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г. В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.
Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориентировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы. В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.
Развитие системы общественного дошкольного воспитания в России имеет несколько этапов: этап становления (конец XIX - начало XX вв.), этап развития (40-е - 80-е гг. XX в.), этап перехода в новое качество (90-е гг XX в. - начало XXI в.). Последний этап можно условно разделить на два периода: период распада советской системы общественного дошкольного воспитания (1991-2001 гг.) и период становления качественно новой системы дошкольного образования (2001 г. и далее). Каждый из них имеет свои отличительные особенности.
Предпосылки распада советской системы общественного дошкольного воспитания обусловлены социально-экономическими причинами - переходом страны в начале 90-х гг. прошлого века к рыночным отношениям, что привело к сокращению расходов на социальные нужды в целом и на образование в частности. Произошли изменения и в системе общественного дошкольного воспитания. В 1991 году в России было 87, 6 тыс. дошкольных образовательных учреждений, а в 2001 году их количество сократилось на 37, 6. тыс. Наполовину сократилась численность детей, посещающих дошкольные учреждения (с 8433 тыс. человек до 4266 тыс. человек соответственно). Особенно эти тенденции были характерны для сельской местности. Значительно снизился охват детей дошкольными учреждениями. Согласно статистическим данным, в 1991 г. детские сады посещали 64% от общей численности детей соответствующего возраста, а в 1998 г. - только 54%.
Предпосылки распада советской системы общественного дошкольного воспитания обусловлены социально-экономическими причинами - переходом страны в начале 90-х гг. прошлого века к рыночным отношениям, что привело к сокращению расходов на социальные нужды в целом и на образование в частности. Произошли изменения и в системе общественного дошкольного воспитания. В 1991 году в России было 87, 6 тыс. дошкольных образовательных учреждений, а в 2001 году их количество сократилось на 37, 6. тыс. Наполовину сократилась численность детей, посещающих дошкольные учреждения (с 8433 тыс. человек до 4266 тыс. человек соответственно). Особенно эти тенденции были характерны для сельской местности. Значительно снизился охват детей дошкольными учреждениями. Согласно статистическим данным, в 1991 г. детские сады посещали 64% от общей численности детей соответствующего возраста, а в 1998 г. - только 54%.
Специфика детства до сих пор не изучена должным образом, не создано науки о детстве как самостоятельной отрасли знаний, отсутствует целостный, комплексный подход к детству как социально-педагогическому явлению.
Специалисты разных наук имеют каждый свое представление о возрастной периодизации детей и детства в целом, вкладывают различный смысл в содержание таких понятий, как «дети», «детство», «детскость», «феномен детства», «положение детей» и их место в структуре общества, однако изучение социальных связей и отношений взрослых и детей находится на периферии интересов многих из этих наук. Например, физиологи и психологи считают концом детства и началом молодости тот период, когда в организме подростка завершаются психофизиологические изменения, связанные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). Социологи к категории «молодежь» относят всех, кому уже исполнилось 14 лет. Медицинская статистика учитывает состояние здоровья детей лишь до 14 лет.
Современные специалисты склонны рассматривать ребенка как социально-биологический феномен, а детство как возрастной этап развития индивида. Педагоги трактуют детство как период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки и умения.
Специалисты разных наук имеют каждый свое представление о возрастной периодизации детей и детства в целом, вкладывают различный смысл в содержание таких понятий, как «дети», «детство», «детскость», «феномен детства», «положение детей» и их место в структуре общества, однако изучение социальных связей и отношений взрослых и детей находится на периферии интересов многих из этих наук. Например, физиологи и психологи считают концом детства и началом молодости тот период, когда в организме подростка завершаются психофизиологические изменения, связанные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). Социологи к категории «молодежь» относят всех, кому уже исполнилось 14 лет. Медицинская статистика учитывает состояние здоровья детей лишь до 14 лет.
Современные специалисты склонны рассматривать ребенка как социально-биологический феномен, а детство как возрастной этап развития индивида. Педагоги трактуют детство как период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки и умения.
Дошкольная педагогика - многозначный термин. Под ним понимается:
- особая специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию развития общества, при этом специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста;
- наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения до поступления в школу;
- отрасль возрастной педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарные формы обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу.
Родоначальником дошкольной педагогики как важной отрасли педагогической науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.
Как и любая другая наука, дошкольная педагогика имеет свой предмет изучения и категориальный аппарат. Предмет - это то, на что направлена мысль, что составляет ее содержание. Предметом дошкольной педагогики как науки является изучение закономерностей воспитания и обучения детей как явления общественной жизни от рождения до поступления в школу.
- особая специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию развития общества, при этом специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста;
- наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения до поступления в школу;
- отрасль возрастной педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарные формы обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу.
Родоначальником дошкольной педагогики как важной отрасли педагогической науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.
Как и любая другая наука, дошкольная педагогика имеет свой предмет изучения и категориальный аппарат. Предмет - это то, на что направлена мысль, что составляет ее содержание. Предметом дошкольной педагогики как науки является изучение закономерностей воспитания и обучения детей как явления общественной жизни от рождения до поступления в школу.
Педагогическая практика является важным этапом профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений и способствует формированию их профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства. Целью педагогической практики является соединение теоретической подготовки студентов с практическими умениями и навыками.
Педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности 0313 - Дошкольное образование, выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Учебным планом предусмотрено четыре вида педагогических практик для студентов колледжа (училища) данной специальности: введение в специальность, наблюдение и пробная практика, летняя практика, преддипломная практика. Каждый вид практики имеет свои цели и задачи.
Введение в специальность предусматривает формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду; формирование представлений об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми; овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего, младшего дошкольного возраста. Практика проводится на 2 курсе во втором семестре продолжительностью 2 недели.
Наблюдение и пробная практика направлены на формирование у студентов знаний об особенностях педагогического процесса в группах дошкольного возраста и овладение функциями деятельности воспитателя. Участвуют в данном виде практики студенты 3 и 4 курса (5. 6. 7 семестры), продолжительность-7 недель.
Педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности 0313 - Дошкольное образование, выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Учебным планом предусмотрено четыре вида педагогических практик для студентов колледжа (училища) данной специальности: введение в специальность, наблюдение и пробная практика, летняя практика, преддипломная практика. Каждый вид практики имеет свои цели и задачи.
Введение в специальность предусматривает формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду; формирование представлений об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми; овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего, младшего дошкольного возраста. Практика проводится на 2 курсе во втором семестре продолжительностью 2 недели.
Наблюдение и пробная практика направлены на формирование у студентов знаний об особенностях педагогического процесса в группах дошкольного возраста и овладение функциями деятельности воспитателя. Участвуют в данном виде практики студенты 3 и 4 курса (5. 6. 7 семестры), продолжительность-7 недель.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигается единство и согласованность всех социальных институтов.
Профессиональное образование сегодня развивается на совершенно новых методологических основаниях, которые в педагогической науке определены как гуманистическая парадигма. Поэтому в образовательном пространстве колледжа важно создать для каждого студента такие условия, чтобы он стал полноценным субъектом своей жизни, своей деятельности, чтобы у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и обществом.
Современное воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции (Е. В. Бондаревская и др.) развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания. Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосознания.
Профессиональное образование сегодня развивается на совершенно новых методологических основаниях, которые в педагогической науке определены как гуманистическая парадигма. Поэтому в образовательном пространстве колледжа важно создать для каждого студента такие условия, чтобы он стал полноценным субъектом своей жизни, своей деятельности, чтобы у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и обществом.
Современное воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции (Е. В. Бондаревская и др.) развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания. Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосознания.
Контроль за знаниями и умениями студентов - один из важнейших компонентов учебного процесса колледжа. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и студентами устанавливается обратная связь, которая позволяет выявить динамику усвоения учебного материала, действенный уровень владения системой знаний, умений, навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию педагогического процесса.
В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция контроля - выявление уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов. Это оценка условий протекания педагогического процесса, его успешности или нет.
Обучающая функция проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция заключается в том, что наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, что в итоге формирует творческое отношение к предмету и стремление развивать свои способности.
В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция контроля - выявление уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов. Это оценка условий протекания педагогического процесса, его успешности или нет.
Обучающая функция проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция заключается в том, что наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, что в итоге формирует творческое отношение к предмету и стремление развивать свои способности.