1. Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения.
2. Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение.
3. Педагогическая технология, направленная на:
– более эффективное общее развитие личности ученика;
– развитие духовных (эмоциональных) сил, коммуникативных умений, творческого склада мышления, интеллектуальных способностей, лежащих в зоне ближайшего развития личности ученика;
– на формирование у школьников не только знаний, умений и навыков, но и способов мышления и деятельности;
– развитие у учащихся способностей к самообразованию;
– формирование у школьников умений к самостоятельной учебно-исследовательской работе.
В концепции развивающего обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. Свой развернутый вид эта концепция приобрела в итоге ряда исследований, осуществленных в 60-80-е г.г. под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В Давыдова.
Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения.
Результаты развивающего обучения состоят не столько в каких-то феноменальных показателях умственного развития учащихся, сколько в общей направленности этого развития. Важнейшим специфическим результатом развивающего обучения следует считать свободное развитие каждого ученика как субъекта учения, как личности.
Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Первое и важнейшее условие достижения конечной цели развивающего обучения – кардинальное изменение его содержания, основу которого составляет система научных понятий, определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику, а не набор правил, регламентирующих каждый из этих способов.
Включаясь в совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося, в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения. Роль ученика в учебно-поисковой деятельности состоит не в точном исполнении указаний учителя, а в возможно более полной реализации создаваемых им предпосылок для осуществления поиска. Такое распределение обязанностей между учителем и учеником обуславливает и характер отношений между ними, которые строятся по типу делового партнерства, сотрудничества.
Оптимальной формой учебного процесса, позволяющей организовать поисковую деятельность учащихся и тем самым реализовать цели развивающего обучения, является коллективный диалог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи и намечаются пути ее разрешения.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность овладеть специальными знаниями и умениями, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действий. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскания способа проверки решения путем использования самостоятельно выявленных новых связей и зависимостей.
В развивающем обучении учитель учит учащихся:
– анализировать;
– выделять главное;
– сравнивать;
– строить аналогии;
– обобщать и систематизировать;
– доказывать и опровергать;
– определять и объяснять понятия;
– ставить и разрешать проблемы;
Овладеть этими умениями – значит научиться мыслить.
2. Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение.
3. Педагогическая технология, направленная на:
– более эффективное общее развитие личности ученика;
– развитие духовных (эмоциональных) сил, коммуникативных умений, творческого склада мышления, интеллектуальных способностей, лежащих в зоне ближайшего развития личности ученика;
– на формирование у школьников не только знаний, умений и навыков, но и способов мышления и деятельности;
– развитие у учащихся способностей к самообразованию;
– формирование у школьников умений к самостоятельной учебно-исследовательской работе.
В концепции развивающего обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. Свой развернутый вид эта концепция приобрела в итоге ряда исследований, осуществленных в 60-80-е г.г. под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В Давыдова.
Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения.
Результаты развивающего обучения состоят не столько в каких-то феноменальных показателях умственного развития учащихся, сколько в общей направленности этого развития. Важнейшим специфическим результатом развивающего обучения следует считать свободное развитие каждого ученика как субъекта учения, как личности.
Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Первое и важнейшее условие достижения конечной цели развивающего обучения – кардинальное изменение его содержания, основу которого составляет система научных понятий, определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику, а не набор правил, регламентирующих каждый из этих способов.
Включаясь в совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося, в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения. Роль ученика в учебно-поисковой деятельности состоит не в точном исполнении указаний учителя, а в возможно более полной реализации создаваемых им предпосылок для осуществления поиска. Такое распределение обязанностей между учителем и учеником обуславливает и характер отношений между ними, которые строятся по типу делового партнерства, сотрудничества.
Оптимальной формой учебного процесса, позволяющей организовать поисковую деятельность учащихся и тем самым реализовать цели развивающего обучения, является коллективный диалог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи и намечаются пути ее разрешения.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность овладеть специальными знаниями и умениями, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действий. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскания способа проверки решения путем использования самостоятельно выявленных новых связей и зависимостей.
В развивающем обучении учитель учит учащихся:
– анализировать;
– выделять главное;
– сравнивать;
– строить аналогии;
– обобщать и систематизировать;
– доказывать и опровергать;
– определять и объяснять понятия;
– ставить и разрешать проблемы;
Овладеть этими умениями – значит научиться мыслить.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи