Специфика обучения в дошкольном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
(Конспект по статье Выготского Л.С.«Обучение и развитие в дошкольном возрасте»)
С развитием ребенка меняется и характер обучения ребенка. Выготский выделяет следующие типы обучения:
1) Спонтанный тип (до 3 лет): программу обучения (речи) ребенок определяет сам
2) Спонтанно-реактивный тип (дошкольник): обучение занимает переходное место между 1) и 2). Ребенок делает то, что хочет сам, но делает то, чего хочет взрослый, т.е. делает то, что хочет взрослый, думая, что хочет этого сам.
3) Реактивный тип: ребенок обучается учителем (школьник)
Так же Выготский говорит о том, что в 3 года происходит своеобразный перелом, вследствие которого становится возможным новый тип обучения.
Кро говорит о ребенке 3 лет: уже становится возможным какая-то программа обучения и воспитания, не школьная программа, а программа самого ребенка.
Всякое обучение связано с возрастом (важна как нижняя, так и верхняя граница). Раньше определенного возраста ребенка бесполезно обучать, например держать ложку, а позже определенного возраста это делать просто бесполезно.
Монтессори считает, что в самом развитии заложены известные периоды особо чувствительные к известным внешним воздействиям. Т.е. дети на определенном возрастном периоде наиболее чувствительны к обучению чему-то. Например, ребенку 7 лет самое время объяснять «что такое «хорошо» и что такое «плохо», потому, что именно в этом возрасте у него начинают формироваться моральные нормы.
В педологии пользуются только нижней границей (ниже известного уровня нельзя ребенка обучать тому или ному предмету).
Уровни актуального развития: для всех процессов воспитания и образования, а наиболее существенными оказываются именно находящиеся в стадии созревания и еще не созревшие к моменту обучения процессы.
Развивается сознание ребенка в целом. Изменяется отношение между отдельными психическими функциями.
В раннем возрасте ведущую роль играет восприятие (являясь предпосылка и для памяти, и для мышления).
В дошкольном возрасте ведущую роль играет память:
В преддошкольным возрасте: для ребенка мыслить значит разбираться в видимых связях, т.е. о том, что вижу, о том и могу рассуждать.
В дошкольном же возрасте: мыслить значит разбираться в своих общих представлениях, т.е. я представляю себе, что такое 3-хэтажный дом и могу думать на эту тему.
Представление – это обобщенное воспоминание – первый отрыв от наглядного мышления.
3 момента:
1) у ребенка нет зрелых понятий (всякое понятие, всякое значение слова означает обобщение)
наличие общих представлений предполагает уже первую ступень отвлеченного мышления.
2) совершенно перестраиваются характер интересов и потребностей ребенка. Интересы начинают определяться смыслом, который ребенок вкладывает в эту ситуацию.
3) Ребенок этого возраста переходит к совершенно новому типу деятельности, переход к новой творческой деятельности.
Дошкольный возраст – первый возраст, лишенный детской амнезии (т.к. структура сознания изменяется)
В дошкольном возрасте впервые возникают (+ складываются) этические правила и общие представления о мире.
Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный ему до этого (программа, которую составил взрослый + своя программа).
Программа детского сада. 2 качества:
1) построена на какой-то схеме, которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год, делая определенные шаги по пути достижения этой цели.
2) программа самого ребенка
Требования школы к дошкольному обучению:
1) готовности к школе
2) готовности к предметному обучению
3) грамотности
Для того, чтобы было возможно предметное обучении, необходимо дифференцировать общее представление о том, что потом будет предметом обучения. Основная задача взрослого заключается заключается в том, чтобы подвести ребенка к науке.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.