Теоретические и практические задачи детской (возрастной) психологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Детская психология - наука о психическом развитии ребенка.
Детская психология – это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому.
Составляющими предмета возрастной психологии являются:
• раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.
• изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;
• понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
• Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
• закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;
• детство - предмет возрастной психологии по Обуховой Л.Ф. - период усиленного развития, изменений и обучения.
Теоретические и практические задачи возрастной психологии:
1. изучение движущих сил и источников психического развития ребенка (под движущими силами понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе побудительные источники активности.)
2. построение периодизации психического развития в онтогенезе (Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст. Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития. У Ж. Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта, у З. Фрейда — направленность либидозной энергии, у Э. Эриксона — центральные задачи возраста, у Д.Б. Эльконина — смена ведущих типов деятельности.)
3. характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии
4. контроль хода и динамики психического развития
5. профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания.

Теоретические задачи (проблемы) возрастной психологии:
• Проблема движущих сил, источников и механизмов психического развития на всё протяжении жизненного пути человека
• Проблема периодизации психического развития в онтогенезе
• Проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов
• Проблема возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний
• Проблема возрастного развития личности и др.

Практические задачи возрастной психологии:
• Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека
• Возрастная и клиническая диагностика
• Контроль за ходом психического развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях
• Психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека
• Организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.