ЕВРОПЕЙСКИЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГО-ГИКЕ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Вторая половина 19, начало 20 века характеризуется активным развитием капиталистических отношений во многих странах и бурным развитием науки и техники, а также искусства и культуры. Резко изменяются условия жизни тысяч людей – идет миграция сельского населения в города, осваиваются новые территории и
В конце 19, начале 20 века в мировой школе и педагогике происходили существенные изменения. Этому способствовали многие важные факторы: рост требований к объему знаний, умений, навыков, новые исследования о природе детства ( В частности, данные психологии), практический опыт ряда учебных заведений, появление международных пед. организаций. Таких как Лига Нового воспитания, Международного Бюро Просвещения.
Система образования подвергалась острой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствующая уровню производства, науки и культуры, не отвечающая потребностям подрастающего поколения, которое нуждалось в качественно иной подготовки к жизни. В обществе появляется уверенность в том, что школа в том виде, в котором она существует не может проводить в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить и работать.
В педагогике появляется новое течение, которое получило название «новое воспитание», отражающее потребность общества в подготовке инициативных, разносторонне развитых людей, способных в дальнейшем стать предпринимателями, активными деятелями в различных областях государственной и общественной жизни. Это течение объединяло многих педагогов, выступающих с требованиями радикальных изменений содержания образования и методов воспитания и обучения.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ (15-17 века).

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Средневековая педагогика почти 12 веков определялась догмами богословия. Система образования и воспитания носила четко сословно-идеологический характер. Но уже в конце средневековья и в период Возрождения начинает утверждаться идеология гуманизма и освобождения человека от сословных зависимостей. Это эпоха перехода от религиозного характера и содержания образования и воспитания к светскому образу мыслей. Человек все больше начинает рассчитывать на собственные силы и постепенно понимает, что не Бог делает его счастливым, а он сам.
Представителей нового мировоззрения не устраивала закрепощенность человеческого духа, его личной инициативы, так как личная несвобода человека не содействовала развитию товарно-рыночных отношений, составляющих суть вновь зарождающейся системы.
Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапам в развитии социальной мысли. В этот период появляются новые изыскания, направленные на изучение различных сторон общества, которые безусловно можно отнести к области социальных наук. Центром всех исследований становится человек с его проблемами. Принцип гуманистического подхода к решению этих проблем становится главным. Вера в доброе начало в человеке был присущ научному мировоззрению этого периода.
Создавая новое, гуманисты обращались в прошлое, в античную культуру. Но культура Возрождения не является возвращением в прошлое. По своей сути она есть синтез античных и христианских идеалов. Также, много было взято о рыцарского воспитания, когда стремились к физическому совершенству человек,. отвечая на потребности времени, педагоги-гуманисты старались формировать общественно-полезную личность. В результате появилась педагогическая триада Возрождения: классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание. все это базировалось на трех основных слагаемых: античности, средневековье и идеях – предвестниках нового общества. В классическом наследии они стремились черпать то, что было утеряно – традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.
Таким образом, идейным стержнем Возрождения становится гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье.

Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1944)

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Родился будущий ученый 12 марта 1863 года в Петербурге, в семье профессора политической экономии Когда Владимиру было всего пять лет, семья перебралась на родную для отца и матери Украину. Петербургская классическая гимназия, где с 3-го класса учился Владимир Вернадский, была одной из лучших в России. Здесь на высоком уровне преподавались иностранные языки, история и философии. Сам же Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков: он мог читать необходимую ему литературу на пятнадцати (!) языках. В одной из анкет он написал: "Владею всеми славянскими, романскими и германскими языками".
Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Под влиянием Д. Менделеева интерес Вернадского вскоре сосредоточился на проблемах Земли и космоса.
В самые первые послереволюционные годы Вернадский остро переживает катастрофу русской государственности, разрушение культуры. " В марте 1921 года он был арестован ЧК, но вскоре освобожден благодаря ходатайству наркома здравоохранения Н. Семашко - ученика Вернадского по Московскому университету.
В годы войны Вернадский вместе с группой ученых был эвакуирован в поселок Боровое (Казахстан). В эвакуации он пережил большое горе. В 1943 году умерла жена, друг и помощник в работе, Наталья Егоровна, с которой он прожил 56 лет. Ученый ненамного пережил свою верную спутницу жизни.
Истоки учения В.И. Вернадского
Мировоззрение В.И. Вернадского сложилось в контексте исторического развертывания человеческой мысли, в том числе в общем животворном потоке русской философской мысли.

Профессиональные функции и качества личности педагога.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса. Ребенок, представляя собой личность, требует особых индивидуальных способов общения и форм. Современный педагог обязан постоянно искать новые формы работы с детьми, повышать свой профессиональный уровень.
Воспитательные функции:
1.создание педагогических условий для успешного воспитания детей.
2.обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей
3.осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми (основная функция педагога дошкольного воспитания)
4.участие в педагогическом просвещении родителей
5.резюмирование и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОУ
6.самообразование (чтение педагогической литературы, учеба, участие в конкурсах, конференциях…).
Профессиональная деятельность педагога ДОУ разнообразна по своему содержанию, поэтому ее условно делят на ряд направлений. Анализируя деятельность педагога ДОУ, определяют профессиограмму.
Професиограмма – это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу общекультурных и специальных знаний, а так же перечень педагогических умений и навыков.

Педагогическая деятельность. Сущность понятия профессия.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Профессия – это род человеческой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования человека.
Воспитатель дошкольного учреждения – это профессия, содержанием которой является обучение и воспитание.
Педагог является представителем социально значимых профессий (учитель, воспитатель, преподаватель). Педагогическая деятельность представляет собой систему, имеющую определенную структуру, в которой можно выделить следующие компоненты: мотив, цель, предмет, способы осуществления, результат.
Мотив – то, что побуждает человека заниматься педагогической деятельностью.
Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер (в виде идеи, программы). Но у каждого педагога она трансформируется в индивидуальную обстановку.
Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта – ребенок.
Способы осуществления – основные «орудия педагогического труда»: голос, речь, темп, жесты, мимика, культура речи, внешний вид.
Результат – особенность заключается в том, что воспитателю не всегда удается увидеть результат своего труда, так как он растянут во времени (проявляется в будущем своего воспитанника).

Пути и формы овладения педагогической профессией.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Выделяют пути и формы овладения педагогической профессией:
1.система профессиональной подготовки педагогических кадров
2.профессиональное становление – длительный процесс, путь длиною в жизнь.
3.професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога
4.роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога

1.Система профессиональной подготовки педагогических кадров:
1.среднее профессиональное образование
2.ВУЗ-овская ступень образования
3.Послевузовская ступень образования

Этика Конфуция и этика Христа

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
По мере накопления знаний о физической природе человека стала очевидной фантастичность легенды о неестественном зачатии Иисуса и о его воскресении. Это поняли и христианские теологи. Они начали искать иное толкование этих легенд, стремясь отойти от прямого их смысла. Этим интенсивно занимались представители так называемой либеральной теологии в протестантизме. Они шли по пути демифологизации Евангелия. Такую же работу проводили в XX веке представители диалектического направления в протестантской теологии – Д.Бонхеффер, Р.Бультман, Х.Кокс. Сочинение Бультмана 1941 г. так и называется: «Новый завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия».
После установления мифичности первого и четвертого элементов евангельской истины становится бессмысленным второй элемент – вера в Иисуса как в бога. Очевидно также и то, что Иисус нарушает одну из заповедей Моисея – не лжесвидетельствовать. Призыв верить в такого человека становится кощунственным, а сама вера - заблуждением.
Фантастичность царства небесного также очевидна, если прочитать его описание в «Откровении» Иоанна Богослова. Образ этого царства создан на основе чисто земных представлений, имеет черты земных, материальных предметов. Нарисованные в «Откровении» картины, безусловно, должны были противоречить облику феноменов духовного мира, если такой существовал бы в действительности. Ведь по определению феномены этого мира должны были бы иметь иной вид, форму, материал. Но у евангелистов не хватило фантазии описать этот мир с помощью принципиально иных понятий и представлений. И это говорит о том, что они имели только земной опыт, а их рассказы о царстве небесном были плодом их воображения, основанного на этом опыте.

Цели и задачи курса «История педагогики»

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Одной из самых актуальных проблем человечества на рубеже тысячелетий является проблема воспитания и образования. Чтобы глубже понять современные проблемы и перспективы образования, необходимо обратиться к истории образования и педагогической мысли, которая в последние годы стремиться, не просто описывать в хронологической последовательности, исторически сменявшиеся образовательные идеи и педагогические воззрения, а представлять собой их анализ и интерпретацию в максимально широком социально-культурном контексте.
Обзор истории образования и его современное состояние подтверждает его неразрывность с конкретным временем. В любую историческую эпоху и в любом обществе система образования, ее цели и задачи, структура и организация всегда выражают наличное состояние конкретного общественного строя, тенденции и перспективы его развития.
Школа и педагогическая наука прошли сложный и многовековой путь развития. Педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в самостоятельную, фундаментальную науку. Изучение истории школы и педагогики является важным условием формирования общей педагогической культуры, поскольку дает знание о генезисе теории и практики воспитания и образования, содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.
История педагогики является отраслью педагогической науки и учебной дисциплиной. Как учебная дисциплина она изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.
Учебная дисциплина «История педагогики» логически связана с основными курсами педагогики и психологии и имеет целью на историко-педагогическом материале проанализировать возникновение, развитие различных педагогических явлений, их связь с конкретно-историческими условиями развития общества и философскими, мировоззренческими позициями авторов педагогических течений и концепций.

Педагогические взгляды Я.А.Коменского.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
К выдвинул идею всеобщего начального обучения. Через все педагогические сочинения К, в особенности же через его главное сочинение — «Великую дидактику», проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы у К при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные особенности детей.
К, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастных периода, по 6 лет каждый. В основу этого деления он кладет возрастные особенности:
детство(от рожд. до 6 л включительно) характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество (от 6 до 12 л) — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность (от 12 до 18 л), помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость (от 18 до 24 л) — развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Для каждого из возрастных периодов К намечает особую ступень образования: для детей до 6 лет - материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества - шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей - в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области — академия.Для каждой ступени (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения.
Дидактические принципы:- принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. - сознательности учения. При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. – систематичность обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

Школа и педагогическая мысль в Древнем Риме.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Школа. В Риме росло рабовладение; накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой cтупени — грамматические школы, а позже школы ораторов.
Элементарные школы, частные и платные, обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения (плебеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.
В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья привилегированных родителей латинскому и греческому языкам, риторике (искусству красноречия с некоторыми сведениями по литературе и истории). Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять выборные руководящие должности.
В последние столетия республиканского Рима возникли особые школы риторов (ораторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии и правоведению, греческому языку, математике и музыке, с тем чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности. После завоевания Греции (II век до н. э.) в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становится языком знати.
Со времени возникновения Римской империи императоры превратили грамматические школы и школы риторов в гос. школы, задачей которых являлась подготовка преданных императорской власти чиновников. Учителей этих школ императоры стремились превратить в послушных проводников своей политики, для чего им назначались оклады и предоставлялись различные льготы. Особое внимание они уделяли школам риторов.
Когда христианство было объявлено господствующей религией и опорой императорской власти, на должности учителей стали назначать представителей христианского духовенства, и вся работа школы получила резко выраженный церковный характер.

Педагогическое наследие Я.Корчака.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Януш Корчак выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей.преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курс.В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.
Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников, выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио.
Отвлеченно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.
Принцип, выраженный в названии главного труда Корчака, - принцип любви.
Принцип выполнимости требований, предъявляемых ребёнку.

Педагогика фашизма.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
После революции 1918 года в Германии была принята Конституция, которая провозгласила всеобщее бесплатное школьное обучение детей до 18 лет.
В 1933 году к власти приходит Гитлер. Его самые первые указы касались комплектации учительских кадров и школьной дисциплины. Теоретиком и идейным вдохновителем фашистской педагогики стал Эрик Крик.
В 1934 году был принят закон «О мерах против перегрузок немецких школ и вузов». Правительство предполагало исключить из средних школ неарийцев — для них была введена 5-процентная квота.
В 1938 году была произведена реформа по сокращению неполной средней школы (6-летней). С этого года все школы страны стали Единой школой Германии.
С 1940 года учителей стали готовить в специальных интернатах.
С точки зрения Гитлера, биологический фактор развития является самодостаточным; он определяет жизнь общества. Фашистская педагогика придавала большое значение наследственности: считалось, что воспитание и обучение должны изменяться в зависимости от того, к какой расе принадлежит ребенок. Только западноевропейские расы обладали совершенными способностями, которые можно было развивать в ходе воспитания.
Воспитание — это дисциплина и принуждение; главная цель воспитательной деятельности — дисциплинировать личность. В государстве должна существовать воспитательная иерархия, во главе которой стоит фюрер.
Основная цель воспитания в фашистской системе в 30-е годы — подготовка молодого человека к выполнению воинского долга. При этом большую важность сохраняли политическая и идеологическая составляющие: содержание образования в Германии зависело от политики партии и содержания речей фюрера.
В школе изучались следующие предметы: история, немецкий язык, физкультура (спорт), наследственность (биология). В каждой школе устраивались туристические походы. Также детям преподавали английский язык — для того чтобы они лучше поняли величие немецкого языка и немецкого народа.
С точки зрения фашистской идеологии, женщина должна быть матерью. Учащиеся в школе девочки должны были стать художницами или учительницами.
Основным теоретическим понятием воспитания являлось понятие расы.