В моделях личностно-ориентированного образования синтезированы идеи гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) и развивающего обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Суть данной концепции состоит в том, чтобы целью обучения стала сама личность, ее потребности и возможности.
В этом случае содержание образования направлено на развитие универсальных культурно- исторических способностей человека: мыслительных, коммуникативных, творческих и др., на расширение мотивационно-ценностной сферы личности, на развитие способности к самоорганизации и умениям самостоятельно находить решения профессиональных, жизненных проблем. Одна из сложностей в реализации данного подхода – необходимость субъект-субъектного взаимоотношения между преподавателем и студентом, т. е. «партнерство равных». Остальные концепции обучения предполагают отношение к обучающемуся как к объекту воздействия.
Личностно-ориентированный подход к обучению предполагает:
· Целостный взгляд на студента как на личность. Образование рассматривается как средство решения профессиональных, жизненных задач и внутренних проблем личности. При этом акцент делается на развитие способности к самоорганизации, умению самостоятельно находить решения возникающих проблем.
· Ориентацию на потребности, личный опыт и уровень актуального развития личности. Образовательный процесс строится в зоне ближайшего развития личности, личной траектории развития.
· Знания выполняют функцию средств в развитии личности.
· Результатом выступает развитие универсальных культурно-исторических способностей личности. К ним относят способности мыслительные, коммуникативные, творческие, рефлексивные, а
также развитие мотивационно-ценностной сферы личности.
· Тип взаимодействия субъект – субъектный. Взаимодействие реализуется в совместной деятельности, в которой представлены два полномочных деятеля – обучающий и обучающийся, имеющие собственные мотивы, цели деятельности и соответствующие способности для ее осуществления.
· Учебная деятельность выступает как ведущая. Цель и результат учебной деятельности –
овладение обучающимся всеобщим способом решения задач данного класса, разрешения сходных проблем, а не только решение конкретной задачи.
· Продуктивная, творческая деятельность выступает как базовая. Репродуктивная деятельность, направленная на отработку системы отдельных умений и навыков, выступает в роли вспомогательной по
отношению к базовой деятельности.
· Образовательный процесс представляет собой некоторый цикл: проблемная ситуация, деятельность обучающегося по анализу ситуации и постановке проблемы, решение проблемы, рефлексия способа решения и самоизменений. Многократное прохождение обучающимся этого цикла обеспечивает развитие способностей, рост его самостоятельности и субъективности.
Рассмотренные модели образования преподаватель может рассматривать как поле для своего выбора. Что предпочтет преподаватель, будет зависеть от многих факторов: образовательных потребностей общества, конкретных педагогических целей, специфики содержания учебной дисциплины и личных предпочтений.
В этом случае содержание образования направлено на развитие универсальных культурно- исторических способностей человека: мыслительных, коммуникативных, творческих и др., на расширение мотивационно-ценностной сферы личности, на развитие способности к самоорганизации и умениям самостоятельно находить решения профессиональных, жизненных проблем. Одна из сложностей в реализации данного подхода – необходимость субъект-субъектного взаимоотношения между преподавателем и студентом, т. е. «партнерство равных». Остальные концепции обучения предполагают отношение к обучающемуся как к объекту воздействия.
Личностно-ориентированный подход к обучению предполагает:
· Целостный взгляд на студента как на личность. Образование рассматривается как средство решения профессиональных, жизненных задач и внутренних проблем личности. При этом акцент делается на развитие способности к самоорганизации, умению самостоятельно находить решения возникающих проблем.
· Ориентацию на потребности, личный опыт и уровень актуального развития личности. Образовательный процесс строится в зоне ближайшего развития личности, личной траектории развития.
· Знания выполняют функцию средств в развитии личности.
· Результатом выступает развитие универсальных культурно-исторических способностей личности. К ним относят способности мыслительные, коммуникативные, творческие, рефлексивные, а
также развитие мотивационно-ценностной сферы личности.
· Тип взаимодействия субъект – субъектный. Взаимодействие реализуется в совместной деятельности, в которой представлены два полномочных деятеля – обучающий и обучающийся, имеющие собственные мотивы, цели деятельности и соответствующие способности для ее осуществления.
· Учебная деятельность выступает как ведущая. Цель и результат учебной деятельности –
овладение обучающимся всеобщим способом решения задач данного класса, разрешения сходных проблем, а не только решение конкретной задачи.
· Продуктивная, творческая деятельность выступает как базовая. Репродуктивная деятельность, направленная на отработку системы отдельных умений и навыков, выступает в роли вспомогательной по
отношению к базовой деятельности.
· Образовательный процесс представляет собой некоторый цикл: проблемная ситуация, деятельность обучающегося по анализу ситуации и постановке проблемы, решение проблемы, рефлексия способа решения и самоизменений. Многократное прохождение обучающимся этого цикла обеспечивает развитие способностей, рост его самостоятельности и субъективности.
Рассмотренные модели образования преподаватель может рассматривать как поле для своего выбора. Что предпочтет преподаватель, будет зависеть от многих факторов: образовательных потребностей общества, конкретных педагогических целей, специфики содержания учебной дисциплины и личных предпочтений.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи