Инновационные методы работы преподавателя-куратора студенческой группы в высшем учебном заведении?

Наука » Педагогика
Развитие познавательной активности и общих учебных умений важно для современной высшей школы, но в формировании современного специалиста этого недостаточно. Именно поэтому в педагогической науке и практике обратились к понятию « компетентность». Компетентность не может быть определена только через сумму знаний и умений, так как важная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Данная особенность компетенции позволяет утверждать, что компетентность – специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определённого действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания и понимание ответственности за свои действия. Согласно этому можно выделить не только учебные компетенции, но и социальные, которые помогут будущему специалисту успешно сотрудничать с другими людьми, отстаивать свою позицию. Как показывает наш опыт, социальные компетенции формируется не только в процессе учебной работы со студентами, но и во время кураторской работы. Именно в процессе кураторской работы происходит формирование личностных качеств студента, повышающих конкурентоспособность будущего специалиста.
История института кураторства достаточна длительна. Ещё в 1903 году император Николай 11 утвердил Инструкцию для работы кураторов Томского технологического университета, в которой главными были следующие положения :
1. Кураторы являются руководителями студентов, ходатаями перед соответствующими академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов.
2. Кураторы избираются из числа профессоров и преподавателей на один год по одному на курс.
3. Кураторы образуют комиссию под председательством директора для совместного обсуждения дел.
4. Кураторы устраивают совещания с курсовыми старостами.
5. Комиссия кураторов дает заключение по делам научных и литературных кружков, кружков для занятий искусством и физическими упражнениями [3, с.302].
С тех пор институт кураторства в российских высших учебных заведениях не прекращал своего существования. Однако в начале 90-х гг. ХХ в. вследствие объективных внешних причин, в данном направлении деятельности высшей школы произошёл некоторый спад. Кураторская работа стала проводиться формально и бессистемно: многие преподаватели воспринимали её как обременительную нагрузку, что не могло не сказаться на качестве воспитательной работы, на уровне адаптации студентов к специфике образовательного процесса в высшем учебном заведении.
Как показывает наш многолетний опыт работы воспитательной работы со студентами младших курсов Института права экономики и управления Тюменского государственного университета, куратор это преподаватель, помогающий, прежде всего, успешной адаптации вчерашних школьников к особенностям процесса обучения. Многие студенты младших курсов не могут самостоятельно правильно принять решение, им трудно рационально организовать самообразование и самовоспитание. В связи с этим задача куратора – помочь каждому первокурснику осознать важность и необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, научиться эффективно использовать время, уметь пользоваться новой степенью свободы, которая не существовала в школьном образовании: в процессе учебного процесса в средней школе всегда был постоянный контроль за ходом учебных занятий как со стороны учителей, так и со стороны родителей.
Для подтверждения значимости целенаправленной кураторской работы в адаптации студентов к специфике вузовского обучения и к особенностям организации учебной самостоятельной работы студентов младших курсов мы провели анкетирование со студентами первых курсов разных институтов Тюменского государственного университета. В анкетировании участвовала 200 студентов-первокурсников. Анкета состояла из трех вопросов:
1. С кем вы хотели бы решать проблемы, возникающие в процессе учебной деятельности?
2. Какие направления деятельности для куратора академической группы, на ваш взгляд, являются основными?
3. Как вы считаете, нужен ли куратор-преподаватель для организации успешной учебы современного студента?
На первый вопрос получены следующие ответы:
будут решать возникающие вопросы с преподавателем-куратором
– 40%;
со старостой – 10%;
с друзьями и одногруппниками –20%;
с родителями – 15 %;
решаю все проблемы самостоятельно – 15%.
Подобное разнообразие ответов свидетельствует о том, что в процессе вузовского обучения у студентов возникают проблемы, которые чаще всего решаются самостоятельно или при помощи третьих лиц. Важно, что 40% студентов хотели бы, чтобы в решении этих вопросов помогал знающий и опытный человек – куратор академической студенческой группы.
На второй вопрос получены следующие ответы:
куратор-педагог нужен для оказания помощи студенту в учебной деятельности, в адаптации к вузовскому обучению – 54%;
куратор необходим в организации внеучебной работы – 20%;
куратор-педагог должен осуществлять контроль за успеваемостью – 20%;
затрудняюсь ответить – 6%.
Результаты анализа ответов на данный вопрос выявили, что для современного студента младших курсов чрезвычайно важна помощь куратора (педагога) в решении проблем новой для обучаемых формы организации учебного процесса.
На третий вопрос получены следующие ответы:
нужен куратор – 65% опрошенных;
нет необходимости в кураторской помощи – 20%;
не определились с ответом – 5%.
Результаты анкетирования продемонстрировали, что большое количество респондентов-студентов младших курсов нуждаются в оказании помощи по адаптации в специфике вузовского обучения со стороны опытного педагога-куратора. С целью сравнения полученных результатов мы провели анкетирования и со студентами вторых курсов институтов Тюменского государственного университета (в анкетировании участвовала 240 человек): выявлено, что только 25 % студентов второго курса хотели бы решать учебные проблемы с помощью кураторапреподавателя. Подобный результат, возможно, свидетельствует о большей степени адаптации студентов к специфике организации учебного процесса в высшем учебном заведении. По результатам анкетирования мы определили следующие направления работы куратора академической группы в современном высшем учебном заведении:
изучение личности студента с использованием разных современных методик;
оптимизация процесса адаптации студентов младших курсов к новым условиям жизнедеятельности;
установление доброжелательных отношений среди студентов академической группы;
формирование готовности к самоорганизации и самоконтролю;
подготовка студентов к освоению профессиональных учебных дисциплин;
помощь в организации творческих мероприятий;
организация (по необходимости) работы с родителями.
Следует отметить, что в последнее время в высших учебных заведениях начинается возрождение лучших традиций кураторской работы. Возможно, причина подобного изменения заключается во включении соответствующих показателей в аттестационные требования к высшим учебным заведениям. Кроме того, изменяются и требования к современному специалисту, который должен быть не только хорошим профессионалом, но и личностью, способной работать в команде и преодолевать препятствия при достижении цели. Подобные качества не всегда могут быть получены в процессе освоения дидактических единиц, а могут стать результатом систематической воспитательной работы в высшем учебном заведении. Конечно, в кураторской работе как способа формирования социальных компетенций будущего специалиста большая роль отводится преподавателю-куратору, который должен быть готов к выполнению нескольких ролей: наставник, советчик, коммуникатор, творец, руководитель и воспитатель и т. д. Для успешной реализации данных ролей куратор должен владеть некоторыми знаниями педагогики и психологии, что не всегда реализуется на практике, отсюда определённые трудности в продуктивном разрешении ряда воспитательных проблем. Нами выявлено, что 70 % опрошенных преподавателей разных высших учебных заведений Тюмени (из 120 опрошенных) не хотели бы выполнять кураторскую работу только потому, что не готовы к выполнению воспитательных задач; остальные (30 %) считают, что задача современного преподавателя-это только формирование компетенций будущего специалиста во время учебных занятий.
Цель нашей кураторской деятельности – не только подготовка студента первого курса к продуктивной работе на учебных занятиях, его адаптация к новым требованиям и ситуациям, но и формирование в процессе воспитательной работы компетенций, необходимых для успешного освоения профессиональных знаний. В кураторской работе в Тюменском государственном университете мы использовали разнообразные формы взаимодействия со студенческими группами первого курса направления «Менеджмент»: тренинги общения, дискуссии, метафорические игры и кейс-методы, относящиеся как к сфере нравственности, так и к профессиональной деятельности.
Наиболее продуктивными, по нашему мнению, были кейс-методы, которые способствовали совершенствованию взаимопонимания среди обучаемых, помогали воспринимать разные точки зрения и по возможности интерпретировать их. Метод анализа кейсов – наиболее приемлемая, по мнению многих исследователей, интерактивная технология, так как направлена скорее на формирование новых психологических умений, чем на освоение знаний. Данная форма работы позволяет преподавателю-куратору создавать такие ситуации, которые позволили студентам выйти за рамки эгоистической позиции и помогли реализовывать возможности совместной деятельности, необходимой для будущих специалистов. Следует отметить, что кейс-метод – это деловая игра в миниатюре, так как он сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой. Сущность данной технологии состоит в том, материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений предлагаемых ситуаций. Как показывает практика использования кейс-метода, данная технология активизирует обучаемых, что, в свою очередь, повышает эффективность профессиональной подготовки, а также изменяет уровень учебной мотивации за счёт стимулирования интереса обучаемых к учебному процессу. Как отмечает исследователь А.Н.Панфилова, кейс–метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет успешно решать следующие задачи, важные для современной подготовки специалистов в области менеджмента: овладение навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы будущей профессиональной деятельности; отработка умения востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации; приобретение навыков применения теоретических знаний для анализа практических проблем; наглядное представление своеобразия принятия решения в ситуации неопределенности и т.д. [2,с. 277]. При использовании данного метода важно учитывать, что кейсы можно использовать и в системе воспитательной работы студентов первого курса направления «Менеджмент» с учетом ряда характеристик: во-первых, кейс должен соответствовать целям кураторской работы; во-вторых, кейс должен быть максимально приближен к будущей реальной профессиональной деятельности; в-третьих, задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения, материал кейса не должен быть устаревшим, его следует обновлять параллельно с изменениями в реальной практике учебного и воспитательного процесса [2, с.277]. На наш взгляд, для обеспечения высокой результативности кейс-метод предъявляет и особые требования и к кураторупреподавателю. Он, как правило, выступает как организатор совместной творческой деятельности, пробуждая в каждом участнике стремление выразить свою точку зрения. В процессе реализации кейс-метода преподаватель не сообщает студентам готового решения той или иной рассматриваемой управленческой или нравственной проблемы: он лишь помогает искать способы её разрешения [4,с.90]. Важно, что данная технология способствует формированию не только творчески активного профессионала, но и сознательной ответственной личности, которая в дальнейшей деятельности сможет правильно оценить трудности, возникающие при решении той или иной управленческой задачи, и, самое главное, преодолевать их.
Кейс-метод позволяет, по нашему мнению, научить студентов аргументировать свою позицию, вносить интересные идеи и ставить творческие цели, а также следить за эмоциями и психологически верно вступать в процесс общения с другими людьми, что необходимо как для адаптации студента первого курса к обучению, так и для успешной будущей деятельности современного профессионала. В проведении кейстехнологии , как показывает наша практика , важен и исходный материал для анализа ситуации. Материал, отобранный для проведения кейсметода, должен отражать реальные проблемы, с которыми обучаемые сталкивались во время первого года обучения. Необходимо, по нашему мнению, чтобы сюжет кейса был в некоторой степени известен студентам, чтобы они не увлекались повествованием, а искали пути решения ситуации. Использование данного метода в нашей кураторской деятельности позволило повысить уровень удовлетворенности профессией (для определения уровня удовлетворенности использовалась методика, разработанная Н.В.Кузьминой). Очевидно, что чем больше привлекательных сторон видит студент в будущей деятельности, тем более глубоким и положительным является отношение к ней [4,с.91].
Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами первого курса направления «Менеджмент» Тюменского государственного университета (2009–20011 гг.). В эксперименте участвовало 88 студентов первого курса: из них 44 входило в контрольную группу, 44 в экспериментальную группу. В контрольной группе использовалась традиционная методика проведения кураторской работы (беседы, собрания, кураторские часы), в экспериментальной систематическая и целенаправленная кураторская работа с активным использованием кейсметода. После года экспериментальной работы было выявлено, что
33% студентов экспериментальной группы перешли на более высокий уровень удовлетворенности профессией (индекс удовлетворенности изменился с 0,34 на 0,54). При традиционной организации работы куратора лишь у 27% студентов контрольной группы отмечается изменение уровня удовлетворенности профессией (с 0,34 на 0,4). Также выявлено, что студенты экспериментальной группы показывают и более высокий уровень качественной успеваемости -52% по сравнению с контрольной группой – 37,5%. Таким образом, можно считать, что кейс-метод важен в организации работы куратора академической студенческой группы, так как его использование формирует творчески мыслящих специалистов с высоким индексом удовлетворенностью профессией, что необходимо как для повышения качества образовательного процесса, так и для развития общества в целом
Студенты экспериментальной группы более активно участвовали в научно-исследовательской работе: из них – три (на первом курсе) стали призерами международных конференций ( Москва, Казань), в течение первого года обучения написали 18 статей в сборники трудов международных конференций (в начале опытно-экспериментальной работы было написано только две статьи на вузовскую конференцию), 10 студентов активно работают по исследованиям кафедры менеджмента, маркетинга и логистики; у студентов контрольной группе научная активность ниже: написано 4 научных статей, не наблюдается и активного участия на научных конференциях. Следует отметить, что по результатам аттестатов о среднем образовании и итогам вступительных экзаменов в университет, средний балл студентов контрольной группы был выше, чем экспериментальной.
В результате нашей экспериментальной работы, выявлено, что преподавателям-кураторам выпускающих кафедр высшего учебного заведения необходимо усилить воспитательное воздействие на студентов первых курсов активно привлекать их к научно-исследовательской деятельности, создавать основу для будущего профессионального поля. Думается, что каждая кафедра способна создать целевую программу воспитательной программы студентов, направленную на формирование личности будущего профессионала. Важно отметить, что для успешной кураторской работы в формировании социальных компетенций оказывались эффективными методики и технологии, которые активизировали сферы эмоциональных переживаний студентов. Данные формы работы (тренинги общения, диалоги, рефлексивные методики) формировали уверенность студента, удовлетворенность обучением в высшем учебном заведении, определяли позитивное отношение к будущей профессии, стимулировали студентов первого курса выражать свои чувства, размышлять над убеждениями и нравственными ценностями.

В кураторской работе мы использовали и такую форму работы со студенческим коллективом как организация взаимопомощи: группы, реализующие принцип взаимопомощи более успешно адаптируются к новым условиям деятельности в первые месяцы обучения в университете и в дальнейшем показывают более высокие показатели в учебе, чем студенческие группы, где взаимопомощь не развивается или полностью отрицается. Посредством диалогов со студентами куратор доказывает важную для развития личности идею, что, помогая другому, человек и сам совершенствуется, как справедливо отмечает в своей статье исследователь М.Наконечная: «Помощь другому это деятельность по созиданию себя, субъективности другого и гармоничности среды человеческих отношений. Помогая другому, человек приходит к большей зрелости собственной личности и социума в целом»[1, с.135].
Таким образом, кураторская работа в современной высшей школе должна быть понята как одно из важных направлений деятельности учебного заведения, так как она способствует формирование нравственного человека , способного осваивать нормы и ценности окружения, формировать свои убеждения. По нашему мнению, в настоящее время существования высшей школы куратор – это ключевая фигура воспитательной деятельности. В связи с переходом высшей школы на принципы Болонского процесса актуален вопрос о функциях и содержании работы куратора студенческой группы. В традиции российских вузов – основываться на коллективной деятельности, однако в новых условиях академическая группа перестает быть структурной единицей учебновоспитательного процесса, и поэтому предполагается индивидуальная работа тьюторов со студентами. На переходном этапе мы считаем необходимым сохранять кураторство, определяя при этом миссию преподавателя – куратора как носителя традиции и ценностей университетской корпоративной культуры. Куратор – не только связующее звено между студентами и профессиональным сообществом, но и организатор внеучебной деятельности, призванный включать студентов в общественную жизнь, стимулировать будущее профессиональное творчество. Считаем, что именно с кураторов начинается переосмысление роли преподавателя в современном вузе: осуществляется выработка новых
«субъект-субъектных» взаимоотношений – «студент-преподаватель», что ведёт к формированию университетского сообщества, приобщает студентов к профессиональным ценностям, стимулирует саморазвитие.

Таким образом, в современной высшей школе для формирования творчески мыслящих специалистов необходимо повышать не только качество образовательного процесса, но и развивать традиции кураторства, которые, смогут повлиять на воспитание настоящего профессионала
с активной позицией.

Список литературы
1. Наконечная М.Н. Помощь другому как средство развития личности // Инновации в образовании. – 2006. – № 4. – С. 129–135.
2. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учеб. пособие. – СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. – 536 с.
3. Сапунов Ю.С., Хвесько Т.В. О роли кураторства в воспитательной работе со студентами // Православие, образование и воспитание в ХХI веке: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 6-7 фев. 2007 г. – Тюмень: Изд-во ТюмНГУ, 2007.
– С. 301–305.
4. Черноморченко С.И. Инновационные технологии формирования креативности в процессе преподавания «Теории менеджмента» // Инновации в науке: материалы ХI междунар. заочной науч.-практ. конф. Ч. 11.Новосибирск: Издво «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. – С. 87–93.

Источник: С.И. Черноморченко
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.