Организационно-педагогические основы развития инноваций в региональной системе дополнительного профессионального образования

Наука » Педагогика
В развитии нашей страны среди ключевых и стратегических установок, ее экономики важнейшее место отведено инновационной составляющей. В логике инновационной переориентации экономики закономерна постановка вопроса об активизации инновационных процессов в образовании, инновационном совершенствовании образовательных систем на основе принципиально новых идей и подходов, соответствующей профессионально-образовательной подготовке педагогических кадров.
Основой решения такого комплекса проблем и задач являются концептуальные подходы, идеи, сформулированные по результатам научных исследований, а также достижения современной образовательной и управленческой практики [1; 2; 4–11 и др.].
Очевидно, что образование не может не развиваться в контексте общих социально-экономических преобразований. Благодаря образованию формируется инновационная инфраструктура той или иной территории, определяемая в нормативных правовых документах как совокупность производственной, финансовой, информационной, маркетинговой, патентно-лицензионной, лизинговой и прочих обслуживающих и организационных систем, необходимых для эффективного ведения инновационной деятельности [3].
Участниками инновационной деятельности (ИД) в зависимости от их места и роли в инновационных процессах, выступают: субъекты инновационной деятельности; субъекты, обеспечивающие инновационную деятельность; субъекты, регулирующие инновационную деятельность.
Субъекты инновационной деятельности – юридические и физические лица, непосредственно участвующие в процессе создания инноваций. В зависимости от стадии ИД к субъектам инновационной деятельности относятся:
а) на стадии фундаментальных исследований – физические лица, институты Российской академии наук, научные подразделения высших
учебных заведений, научно-исследовательских институтов и т. д.;
б) на стадии прикладных исследований – субъекты, перечисленные в п. «а», а также субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие исследования прикладного и (или) отраслевого характера;
в) на стадии опытных разработок – субъекты, перечисленные в п. «б», а также субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие опытно-конструкторские исследования, разработку социальных проектов, создание опытных образцов новой продукции;
г) на стадии внедренческой деятельности – субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие опытно-конструкторские исследования, разработку социальных проектов, создание опытных образцов
новой продукции, серийное производство инноваций, а также распространение и реализацию инноваций собственного производства (в виде патентов, технической документации и т. п.), оказание потребителям данной документации практической помощи в освоении инноваций [3].
Инновационную инфраструктуру в сфере образования составляют федеральные и региональные инновационные площадки. Основными направлениями их деятельности являются разработка, апробация и (или) внедрение следующих механизмов:
• новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебнолабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях;
• примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ;
• новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования;
• методик подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий;
• моделей образовательных организаций;
• новых подходов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;
• новых институтов общественного участия в управлении образованием;
• новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций [12].
С учетом изложенных выше нормативных положений региональную инновационно-образовательную сеть можно определить как совокупность взаимодействующих формальных и неформальных структур в статусе юридических и неюридических лиц, реализующих экспериментальные, инновационные, апробационные, стажировочные программы (проекты); субъектов управления инновационной деятельностью, а также нормативной правовой базы, обеспечивающей инфраструктуры и ресурсов. Региональная инновационно-образовательная сеть обладает всеми признаками и свойствами многоуровневой, открытой, рефлексивной социальной системы, управляемой на основе матрично-сетевого подхода.
Развитие инновационного потенциала региональной образовательной системы осуществляется во многом благодаря системе дополнительного профессионального педагогического образования, призванной обеспечить подготовку управленческих и педагогических кадров в области инновационной деятельности.
Перспектива обновления дополнительного профессионального образования связывается с переводом системы повышения квалификации с пятилетнего на трехлетний цикл; с обеспечением развития многообразия форм, видов и уровней дополнительного педагогического образования с целью индивидуализации и специализации профессиональной подготовки педагогов в соответствии с потребностями инновационного развития образования; с приданием институтам повышения квалификации работников образования функции координаторов сетевых программ дополнительного педагогического образования и ресурсных центров инновационного развития образования в регионах; с созданием педагогической переподготовки и сертификации специалистов с высшим образованием для привлечения их к образовательной деятельности, особенно для удовлетворения потребностей школ в освоении новых специализаций; с введением персонифицированных форм финансирования повышения квалификации и переподготовки работников образования и предоставления им права выбора образовательных программ; разработкой и внедрением моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; с развитием инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, включая создание сетей образовательных коммуникаций, развитие сети распределенных информационнообразовательных ресурсов в сети региональных ресурсных центров.
В постдипломном профессиональном образовании сегодня отчетливо определились следующие противоречия:
• между стратегией реформирования постдипломного профессионального образования, направленной на развитие его гуманитарнообразовательной среды, провозглашением личностно-деятельностной, компетентностной ориентации в повышении профессиональнопедагогической культуры работников образования и отсутствием концептуальных, конструктивных и содержательно-процессуальных моделей инновационных процессов;
• между необходимостью развития в деятельности образовательных учреждений инновационных процессов, имеющих системноцелостный характер, и наличием в реальной практике хотя и существенных, но фрагментарных инноваций, во многом обедняющих их значимость для системы постдипломного образования в целом;
• между укоренившимися в образовательных системах и процессах идей инновационного развития и саморазвития и недостаточной
потребностью субъектов образования в их осмыслении и творческом использовании в практической деятельности;
• между плотной насыщенностью образовательного процесса системы постдипломного профессионального образования инновациями
и все еще недостаточной научной проработанностью их конструктивно-технологического использования на уровне отдельного субъекта.
В предшествующие десятилетия система повышения квалификации в основном выполняла компенсаторные (ликвидация пробелов в предшествующей подготовке), а также адаптивные функции (оперативное приспособление к различного рода изменениям в содержании и методах обучения). В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция постдипломного образования.
Современная ситуация развития образовательных систем, связанная с наличием динамично развивающихся инновационных процессов, требует дальнейшего совершенствования дополнительного педагогического образования. Это должно создать предпосылки эволюционного перехода от учебно-образовательного к научнообразовательному процессу в образовательном учреждении дополнительного педагогического образования.
Переход от целей усовершенствования традиционной практики образования к целям качественного ее изменения, от разовых воздействий на практику к устойчивому и постоянному взаимодействию с ней, от удовлетворения отдельных потребностей практики к системному обеспечению целостных ее участков требует следующих функций системы повышения квалификации:
• образовательной – обучение руководителей образовательных
учреждений применению нормативно-правовых, научных, философских критериев в образовательных процессах;
• информационной – обеспечение руководителей образования
всех уровней актуальной профессиональной информацией, создание
соответствующих информационных инфраструктур;
• консультативной – обеспечение эффективной консультативной помощью по актуальным проблемам;
• исследовательской – изучение образцов инновационного опыта стратегического менеджмента, опыта использования норм права
при осуществлении финансово-хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения;
• мотивационной – выявление актуальных управленческих потребностей;
• проектировочной – разработка моделей функционирования
образовательного учреждения в условиях финансово-хозяйственной
самостоятельности;
• внедренческой – внедрение разработанных моделей и проектов в массовую управленческую практику;
• экспертной – внешняя экспертиза инновационных проектов,
квалификационная экспертиза руководителей образования.
Для наибольшего соответствия системы дополнительного педагогического образования потребностям инновационного образования особое значение имеют маркетинговые исследования рынка образовательных услуг. Они возможны и востребованы только на стадии осознания руководством образовательного учреждения положения, при котором он не может предложить потребителям больше того, чем располагает сам. Это относится и к количеству, и к качеству, и к цене образовательных услуг. Именно здесь возникает необходимость выявить потребности рынка и адаптировать их под свои услуги. Без изменения ориентации образовательного учреждения на потребности рынка маркетинговые исследования невозможны.

Актуальна постановка вопроса и о необходимости построения метасистемы образования, способной связать мышление, сознание и мировоззрение, обеспечивая, таким образом, формирование (сначала в сознании человека, а затем и в реальной жизни) качественно новых, непрерывно развивающихся образов сознания, образов реальной жизни, творческих образов мыследеятельности, воплощающихся в качественно новые продукты жизнедеятельности.
По отношению к реальной системе метасистема ориентирована на расширение ее жизненного пространства как пространства потенциальной осуществимости и достижения целостности и гармонии жизни, что является методологической основой расширения образовательного пространства.
Главная функция метасистемы – обеспечение инновационности. Метасистема, выступая в качестве механизма обеспечения качественного изменения (перехода, скачка, фазового перехода) в развитии субъектов образовательных систем, служит средством переноса сущностного инварианта из одной системы в другую. Именно поэтому метасистема образования взрослых становится субъектом инновационного развития образования, выступая одновременно и главным механизмом трансляции надсистем образования в систему образования.
Переход от традиционной культуры к инновационной, духовнокреативной в последние годы резко изменил соотношение ценностного и нормативного, морального и нравственного механизмов управления общественным поведением: от доминирования нормативного к несомненному преобладанию ценностного. В связи с этим управление инновационной деятельностью может строиться на следующих концептуальных положениях: проектирование образовательных систем как непременный атрибут режима их развития; преемственность сети опорных площадок различного уровня; модерация как эффективная
форма интеграции повышения квалификации и методической работы, обеспечивающей успешность деятельности сети опорных площадок; системность в реализации направлений поддержки инновационной деятельности (организационное, информационное, кадровое, научнометодическое, правовое, материально-техническое, финансовое); социальное партнерство.
Для обеспечения высокого качества дополнительного педагогического образования необходим мониторинг процесса повышения квалификации педагогов, который должен включать отслеживание, оценку информации об учебно-педагогической деятельности и прогнозирование дальнейших тенденций развития этой деятельности. Актуальность данной проблемы усиливается в связи с возрастающим темпом происходящих изменений в социальной среде, необходимостью постоянного
и длительного наблюдения за состоянием качества последипломного образования с целью корректировки управляющих воздействий в направлении адаптации процесса последипломного образования к требованиям социума и личностным запросам педагогов.
Плодотворной представляется реализация идеи интеграции ресурсов различных структурных подразделений учреждения дополнительного профессионального образования в форме специализированных ресурсных центров, что позволяет значительно повысить эффективность работы и сократить издержки. Цель создания такого ресурсного центра: всесторонняя поддержка основных направлений деятельности профильных кафедр, отделов, служб за счет концентрации и эффективного использования необходимых ресурсов. Представляется, что создание ресурсного центра необходимо начинать с установления инновационных потребностей заинтересованных сторон, структурирования данных потребностей, определения способов и средств их удовлетворения.
В рамках созданного ресурсного центра в ходе мероприятий курсовой подготовки специалистов системы образования ЯмалоНенецкого округа, реализации других форм работы с руководителями и заместителями руководителей образовательных учреждений, учителями, другими категориями педагогических работников решается комплекс взаимосвязанных задач, а именно:
* освоение технологий проектирования и управления инновационными системами;
* знакомство с современными подходами к разработке и реализации долгосрочных целевых программ по совершенствованию
образовательных систем;
* формирование и трансляция банка инновационных идей и разработок и научно-методическое руководство их реализацией;
* отбор и экспертиза индивидуальных и групповых проектов, связанных с инновационными направлениями развития системы
общего образования региона.
Использование новых научных данных об управлении инновационными процессами, формировании и реализации инновационного потенциала региональной образовательной системы позволяет обеспечивать большую эффективность системы управления изменениями в тактическом, оперативном и стратегическом контурах[4,6,7,9 и др.].
Анализ показывает, что в регионах накоплен значительный опыт разработки инновационных программ дополнительного педагогического образования, направленных на стимулирование инновационных изменений в системах образования, их научно-методическое сопровождение[2,6,7 и др. ].
При этом проводится тщательное изучение и анализ работ отечественных и зарубежных специалистов в области инновационного,

стратегического, проектного менеджмента, изучение и анализ опыта реализации инновационных проектов в регионах России, формирование информационной базы для разработки новых программ, методик, концепций, моделей (аннотации работ и публикаций, сетевые ресурсы Интернет, рекомендации, учебно-методические пособия, практикоориентированные методики, банк инновационных идей), обсуждение новых разработок с педагогами и специалистами, включение инновационно-ориентированных модулей в учебно-тематические планы курсов повышения квалификации, внесение соответствующих изменений в учебно-методические комплексы по программам дополнительного педагогического образования [1–12 и др.].
Значительное внимание уделяется проведению исследований, направленных на установление потребностей педагогического сообщества в области научно-методического обеспечения инновационной деятельности.
В частности, в Ямало-Ненецком автономном округе, в 2007–
2011 гг. с привлечением специалистов кафедры систем качества в общеобразовательных учебных заведениях Исследовательского центра
проблем качества подготовки специалистов (Москва) проведена серия
мероприятий по курсовой подготовке руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов управления образованием городов Салехард, Лабытнанги, Ноябрьск, Новый Уренгой, Губкинский, Муравленко, Надымского и Пуровского районов по таким инновационным направлениям образовательной и управленческой деятельности, как «Проектирование и реализация систем мониторинга качества образования на институциональном и муниципальном уровнях»; «Проектирование систем менеджмента качества в образовании», «Современные средства и модели оценки качества образования» и др.
По результатам реализации учебных программ, проектной деятельности слушателей курсов повышения квалификации разработан ряд методик, оценочно-критериальных комплексов, выпущено семь учебно-методических пособий. Ряд муниципалитетов и образовательных учреждений определили для себя вышеназванные направления как приоритетные направления развития своих образовательных систем, опытно-экспериментальной и проектно-внедренческой деятельности в долгосрочной перспективе.
В частности, опыт работников Управления образования, педагогических коллективов школ г. Губкинского по внедрению новых информационно-коммуникационных технологий в управление образовательным процессом и образовательной деятельностью в сочетании с новыми знаниями в области управления качеством образования, мониторинга качества образования положены в основу регионального проекта по созданию автоматизированной информационноуправленческой системы «Сетевой регион», предполагающей в числе прочего, реализацию в автоматизированном режиме процедур управления и оценки качества образования.
Стратегические, творческие команды, созданные на муниципальном уровне в г. Ноябрьске и Надымском районе, обобщив ранее накопленный опыт и получив новые знания, значительно продвинулись в разработке муниципальных систем оценки качества образования.
Всего в Ямало-Ненецком автономном округе создано 13 региональных инновационных площадок, в том числе которых:
• разработка модели кочевого образования для детей коренных
малочисленных народов Севера в системе образования Приуральского района;
• модель подготовки педагогических кадров для работы в системе кочевого образования детей коренных малочисленных народов Севера;
• модель школы ступеней для старшеклассников, направленная на социализацию, профессиональное и личностное самоопределение, самоорганизацию;
• центр развития образования – школа ступеней, организованная в рамках задачно деятельностного подхода;
• освоение русского языка и адаптация детей-инофонов в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующем в условиях Крайнего Севера (сетевое взаимодействие);
• «электронный колледж»;
• дистанционное образование;
• развитие продуктивной исследовательской и проектной деятельности учащихся и преподавателей на всех уровнях образования;
• создание инновационных моделей организации повышения квалификации на муниципальном и региональном уровнях;
• школа – детский сад;
• группа семейного типа при дошкольном образовательном учреждении как одна из альтернативных форм предоставления услуг
дошкольного образования «Мой садик – дома»;
• проектирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для решения образовательных задач в соответствии с федеральными государственными требованиями и учетом региональных особенностей;
• лекотека, как средство социализации детей раннего и дошкольного возраста с глубоким нарушением зрения.

Анализ целевой ориентации данных инновационных площадок показывает, что их проблематика распространяется на наиболее востребованные направления развития современного образования, отвечает на современные вызовы, способствует удовлетворению потребностей педагогических кадров в области инновационной деятельности.
Таким образом, анализируя и обобщая опыт инновационной деятельности в ряде региональных и муниципальных образовательных систем за последние годы, можно сформулировать вывод о значительном влиянии на интенсивность инновационных процессов, на социальную и педагогическую эффективность отдельных инновационных направлений системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности [1, 4, 6, 9, 10, 11 и др ].
Вместе с тем не подлежит сомнению, что в настоящее время должна формироваться система непрерывной подготовки кадров высшей квалификации в области инновационной проблематики, способных реализовывать свои знания в интересах развития инновационной образовательной среды. Без осознания необходимости ведения комплексной работы по подготовке и научно-методическому сопровождению таких кадров будет нереализуем тот ресурс, который мы хотим получить, формулируя региональную инновационную стратегию, создавая региональную инновационную образовательную систему.


Список литературы
1. Белоусова Н.В. Проектная технология как средство реализации новшеств в процессе инновационного развития образовательного учреждения: дис ... канд. пед. наук. – М.: Ин-т управл. образованием РАН, 2009. – 235 с.
2. Воротилов В.И., Исаев В.А., Шапоренкова Г.А. Обеспечение качества образовательной деятельности в системе повышения квалификации работников образования. – СПб.: ЛОИРО, 2006. – 104 с.
3. О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе: закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.2011 №34-ЗАО.
4. Иванова С.В., Кожевникова О.Н. Модели сопровождения инновационных
процессов в неформальном педагогическом образовании // Четвертый междунар. метод. семинар 1-24 февр. 2011 г. «Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании»: сб. материалов / под общ. ред. И.И. Соколовой.
– СПб.: РАО ИПО, 2011. – 216 с. – С. 107–118.
5. Иванова Э.В. Особенности овладения технологией инноваций в образовательном учреждении // Всерос. науч.-практ. конф. «Научно-методическое обеспечение управления качеством образования»: сб. материалов. – Тверь, 2002. – С. 43–51.
6. Калачикова О.Н. Управленческая поддержка образовательных инноваций в деятельности педагогов общеобразовательной школы: дис ... канд. пед. наук. – Томск: Том. гос. ун-т, 2009. – 190 с.
7. Клюшкин В.И. Постдипломное образование как фактор современного развития педагогической деятельности // Четвертый междунар. метод. семинара 1–24
февр. 2011 г. «Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании»: сб. материалов / под общ. ред. И.И. Соколовой. – СПб.: РАО ИПО,
2011. – 216 с. – С. 164–172.
8. Колесникова И.А. О развитии профессионально-педагогического качества в системе непрерывного образования // Качество непрерывного образования как
проблема развития образовательной системы: межвуз. сб. науч. ст. – СПб.:
ЛОИРО, 2002. – С. 12–23.
9. Котельникова Л.А. Формирование готовности руководителей школ к инновационной деятельности: дис ... канд. пед. наук. – Бирск, 2010. – 191 с.
10. Ларина В.П. Проектирование системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ: Второй заоч. межрегион. науч.-практ. конф.: Проблемы качества повышения квалификации работников образования: сб. материалов. – М.-Воронеж: ИЦПКПС, МГИСС, ВОИПКРО, 2005. – С. 298–302.
11. Панасюк В.П. Управление качеством повышения квалификации педагогических работников как актуальная проблема развития системы дополнительного
педагогического образования: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. 16-17
ноября 2004 года г. Воронеж «Проблемы качества повышения квалификации работников образования». – Воронеж: ВОИПКРО, 2004. – С. 19–41.
12. Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2009 № 218.

Источник: О.Л. Березина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.