Государственная политика в области образования – это искусство управления и стратегия деятельности органов федеральной, региональной и муниципальной власти по созданию и реализации механизма системных изменений, обеспечивающих формирование в сфере образования человеческого потенциала, соответствующего требованиям инновационной экономики и запросам современного общества [3].
Конец XX – начало XXI в. в образовательной политике государства характеризуется как этап осознания правительством страны, руководителями регионов и системы управления образованием (от министерства до образовательного учреждения) необходимости органичного соединения политического, социального, экономического и собственно образовательного потенциала с целью интеграции и реализации общенациональных интересов и приоритетов страны, обеспечивающих социальную стабильность, национальную безопасность,
экономический рост, инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность России в глобализирующемся мире.
Основные направления государственной политики в области образования нашли свое отражение в таких документах как «Национальная доктрина образования» (2000 г.), «Федеральная программа развития образования» (2000 г.), «Образовательная политика России в
XXI веке» (2001 г.), «Концепция модернизация российского образования на период до 2010 года» (2001 г.), «Программа модернизации педагогического образования» (2003 г.), «Программа развития дополнительного профессионального образования Российской Феде
рации на период 2002-2005 гг.» (2002 г.), Закон РФ «Об образовании и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г. с поправками до 2004 г.), «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года», государственная инициатива «Наша новая школа» (2009 г.) и др.
Эти государственные документы включают комплекс мер по оптимизации развития системы образования страны на основе таких приоритетов, как обеспечение доступности и бесплатности образования разных уровней; адресной социальной поддержки обучающихся; обеспечения современного качества образования, соответствующего мировым стандартам; формирование эффективных механизмов управления и экономики образования; усиление государственной поддержки, социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих работников сферы образования и др./2/ Государственная образовательная политика, основываясь на Конституции РФ (1993 г.) и названных выше документах, обеспечивала непрерывность и преемственность системы образования; суверенность прав Российской Федерации в определении собственной образовательной политики в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; интеграцию системы российского образования в мировую систему образования при сохранении своих лучших традиций; государственную поддержку всех субъектов образования; реформирование финансовоэкономического механизма развития образования из средств федерального и регионального бюджетов; поддержку научноисследовательских структур, фундаментальной и прикладной науки в
сфере образования; подготовку и повышение квалификации педагогических кадров страны и др. [4].
Особую роль в совершенствовании управления и инновационного развития системы образования сыграл Приоритетный Национальный проект «Образование», предложенный Правительством РФ и осуществленный в 2005-2008 годы. Реализация Проекта позволила обеспечить инновационный характер развития системы образования
России, определить «точки роста» в каждом регионе для реализации приоритетных направлений общественного развития в целом.
Несомненным шагом вперед в развитии региональной образовательной системы стали Программы развития образования регионов на пятилетние периоды. Они являлись основой осуществления государственной политики в области образования, определили стратегию его
развития, обеспечивающую инновационный характер и гуманистическую направленность образования, приоритет свободного и творческого развития личности, воспитания гражданственности, патриотизма и способности стать ведущей силой социального и экономического развития региона.
Например, региональная Программа развития образования Ленинградской области на 2010-2020 гг. является продолжением инновационной государственной политики, проводившейся в предыдущие годы. Она основывается на Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., определившей стратегическую цель страны – «выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» (2008 г.) [10].
В ответ на общецивилизационные вызовы – нестабильность мировой глобализирующейся экономики, усиление роли человеческого
фактора как носителя инновационных знаний и креативных способностей их реализации, ускорения изменений на основе информационных, коммуникационных, энерго-, нанотехнологий, усиление роли экономических институтов в глобальной конкурентной борьбе за инвестиции, ужесточение ряда ограничений экономического роста и дефицит квалифицированной рабочей силы – государственная образовательная политика на ближайшие годы должна обеспечить качественное преобразование социально-экономической системы страны на основе обеспечения интереса человека в улучшении жизни и развитии личности, создать условия для совершенствования качества человека в системе образования.
Свободный, образованный, здоровый человек – основа конкурентоспособности страны. Важнейшим механизмом формирования такого
человека в образовании должны стать новые модели социального партнерства системы образования с системами культуры, спорта, медицины, материального обеспечения и др.
Начавшиеся системные изменения, направленные на обеспечение соответствия образования требованиям инновационной экономики и запросам общества, определяют приоритетные направления его развития на всех уровнях: дошкольном, общем, начальном, среднем,
высшем профессиональном, дополнительном постдипломном.
Приоритетными для них в государственной политике являются:
приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда;
повышение доступности качественных образовательных услуг;
обеспечение качества и инновационного характера образования
(новые программы, технологии, интеграция образования, науки, практики);
внедрение образовательных стандартов, обеспечивающих компетентностный подход;
обновление системы аттестации работников образования [1].
Основные задачи системы управления образованием по успешной реализации государственной политики [7]:
стимулировать изменение организационно-правовых форм образовательных учреждений;
обеспечить получение государственного (регионального, муниципального) заказа образованию на реализацию образовательных программ (по конкурсу);
ускорить введение нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг;
соединить систему оценки качества образовательных услуг с системой оплаты труда работников учреждений;
обеспечить участие общественности и потребителей образовательных услуг в контроле и оценке качества образования, публичности
и доступности результатов образовательной деятельности учреждений;
обеспечить качество лицензирования образовательных учреждений;
развивать самоуправление в образовательных учреждениях;
осуществлять конкурсную поддержку субъектов РФ, муниципалитетов, обеспечивающих системную модель непрерывного образования: общее, начальное, среднее, высшее, дополнительное образование;
создавать условия для образования и успешной социализации различных слабо защищенных категорий населения (здоровье, бедность и др.).
В то же время государственная политика должна:
обеспечить доступность и качество дошкольного образования, возможность общаться детям на государственном языке, поддержку семейного воспитания;
провести реструктуризацию частных дошкольных организаций;
развивать домашнее и семейное воспитание. В общем образовании:
создавать эффективные механизмы обновления качества образования (федеральные образовательные стандарты нового поколения, формирование «школ ступеней», расширение дополнительных образовательных программ с элементами профессионального образования, сформировать систему объективной оценки достижений учащихся на основе ЕГЭ и предметных олимпиад);
повысить конкурентоспособность и открытость общего образования (внедрение управляющих советов, повышение их роли в распределении оплаты труда в соответствии с качеством обучения детей, система публичной отчетности школ, в том числе и в СМИ, механизмы общественно-профессиональной экспертизы, переход к 2012 году на нормативно-подушевой механизм оплаты образовательных услуг);
укрепить кадровый потенциал общего образования (в системе аттестации и оплаты труда учитывать количество, качество, виды, результаты труда, уровень оплаты педагогического труда обеспечить не ниже, чем в сфере экономики);
создать единую федерально-региональную систему повышения квалификации учителей и руководителей на основе модульного подхода и персонифицированного финансирования.
В начальном и среднем профессиональном образовании обеспечить:
совершенствование учебных программ, обеспечивающих востребованные компетентности. ФГОС будет носить различный характер, конкретные программы будут финансироваться профессиональными ассоциациями;
трансформацию программ среднего профессионального образования в программы прикладного бакалавриата;
развитие новых организационных форм (комплексные учебные центры на базе лицеев и колледжей без общеобразовательных функций, новые учебные заведения на основе долевого участия государства и бизнеса);
бюджетное финансирование всех учебных заведений (в том числе
НОУ), введение в советы их управления представителей профессионального сообщества.
В системе высшего профессионального образования обеспечить:
совершенствование образовательных программ и технологий (введение системы общественно-профессиональной аккредитации программ, увеличение доли практических занятий и тренингов, переход на модульно-кредитную систему, самостоятельное определение траектории обучения, переход на двухуровневую систему «бакалавриат-магистратура» и др.);
создание конкурентной среды высшего образования (оптимизация вузов, лицензирование и аккредитация не обеспечивающих высокое качество образования, поддержка лидеров-вузов, перевод вузов в автономные учреждения, развитие механизмов нормативно-подушевой
оплаты труда);
повышение доступности высшего образования (развитие механизмов государственной поддержки образовательного кредитования студентов, расширение практики использования целевого капитала в интересах развития вузов, формирование независимых рейтингов вузов по специальностям).
В системе непрерывного профессионального образования обеспечить:
формирование конкурентного рынка услуг непрерывного образования (развитие госзаказа учреждениям дополнительного образования, определение прикладных квалификаций в бюджетных
организациях, развитие дистанционных образовательных услуг, развитие системы внешних рейтингов учреждений дополнительного образования);
изменение механизмов финансового обеспечения программ и стимулирование спроса на услуги непрерывного образования (поддержка частно-государственного партнерства, гранты на разработку программ, налоговые льготы на работодателей, финансовые сертификаты для повышения квалификации);
создание системы сертификации профессиональных квалификаций, в том числе для мигрантов;
формирование открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов.
Ожидаемые результаты реализации государственной образовательной политики в 2010-2020 годах /10/:
должно произойти качественное преобразование системы образования регионов и России;
система образования региона должна стать инновационной по всем направлениям обучения, воспитания, управления, развития образовательных учреждений и систем; стать инвестиционно привлекательной, социально-экономически ориентированной и эффективной в
подготовке и развитии профессионалов-специалистов;
в центре инновационной образовательной региональной системы должен быть интерес человека в улучшении качества жизни и качества личности на основе развития активности во всех областях образования, культуры, экологии, здорового образа жизни, экономики, безопасности и др.;
свободный, образованный, здоровый, активный человек должен стать массовым явлением, основой конкурентоспособности страны, получать качественное образование в течение всей жизни, иметь доступ к мировым культурным ценностям на основе владения информационными технологиями самообразования;
должна быть обеспечена всеобщая доступность всех видов и ступеней образования для всех категорий населения от младшего дошкольного, внешкольного, общего, профессионального до дополнительного в течение всей жизни;
система образования должна обеспечить «выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан».
Список литературы
1. «Национальная доктрина образования» (2000 г.);
2. «Федеральная программа развития образования» (2000 г.);
3. «Образовательная политика России в XXI веке» (2001 г.);
4. «Концепция модернизация российского образования на период до 2010 года» (2001 г.);
5. «Программа модернизации педагогического образования» (2003 г.);
6. «Программа развития дополнительного профессионального образования Российской Федерации на период 2002-2005 гг.» (2002 г.),
7. Закон РФ «Об образовании и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г. с поправками до 2004 г.);
8. «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года»;
9. Государственная инициатива «Наша новая школа» (2009 г.);
10. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Конец XX – начало XXI в. в образовательной политике государства характеризуется как этап осознания правительством страны, руководителями регионов и системы управления образованием (от министерства до образовательного учреждения) необходимости органичного соединения политического, социального, экономического и собственно образовательного потенциала с целью интеграции и реализации общенациональных интересов и приоритетов страны, обеспечивающих социальную стабильность, национальную безопасность,
экономический рост, инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность России в глобализирующемся мире.
Основные направления государственной политики в области образования нашли свое отражение в таких документах как «Национальная доктрина образования» (2000 г.), «Федеральная программа развития образования» (2000 г.), «Образовательная политика России в
XXI веке» (2001 г.), «Концепция модернизация российского образования на период до 2010 года» (2001 г.), «Программа модернизации педагогического образования» (2003 г.), «Программа развития дополнительного профессионального образования Российской Феде
рации на период 2002-2005 гг.» (2002 г.), Закон РФ «Об образовании и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г. с поправками до 2004 г.), «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года», государственная инициатива «Наша новая школа» (2009 г.) и др.
Эти государственные документы включают комплекс мер по оптимизации развития системы образования страны на основе таких приоритетов, как обеспечение доступности и бесплатности образования разных уровней; адресной социальной поддержки обучающихся; обеспечения современного качества образования, соответствующего мировым стандартам; формирование эффективных механизмов управления и экономики образования; усиление государственной поддержки, социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих работников сферы образования и др./2/ Государственная образовательная политика, основываясь на Конституции РФ (1993 г.) и названных выше документах, обеспечивала непрерывность и преемственность системы образования; суверенность прав Российской Федерации в определении собственной образовательной политики в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; интеграцию системы российского образования в мировую систему образования при сохранении своих лучших традиций; государственную поддержку всех субъектов образования; реформирование финансовоэкономического механизма развития образования из средств федерального и регионального бюджетов; поддержку научноисследовательских структур, фундаментальной и прикладной науки в
сфере образования; подготовку и повышение квалификации педагогических кадров страны и др. [4].
Особую роль в совершенствовании управления и инновационного развития системы образования сыграл Приоритетный Национальный проект «Образование», предложенный Правительством РФ и осуществленный в 2005-2008 годы. Реализация Проекта позволила обеспечить инновационный характер развития системы образования
России, определить «точки роста» в каждом регионе для реализации приоритетных направлений общественного развития в целом.
Несомненным шагом вперед в развитии региональной образовательной системы стали Программы развития образования регионов на пятилетние периоды. Они являлись основой осуществления государственной политики в области образования, определили стратегию его
развития, обеспечивающую инновационный характер и гуманистическую направленность образования, приоритет свободного и творческого развития личности, воспитания гражданственности, патриотизма и способности стать ведущей силой социального и экономического развития региона.
Например, региональная Программа развития образования Ленинградской области на 2010-2020 гг. является продолжением инновационной государственной политики, проводившейся в предыдущие годы. Она основывается на Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., определившей стратегическую цель страны – «выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» (2008 г.) [10].
В ответ на общецивилизационные вызовы – нестабильность мировой глобализирующейся экономики, усиление роли человеческого
фактора как носителя инновационных знаний и креативных способностей их реализации, ускорения изменений на основе информационных, коммуникационных, энерго-, нанотехнологий, усиление роли экономических институтов в глобальной конкурентной борьбе за инвестиции, ужесточение ряда ограничений экономического роста и дефицит квалифицированной рабочей силы – государственная образовательная политика на ближайшие годы должна обеспечить качественное преобразование социально-экономической системы страны на основе обеспечения интереса человека в улучшении жизни и развитии личности, создать условия для совершенствования качества человека в системе образования.
Свободный, образованный, здоровый человек – основа конкурентоспособности страны. Важнейшим механизмом формирования такого
человека в образовании должны стать новые модели социального партнерства системы образования с системами культуры, спорта, медицины, материального обеспечения и др.
Начавшиеся системные изменения, направленные на обеспечение соответствия образования требованиям инновационной экономики и запросам общества, определяют приоритетные направления его развития на всех уровнях: дошкольном, общем, начальном, среднем,
высшем профессиональном, дополнительном постдипломном.
Приоритетными для них в государственной политике являются:
приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда;
повышение доступности качественных образовательных услуг;
обеспечение качества и инновационного характера образования
(новые программы, технологии, интеграция образования, науки, практики);
внедрение образовательных стандартов, обеспечивающих компетентностный подход;
обновление системы аттестации работников образования [1].
Основные задачи системы управления образованием по успешной реализации государственной политики [7]:
стимулировать изменение организационно-правовых форм образовательных учреждений;
обеспечить получение государственного (регионального, муниципального) заказа образованию на реализацию образовательных программ (по конкурсу);
ускорить введение нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг;
соединить систему оценки качества образовательных услуг с системой оплаты труда работников учреждений;
обеспечить участие общественности и потребителей образовательных услуг в контроле и оценке качества образования, публичности
и доступности результатов образовательной деятельности учреждений;
обеспечить качество лицензирования образовательных учреждений;
развивать самоуправление в образовательных учреждениях;
осуществлять конкурсную поддержку субъектов РФ, муниципалитетов, обеспечивающих системную модель непрерывного образования: общее, начальное, среднее, высшее, дополнительное образование;
создавать условия для образования и успешной социализации различных слабо защищенных категорий населения (здоровье, бедность и др.).
В то же время государственная политика должна:
обеспечить доступность и качество дошкольного образования, возможность общаться детям на государственном языке, поддержку семейного воспитания;
провести реструктуризацию частных дошкольных организаций;
развивать домашнее и семейное воспитание. В общем образовании:
создавать эффективные механизмы обновления качества образования (федеральные образовательные стандарты нового поколения, формирование «школ ступеней», расширение дополнительных образовательных программ с элементами профессионального образования, сформировать систему объективной оценки достижений учащихся на основе ЕГЭ и предметных олимпиад);
повысить конкурентоспособность и открытость общего образования (внедрение управляющих советов, повышение их роли в распределении оплаты труда в соответствии с качеством обучения детей, система публичной отчетности школ, в том числе и в СМИ, механизмы общественно-профессиональной экспертизы, переход к 2012 году на нормативно-подушевой механизм оплаты образовательных услуг);
укрепить кадровый потенциал общего образования (в системе аттестации и оплаты труда учитывать количество, качество, виды, результаты труда, уровень оплаты педагогического труда обеспечить не ниже, чем в сфере экономики);
создать единую федерально-региональную систему повышения квалификации учителей и руководителей на основе модульного подхода и персонифицированного финансирования.
В начальном и среднем профессиональном образовании обеспечить:
совершенствование учебных программ, обеспечивающих востребованные компетентности. ФГОС будет носить различный характер, конкретные программы будут финансироваться профессиональными ассоциациями;
трансформацию программ среднего профессионального образования в программы прикладного бакалавриата;
развитие новых организационных форм (комплексные учебные центры на базе лицеев и колледжей без общеобразовательных функций, новые учебные заведения на основе долевого участия государства и бизнеса);
бюджетное финансирование всех учебных заведений (в том числе
НОУ), введение в советы их управления представителей профессионального сообщества.
В системе высшего профессионального образования обеспечить:
совершенствование образовательных программ и технологий (введение системы общественно-профессиональной аккредитации программ, увеличение доли практических занятий и тренингов, переход на модульно-кредитную систему, самостоятельное определение траектории обучения, переход на двухуровневую систему «бакалавриат-магистратура» и др.);
создание конкурентной среды высшего образования (оптимизация вузов, лицензирование и аккредитация не обеспечивающих высокое качество образования, поддержка лидеров-вузов, перевод вузов в автономные учреждения, развитие механизмов нормативно-подушевой
оплаты труда);
повышение доступности высшего образования (развитие механизмов государственной поддержки образовательного кредитования студентов, расширение практики использования целевого капитала в интересах развития вузов, формирование независимых рейтингов вузов по специальностям).
В системе непрерывного профессионального образования обеспечить:
формирование конкурентного рынка услуг непрерывного образования (развитие госзаказа учреждениям дополнительного образования, определение прикладных квалификаций в бюджетных
организациях, развитие дистанционных образовательных услуг, развитие системы внешних рейтингов учреждений дополнительного образования);
изменение механизмов финансового обеспечения программ и стимулирование спроса на услуги непрерывного образования (поддержка частно-государственного партнерства, гранты на разработку программ, налоговые льготы на работодателей, финансовые сертификаты для повышения квалификации);
создание системы сертификации профессиональных квалификаций, в том числе для мигрантов;
формирование открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов.
Ожидаемые результаты реализации государственной образовательной политики в 2010-2020 годах /10/:
должно произойти качественное преобразование системы образования регионов и России;
система образования региона должна стать инновационной по всем направлениям обучения, воспитания, управления, развития образовательных учреждений и систем; стать инвестиционно привлекательной, социально-экономически ориентированной и эффективной в
подготовке и развитии профессионалов-специалистов;
в центре инновационной образовательной региональной системы должен быть интерес человека в улучшении качества жизни и качества личности на основе развития активности во всех областях образования, культуры, экологии, здорового образа жизни, экономики, безопасности и др.;
свободный, образованный, здоровый, активный человек должен стать массовым явлением, основой конкурентоспособности страны, получать качественное образование в течение всей жизни, иметь доступ к мировым культурным ценностям на основе владения информационными технологиями самообразования;
должна быть обеспечена всеобщая доступность всех видов и ступеней образования для всех категорий населения от младшего дошкольного, внешкольного, общего, профессионального до дополнительного в течение всей жизни;
система образования должна обеспечить «выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан».
Список литературы
1. «Национальная доктрина образования» (2000 г.);
2. «Федеральная программа развития образования» (2000 г.);
3. «Образовательная политика России в XXI веке» (2001 г.);
4. «Концепция модернизация российского образования на период до 2010 года» (2001 г.);
5. «Программа модернизации педагогического образования» (2003 г.);
6. «Программа развития дополнительного профессионального образования Российской Федерации на период 2002-2005 гг.» (2002 г.),
7. Закон РФ «Об образовании и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г. с поправками до 2004 г.);
8. «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года»;
9. Государственная инициатива «Наша новая школа» (2009 г.);
10. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Источник: А.И. Жилина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи