Подготовка специалистов морских профессий в условиях гражданского морского вуза затрагивает несколько важных аспектов ? подготовку в плане профессионализации личности в гражданской специальности и подготовку как будущих офицеров запаса с учетом специфики гражданских морских профессий. В этой связи профессиональное мировоззрение, которое выступает определенным мерилом профессиональной компетенции, ценностно-смысловой структуры личности, является ключевым новообразованием периода обучения и
формирования личности будущего специалиста. При этом особое значение имеют педагогические условия, способствующие оптимизации процесса обучения и воспитания, формирования ценностносмысловых ориентиров у лиц молодого возраста, начальные и последующие этапы обучения которых связаны с обретением мировоззренческого и профессионального опыта в избранном виде человеческой деятельности. Такими педагогическими условиями, по мнению И. В. Маричева [4], выступают: а) целостная и структурная организация образовательной среды морского гражданского вуза; б) системная организация учебно-методических практик в становлении профессионализации личности; в) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в том числе и в аспекте формирующегося мировоззренческого опыта профессионального мышления и ориентаций личности.
Понятие «профессиональное мировоззрение» в отечественной психолого-педагогической литературе получило широкое толкование [2–3; 6–8; 11 и др.] и связано с этапами развития и становления личности в процессе профессионального образования [6–8] и дальнейшей трудовой деятельности [9; 12]. Данное понятие является производным от понятия «мировоззрение», которое включает в себя духовнонравственное и когнитивно-личностное развитие человека на различных этапах его онтогенеза. Конечно же, профессиональное мировоззрение как итог определенного этапа жизненного пути не является завершенным явлением и находится в постоянном движении и измене-
нии.
Философский смысл понятия «мировоззрение» отражает способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир [10]. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и
убеждениях личности. Эти представления необходимы человеку для организации его деятельности, определения его жизненной позиции и стратегии его поведения. Мировоззрение человека всегда отражает время, жизненные ориентации людей, их представления о реально-
сти.
Приведём некоторые толкования понятия «мировоззрение»:
– это ряд предпосылок (истинных полностью, отчасти или совершенно ложных), которых мы придерживаемся (сознательно или бессознательно, последовательно или непоследовательно), размышляя об основных слагаемых нашего мира (Д. Сайр);
– это обозначение позиции человека посреди сущего, что свидетельствует о том, как решительно мир стал картиной, когда человек в качестве субъекта поднял собственную жизнь до командного положения всеобщей точки отсчета (М. Хайдеггер);
– система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации (А.А. Ивин);
– ось, вокруг которой группируются определенные представления о мире и человеке и на основе которой складывается определенный способ видения мира, определенное мировоззрение (В.И. Шинкарук);
– система обобщенных знаний и представлений о действительности, система убеждений и идеалов, раскрывающих практическое и теоретическое отношение человека к миру, его способности видения, понимания и оценки окружающей действительности, способ познания себя как конкретного исторического субъекта познания и практики (В.Ф. Черноволенко);
– системное образование, способное не только выражать определенное отношение личности к окружающей действительности, но также побуждать, направлять и организовывать ее активность, участвовать в процессе соподчинения различных деятельностей и мотивов (Г.Е. Залесский);
– обобщенная система взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его социальной и природной среде (Э.И. Моносзон и др.).
Как показал анализ исследований [5–8; 9; 11; и др.], одна из причин такого разнообразия к пониманию сущности мировоззрения состоит в сложности, неоднозначности и слабой изученности самого термина, несмотря на пристальное внимание к нему большого количества учёных. Общим в представленных выше определениях выступает тот факт, что мировоззрение является отражением уникальности человеческой практики, общественной природы человека, в котором индивидуальное бытие осознается как принадлежность данного конкретного индивида к человеческому роду, миру социальных отношений, миру человека.
К такому пониманию близко и профессиональное самосознание специалистов морских профессий, которые в будущем могут стать офицерами Вооруженных сил РФ. Их развитие и становление в условиях гражданского морского вуза происходит под влиянием общественного сознания и господствующих в условиях вуза принципов обучения и воспитания, правил и норм формирующегося мировоззренческого профессионального опыта. Профессиональное мировоззрение офицера детерминирует его деятельность и формируется посредством образовательного процесса, что оказывает значительное влияние на его взгляды, формирование его мировоззренческой позиции.
Сложность в толковании понятия «профессиональное мировоззрение» будущих офицеров вытекает из неоднозначной природы будущей профессиональной деятельности. Ее особенность состоит в том, что офицер – не только носитель мировоззренческой культуры, но и ее проводник в профессиональную среду через подчиненных, в сознании которых начинают формироваться основы мировоззренческой культуры. Офицер выполняет и педагогическую функцию, воспитывая и направляя своих подчинённых. Формирование и развитие профессионального мировоззрения офицера как одна из сторон его профессиональной подготовки требует выделения структурных компонентов профессионально-педагогического мировоззрения и критериев его сформированности.
Теоретическое исследование структуры мировоззрения, отраженное в работах философов, психологов и педагогов, позволило нам, исходя из специфики профессионально мировоззрения офицера, предложить структуру, все компоненты которой, взаимодействуя между собой, образуют в совокупности целостную систему.
Приведем описание структурных компонентов, составляющих профессиональное мировоззрение будущего офицера, которые выступают как качественные условия психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения:
Познавательный – предполагает знание законов общественного развития и достижений естественных и прикладных наук, связанных с использованием боевых средств в военном деле, а также умелое применение современной методики расчетов. Офицер должен уметь распределять задачи для каждого исполнителя, обеспечивать контроль за выполнением приказов, обучать подчиненных, формировать их морально-боевые качества.
Ценностно-нормативный – имеет сложную структуру и включает в себя социальные ценности (они придают личности курсанта необходимую целенаправленность, творчество, адекватную самооценку и ответственность за принятые решения и действия), личностные ценности (способность выбирать цели и соответствующие действия, ориентируясь на ту роль и жизненную позицию, которую офицеру предстоит усвоить); профессиональные ценности (осознание принадлежности офицера к государству, понимание своей роли, определяющей его (государства) судьбу, внутреннюю и внешнюю стабильность, место, роль и авторитет свой и государства в современном мире) и идеалы, которые направляют будущего офицера в ходе его саморазвития, придают ему целеустремленность и являются стимулом духовного развития.
Эмоционально-волевой – предполагает сформированность
эмоционального интеллекта: самосознание (офицеры с высоким эмоциональным самосознанием чутко улавливают главные ценности и способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации), самоконтроль (офицеры, обладающие этим навыком, способны контролировать эмоции и импульсы и использовать их на пользу делу), социальную чуткость (офицерам, обладающим способностью прислушиваться к чужим переживаниям, это качество позволит понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп), управление отношениями (такие офицеры подают подчиненным пример желаемого поведения и способны увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией).
Операциональный – отражает совокупность умений и навыков, основанных на нормах профессиональной деятельности. Данная совокупность предполагает наличие профессиональной установки на восприятие и понимание явлений социальной действительности; умение применять полученные знания на практике при решении профессиональных задач.
Оценочно-рефлексивный – предполагает понимание собственной значимости, познание себя и самореализацию. Особое значение приобретают адекватная самооценка наличного состояния сформированности инвариантных компонентов профессионального мировоззрения и рефлексия осуществляемой профессиональной деятельности офицера (непосредственно военной, инженерной и воспитательной).
В процессе профессиональной подготовки на военной кафедре курсант с первых шагов овладевает не только узкопрофессиональными, специфическими только для соответствующей учебной дисциплины практическими умениями и навыками, но и широким спектром общепрофессиональных знаний и умений. Учебная деятельность курсантов на военной кафедре является целенаправленной. В процессе обучения развивается самостоятельность обучения, аналитичность и критичность мышления, систематизируются знания по учебным дисциплинам.
В то же время, считаем необходимым отметить, что объем часов, выделяемых на теоретическое обучение будущих офицеров, недостаточен, чтобы сформировать профессиональное мировоззрение. Отсутствует связь между гражданскими и военными кафедрами, и поэтому возникла необходимость разработки организационнопедагогических условий формирования профессионального мировоззрения у будущих офицеров, предполагающих: направленность содержания образования на формирование личностных идеалов и профессиональных знаний с учетом принципов, регламентирующих это содержание; создание ценностно-развивающей среды, задающей потенциальные возможности для формирования и развития профессионального мировоззрения; выбор образовательных технологий, обеспечивающих включение в образовательный процесс методов и форм, учитывающих специфику субъектов и адекватное включение этих субъектов в процесс деятельности по формированию и развитию профессионального мировоззрения.
Такие условия должны определятся объективными (сфера деятельности офицера; концепция военного образования; квалификационные требования к выпускнику военных специальностей; социальный статус офицера; система обучения и воспитания будущих офицеров) и субъективными факторами (духовный мир личности офицера, текущее состояние профессионального мировоззрения), взаимосвязанными между собой и детерминирующими как процесс профессиональной подготовки офицеров, так и формирование их профессионального мировоззрения.
При разработке организационно-педагогических условий формирования профессионального мировоззрения у будущих офицеров необходимо принимать во внимание особенности их профессиональной деятельности. Феномен воинского труда отличается его ярко выраженной военно-профессиональной направленностью. В военной педагогике под профессионализмом понимается «…степень овладения военнослужащим профессиональными навыками, а профессионалом называют военнослужащего, основным занятием которого является его профессия, …специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию» [1, с. 316].
Анализ содержания педагогических условий позволяет выделить его функции:
– онтологическую, охватывающую процесс теоретического познания профессиональной деятельности офицера, усвоения важнейших методологических принципов, а также понимания структуры и места мировоззрения в профессиональном становлении личности;
– аксиологическую, проявляющуюся в общей заинтересованности и взаимодействии общества, государства, вооруженных сил в закладывании системы подлинных и личностно значимых ценностей в мировоззрении будущих офицеров;
– организационную, проявляющуюся во взаимодействии и преобразовании реальности в соответствии с собственным профессиональным мировоззрением;
– рефлексивную, раскрывающую субъектные свойства будущего офицера в практических ситуациях, требующих профессиональных знаний, критического самооценивания, самокоррекции.
Каждая из указанных функций может доминировать в том или ином случае, или они могут сочетаться, но взятые вместе они отражают функциональную структуру мировоззрения современного офицера. Сформулированные критерии представляют собой некий эталон, показатель, по которому мы можем судить о степени становления профессионального мировоззрения будущего офицера, о его готовности к выполнению им профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Военная психология и педагогика: учеб. пособие, М-во обороны РФ / под общ. ред. В.Ф. Кулакова. ? М.: Совершенство, 1998. ? 376 с.
2. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М.: МГУ, 1994. – 144 с.
3. Лернер И.Я. Понятийный состав проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся // Проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся 7–10 кл.? М., 1973. – С. 5?10.
4. Маричев И.В. Морская академия в образовательном пространстве. ? Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2006.? 144 с.
5. Менчинская Н.А. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения // Психология формирования и развития личности / отв. ред. Л.И. Анцыферова. – М., 1981.? С. 306 ? 319.
6. Моносзон, Э.И., Правдик Р., Рогова P.M. Формирование научного мировоззрения учащихся. ? М.: Педагогика, 1985. ? 231 с.
7. Никонорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования.? Киев: Наукова думка, 1989. – 116 с.
8. Реутова Л.П. Теоретические основы формирования профессиональнопедагогического мировоззрения учителей начальных классов: моногр.? Ставрополь: Базис, 2004. ? 176 с.
9. Рогова Р. М. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся во внеурочной деятельности // Сов. педагогика. – 1976. ? № 4. – С. 35?41.
10. Соловьев Вл. Mipъ / Энциклопедический словарь – СПб.: изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1896; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древне-русских слов и выражений). Репринтное воспроизведение издания 1900 г. – М.: Отчий Дом, 2000. – 1120 с.
11. Тонких А.С. Научное мировоззрение: понятие, структура, функции. – Воронеж: изд-во ВГУ. 1980. ? 147 с.
12. Целковников Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. ? Краснодар, 1999. – 50 с.
формирования личности будущего специалиста. При этом особое значение имеют педагогические условия, способствующие оптимизации процесса обучения и воспитания, формирования ценностносмысловых ориентиров у лиц молодого возраста, начальные и последующие этапы обучения которых связаны с обретением мировоззренческого и профессионального опыта в избранном виде человеческой деятельности. Такими педагогическими условиями, по мнению И. В. Маричева [4], выступают: а) целостная и структурная организация образовательной среды морского гражданского вуза; б) системная организация учебно-методических практик в становлении профессионализации личности; в) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в том числе и в аспекте формирующегося мировоззренческого опыта профессионального мышления и ориентаций личности.
Понятие «профессиональное мировоззрение» в отечественной психолого-педагогической литературе получило широкое толкование [2–3; 6–8; 11 и др.] и связано с этапами развития и становления личности в процессе профессионального образования [6–8] и дальнейшей трудовой деятельности [9; 12]. Данное понятие является производным от понятия «мировоззрение», которое включает в себя духовнонравственное и когнитивно-личностное развитие человека на различных этапах его онтогенеза. Конечно же, профессиональное мировоззрение как итог определенного этапа жизненного пути не является завершенным явлением и находится в постоянном движении и измене-
нии.
Философский смысл понятия «мировоззрение» отражает способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир [10]. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и
убеждениях личности. Эти представления необходимы человеку для организации его деятельности, определения его жизненной позиции и стратегии его поведения. Мировоззрение человека всегда отражает время, жизненные ориентации людей, их представления о реально-
сти.
Приведём некоторые толкования понятия «мировоззрение»:
– это ряд предпосылок (истинных полностью, отчасти или совершенно ложных), которых мы придерживаемся (сознательно или бессознательно, последовательно или непоследовательно), размышляя об основных слагаемых нашего мира (Д. Сайр);
– это обозначение позиции человека посреди сущего, что свидетельствует о том, как решительно мир стал картиной, когда человек в качестве субъекта поднял собственную жизнь до командного положения всеобщей точки отсчета (М. Хайдеггер);
– система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации (А.А. Ивин);
– ось, вокруг которой группируются определенные представления о мире и человеке и на основе которой складывается определенный способ видения мира, определенное мировоззрение (В.И. Шинкарук);
– система обобщенных знаний и представлений о действительности, система убеждений и идеалов, раскрывающих практическое и теоретическое отношение человека к миру, его способности видения, понимания и оценки окружающей действительности, способ познания себя как конкретного исторического субъекта познания и практики (В.Ф. Черноволенко);
– системное образование, способное не только выражать определенное отношение личности к окружающей действительности, но также побуждать, направлять и организовывать ее активность, участвовать в процессе соподчинения различных деятельностей и мотивов (Г.Е. Залесский);
– обобщенная система взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его социальной и природной среде (Э.И. Моносзон и др.).
Как показал анализ исследований [5–8; 9; 11; и др.], одна из причин такого разнообразия к пониманию сущности мировоззрения состоит в сложности, неоднозначности и слабой изученности самого термина, несмотря на пристальное внимание к нему большого количества учёных. Общим в представленных выше определениях выступает тот факт, что мировоззрение является отражением уникальности человеческой практики, общественной природы человека, в котором индивидуальное бытие осознается как принадлежность данного конкретного индивида к человеческому роду, миру социальных отношений, миру человека.
К такому пониманию близко и профессиональное самосознание специалистов морских профессий, которые в будущем могут стать офицерами Вооруженных сил РФ. Их развитие и становление в условиях гражданского морского вуза происходит под влиянием общественного сознания и господствующих в условиях вуза принципов обучения и воспитания, правил и норм формирующегося мировоззренческого профессионального опыта. Профессиональное мировоззрение офицера детерминирует его деятельность и формируется посредством образовательного процесса, что оказывает значительное влияние на его взгляды, формирование его мировоззренческой позиции.
Сложность в толковании понятия «профессиональное мировоззрение» будущих офицеров вытекает из неоднозначной природы будущей профессиональной деятельности. Ее особенность состоит в том, что офицер – не только носитель мировоззренческой культуры, но и ее проводник в профессиональную среду через подчиненных, в сознании которых начинают формироваться основы мировоззренческой культуры. Офицер выполняет и педагогическую функцию, воспитывая и направляя своих подчинённых. Формирование и развитие профессионального мировоззрения офицера как одна из сторон его профессиональной подготовки требует выделения структурных компонентов профессионально-педагогического мировоззрения и критериев его сформированности.
Теоретическое исследование структуры мировоззрения, отраженное в работах философов, психологов и педагогов, позволило нам, исходя из специфики профессионально мировоззрения офицера, предложить структуру, все компоненты которой, взаимодействуя между собой, образуют в совокупности целостную систему.
Приведем описание структурных компонентов, составляющих профессиональное мировоззрение будущего офицера, которые выступают как качественные условия психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения:
Познавательный – предполагает знание законов общественного развития и достижений естественных и прикладных наук, связанных с использованием боевых средств в военном деле, а также умелое применение современной методики расчетов. Офицер должен уметь распределять задачи для каждого исполнителя, обеспечивать контроль за выполнением приказов, обучать подчиненных, формировать их морально-боевые качества.
Ценностно-нормативный – имеет сложную структуру и включает в себя социальные ценности (они придают личности курсанта необходимую целенаправленность, творчество, адекватную самооценку и ответственность за принятые решения и действия), личностные ценности (способность выбирать цели и соответствующие действия, ориентируясь на ту роль и жизненную позицию, которую офицеру предстоит усвоить); профессиональные ценности (осознание принадлежности офицера к государству, понимание своей роли, определяющей его (государства) судьбу, внутреннюю и внешнюю стабильность, место, роль и авторитет свой и государства в современном мире) и идеалы, которые направляют будущего офицера в ходе его саморазвития, придают ему целеустремленность и являются стимулом духовного развития.
Эмоционально-волевой – предполагает сформированность
эмоционального интеллекта: самосознание (офицеры с высоким эмоциональным самосознанием чутко улавливают главные ценности и способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации), самоконтроль (офицеры, обладающие этим навыком, способны контролировать эмоции и импульсы и использовать их на пользу делу), социальную чуткость (офицерам, обладающим способностью прислушиваться к чужим переживаниям, это качество позволит понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп), управление отношениями (такие офицеры подают подчиненным пример желаемого поведения и способны увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией).
Операциональный – отражает совокупность умений и навыков, основанных на нормах профессиональной деятельности. Данная совокупность предполагает наличие профессиональной установки на восприятие и понимание явлений социальной действительности; умение применять полученные знания на практике при решении профессиональных задач.
Оценочно-рефлексивный – предполагает понимание собственной значимости, познание себя и самореализацию. Особое значение приобретают адекватная самооценка наличного состояния сформированности инвариантных компонентов профессионального мировоззрения и рефлексия осуществляемой профессиональной деятельности офицера (непосредственно военной, инженерной и воспитательной).
В процессе профессиональной подготовки на военной кафедре курсант с первых шагов овладевает не только узкопрофессиональными, специфическими только для соответствующей учебной дисциплины практическими умениями и навыками, но и широким спектром общепрофессиональных знаний и умений. Учебная деятельность курсантов на военной кафедре является целенаправленной. В процессе обучения развивается самостоятельность обучения, аналитичность и критичность мышления, систематизируются знания по учебным дисциплинам.
В то же время, считаем необходимым отметить, что объем часов, выделяемых на теоретическое обучение будущих офицеров, недостаточен, чтобы сформировать профессиональное мировоззрение. Отсутствует связь между гражданскими и военными кафедрами, и поэтому возникла необходимость разработки организационнопедагогических условий формирования профессионального мировоззрения у будущих офицеров, предполагающих: направленность содержания образования на формирование личностных идеалов и профессиональных знаний с учетом принципов, регламентирующих это содержание; создание ценностно-развивающей среды, задающей потенциальные возможности для формирования и развития профессионального мировоззрения; выбор образовательных технологий, обеспечивающих включение в образовательный процесс методов и форм, учитывающих специфику субъектов и адекватное включение этих субъектов в процесс деятельности по формированию и развитию профессионального мировоззрения.
Такие условия должны определятся объективными (сфера деятельности офицера; концепция военного образования; квалификационные требования к выпускнику военных специальностей; социальный статус офицера; система обучения и воспитания будущих офицеров) и субъективными факторами (духовный мир личности офицера, текущее состояние профессионального мировоззрения), взаимосвязанными между собой и детерминирующими как процесс профессиональной подготовки офицеров, так и формирование их профессионального мировоззрения.
При разработке организационно-педагогических условий формирования профессионального мировоззрения у будущих офицеров необходимо принимать во внимание особенности их профессиональной деятельности. Феномен воинского труда отличается его ярко выраженной военно-профессиональной направленностью. В военной педагогике под профессионализмом понимается «…степень овладения военнослужащим профессиональными навыками, а профессионалом называют военнослужащего, основным занятием которого является его профессия, …специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию» [1, с. 316].
Анализ содержания педагогических условий позволяет выделить его функции:
– онтологическую, охватывающую процесс теоретического познания профессиональной деятельности офицера, усвоения важнейших методологических принципов, а также понимания структуры и места мировоззрения в профессиональном становлении личности;
– аксиологическую, проявляющуюся в общей заинтересованности и взаимодействии общества, государства, вооруженных сил в закладывании системы подлинных и личностно значимых ценностей в мировоззрении будущих офицеров;
– организационную, проявляющуюся во взаимодействии и преобразовании реальности в соответствии с собственным профессиональным мировоззрением;
– рефлексивную, раскрывающую субъектные свойства будущего офицера в практических ситуациях, требующих профессиональных знаний, критического самооценивания, самокоррекции.
Каждая из указанных функций может доминировать в том или ином случае, или они могут сочетаться, но взятые вместе они отражают функциональную структуру мировоззрения современного офицера. Сформулированные критерии представляют собой некий эталон, показатель, по которому мы можем судить о степени становления профессионального мировоззрения будущего офицера, о его готовности к выполнению им профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Военная психология и педагогика: учеб. пособие, М-во обороны РФ / под общ. ред. В.Ф. Кулакова. ? М.: Совершенство, 1998. ? 376 с.
2. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М.: МГУ, 1994. – 144 с.
3. Лернер И.Я. Понятийный состав проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся // Проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся 7–10 кл.? М., 1973. – С. 5?10.
4. Маричев И.В. Морская академия в образовательном пространстве. ? Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2006.? 144 с.
5. Менчинская Н.А. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения // Психология формирования и развития личности / отв. ред. Л.И. Анцыферова. – М., 1981.? С. 306 ? 319.
6. Моносзон, Э.И., Правдик Р., Рогова P.M. Формирование научного мировоззрения учащихся. ? М.: Педагогика, 1985. ? 231 с.
7. Никонорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования.? Киев: Наукова думка, 1989. – 116 с.
8. Реутова Л.П. Теоретические основы формирования профессиональнопедагогического мировоззрения учителей начальных классов: моногр.? Ставрополь: Базис, 2004. ? 176 с.
9. Рогова Р. М. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся во внеурочной деятельности // Сов. педагогика. – 1976. ? № 4. – С. 35?41.
10. Соловьев Вл. Mipъ / Энциклопедический словарь – СПб.: изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1896; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древне-русских слов и выражений). Репринтное воспроизведение издания 1900 г. – М.: Отчий Дом, 2000. – 1120 с.
11. Тонких А.С. Научное мировоззрение: понятие, структура, функции. – Воронеж: изд-во ВГУ. 1980. ? 147 с.
12. Целковников Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. ? Краснодар, 1999. – 50 с.
Источник: С. В. Манецкая, В. А. Худик
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи