В процессе специального образования коррекция и компенсация недостатков осуществляется не сама по себе, а как средство обеспечения лицу с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимальной адаптации его к окружающей среде и достижения им самостоятельности и независимости на протяжении всей жизни. Все это возможно только в условиях вывода ребенка с нарушением в развитии из так называемого культурного тупика. Наличие у лица какого-либо дефекта является причиной его изолированности от окружающего предметно-материального и социального мира. Поэтому решающим фактором развития будет включение ребенка в процесс культурного развития и усвоения им исторического опыта человечества.
Преодолеть изолированность ребенка от окружающего мира, уменьшить его «социальное выпадение» позволяет социальноадаптирующая направленность специального образования. Она обеспечивается содержанием его стандартов, средствами и формами коррекционно-обраэова-тельного процесса. Они предусматривают долговременную систему коррекционно-педагогической и психологической работы. В рамках нее проводятся занятия по социально бытовой ориентировке и другие занятия, направленные на усвоение следующих групп навыков:
1) общепринятых корм поведения и жизнедеятельности (правильное поведение в общественных местах и т. п.);
2) элементарных гигиенических, бытовых и коммуникативных навыков;
3) социокультурных, философских и нравственно-этических навыков.
Для преодоления «социального выпадения» ребенка с ограниченными возможностями крайне необходимо овладение им языком. Нормально развивающийся ребенок оказывается в массовой школе с уже развитой речью, с сформированной системой социально-бытовых понятий. Во взаимодействии со сформировавшимися уже структурами постепенно развиваются словесно-логическое мышление, научные понятия. В значительной степени словесная речь регулирует поведение, способствует развитию общения. Поэтому любой дефект умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка речи, коммуникативных навыков, и наоборот.
В рамках специального образования занятия, имеющие социально адаптирующую направленность, способствуют формированию психологической подготовленности лица с ограниченными возможностями к жизни в социокультурной среде, поиску той социальной ниши, в которой бы ограниченные возможности максимально компенсировались и позволили вести достойный образ жизни (независимый материально и социально).
Преодолеть изолированность ребенка от окружающего мира, уменьшить его «социальное выпадение» позволяет социальноадаптирующая направленность специального образования. Она обеспечивается содержанием его стандартов, средствами и формами коррекционно-обраэова-тельного процесса. Они предусматривают долговременную систему коррекционно-педагогической и психологической работы. В рамках нее проводятся занятия по социально бытовой ориентировке и другие занятия, направленные на усвоение следующих групп навыков:
1) общепринятых корм поведения и жизнедеятельности (правильное поведение в общественных местах и т. п.);
2) элементарных гигиенических, бытовых и коммуникативных навыков;
3) социокультурных, философских и нравственно-этических навыков.
Для преодоления «социального выпадения» ребенка с ограниченными возможностями крайне необходимо овладение им языком. Нормально развивающийся ребенок оказывается в массовой школе с уже развитой речью, с сформированной системой социально-бытовых понятий. Во взаимодействии со сформировавшимися уже структурами постепенно развиваются словесно-логическое мышление, научные понятия. В значительной степени словесная речь регулирует поведение, способствует развитию общения. Поэтому любой дефект умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка речи, коммуникативных навыков, и наоборот.
В рамках специального образования занятия, имеющие социально адаптирующую направленность, способствуют формированию психологической подготовленности лица с ограниченными возможностями к жизни в социокультурной среде, поиску той социальной ниши, в которой бы ограниченные возможности максимально компенсировались и позволили вести достойный образ жизни (независимый материально и социально).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи