Результатов в процессинге не ждут. Если клиент или фасилитатор ждут, что что-то произойдет, то они делают не то, что нужно.
Процессинг—это то, что вы ДЕЛАЕТЕ. Если клиент уже делает процессинг, фасилитатор оставляет его в покое и дает ему делать это. Если клиент не делает этого, фасилитатор предпринимает действия, чтобы процессинг продолжался. Здесь ничего не нужно ждать. Результаты происходят ВО ВРЕМЯ проведения процессинга.
Польза от процессинга—это не что-то неожиданное в итоге. Есть определенные конечные пункты, на которые мы ориентируемся, но они не являются результатами сами по себе. Это только отметки, показывающие, какие результаты уже получены. Важно именно путешествие, а не место назначения. Или можно сказать, что само путешествие и ЯВЛЯЕТСЯ местом назначения.
Всякий раз, когда вы обнаруживаете, что клиент рассчитывает на результаты не здесь и не сейчас, то это проблема. Даже если он полон надежд и оптимизма по поводу колоссальных результатов, которые мы получим. Результаты происходят именно СЕЙЧАС, так что если клиент рассчитывает на них в другом месте, то мы тратим зря действия сейчас. Если он сидит на протяжении всего сеанса, фантазируя о том, как всё будет здорово, когда сеанс закончится, то мы ничего не достигаем. Сеанс закончился, но процессинга не было, и получен очень небольшой результат. Положительная надежда на конец сеанса действительно дала положительный результат, но возможно, ничего кроме этого не дало результатов. Можно сделать гораздо, гораздо больше.
Процессинг—это то, что вы ДЕЛАЕТЕ. Если клиент уже делает процессинг, фасилитатор оставляет его в покое и дает ему делать это. Если клиент не делает этого, фасилитатор предпринимает действия, чтобы процессинг продолжался. Здесь ничего не нужно ждать. Результаты происходят ВО ВРЕМЯ проведения процессинга.
Польза от процессинга—это не что-то неожиданное в итоге. Есть определенные конечные пункты, на которые мы ориентируемся, но они не являются результатами сами по себе. Это только отметки, показывающие, какие результаты уже получены. Важно именно путешествие, а не место назначения. Или можно сказать, что само путешествие и ЯВЛЯЕТСЯ местом назначения.
Всякий раз, когда вы обнаруживаете, что клиент рассчитывает на результаты не здесь и не сейчас, то это проблема. Даже если он полон надежд и оптимизма по поводу колоссальных результатов, которые мы получим. Результаты происходят именно СЕЙЧАС, так что если клиент рассчитывает на них в другом месте, то мы тратим зря действия сейчас. Если он сидит на протяжении всего сеанса, фантазируя о том, как всё будет здорово, когда сеанс закончится, то мы ничего не достигаем. Сеанс закончился, но процессинга не было, и получен очень небольшой результат. Положительная надежда на конец сеанса действительно дала положительный результат, но возможно, ничего кроме этого не дало результатов. Можно сделать гораздо, гораздо больше.
То, что личность переживает в своей окружающей обстановке, часто можно считать перенесенным наружу представлением её внутреннего состояния. То есть внешний мир отражает свойства внутреннего мира. И таким образом личность создает свою собственную реальность. Это начинается изнутри, а не снаружи.
На то, что переживаешь снаружи, можно реагировать несколькими способами. Есть "чистый" способ, при котором вещи завершаются и объединяется, и есть "грязный" способ, при котором вещи оставляются незавершенными и раздробленными.
Можно сказать, что личность наталкивается только на те проблемы снаружи, которые она не объединила внутри. Так что внешняя ситуация показывает вам, с чем вы не справились внутри. И тогда есть два возможных пути завершения цикла:
1. Можно сделать это неразумно, усвоив искаженное внешнее толкование внешнего явления, то есть можно сохранить избыточную копию с раздробленной, ограничивающей картины происходящего. Например, травматическое происшествие, огорчение, фиксированную идею, или что-то еще. И таким образом личность накапливает в своем пространстве незавершенные вещи. Она делает это, имея семантические реакции, и реагируя на свои мысли, а не на реальные происшествия. Она накапливает незавершенное, считая себя следствием окружения и реагируя, чтобы защититься от него.
На то, что переживаешь снаружи, можно реагировать несколькими способами. Есть "чистый" способ, при котором вещи завершаются и объединяется, и есть "грязный" способ, при котором вещи оставляются незавершенными и раздробленными.
Можно сказать, что личность наталкивается только на те проблемы снаружи, которые она не объединила внутри. Так что внешняя ситуация показывает вам, с чем вы не справились внутри. И тогда есть два возможных пути завершения цикла:
1. Можно сделать это неразумно, усвоив искаженное внешнее толкование внешнего явления, то есть можно сохранить избыточную копию с раздробленной, ограничивающей картины происходящего. Например, травматическое происшествие, огорчение, фиксированную идею, или что-то еще. И таким образом личность накапливает в своем пространстве незавершенные вещи. Она делает это, имея семантические реакции, и реагируя на свои мысли, а не на реальные происшествия. Она накапливает незавершенное, считая себя следствием окружения и реагируя, чтобы защититься от него.
Большинство вопросов, которые мы задаем во время общих процессов, задаются не для того, чтобы получать точные ответы. На самом деле обычно неважно, что клиент отвечает. Важно, что клиент рассматривает что-то и извлекает из него уроки. Детали могут быть важны для него, но для фасилитатора они несущественны.
Вопросы в общих процессах предназначены для того, чтобы поощрить клиента продолжать самостоятельно двигаться дальше. Нам нужно, чтобы он отправился в собственное путешествие и начал смотреть и обучаться полностью самостоятельно. Задавание вопросов—это просто уловка, чтобы постараться достичь этого.
Никогда не прерывайте клиента, когда он смотрит и обучается, даже если он смотрит совсем не туда, куда вы имели в виду. Если это общий процесс, просто поощряйте его продолжать процесс, всё прекрасно. Если мы занимаемся конкретной проблемой, а клиент обратил внимание на что-то другое, дайте ему завершить рассматривать это, а затем верните его обратно к теме. Никогда не прерывайте процесс восприятия и осознания.
Клиент может сперва предполагать, что есть особый смысл в задаваемых общих вопросах, что точные, правильные ответы в чем-то важны для фасилитатора. Дайте ему понять, что важно то, что он делает, что пока он рассматривает что-то, дела идут прекрасно. Пусть он чувствует свободу отправляться в собственные путешествия, исследуя что-то интересное.
Вопросы в общих процессах предназначены для того, чтобы поощрить клиента продолжать самостоятельно двигаться дальше. Нам нужно, чтобы он отправился в собственное путешествие и начал смотреть и обучаться полностью самостоятельно. Задавание вопросов—это просто уловка, чтобы постараться достичь этого.
Никогда не прерывайте клиента, когда он смотрит и обучается, даже если он смотрит совсем не туда, куда вы имели в виду. Если это общий процесс, просто поощряйте его продолжать процесс, всё прекрасно. Если мы занимаемся конкретной проблемой, а клиент обратил внимание на что-то другое, дайте ему завершить рассматривать это, а затем верните его обратно к теме. Никогда не прерывайте процесс восприятия и осознания.
Клиент может сперва предполагать, что есть особый смысл в задаваемых общих вопросах, что точные, правильные ответы в чем-то важны для фасилитатора. Дайте ему понять, что важно то, что он делает, что пока он рассматривает что-то, дела идут прекрасно. Пусть он чувствует свободу отправляться в собственные путешествия, исследуя что-то интересное.
Никогда не прерывайте процесс обнаружения нового.
Обучение обычно проходит через несколько уровней компетентности.
Человек обычно начинает с того, что он неосознанно некомпетентен. Есть то, чего он не умеет делать и даже не знает об этом.
Потом он узнает об этом. Он становится осознанно некомпетентным. Он ничуть не научился этому, но он по крайней мере знает, что не умеет делать этого.
Когда он знает, чего он не умеет делать, он может начать работать над этим. Изучая и практикуя какие-то методы действий в осваиваемой области, он становится осознанно компетентным. То есть он может делать это, если сосредоточится.
При продолжении практики в изученном, оно постепенно становится автоматическим. Человек становится неосознанно компетентным. Он делает всё правильно, но ему уже не нужно думать об этом.
Человек обычно начинает с того, что он неосознанно некомпетентен. Есть то, чего он не умеет делать и даже не знает об этом.
Потом он узнает об этом. Он становится осознанно некомпетентным. Он ничуть не научился этому, но он по крайней мере знает, что не умеет делать этого.
Когда он знает, чего он не умеет делать, он может начать работать над этим. Изучая и практикуя какие-то методы действий в осваиваемой области, он становится осознанно компетентным. То есть он может делать это, если сосредоточится.
При продолжении практики в изученном, оно постепенно становится автоматическим. Человек становится неосознанно компетентным. Он делает всё правильно, но ему уже не нужно думать об этом.
Ощущение—это ключевая составляющая нашей работы по изменению. Можно в основном использовать картинки и речь, чтобы воодушевлять наших клиентов на изменения. Но именно ощущения играют решающую роль. Все воображенные вещи и все затейливые вопросы в мире ничего не меняют, если человек не ОЩУЩАЕТ себя по-другому.
Мы используем всевозможные другие методы, а не прямо просим человека ощутить себя по-другому, из-за того, что ощущения не так уж подвижны. Обычно нельзя просто сказать: "Ощути себя по-другому!". Люди лучше сотрудничают с вами, когда ощущения подкрепляются зрительным воображением и словами. Если что-то выглядит иначе и у нас есть хорошие обоснования того, почему оно должно измениться, то может быть человек позволит себе изменить свои ощущения. А мы стремимся именно к такому результату чтобы он ощущал себя иначе.
Зрительная и слуховая информация находятся на более высокой частоте, чем ощущения. Их легче изменить и они имеют более точное место нахождение. Ощущения сложнее изменить и они более общие. Но ощущения—это то основание, без которого на самом деле ничего не происходит. По сути дела происходит именно то, желание к чему вы ощущаете.
Мы используем всевозможные другие методы, а не прямо просим человека ощутить себя по-другому, из-за того, что ощущения не так уж подвижны. Обычно нельзя просто сказать: "Ощути себя по-другому!". Люди лучше сотрудничают с вами, когда ощущения подкрепляются зрительным воображением и словами. Если что-то выглядит иначе и у нас есть хорошие обоснования того, почему оно должно измениться, то может быть человек позволит себе изменить свои ощущения. А мы стремимся именно к такому результату чтобы он ощущал себя иначе.
Зрительная и слуховая информация находятся на более высокой частоте, чем ощущения. Их легче изменить и они имеют более точное место нахождение. Ощущения сложнее изменить и они более общие. Но ощущения—это то основание, без которого на самом деле ничего не происходит. По сути дела происходит именно то, желание к чему вы ощущаете.
Наш процессинг направлен на результаты. Все наши техники рассчитаны на то, чтобы давать реальные результаты. Это не просто способ провести время, когда больше нечего делать.
Под результатом я имею в виду, что что-то изменилось. Что-то должно очевидно и заметно измениться. И конечно, мы заинтересованы в положительных изменениях.
Есть разница между мыслями о том, что получен результат, и реальной демонстрацией результатов. Мы хотим таких результатов, чтобы люди чувствовали себя по-другому, действовали по-другому, и создавали вокруг себя лучшую жизнь. Если они к тому же осознают, что они делают это, тем лучше. Но если человек только думает, что он получил результаты, но не демонстрирует их, то ему не помогли. Его дела, наверное, даже хуже, чем у того, кто не считает, что получил результаты.
Тонкость здесь в том, что один из наших основных инструментов для создания изменений—это делать вид, что изменился. Если мы сможем поощрить клиента достаточно хорошо притворяться, что он уже получил то, о чем просил, и если он сделает это настолько убедительно, что поверит в это сам, то он действительно изменится. Это станет результатом. Если клиент делает вид, что изменился, и с этого момента соответственно чувствует и действует, это самое настоящее изменение. По правде говоря, это единственный способ измениться.
Под результатом я имею в виду, что что-то изменилось. Что-то должно очевидно и заметно измениться. И конечно, мы заинтересованы в положительных изменениях.
Есть разница между мыслями о том, что получен результат, и реальной демонстрацией результатов. Мы хотим таких результатов, чтобы люди чувствовали себя по-другому, действовали по-другому, и создавали вокруг себя лучшую жизнь. Если они к тому же осознают, что они делают это, тем лучше. Но если человек только думает, что он получил результаты, но не демонстрирует их, то ему не помогли. Его дела, наверное, даже хуже, чем у того, кто не считает, что получил результаты.
Тонкость здесь в том, что один из наших основных инструментов для создания изменений—это делать вид, что изменился. Если мы сможем поощрить клиента достаточно хорошо притворяться, что он уже получил то, о чем просил, и если он сделает это настолько убедительно, что поверит в это сам, то он действительно изменится. Это станет результатом. Если клиент делает вид, что изменился, и с этого момента соответственно чувствует и действует, это самое настоящее изменение. По правде говоря, это единственный способ измениться.
Нет никакого конкретного МЕСТА, куда бы мы старались привести человека. Мы скорее стараемся привести человека в такое СОСТОЯНИЕ, в котором он всегда знает, куда идти.
Это часто называют "быть в струе". Можно предположить, что вселенная непрерывно движется, как огромный океан. Это не случайное движение, в нем есть определенные течения, волны и циклы. Если вы будете использовать эти течения, вы будете находиться в центре событий и будете быстро перемещаться в разные места. Если вы будете игнорировать эти течения или сопротивляться им, вы создадите много завихрений, но вряд ли куда-то попадете.
Когда кто-то находится "в струе", всё происходит легко и естественно. Каждый следующий шаг выполняется как бы автоматически и вся вселенная поддерживает направление движения.
Это похоже на серфинг, скольжение по волнам на доске. Если вы найдете хорошую волну и вспрыгнете на нее, вы очень быстро попадете куда-то в другое место и отлично прокатитесь почти без усилий. Чтобы использовать волну, вам нужно только правильно выбрать место, а затем слегка удерживать равновесие.
Это часто называют "быть в струе". Можно предположить, что вселенная непрерывно движется, как огромный океан. Это не случайное движение, в нем есть определенные течения, волны и циклы. Если вы будете использовать эти течения, вы будете находиться в центре событий и будете быстро перемещаться в разные места. Если вы будете игнорировать эти течения или сопротивляться им, вы создадите много завихрений, но вряд ли куда-то попадете.
Когда кто-то находится "в струе", всё происходит легко и естественно. Каждый следующий шаг выполняется как бы автоматически и вся вселенная поддерживает направление движения.
Это похоже на серфинг, скольжение по волнам на доске. Если вы найдете хорошую волну и вспрыгнете на нее, вы очень быстро попадете куда-то в другое место и отлично прокатитесь почти без усилий. Чтобы использовать волну, вам нужно только правильно выбрать место, а затем слегка удерживать равновесие.
Этот учебник предназначен для того, чтобы помогать людям в их путешествии через жизнь. Особенно для того, чтобы помогать им двигаться по пути к увеличению ясности, способностей и осознания.
Нет какого-то одного ПРАВИЛЬНОГО пути. Этот учебник НЕ предназначен для того, чтобы научить вас одному-единственному правильному пути.
Все пути разные. Если бы они не отличались, не было бы особого смысла им следовать. Не просто старайтесь добраться туда, куда пошел кто-то другой. Совершайте свое собственное уникальное путешествие, которое внесет в мир что-то новое и уникальное.
Есть определенные элементы, общие для всех путей. Есть определенные универсальные принципы, которые способствуют продвижению по пути. Есть определенные техники, которые могут ускорить путешествие. Есть определенные общие для всех людей темы.
Этот учебник—набор инструментов для построения пути. В нем есть элементы, полезные для фасилитатора, который помогает людям в их личном развитии. Оно позволяет фасилитатору предлагать указания и шаги клиенту, создавать индивидуальный путь для клиента, или просто помогать ему в том, что он делает.
Нет какого-то одного ПРАВИЛЬНОГО пути. Этот учебник НЕ предназначен для того, чтобы научить вас одному-единственному правильному пути.
Все пути разные. Если бы они не отличались, не было бы особого смысла им следовать. Не просто старайтесь добраться туда, куда пошел кто-то другой. Совершайте свое собственное уникальное путешествие, которое внесет в мир что-то новое и уникальное.
Есть определенные элементы, общие для всех путей. Есть определенные универсальные принципы, которые способствуют продвижению по пути. Есть определенные техники, которые могут ускорить путешествие. Есть определенные общие для всех людей темы.
Этот учебник—набор инструментов для построения пути. В нем есть элементы, полезные для фасилитатора, который помогает людям в их личном развитии. Оно позволяет фасилитатору предлагать указания и шаги клиенту, создавать индивидуальный путь для клиента, или просто помогать ему в том, что он делает.
Мы не стремимся к тому, чтобы изменить личность перед нами. С ней всё в порядке. И по правде говоря, со всеми другими тоже всё в порядке.
Мы помогаем клиенту изменить свой мир. Его мир, наверное, не такой как ему хотелось бы, и мы поможем ему в исправлении этого.
Это важное различие. Мы не лечим людей, мы ничего с ними не делаем. Мы не собираемся делать никаких заявлений о том, как мы изменили клиентов.
И это указывает на ключевую истину о том, что нужно для достижения изменений. Невозможно изменить то, чем личность является. Чтобы повлиять на что-то и изменить, нужно быть отдельным от этого. Поэтому по определению личность не может измениться. Она может изменить только то, что обнаруживает в своем пространстве. Но грань между тем, чем личность является и тем, что она может воспринимать, довольно изменчива.
Упражнение
* Нарисуйте схему этого. Покажите на ней, чем личность отличается от своего мира
Мы помогаем клиенту изменить свой мир. Его мир, наверное, не такой как ему хотелось бы, и мы поможем ему в исправлении этого.
Это важное различие. Мы не лечим людей, мы ничего с ними не делаем. Мы не собираемся делать никаких заявлений о том, как мы изменили клиентов.
И это указывает на ключевую истину о том, что нужно для достижения изменений. Невозможно изменить то, чем личность является. Чтобы повлиять на что-то и изменить, нужно быть отдельным от этого. Поэтому по определению личность не может измениться. Она может изменить только то, что обнаруживает в своем пространстве. Но грань между тем, чем личность является и тем, что она может воспринимать, довольно изменчива.
Упражнение
* Нарисуйте схему этого. Покажите на ней, чем личность отличается от своего мира
Некоторые пути, казалось бы, ведут к большей свободе, но на самом деле делают прямо противоположное. Лучший способ узнать это—заметить, к чему путь ведет: к объединению или к дроблению на части.
Если на пути в основном идет избавление от чего-то, разрыв связей с другими, забывание чего-то, составление очень подробных правил, и закрепление внимания на чем-то—то скорее всего это не особенно полезный путь. Конечно, любой путь дает какое-то полезное обучение, но такой путь никак не может быть прямой дорогой к большей свободе.
Если на пути в основном идет овладение чем-то еще, открытие еще каких-то связей, вспоминание чего-то, получение большей свободы выбора и увеличение гибкости внимания—то это, наверное, более прямая дорога к большей свободе.
Некоторые пути представляют собой смесь того и другого. Действительно, бывает нужно и избавляться от чего-то, и возвращать себе что-то. Скорее всего вы хотели бы иметь меньше нежелательного и больше желательного. Но посмотрите на общее направление пути. В конечном счете он ведет к вашему объединению или к дроблению на части?
Если на пути в основном идет избавление от чего-то, разрыв связей с другими, забывание чего-то, составление очень подробных правил, и закрепление внимания на чем-то—то скорее всего это не особенно полезный путь. Конечно, любой путь дает какое-то полезное обучение, но такой путь никак не может быть прямой дорогой к большей свободе.
Если на пути в основном идет овладение чем-то еще, открытие еще каких-то связей, вспоминание чего-то, получение большей свободы выбора и увеличение гибкости внимания—то это, наверное, более прямая дорога к большей свободе.
Некоторые пути представляют собой смесь того и другого. Действительно, бывает нужно и избавляться от чего-то, и возвращать себе что-то. Скорее всего вы хотели бы иметь меньше нежелательного и больше желательного. Но посмотрите на общее направление пути. В конечном счете он ведет к вашему объединению или к дроблению на части?
Важно именно путешествие, а не место назначения. Само путешествие и является местом назначения.
Никогда не оставляйте клиента при том мнении, что если он просто просидит достаточное количество часов процессинга, то ему так или иначе станет лучше. Вот когда он закончит свою программу процессинга, то с ним будет всё в порядке, а до этого он в ужасном состоянии. Нетушки, процессинг действует по-другому.
Польза и выгода от процессинга находятся в том, что происходит по ходу дела. Конечные пункты не имеют значения. Это просто те моменты, когда нам нужно выбрать что-то еще, чтобы поработать над ним. Все результаты находятся в том, что происходит во время процессинга.
Если клиент беспокоится о том, "когда же начнется сам процессинг", или мечтает о том, "как всё будет здорово, когда он закончит программу процессинга", то он просто не получает процессинга. Это не работа. Процессинг—это то, что происходит ВО ВРЕМЯ его прохождения. Это новый взгляд на вещи, это изменение своих мнений, это обнаружение новых альтернатив и возможностей.
Никогда не оставляйте клиента при том мнении, что если он просто просидит достаточное количество часов процессинга, то ему так или иначе станет лучше. Вот когда он закончит свою программу процессинга, то с ним будет всё в порядке, а до этого он в ужасном состоянии. Нетушки, процессинг действует по-другому.
Польза и выгода от процессинга находятся в том, что происходит по ходу дела. Конечные пункты не имеют значения. Это просто те моменты, когда нам нужно выбрать что-то еще, чтобы поработать над ним. Все результаты находятся в том, что происходит во время процессинга.
Если клиент беспокоится о том, "когда же начнется сам процессинг", или мечтает о том, "как всё будет здорово, когда он закончит программу процессинга", то он просто не получает процессинга. Это не работа. Процессинг—это то, что происходит ВО ВРЕМЯ его прохождения. Это новый взгляд на вещи, это изменение своих мнений, это обнаружение новых альтернатив и возможностей.
Игра—это деятельность с согласованными правилами и испытаниями сил игроков, в которую играют для развлечения и обучения.
В игре должна быть какая-то цель, которую игрок должен достичь. Это может быть общая цель, при достижении которой игра заканчивается, или сохраняющаяся цель, которая достигается снова и снова.
Установленная цель игры никогда не совпадает с настоящим мотивом игры. Сама цель более или менее произвольна и может не иметь никакой ценности за пределами игры. В футболе важно не то, что мяч попадает в ворота. Настоящим мотивом, лежащим в основе этой игры, является радостное волнение, которое получает игрок или наблюдатель.
Аналогично испытания и препятствия в игре не настоящие, а произвольно выбраны, чтобы сделать игру интересной. Игроки двух футбольных команд могут отлично ладить друг с другом в раздевалке или за кружкой пива после матча, но во время игры две соперничающие команды стараются полностью разгромить друг друга.
В игре должна быть какая-то цель, которую игрок должен достичь. Это может быть общая цель, при достижении которой игра заканчивается, или сохраняющаяся цель, которая достигается снова и снова.
Установленная цель игры никогда не совпадает с настоящим мотивом игры. Сама цель более или менее произвольна и может не иметь никакой ценности за пределами игры. В футболе важно не то, что мяч попадает в ворота. Настоящим мотивом, лежащим в основе этой игры, является радостное волнение, которое получает игрок или наблюдатель.
Аналогично испытания и препятствия в игре не настоящие, а произвольно выбраны, чтобы сделать игру интересной. Игроки двух футбольных команд могут отлично ладить друг с другом в раздевалке или за кружкой пива после матча, но во время игры две соперничающие команды стараются полностью разгромить друг друга.