Диагностическое интервью

Наука » Психология » Соционика
Мы глубоко убеждены, что, несмотря на всеобщую доступность тестирования и легкости в его использовании, главным методом определения психологических типов является интервью. Под интервью принято понимать непосредственное социально-психологическое общение интервьюера с клиентом.

Интервью проводится в свободной форме. Здесь очень важно создать человеку комфорт, чтобы он чувствовал себя естественно, “не прятался”, сумел бы сам “заглянуть в себя”. Главное, получить от респондента его истинные мысли и чувства по поводу обсуждаемых тем.

Исходя из опыта консультирования, мы можем сказать, что интервью должно тесно соприкасаться с тестированием, происходить сразу же после заполнения теста. Тогда можно с достоверностью убедиться, что в тестах респондент показывает не те “замечательные качества, которые он в себе скоро воспитает”, а свои истинные предпочтения, обычно ведущие его к успеху. Таким образом интервью конкретизирует, дополняет, направляет и расширяет тестирование.

Так же как и тестирование, интервью ведется по каждой паре юнговских признаков: экстраверсия – интроверсия, рациональность – иррациональность, логика – этика, интуиция - сенсорика. Как и тест, интервью не происходит спонтанно. Каждый, проводящий соционическую диагностику должен иметь список примерных вопросов. Обычно эти вопросы развивают и уточняют вопросы теста.

Диагностика типа личности

Наука » Психология » Соционика
Об определении психологического типа личности мы начали говорить на страницах прошлых публикаций. Дело это крайне ответственное. Ведь из соционического диагноза, так же как и из диагноза врачебного, делаются многочисленные выводы. Если тип личности определен не верно, то может возникнуть невероятная путаница и клиенту будут даны неверные рекомендации. В связи с этим, позвольте нам продолжить данную тему. Сегодня мы поговорим с вами о методах диагностики.

Но для начала сразу оговоримся: чтобы правильно определить тип личности необходим определенный опыт — 5 - 10 лет тренировок в диагностике. Начинающие соционики нередко испытывают комплекс или состояние, описанное в романе Джерома К. Джерома. “Помню, я однажды отправился в Британский музей прочитать о способах лечения какой-то пустяковой болезни, которой я захворал, - кажется, это была сенная лихорадка. Я выписал нужную книгу и прочитал все, что мне требовалось; потом, задумавшись, я машинально перевернул несколько страниц и начал изучать всевозможные недуги. Я забыл, как называлась первая болезнь, на которую я наткнулся, - какой-то ужасный бич, насколько помню, - но не успел я наполовину просмотреть список предварительных симптомов, как у меня возникло убеждение, что я схватил эту болезнь…

Я дошел до брюшного тифа и обнаружил, что болен им и болен уже несколько месяцев, сам того не ведая. Я добросовестно проработал все двадцать шесть букв алфавита и убедился, что единственная болезнь, которой у меня нет, - это воспаление коленной чашечки… Счастливым, здоровым человеком вошел я в эту читальню, а вышел из нее разбитым инвалидом”.

Соционика и психология, диагностика типов личности.

Наука » Психология » Соционика
Начинающие соционики, особенно пришедшие в эту науку из психологии, часто задают вопрос: как сопоставить принадлежность человека к какому-либо типу личности и его неповторимость, уникальность, индивидуальность?

На данный вопрос мы, авторы, можем ответить следующим образом: наличие типов психики вовсе не означает, что все реальные люди одно типа одинаковы. Каждый из нас проживает свою, не похожую на других жизнь, реальный опыт по-разному наполняет психологические функции, создает свою систему принципов и убеждений.

Соционика не отменяет свободу воли и выбора каждого из нас. Тип личности означает не жесткую программу действий, а лишь предрасположенность, некоторую тенденцию поведения, которая всегда сильна и относительно стабильна.

Особенно хочется подчеркнуть, что типология, применяемая в соционике, безоценочна и не включает такие понятия, как доброта, агрессия, интеллект, культура, состояние здоровья, чувство собственного достоинства и многое другое. Эти моменты закладываются в процессе воспитания, развития и поддаются коррекции психологическими методами работы. Но, очень важно понять, что никаким воспитанием или работой над собой нельзя превратить одну изначальную структуру личности в другую. Невозможно по мановению волшебной палочки перекроить логико-интуитивного экстраверта в сенсорно-этического интроверта. Да и нужно ли это?

Стимулы к деятельности.

Наука » Психология » Соционика
Школьным психологам часто приходится консультировать родителей и учителей по вопросу о том, как правильно стимулировать детей на учебу или домашнюю работу. Все задаются вопросом: почему при желании воспитать в ребенке активность и стремление к творчеству, неизвестно откуда появляется и разрастается лень-матушка?..

Так ли уж неизвестно? Бихевиористическое направление психологии построено на учении о стимулах и реакциях. От стимула зависит реакция. Как же из всего многообразия стимулов выбрать оптимальный? Конечно, нельзя отбрасывать индивидуальность каждого из нас, в тоже время, зная особенности восприятия разных психологических типов, мы можем говорить о некоторых закономерностях.

Интровертированные люди с преобладанием функции сенсорики ориентированы на повышение благосостояния и качества жизни. Значит, стимулом к деятельности у представителей этих типов может стать создание комфортных условий. Учитель может посадить ребенка на хорошо освещенное место в классе, а родители приобрести удобный стол и стул, хорошую ручку, организовать рабочее место с удобством. Не грех в качестве премии за хорошо сделанную работу купить такому ребенку что-нибудь вкусное или приятное, или увеличить его сумму на карманные расходы.

Экстравертированные люди с преобладанием функций сенсорики предпочитают повышение по службе. В противоположность комфорту они ценят престиж. Такого ребенка следует стимулировать почетными грамотами или другими видами отличий за хорошую учебу. Дети из этой группы чаще стремятся к получению медалей, это стоит поощрять. А если до медали еще далеко, следует подумать, как подчеркнуть его высокий статус в каком-либо деле. Что он умеет делать лучше всех? В чем уже может выступить руководителем, организатором?

Профориентация.

Наука » Психология » Соционика
Тип личности – устойчивая психологическая структура, определяющая сильные и слабые стороны личности.

Знание психологического типа позволяет успешно выбирать дело по душе, эффективно избегать излишних трудностей.
В важности выбора правильной специальности мы уже говорили неоднократно. Позвольте нам привести такой пример.

Семья двух сенсориков поддержала стремление дочери стать художником-ювелиром: у нее явный талант, да к тому же и денежно, что для сенсориков очень важно. Сына отдали учиться бальным танцам, он довольно быстро начал получать первые места на конкурсах, дипломы и медали, что для сенсориков не менее важно. Но через некоторое время стало заметно, что дети теряют интерес, “киснут”. В чем причина? В ситуации “здесь и сейчас”, которую хорошо ощущают сенсорики, все было сделано замечательно. Однако, дети не видели в этом перспективы. К счастью, родители вовремя обратились за помощью. Выяснилось, что дети логики, причем логика у обоих – творческая функция. Значит, и перспективы нужно связывать с ней. Изучение компьютера открыло им новые горизонты. Дочь теперь художник, работающий на компьютере, и зарабатывающий не меньше, чем ювелир. Сын с удовольствием изучает математику и информатику в математической школе, а красиво двигаться под музыку он уже научился, этого достаточно.

Итак, рассмотрим в каких сферах деятельности наиболее успешными могут быть представители различных психологических типов.

Особенности психологических типов, профориентация.

Наука » Психология » Соционика
Человека занятого “не своим делом” узнать не сложно. Всем нам приходилось сталкиваться с мрачными и неразговорчивыми врачами, у которых каждую рекомендацию по лечению болезни приходилось “тащить клещами”. Или забегая по пути домой в магазин за продуктами, наталкивались на грубость продавцов. А сколько мучаются директора фирм со своими необязательными бухгалтерами и секретарями, которые вечно все путают и забывают на ходу.
Что мы делаем в подобных случаях? Возмущаемся, критикуем. Но поставим себя на место этих людей. На минуту представим, что от природы замкнутого человека заставляют целый день общаться, находить индивидуальный подход к людям, проявлять заботу и внимание. И наоборот, эмоционально подвижному человеку часы и дни напролет нужно корпеть над балансом. Разумеется, нам не захочется идти на неподходящую работу. Уже с утра мы будем испытывать усталость и раздражение. А к вечеру опостылевшая работа настолько измотает, что в душе не останется ничего кроме ноющего изнеможения.

Чтобы этого не произошло, школьные психологи должны в начале жизненного пути правильно сориентировать выпускников школ на выбор профессии. Возможно не совсем модной, зато подходящей к психологическому типу личности. Во второй части материала по соционике мы постараемся рассказать об особенностях психологических типов и показать, какие профессии им лучше выбирать

История соционики

Наука » Психология » Соционика
Многие из вас, дорогие читатели, слышали о соционике, но, к сожалению, мало кто имеет четкое представление о том, что это такое и “с чем ее едят”. Еще пару лет назад отзывы о ней носили, мягко говоря, скептический, негативный характер.
Различные типологии известны человечеству издревле. Еще великий греческий врач и мыслитель Гиппократ ввел понятие темпераментов. Затем, благодаря исследованием И.П. Павлова, возникла теория о типах человеческих характеров. Значительный вклад в ее разработку внесли Э. Кречмер (1921) и П.Б. Ганнушкин (1933). И все-таки… И все-таки многое казалось слишком условным. Ведь человеческая психика настолько многообразна, что как бы ни старались ученые, разложить ее “по полочкам” невозможно. Какие бы классификации ни возникали, они не опишут все, что известно нам о человеке. Так, почему же в 70-х годах XX века появилась соционика, делающая упор именно на типологию, и в каком качестве можно говорить о закономерностях человеческой психики?
Соционика изучает не просто психику человека, а способы обмена информацией между людьми, описывает информационную структуру личности. Говоря проще, соционика показывает, как мы обмениваемся информацией с миром, и как это отражается на нашей психике. И сейчас, как в Начале Начал, Слово в понятии информации, было и остается главным в нашей жизни. Нострадамус предсказывал, что земля в XX столетии будет опутана веревками и канатами. Под ними можно понимать разные вещи. Некоторые проводят аналогии с линиями автострад или железнодорожных путей. Другие считают, что это провода, передающие нам информацию и буквально опутывающие всю нашу жизнь. Это компьютерные сети, Интернет, телевидение. Но можно также предположить невидимые нити, накрепко связывающие людей. По этим каналам происходит постоянная передача и получение информации. И не просто информации, а информации высокоценимой и порой труднодоступной.

“Что же из этого следует?”

Наука » Психология » Соционика
В этом направлении можно еще много работать, исследование только начато. На данном этапе вопросов больше, чем ответов, но вопросы, на мой взгляд, достаточно интересные.

Вот один из таких вопросов. Сравним три, на первый взгляд, разные вещи. У Эриксона и Фрейда выдвинуты свои соображения по поводу неудачного прохождения первой стадии развития, а в соционике – по поводу проблем на пятой функции. Есть ли корреляция между всеми этими симптомами?

Эриксон соотносит с недостаточно освоенной первой стадией развития, не установленный баланс между необходимым доверием и недоверием к миру. От такого человека часто можно слышать: “Я не люблю, когда меня обманывают” (другие тоже не любят, но как-то справляются, не выдвигая это как проблему), “Никому нельзя доверять”, “Ему, наверное, от меня что-то надо”. Эриксон же утверждает, что первой стадии развития соответствует принятие религии, веры. Если у человека, например, достаточно выражены шизоидные или депрессивные признаки, то Эриксон связывает это тоже с проблемами первой стадии развития.
Здесь же должны находиться проблемы, связанные с фиксацией на оральной стадии по Фрейду: курение (потребность “сосать соску”), переедание, неумеренное потребление в разных формах, как, например, постоянная и безостановочная учеба “всему подряд” без продуктивной отдачи полученных знаний – состояние вечного ученика. А также зависть: “Я, Вань, такую же хочу”, – без ясного осознания, а надо ли это.

Выводы

Наука » Психология » Соционика
Все рассматриваемые задачи присутствуют у человека в любом возрасте, просто каждая становится актуальной на своем этапе. Почему именно она актуализируется? Скорее всего, потому что для решения одних мы еще не готовы, не созрели, не набрали жизненного опыта. А другие – задачи прошлых этапов, они уже были актуальны. Их мы или уже научились решать, приобрели уверенность и дальше аналогичные решаем смело, без комплексов. Или в силу неблагоприятных обстоятельств так и не справились с ними, записав себя в “двоечники”: “это я не умею, это мне не дано”.

Вследствие сопоставления соционического взгляда на развитие личности и теории Эриксона, можно сделать вывод, что сначала человек проходит кризисы развития, связанные со слабыми функциями, а уж потом – с сильными. Сильные подразумевают большой объем обрабатываемой информации. Скорее всего, ребенок не готов к кризису с большим объемом информации.
На каждом этапе присутствуют как акцептные, так и продуктивные элементы, но складывается впечатление, что каждый раз на первый план выходит одна из задач: либо активное потребление, либо активная выдача результатов. Получается, что этот процесс носит волнообразный характер.
По Эриксону позитивное качество, приобретаемое на любой стадии, необходимо проработать так, чтобы на следующей стадии оно вошло в зону уверенности. Чтобы уже можно было подвергать его испытаниям, рисковать им, в то время, как на предыдущей стадии оно было особенно оберегаемой драгоценностью.

VIII стадия. Зрелость

Наука » Психология » Соционика
Возраст: пенсионный.

Задача этапа: целостность эго против отчаяния.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость.

Эриксон. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Только в том, кто заботится о делах и людях, адаптировался к победам и поражениям, вызревает плод целостности эго, он включает такие понятия, как честность, цельность, полнота. Для человека тип целостности, развитый его культурой, становится “вотчиной души”, знаком моральности его происхождения.

Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Безнадежность. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности.

VII стадия. Взрослость

Наука » Психология » Соционика
Эту и последующую стадию классический психоанализ уже не рассматривает, он охватывает только период взросления.

Возраст: зрелый.

Задача этапа: генеративность против стагнации.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство и забота.

Эриксон. Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками.

Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей, важно активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.

Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность.

VI стадия. Ранняя взрослость

Наука » Психология » Соционика
Генитальная стадия по Фрейду.

Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни. От конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже четко не называет возраст.

Задача этапа: близость против изоляции.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь.

Эриксон. К началу этой стадии человек уже опознал свое “Я” и включился в трудовую деятельность.

Ему важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Готовность не дрогнуть перед страхом потери эго даже в ситуациях, требующих отказа от себя, например, при групповой солидарности, в брачных союзах, в физическом единоборстве, при испытании влияния наставников и прорыве в сознание потаенных мыслей и чувств. Проявления этой стадии – не обязательно в сексуальном влечении, но и в дружбе. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – образец близости в широком смысле.