Диагностическое интервью

Наука » Психология » Соционика
Мы глубоко убеждены, что, несмотря на всеобщую доступность тестирования и легкости в его использовании, главным методом определения психологических типов является интервью. Под интервью принято понимать непосредственное социально-психологическое общение интервьюера с клиентом.

Интервью проводится в свободной форме. Здесь очень важно создать человеку комфорт, чтобы он чувствовал себя естественно, “не прятался”, сумел бы сам “заглянуть в себя”. Главное, получить от респондента его истинные мысли и чувства по поводу обсуждаемых тем.

Исходя из опыта консультирования, мы можем сказать, что интервью должно тесно соприкасаться с тестированием, происходить сразу же после заполнения теста. Тогда можно с достоверностью убедиться, что в тестах респондент показывает не те “замечательные качества, которые он в себе скоро воспитает”, а свои истинные предпочтения, обычно ведущие его к успеху. Таким образом интервью конкретизирует, дополняет, направляет и расширяет тестирование.

Так же как и тестирование, интервью ведется по каждой паре юнговских признаков: экстраверсия – интроверсия, рациональность – иррациональность, логика – этика, интуиция - сенсорика. Как и тест, интервью не происходит спонтанно. Каждый, проводящий соционическую диагностику должен иметь список примерных вопросов. Обычно эти вопросы развивают и уточняют вопросы теста.

Например, для определения признака экстраверсия – интроверсия можно дополнительно обсудить: любит или испытуемый резкие и громкие звуки, неожиданные визиты гостей (наносит ли сам подобные визиты), незнакомые компании; как переносит длительное одиночество, бездействие, однотипную работу.

Для определения дихотомии интуиция – сенсорика обсудите с клиентом: как часто сбываются его предчувствия и осуществляются намеченные планы; насколько ему легко следить за своим здоровьем, ежедневно готовить пищу, любит ли он работать руками.

По дихотомии логика – этика попробуйте задать вопросы: может ли испытуемый назвать себя бесхитростным, прямодушным, рубящим “правду-матку в глаза”. Способен ли он быть жестким и требовательным ради дела. Насколько хорошо чувствует эмоции людей, способен “заряжать” окружающих своим настроением, вдохновлять на подвиги.

Для уточнения дихотомии рациональность – иррациональность поинтересуйтесь у респондента: стабильная ли у него работоспособность или она подвержена переменчивому настроению, есть ли тяга к новым впечатлениям, легко или нет человек переключается с одного дела на другое.

Последовательность вопросов интервью может меняться произвольно. Время беседы ограничивать не стоит. Обычно оно занимает от 30 минут до 1,5 часов. После 2-х часов даже самый “стойкий” клиент устает и теряет нить разговора.

Преимущества метода интервью:
это гибкий метод: при необходимости список вопросов может подвергаться изменениям в ходе беседы;
существует обратная связь: можно разъяснять вопросы, уточнять ответы, наблюдать за поведенческими реакциями, невербальными знаками;
помогает установить эмпатию с клиентом;
дает возможность получить глубинную информацию, что особенно важно для правильной диагностики;
показывает не только типологические предпочтения, но и проблемы клиента, что очень важно при консультировании.
У метода интервью существуют и недостатки:
возможна неправильная интерпретация слов.
субъективность, влияние интервьюера на ответы клиента.
Для того, чтобы преодолевать существующие недостатки данного метода, интервьюеру необходимо владеть методом активного слушания, уметь не афишировать своих личных предпочтений и не проявлять ярко особенностей своего типа личности.

Здесь есть очень важный момент. Исследуя какое-либо явление в природе или в технике, мы пользуемся инструментами значительно большей точности, чем изучаемое явление. В медицине, например, проводятся сложнейшие анализы и для диагностики применяется высокоточная аппаратура. А в соционике, как и в психологии, таким измеряющим инструментом пока остается человек. Можно сказать, что мы измеряем человека человеком. И чтобы психика консультанта не вносила помех, не сработали бы защитные механизмы или привычные реакции, мы должны сначала очень хорошо изучить самих себя.

Занятия по диагностике помогают узнать наиболее характерные проявления собственных типов: слова, особенности поведения, жесты, мимику. Эти знания необходимы, чтобы научиться растворять свой тип во время интервью, не привнося в процесс погрешности измеряющего инструмента.

В процессе работы должны соблюдаться следующие правила ведения соционического интервью и поведения интервьюера:

Не задавать вопросов в альтернативной форме. На вопрос “либо – либо” человек, скорее всего, ответит “и то, и другое”. Надо разбить вопрос на две части и обе сформулировать в положительном ключе.
Каждый раз убеждаться, что человек правильно понял вопрос, а интервьюер правильно понял ответ. Например, вопрос “Можно ли вас назвать практичным?”, который часто задается на различие функций интуиции и сенсорики. Сенсорик скорее ответит, что он практичный, интуит - что нет. Но человек может понять вопрос по-своему, и тогда представитель сенсорного типа может ответить: “Нет, я не умею поддерживать порядок на рабочем столе”. И это будет свидетельствовать лишь о его иррациональности. Возможен и ответ интуитивного человека: “Да, я хорошо умею считать деньги”. И это будет свидетельствовать о сильной логике.
При необходимости следует просить клиента уточнять ответы.
Слушать и говорить надо дружественно, вести интервью в радушной манере.
Не высказывать советов, упреков, создавать доверительную атмосферу.
Не следует употреблять модальных глаголов. Человека обижает любая модальность, и контакт с ним теряется. Он “надевает маску” обиженного, и диагностика сильно затрудняется. Лучше задавать вопросы мягко, в завуалированной форме
Не спорить с говорящим (спор часто воспринимается как форма упрека, а упрек – дорога к недоверию). Стараться избегать вопросов “почему?”, они тоже часто воспринимаются как упрек и вызывают агрессивную реакцию.
Помогать человеку высказаться, подбадривать для обсуждения неявных предположений, если они возникнут в ходе интервью.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.