Наука » Психология » Соционика
Возраст: пенсионный.
Задача этапа: целостность эго против отчаяния.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость.
Эриксон. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.
Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Только в том, кто заботится о делах и людях, адаптировался к победам и поражениям, вызревает плод целостности эго, он включает такие понятия, как честность, цельность, полнота. Для человека тип целостности, развитый его культурой, становится “вотчиной души”, знаком моральности его происхождения.
Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Безнадежность. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности.
Отвращение скрывает отчаяние, хотя и в виде “массы мелких отвращений”, которые не складываются в одно большое раскаяние.
Сравнив эту стадию с самой первой, видим, как замыкается круг ценностей: целостность (integrity) взрослого и младенческое доверие, уверенность в честности (integrity) Эриксон обозначает одним и тем же словом. Он утверждает, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.
Соционический подход. Человек здесь выступает как эксперт, мудрец – включается базовая функция. Опять акцептная: со стариков уже никто ничего не требует. Они чаще погружены в свои размышления, воспоминания. О них, как и о детях, необходимо заботиться: старые и малые…. Пожилые люди не участвуют в общественном производстве и не производят на свет потомства, но их мудрые советы необходимы более молодым поколениям. Опыт, знания могут быть переданы ученикам, читателям, внукам, молодым коллегам. “Если бы молодость знала, если бы старость могла”.
Мне представляется наиболее вероятным, что объем информации, обрабатываемой базовой функцией, настолько велик, что в полной мере она включается в работу только с обретением мудрости. Или никогда. Об этом прекрасно написано в статье Г. А. Шульмана []. Будучи с человеком на всех возрастных этапах, поддерживая его (база, основа личности) и давая ему наиболее осознаваемую информацию, базовая функция, видимо, идет “на шаг впереди” человека, ведет его за собой. И чтобы вполне освоить ее, нужен немалый труд души.
Несколько слов о Самости (это архетип Юнга, соответствующий целостности личности). Раньше мне казалось, что процесс Индивидуации (это тоже понятие, введенное Юнгом), в результате которого человек обретает Самость, это отдельный процесс или отдельная стадия развития личности. Я считала, что он начинается тогда, когда все функции освоены в полной мере. Лишь потом человек начинает постигать свою целостность, осознавать свое место в мире, видеть отражение внешнего мира во внутреннем. И лишь читая Эриксона, я поняла, что, осваивая последовательно свои функции, проходя возрастные стадии с присущими им кризисами, человек вписывает их в единую систему. Свою, и индивидуальную, и типологическую. Это и есть процесс индивидуации длиною в жизнь. Он неотделим от освоения своей личности. И Самость не есть что-то отдельное. Это и есть целостность, непротиворечивость психики человека, когда все функции освоены успешно и сведены в единую систему без противоречий. Есть мнение, что только на этой стадии человек по-настоящему начинает жить.
Достижима ли Самость? Можно ли в полной мере освоить свою базовую функцию? Скорее всего, это идеальный вариант, его, наверное, проходят святые. Но в какой-то мере и нам это доступно, помните, в начале статьи: если “отличников” в жизни крайне мало, так мы, простые смертные, можем постараться быть “хорошистами”.
Резюме:
на этой стадии развития продолжают быть включенными сильные сознательные функции, обрабатывающие большой объем информации и подходящие к ней максимально осмысленно, это соответствует блоку ЭГО, кстати, Эриксон прямо указывает на актуальность эго на этой стадии;
включается базовая функция – первая: умудренный опытом человек выступает на этой стадии как эксперт, он знает о жизни многое, к его мнению стоит прислушаться;
работает акцептная функция блока ЭГО – первая: здесь уже не требуется продуктивность, наоборот, старикам нужно наше внимание, забота, уважение;
функция в ментальном кольце, сознательная: размышления, рассуждения, рассказы, учение других (и поучения) характерны для этого возраста;
генерация идей (7 стадия) и освоение целостности своей личности (8 стадия) следует отнести к интеллектуальному уровню коммуникации по В. В. Гуленко: здесь дистанция далекая (далеко не каждому взрослый, а тем более, пожилой человек станет раскрывать свою душу, в то же время – общечеловечность, интерес к судьбам людей за пределами узкого круга родных и друзей), а коммуникация глубокая (передаются знания, очень важные, глубоко проработанные, подкрепленные жизненным опытом).
Задача этапа: целостность эго против отчаяния.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость.
Эриксон. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.
Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Только в том, кто заботится о делах и людях, адаптировался к победам и поражениям, вызревает плод целостности эго, он включает такие понятия, как честность, цельность, полнота. Для человека тип целостности, развитый его культурой, становится “вотчиной души”, знаком моральности его происхождения.
Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Безнадежность. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности.
Отвращение скрывает отчаяние, хотя и в виде “массы мелких отвращений”, которые не складываются в одно большое раскаяние.
Сравнив эту стадию с самой первой, видим, как замыкается круг ценностей: целостность (integrity) взрослого и младенческое доверие, уверенность в честности (integrity) Эриксон обозначает одним и тем же словом. Он утверждает, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.
Соционический подход. Человек здесь выступает как эксперт, мудрец – включается базовая функция. Опять акцептная: со стариков уже никто ничего не требует. Они чаще погружены в свои размышления, воспоминания. О них, как и о детях, необходимо заботиться: старые и малые…. Пожилые люди не участвуют в общественном производстве и не производят на свет потомства, но их мудрые советы необходимы более молодым поколениям. Опыт, знания могут быть переданы ученикам, читателям, внукам, молодым коллегам. “Если бы молодость знала, если бы старость могла”.
Мне представляется наиболее вероятным, что объем информации, обрабатываемой базовой функцией, настолько велик, что в полной мере она включается в работу только с обретением мудрости. Или никогда. Об этом прекрасно написано в статье Г. А. Шульмана []. Будучи с человеком на всех возрастных этапах, поддерживая его (база, основа личности) и давая ему наиболее осознаваемую информацию, базовая функция, видимо, идет “на шаг впереди” человека, ведет его за собой. И чтобы вполне освоить ее, нужен немалый труд души.
Несколько слов о Самости (это архетип Юнга, соответствующий целостности личности). Раньше мне казалось, что процесс Индивидуации (это тоже понятие, введенное Юнгом), в результате которого человек обретает Самость, это отдельный процесс или отдельная стадия развития личности. Я считала, что он начинается тогда, когда все функции освоены в полной мере. Лишь потом человек начинает постигать свою целостность, осознавать свое место в мире, видеть отражение внешнего мира во внутреннем. И лишь читая Эриксона, я поняла, что, осваивая последовательно свои функции, проходя возрастные стадии с присущими им кризисами, человек вписывает их в единую систему. Свою, и индивидуальную, и типологическую. Это и есть процесс индивидуации длиною в жизнь. Он неотделим от освоения своей личности. И Самость не есть что-то отдельное. Это и есть целостность, непротиворечивость психики человека, когда все функции освоены успешно и сведены в единую систему без противоречий. Есть мнение, что только на этой стадии человек по-настоящему начинает жить.
Достижима ли Самость? Можно ли в полной мере освоить свою базовую функцию? Скорее всего, это идеальный вариант, его, наверное, проходят святые. Но в какой-то мере и нам это доступно, помните, в начале статьи: если “отличников” в жизни крайне мало, так мы, простые смертные, можем постараться быть “хорошистами”.
Резюме:
на этой стадии развития продолжают быть включенными сильные сознательные функции, обрабатывающие большой объем информации и подходящие к ней максимально осмысленно, это соответствует блоку ЭГО, кстати, Эриксон прямо указывает на актуальность эго на этой стадии;
включается базовая функция – первая: умудренный опытом человек выступает на этой стадии как эксперт, он знает о жизни многое, к его мнению стоит прислушаться;
работает акцептная функция блока ЭГО – первая: здесь уже не требуется продуктивность, наоборот, старикам нужно наше внимание, забота, уважение;
функция в ментальном кольце, сознательная: размышления, рассуждения, рассказы, учение других (и поучения) характерны для этого возраста;
генерация идей (7 стадия) и освоение целостности своей личности (8 стадия) следует отнести к интеллектуальному уровню коммуникации по В. В. Гуленко: здесь дистанция далекая (далеко не каждому взрослый, а тем более, пожилой человек станет раскрывать свою душу, в то же время – общечеловечность, интерес к судьбам людей за пределами узкого круга родных и друзей), а коммуникация глубокая (передаются знания, очень важные, глубоко проработанные, подкрепленные жизненным опытом).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи