Наука » Психология » Соционика
В этом направлении можно еще много работать, исследование только начато. На данном этапе вопросов больше, чем ответов, но вопросы, на мой взгляд, достаточно интересные.
Вот один из таких вопросов. Сравним три, на первый взгляд, разные вещи. У Эриксона и Фрейда выдвинуты свои соображения по поводу неудачного прохождения первой стадии развития, а в соционике – по поводу проблем на пятой функции. Есть ли корреляция между всеми этими симптомами?
Эриксон соотносит с недостаточно освоенной первой стадией развития, не установленный баланс между необходимым доверием и недоверием к миру. От такого человека часто можно слышать: “Я не люблю, когда меня обманывают” (другие тоже не любят, но как-то справляются, не выдвигая это как проблему), “Никому нельзя доверять”, “Ему, наверное, от меня что-то надо”. Эриксон же утверждает, что первой стадии развития соответствует принятие религии, веры. Если у человека, например, достаточно выражены шизоидные или депрессивные признаки, то Эриксон связывает это тоже с проблемами первой стадии развития.
Здесь же должны находиться проблемы, связанные с фиксацией на оральной стадии по Фрейду: курение (потребность “сосать соску”), переедание, неумеренное потребление в разных формах, как, например, постоянная и безостановочная учеба “всему подряд” без продуктивной отдачи полученных знаний – состояние вечного ученика. А также зависть: “Я, Вань, такую же хочу”, – без ясного осознания, а надо ли это.
Если связать это с проблемой, локализованной на пятой функции модели А в соционике, получается, что такой человек не готов принять дуальную помощь (которая, прежде всего состоит в поддержке пятой, самой слабой функции): “Не нравятся мне мои дуалы”, “А нет ли у вас для меня другого дуала?”. Также можно найти проблему по семантике пятой функции соционического типа данного человека. А еще проблемы дуальных отношений указывают на необходимость оценить отдых, комфорт. Об этом было в статье [6].
Интересная получается смесь проблем. Подход дан с трех разных точек зрения. Действительно ли они взаимосвязаны? Встречаются ли они одновременно у одних и тех же людей? Пока на эти вопросы ответить трудно, здесь нужны подробные исследования.
На память приходит один из примеров. Замечательная молодая женщина, красавица и умница, назовем ее Катей. Катя так формулирует свои проблемы: “Не могу найти работу” и “Я плохая мать”. По Берну это может говорить о недостаточной включенности состояний “Взрослый” и “Родитель”. Значит, чаще всего включено состояние “Ребенок”. Остальные два еще не освоены настолько, чтобы их включать с уверенностью.
Что выясняется: у Кати прекрасные дети, которых она любит, и которые любят ее. Значит, мать она хорошая, но не доверяет себе. Наблюдая дальше, вижу, что Катя проявляет недоверие и к другим людям, причем в очень серьезной степени. Что особенно заметно: “закрывается” от дуальной помощи, не верит в поддержку. Когда кто-то хочет искренне ей помочь, она думает, что здесь подвох, человеку от нее что-то надо. Не верит она и в свои силы.
Что еще? Не может бросить курить, никак не получается. И проблемы переедания. Следя за собой, Катя старается не есть на ночь, при этом любопытная фраза: “Я наедаюсь сейчас, чтобы не есть потом”. То переедает, то сидит на диете. Осознает проблему переедания, но не умеет с ней справиться.
А почему не может начать работать? Постоянно учится, заканчивая одни курсы, сразу поступает на другие: “Это же так интересно!” и “Я не уверена, что могу уже работать, мне надо подучиться еще”. Что же плохого в том, что человек учится? Отсутствие отдачи, продуктивности. Знания должны давать отдачу, а не просто накапливаться.
Сравниваю между собой два предыдущих описания: теоретическое предположение о взаимосвязи проблем и пример из практики. Похожи, согласитесь. Ни одно из них я не подгоняла под другое. Первое следует из логики предыдущих рассуждений, второе – случай из жизни. При этом страдает ли Катя завистью или депрессией (шизоидности нет), не могу сказать, я не настолько хорошо ее знаю. Пример, конечно, не доказательство, но наводит на мысли.
Здесь нужны исследования. Но если теоретические предположения подтвердятся, можно будет комбинировать соционические и психоаналитические методы диагностики и консультирования. А это выведет уровень помощи людям на новый этап. По крайней мере, я посоветовала Кате пока не бороться напрямую с перееданием и курением, а начать чуть больше доверять людям и себе. И каков результат? “Мне предложили работу, – сказала радостная Катя, – все как по волшебству”.
Вот один из таких вопросов. Сравним три, на первый взгляд, разные вещи. У Эриксона и Фрейда выдвинуты свои соображения по поводу неудачного прохождения первой стадии развития, а в соционике – по поводу проблем на пятой функции. Есть ли корреляция между всеми этими симптомами?
Эриксон соотносит с недостаточно освоенной первой стадией развития, не установленный баланс между необходимым доверием и недоверием к миру. От такого человека часто можно слышать: “Я не люблю, когда меня обманывают” (другие тоже не любят, но как-то справляются, не выдвигая это как проблему), “Никому нельзя доверять”, “Ему, наверное, от меня что-то надо”. Эриксон же утверждает, что первой стадии развития соответствует принятие религии, веры. Если у человека, например, достаточно выражены шизоидные или депрессивные признаки, то Эриксон связывает это тоже с проблемами первой стадии развития.
Здесь же должны находиться проблемы, связанные с фиксацией на оральной стадии по Фрейду: курение (потребность “сосать соску”), переедание, неумеренное потребление в разных формах, как, например, постоянная и безостановочная учеба “всему подряд” без продуктивной отдачи полученных знаний – состояние вечного ученика. А также зависть: “Я, Вань, такую же хочу”, – без ясного осознания, а надо ли это.
Если связать это с проблемой, локализованной на пятой функции модели А в соционике, получается, что такой человек не готов принять дуальную помощь (которая, прежде всего состоит в поддержке пятой, самой слабой функции): “Не нравятся мне мои дуалы”, “А нет ли у вас для меня другого дуала?”. Также можно найти проблему по семантике пятой функции соционического типа данного человека. А еще проблемы дуальных отношений указывают на необходимость оценить отдых, комфорт. Об этом было в статье [6].
Интересная получается смесь проблем. Подход дан с трех разных точек зрения. Действительно ли они взаимосвязаны? Встречаются ли они одновременно у одних и тех же людей? Пока на эти вопросы ответить трудно, здесь нужны подробные исследования.
На память приходит один из примеров. Замечательная молодая женщина, красавица и умница, назовем ее Катей. Катя так формулирует свои проблемы: “Не могу найти работу” и “Я плохая мать”. По Берну это может говорить о недостаточной включенности состояний “Взрослый” и “Родитель”. Значит, чаще всего включено состояние “Ребенок”. Остальные два еще не освоены настолько, чтобы их включать с уверенностью.
Что выясняется: у Кати прекрасные дети, которых она любит, и которые любят ее. Значит, мать она хорошая, но не доверяет себе. Наблюдая дальше, вижу, что Катя проявляет недоверие и к другим людям, причем в очень серьезной степени. Что особенно заметно: “закрывается” от дуальной помощи, не верит в поддержку. Когда кто-то хочет искренне ей помочь, она думает, что здесь подвох, человеку от нее что-то надо. Не верит она и в свои силы.
Что еще? Не может бросить курить, никак не получается. И проблемы переедания. Следя за собой, Катя старается не есть на ночь, при этом любопытная фраза: “Я наедаюсь сейчас, чтобы не есть потом”. То переедает, то сидит на диете. Осознает проблему переедания, но не умеет с ней справиться.
А почему не может начать работать? Постоянно учится, заканчивая одни курсы, сразу поступает на другие: “Это же так интересно!” и “Я не уверена, что могу уже работать, мне надо подучиться еще”. Что же плохого в том, что человек учится? Отсутствие отдачи, продуктивности. Знания должны давать отдачу, а не просто накапливаться.
Сравниваю между собой два предыдущих описания: теоретическое предположение о взаимосвязи проблем и пример из практики. Похожи, согласитесь. Ни одно из них я не подгоняла под другое. Первое следует из логики предыдущих рассуждений, второе – случай из жизни. При этом страдает ли Катя завистью или депрессией (шизоидности нет), не могу сказать, я не настолько хорошо ее знаю. Пример, конечно, не доказательство, но наводит на мысли.
Здесь нужны исследования. Но если теоретические предположения подтвердятся, можно будет комбинировать соционические и психоаналитические методы диагностики и консультирования. А это выведет уровень помощи людям на новый этап. По крайней мере, я посоветовала Кате пока не бороться напрямую с перееданием и курением, а начать чуть больше доверять людям и себе. И каков результат? “Мне предложили работу, – сказала радостная Катя, – все как по волшебству”.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи