Стимулы к деятельности.

Наука » Психология » Соционика
Школьным психологам часто приходится консультировать родителей и учителей по вопросу о том, как правильно стимулировать детей на учебу или домашнюю работу. Все задаются вопросом: почему при желании воспитать в ребенке активность и стремление к творчеству, неизвестно откуда появляется и разрастается лень-матушка?..

Так ли уж неизвестно? Бихевиористическое направление психологии построено на учении о стимулах и реакциях. От стимула зависит реакция. Как же из всего многообразия стимулов выбрать оптимальный? Конечно, нельзя отбрасывать индивидуальность каждого из нас, в тоже время, зная особенности восприятия разных психологических типов, мы можем говорить о некоторых закономерностях.

Интровертированные люди с преобладанием функции сенсорики ориентированы на повышение благосостояния и качества жизни. Значит, стимулом к деятельности у представителей этих типов может стать создание комфортных условий. Учитель может посадить ребенка на хорошо освещенное место в классе, а родители приобрести удобный стол и стул, хорошую ручку, организовать рабочее место с удобством. Не грех в качестве премии за хорошо сделанную работу купить такому ребенку что-нибудь вкусное или приятное, или увеличить его сумму на карманные расходы.

Экстравертированные люди с преобладанием функций сенсорики предпочитают повышение по службе. В противоположность комфорту они ценят престиж. Такого ребенка следует стимулировать почетными грамотами или другими видами отличий за хорошую учебу. Дети из этой группы чаще стремятся к получению медалей, это стоит поощрять. А если до медали еще далеко, следует подумать, как подчеркнуть его высокий статус в каком-либо деле. Что он умеет делать лучше всех? В чем уже может выступить руководителем, организатором?

Представители интровертированных типов с преобладанием функции интуиции превыше всего ставят личный интерес к работе или учебе. Нами было замечено, что наилучших результатов можно добиться, если поощрять такого ребенка интересной для него работой. Такие дети обычно увлекаются историей, конструированием, чтением книг. Заранее понаблюдав за ребенком, учитель-предметник может попросить его выступить с докладом. Будьте уверены, он расскажет много занимательных подробностей, которые даже вам были не известны. Дома родители могут “подсунуть” ему книжку по интересующей теме, и обучение пойдет как бы само собой.

В отличие от интровертированных, экстравертированные типы с преобладанием интуиции настроены на уникальность. Их заинтересованность в деятельности растет пропорционально чувству исключительности того дела, которым они занимаются: “Никто такого еще не делал!”, или собственной исключительности: “Никто больше так не умеет, как я!”. “Заниматься необычным, быть непохожим на других” – главный девиз их деятельности. Перехвалить такого ребенка невозможно. Для них это всегда работает на плюс, повышает самодостаточность. Внимательно приглядитесь к представителям этих типов и вы поймете, что они переполнены всевозможными идеями. Они могут дать разумный совет о школьных нововведениях. Лучшим стимулом к деятельности для них является похвала за нестандартно принятое решение.

Беда только в том, что порой мы все меряем собственным аршином. И то, что нам кажется идеальным, правильным безоговорочно применяем к другим. А может все не так уж просто? Возможно существуют иные мерки, иные взгляды, но от того, что они не похожи на наши еще не значит, что они плохие?

В семье мама и папа интуиты, дети сенсорики. Родители не только на работе занимались физическим трудом, но и дома старались все делать своими руками, никогда не пользовались услугами прачечной, обувной мастерской, кулинарии: “так экономнее”. Очень внимательные к общественному мнению, они и детей своих держали в жестких рамках, подавляли: “чтобы были не хуже, чем у других”. Перегружаясь при этом сверх меры, они уже недооценивали своих интуитивных способностей: умения предвидеть развитие событий, представить последствия своих действий, оценить адекватно способности своих детей и направить их соответственно. В результате и сын и дочь при первой же возможности создали свои семьи, причем оба брака оказались неудачными, скоропалительными, лишь бы поскорее уйти от родительской опеки. Дочь так и говорила: “Я сбежала замуж”. А ведь мы привыкли считать, что если родители прожили вместе всю жизнь, то и их дети создадут, скорее всего, крепкие дружные семьи. Здесь очень важно понять, что мучениями, жертвами счастья не достичь.

Конечно, не все случаи в нашей “копилке” такие печальные. Если семьи, где ценится индивидуальность каждого члена. Это в буквальном смысле слова “здоровые” семьи. Права и личная свобода ни в чем не попраны. Каждый член вносит посильный вклад в создание уюта. В подобных семьях родители не задумываются над изобретением стимулов к деятельности для своих детей. В этом нет необходимости. В единстве противоположностей лежит залог успешных взаимоотношений.

Тоже семья двух интуитов, а дети сенсорики. Но в отличие от первой, у родителей высшее образование, широкие духовные интересы, в семье ценят книги, разнообразные интеллектуальные увлечения. Детей здесь не подавляют, а используют естественное стремление сенсориков включиться в хозяйственные заботы, научиться готовить. В результате обе дочки удивительно гармонично развиты. Они поражают не только своим интеллектуальным уровнем, начитанностью, разнообразием интересов, но и хозяйственностью, заботливостью, умением организовать свои дела.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.