ПОТРЕБЛЕНИЕ СРЕДНЕДУШЕВОЕ, показатель, отражающий средний уровень личного потребления в расчёте на душу населения и его динамику. Исчисляется путём деления общего количества потреблённых материальных благ и услуг (или их стоимости в денежном выражении) на численность населения.
В статистике широко используется показатель потребления материальных благ в расчёте на душу населения в натуральном выражении.
Обобщающие показатели среднедушевого потребления обычно рассчитываются в денежной форме по стране в целом, субъекту РФ, экономическому району, по отдельным доходным группам (пенсионеры, работники бюджетной сферы и др.), типам семей и отдельным семьям. При сравнении сред-недушевых показателей необходимо учитывать возрастной и половой состав населения, показатели потребления которого, в свою очередь, подлежат сравнению. Если состав населения значительно различается, то для обеспечения сопоставимости применяются специальные коэффициенты перевода.
Статистика среднедушевого потребления исследует: размер и состав потребления (продукты питания, одежда и др. вещи, жилище и т.п.); источники доходов в среднем на душу населения (среднедушевой доход, средний размер предпринимательского дохода, оплаты труда, пенсии, пособия на детей и т. п.); источники поступления материальных благ (покупки товаров в торговых организациях, продукты питания из личного подсобного хозяйства, покупки на рынке, потребление в больницах, санаториях и др.); потребление социально-культурных услуг и др.
В статистике широко используется показатель потребления материальных благ в расчёте на душу населения в натуральном выражении.
Обобщающие показатели среднедушевого потребления обычно рассчитываются в денежной форме по стране в целом, субъекту РФ, экономическому району, по отдельным доходным группам (пенсионеры, работники бюджетной сферы и др.), типам семей и отдельным семьям. При сравнении сред-недушевых показателей необходимо учитывать возрастной и половой состав населения, показатели потребления которого, в свою очередь, подлежат сравнению. Если состав населения значительно различается, то для обеспечения сопоставимости применяются специальные коэффициенты перевода.
Статистика среднедушевого потребления исследует: размер и состав потребления (продукты питания, одежда и др. вещи, жилище и т.п.); источники доходов в среднем на душу населения (среднедушевой доход, средний размер предпринимательского дохода, оплаты труда, пенсии, пособия на детей и т. п.); источники поступления материальных благ (покупки товаров в торговых организациях, продукты питания из личного подсобного хозяйства, покупки на рынке, потребление в больницах, санаториях и др.); потребление социально-культурных услуг и др.
ПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНОЕ, использование произведённого в обществе продукта для удовлетворения потребностей индивида, семьи (домохозяйства). Потребление органически связано с производством. Последнее осуществляется для потребления и определяет его уровень и структуру. В свою очередь потребление активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.
Личные потребительские расходы включают расходы на потребление предметов длительного пользования (автомобили, холодильники, стиральные машины, видеомагнитофоны, персональные компьютеры), приобретение товаров текущего потребления (продукты питания, одежда, обувь и др.), а также расходы на услуги (юристов, врачей, парикмахеров и др.).
Главный фактор потребительского выбора - полезность товара. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно не полезно для другого. Однако даже если выбранный продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями выступают размер дохода и цена. Например, мясо - полезный продукт для большинства людей, однако ограниченные доходы и высокие цены не всем позволяют потреблять его в больших количествах (или даже в пределах рациональной нормы потребления). Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением разнообразия продукции.
Личные потребительские расходы включают расходы на потребление предметов длительного пользования (автомобили, холодильники, стиральные машины, видеомагнитофоны, персональные компьютеры), приобретение товаров текущего потребления (продукты питания, одежда, обувь и др.), а также расходы на услуги (юристов, врачей, парикмахеров и др.).
Главный фактор потребительского выбора - полезность товара. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно не полезно для другого. Однако даже если выбранный продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями выступают размер дохода и цена. Например, мясо - полезный продукт для большинства людей, однако ограниченные доходы и высокие цены не всем позволяют потреблять его в больших количествах (или даже в пределах рациональной нормы потребления). Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением разнообразия продукции.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА МОДЕЛЬ, теоретическая конструкция, позволяющая выявить влияние основных факторов на принятие потребителем решения о приобретении тех или иных товаров и услуг за счёт имеющегося в его распоряжении дохода.
Количество приобретаемых потребителем товаров и услуг зависит в первую очередь от величины его дохода и от уровня цен: чем больше доход и ниже цены, тем выше уровень потребления. Эти два элемента модели потребительского выбора принято называть бюджетным ограничением. Если, упрощая, мы предположим, что имеется всего два товара (скажем, хлеб и книги), на приобретение которых потребитель может расходовать свой доход, то получим возможность представить бюджетное ограничение графически в двухмерной системе координат (рис. 1).
Пусть цены одной буханки хлеба (рh) и одной книги (Pv) равняются соответственно 2 руб. и 10 руб., а месячный доход Y рассматриваемого нами конкретного потребителя 1000 руб. Таким образом, если бы потребитель пожелал израсходовать весь свой доход на покупку хлеба, то он смог бы приобрести 500 буханок. На рис. 1 такой ситуации соответствует точка А. Отказавшись от приобретения хлеба, потребитель может купить за свой месячный доход 100 книг. На графике такой ситуации соответствует точка В. Соединив точки А и В прямой линией, мы получим все возможные сочетания (комбинации, наборы) товаров А и В, для приобретения которых необходим доход в 1000 руб. Любой набор товаров, лежащий выше прямой АВ (напр., отвечающий линии С), будет недоступен для нашего потребителя: ему просто не хватит денег для его приобретения. И наоборот, любой набор товаров, лежащий ниже прямой АВ (напр., отвечающий линии D), будет стоить меньше, чем имеющийся в распоряжении потребителя доход.
Количество приобретаемых потребителем товаров и услуг зависит в первую очередь от величины его дохода и от уровня цен: чем больше доход и ниже цены, тем выше уровень потребления. Эти два элемента модели потребительского выбора принято называть бюджетным ограничением. Если, упрощая, мы предположим, что имеется всего два товара (скажем, хлеб и книги), на приобретение которых потребитель может расходовать свой доход, то получим возможность представить бюджетное ограничение графически в двухмерной системе координат (рис. 1).
Пусть цены одной буханки хлеба (рh) и одной книги (Pv) равняются соответственно 2 руб. и 10 руб., а месячный доход Y рассматриваемого нами конкретного потребителя 1000 руб. Таким образом, если бы потребитель пожелал израсходовать весь свой доход на покупку хлеба, то он смог бы приобрести 500 буханок. На рис. 1 такой ситуации соответствует точка А. Отказавшись от приобретения хлеба, потребитель может купить за свой месячный доход 100 книг. На графике такой ситуации соответствует точка В. Соединив точки А и В прямой линией, мы получим все возможные сочетания (комбинации, наборы) товаров А и В, для приобретения которых необходим доход в 1000 руб. Любой набор товаров, лежащий выше прямой АВ (напр., отвечающий линии С), будет недоступен для нашего потребителя: ему просто не хватит денег для его приобретения. И наоборот, любой набор товаров, лежащий ниже прямой АВ (напр., отвечающий линии D), будет стоить меньше, чем имеющийся в распоряжении потребителя доход.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, составная часть совокупного спроса, включающая в себя затраты домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг.
От Дж. М. Кейнса идёт традиция считать, что все потребительские расходы можно разбить на две части. Первая, основная часть потребительских расходов является функцией общей величины дохода домашних хозяйств: чем больше этот доход, тем больше и затраты домашних хозяйств на товары и услуги, и наоборот. Вторая часть рассматривается как независимая от уровня общего дохода и носит поэтому название автономных потребительских расходов. Имеется в виду, что есть такие минимально необходимые траты населения, которые будут произведены им независимо от полученного текущего дохода. Эта простая гипотеза в общем подтверждается экономико-статистическим (эконометрическим) анализом, хотя имеются и более сложные модели потребительского поведения населения.
Часто функция потребительских расходов (её называют также функцией потребления) рассматривается как линейная и, соответственно, изображается в виде прямой линии (рис.).
Вначале строится график функции потребления, зависящего от уровня общего дохода домашних хозяйств (СY). Положительный наклон функции свидетельствует о том, что соответствующие расходы домашних хозяйств на товары и услуги возрастают с увеличением доходов и падают с их снижением.
От Дж. М. Кейнса идёт традиция считать, что все потребительские расходы можно разбить на две части. Первая, основная часть потребительских расходов является функцией общей величины дохода домашних хозяйств: чем больше этот доход, тем больше и затраты домашних хозяйств на товары и услуги, и наоборот. Вторая часть рассматривается как независимая от уровня общего дохода и носит поэтому название автономных потребительских расходов. Имеется в виду, что есть такие минимально необходимые траты населения, которые будут произведены им независимо от полученного текущего дохода. Эта простая гипотеза в общем подтверждается экономико-статистическим (эконометрическим) анализом, хотя имеются и более сложные модели потребительского поведения населения.
Часто функция потребительских расходов (её называют также функцией потребления) рассматривается как линейная и, соответственно, изображается в виде прямой линии (рис.).
Вначале строится график функции потребления, зависящего от уровня общего дохода домашних хозяйств (СY). Положительный наклон функции свидетельствует о том, что соответствующие расходы домашних хозяйств на товары и услуги возрастают с увеличением доходов и падают с их снижением.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА, расчётный набор товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи и обеспечивающий жизнедеятельность человека. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и, соответственно, минимального размера заработной платы, исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления. В ряде стран потребительская корзина не рассчитывается, в других - на ней основаны размер пособия по безработице и прочие социальные выплаты. По размеру и структуре (набору жизненных благ) потребительской корзины можно судить о достигнутом уровне и качестве жизни в каждой конкретной стране.
В развитых странах потребительская корзина насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг. Так, в США она включает св. 250 различных товаров и услуг. На основе результатов обследований типичных расходов американских городских семей, произведённых в 1982-84 гг., были получены следующие данные о доле некоторых важнейших видов благ, входящих в потребительскую корзину. Из общей суммы расходов семьи (принятой за 100%) затраты на жильё составили (%) 42,6, на транспорт (главным образом, личный автотранспорт) - 18,7, на еду и напитки - 17,8, на одежду и её ремонт - 6,5, на медицинское обслуживание - 4,8, на развлечения - 4,4, на прочие товары и услуги - 5,1.
В развитых странах потребительская корзина насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг. Так, в США она включает св. 250 различных товаров и услуг. На основе результатов обследований типичных расходов американских городских семей, произведённых в 1982-84 гг., были получены следующие данные о доле некоторых важнейших видов благ, входящих в потребительскую корзину. Из общей суммы расходов семьи (принятой за 100%) затраты на жильё составили (%) 42,6, на транспорт (главным образом, личный автотранспорт) - 18,7, на еду и напитки - 17,8, на одежду и её ремонт - 6,5, на медицинское обслуживание - 4,8, на развлечения - 4,4, на прочие товары и услуги - 5,1.
ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ, полезность продукта, его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Окружающий нас мир представляет собой множество потребительных стоимостей, многообразие которых растёт с развитием потребностей и производства, с прогрессом науки, техники и технологии. Преобладающий в развитых странах инновационный тип экономического развития характеризуется ускорением создания новых потребительных стоимостей. Происходит процесс их диверсификации - расширения числа модификаций продукта, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Дальнейшая индивидуализация и дифференциация потребительных стоимостей означает всё большую ориентацию производства на удовлетворение запросов отдельных потребителей, их социальных групп и слоев.
Различают две основные группы потребительных стоимостей: потребительную стоимость материального продукта и потребительную стоимость услуги. Специфика потребительной стоимости услуги заключается в том, что, в отличие от потребительной стоимости материального продукта, её полезный эффект неотделим от процесса производства услуги. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается абсолютным и относительным ростом количества потребительных стоимостей, создаваемых в сфере услуг, а численность занятых в этой сфере непрерывно растёт.
Возвышение потребностей, повышение уровня и качества жизни ведут к тому, что в мире потребительных стоимостей растёт удельный вес потребительных стоимостей более высокого порядка. Это - потребительные стоимости вещей и услуг, удовлетворяющих потребности рекреационного характера - в отдыхе, туризме, спорте, культурном досуге и др.
Совокупность потребительных стоимостей конечных продуктов, произведённых в стране в течение года, образует натурально-вещественное содержание ВВП. С. А. Хавина.
Различают две основные группы потребительных стоимостей: потребительную стоимость материального продукта и потребительную стоимость услуги. Специфика потребительной стоимости услуги заключается в том, что, в отличие от потребительной стоимости материального продукта, её полезный эффект неотделим от процесса производства услуги. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается абсолютным и относительным ростом количества потребительных стоимостей, создаваемых в сфере услуг, а численность занятых в этой сфере непрерывно растёт.
Возвышение потребностей, повышение уровня и качества жизни ведут к тому, что в мире потребительных стоимостей растёт удельный вес потребительных стоимостей более высокого порядка. Это - потребительные стоимости вещей и услуг, удовлетворяющих потребности рекреационного характера - в отдыхе, туризме, спорте, культурном досуге и др.
Совокупность потребительных стоимостей конечных продуктов, произведённых в стране в течение года, образует натурально-вещественное содержание ВВП. С. А. Хавина.
ПОТРЕБИТЕЛЬ, лицо, семья, организация, потребляющие, использующие продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая и свой собственный продукт, рассматриваемые вне зависимости от того, с какой целью они применяют этот продукт. Термин "потребители" часто выступает синонимом понятия "рынок", т. к. рынок неразрывно связан со спросом, который формируют существующие и потенциальные, индивидуальные и массовые потребители.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК, важная макроэкономическая категория, характеризующая такую величину производства товаров и услуг, при которой рынки всех факторов производства (труда, капитала и земли) находятся в равновесии.
Понятие потенциального выпуска призвано отразить уровень, к достижению которого стремится рыночная экономика, располагающая заданным количеством производственных факторов. Иными словами, потенциальному выпуску соответствует полная загрузка всех имеющихся в экономике производственных ресурсов. Достижение потенциального выпуска возможно при наличии так называемой добровольной безработицы. В данном случае неполное использование трудовых ресурсов сочетается с равновесием на рынке труда (не работает только тот, кто не желает работать за сложившуюся на рынке заработную плату).
Фактический выпуск товаров и услуг какое-то время может заметно отличаться от потенциального выпуска (в основном, в меньшую сторону).
Так как потенциальный выпуск зависит от количества имеющихся в распоряжении общества факторов производства, а не от общего уровня цен, в системе координат "выпуск (доход) - цены" он отображается вертикальной прямой (рис.); график потенциального выпуска является одновременно графиком долгосрочного совокупного предложения (SS), поскольку именно такое количество товаров и услуг фирмы будут готовы (независимо от общего уровня цен) предложить потребителям в условиях равновесия на всех факторных рынках. А. Д. Некипелов.
Понятие потенциального выпуска призвано отразить уровень, к достижению которого стремится рыночная экономика, располагающая заданным количеством производственных факторов. Иными словами, потенциальному выпуску соответствует полная загрузка всех имеющихся в экономике производственных ресурсов. Достижение потенциального выпуска возможно при наличии так называемой добровольной безработицы. В данном случае неполное использование трудовых ресурсов сочетается с равновесием на рынке труда (не работает только тот, кто не желает работать за сложившуюся на рынке заработную плату).
Фактический выпуск товаров и услуг какое-то время может заметно отличаться от потенциального выпуска (в основном, в меньшую сторону).
Так как потенциальный выпуск зависит от количества имеющихся в распоряжении общества факторов производства, а не от общего уровня цен, в системе координат "выпуск (доход) - цены" он отображается вертикальной прямой (рис.); график потенциального выпуска является одновременно графиком долгосрочного совокупного предложения (SS), поскольку именно такое количество товаров и услуг фирмы будут готовы (независимо от общего уровня цен) предложить потребителям в условиях равновесия на всех факторных рынках. А. Д. Некипелов.
ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ресурсы страны, которые при полном их использовании позволяют произвести максимальный объём товаров и услуг, т. е. валового национального продукта (ВНП). Составляющие экономического потенциала страны: природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический, экспортный потенциалы.
Природно-ресурсный потенциал характеризует природные богатства страны, вовлечённые в хозяйственный оборот, а также доступные для освоения при данных технологиях и социально-экономических отношениях. Российская Федерация обладает богатым природно-ресурсным потенциалом, который пока ещё используется не всегда рационально. Стимулы к улучшению природно-ресурсного потенциала заложены, в частности, в действующем законе о разделе продукции, который с помощью налоговых и др. льгот позволяет привлечь к разработке полезных ископаемых прямые иностранные инвестиции и на их основе новые технологии.
Производственный потенциал образуют материально-вещественные и трудовые ресурсы. Это средства производства (здания, сооружения, оборудование), технологии, рабочие и инженерно-технические кадры. К началу 1990-х гг. в РФ был создан мощный производственный потенциал индустриального типа. Производственная база отраслей военно-промышленного комплекса (ВПК), применяемые там техника и технологии соответствовали мировому уровню или превосходили его.
Природно-ресурсный потенциал характеризует природные богатства страны, вовлечённые в хозяйственный оборот, а также доступные для освоения при данных технологиях и социально-экономических отношениях. Российская Федерация обладает богатым природно-ресурсным потенциалом, который пока ещё используется не всегда рационально. Стимулы к улучшению природно-ресурсного потенциала заложены, в частности, в действующем законе о разделе продукции, который с помощью налоговых и др. льгот позволяет привлечь к разработке полезных ископаемых прямые иностранные инвестиции и на их основе новые технологии.
Производственный потенциал образуют материально-вещественные и трудовые ресурсы. Это средства производства (здания, сооружения, оборудование), технологии, рабочие и инженерно-технические кадры. К началу 1990-х гг. в РФ был создан мощный производственный потенциал индустриального типа. Производственная база отраслей военно-промышленного комплекса (ВПК), применяемые там техника и технологии соответствовали мировому уровню или превосходили его.
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, в соответствии с одним из подходов к периодизации процесса общественного развития его современная стадия, на которую вступили ведущие промышленные страны мира в последней четверти 20 в. Постиндустриальное (послеиндустриальное) общество имеет много иных названий: "посткапиталистическое общество", "информационное общество", "технотронное общество", "научная цивилизация", "общество услуг" и др. Постиндустриализм - новая, более высокая ступень развития по сравнению с индустриальным обществом и приходит ему на смену. И хотя наиболее зримо черты постиндустриализма выступают в странах, далее других продвинувшихся по этому пути (промышленно развитые страны), данный процесс накладывает печать на всю мировую экономику, втягивает в своё русло развития остальные страны и регионы мира.
Переход к постиндустриальной стадии развития стал возможен и необходим благодаря накоплению в развитых индустриальных странах огромного материального и нематериального богатства, развитию науки, техники и технологии, росту производительности труда, развитию человеческой личности.
Основная черта постиндустриального общества - формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством знаний и информации. Его фундамент составляют наукоёмкие и ресурсосберегающие, так называемые высокие, технологии. Сюда входят микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии. Если в начале 20 в. зеркалом состояния экономики были электричество и сталь, затем в 1950-60-х гг.-нефть и автомобили, то в постиндустриальном обществе таким зеркалом становится компьютер. Информатизация пронизывает все сферы общества: не только производство материальных благ и услуг, но и культуру и искусство, не только общественное производство, но и домашнее хозяйство.
Переход к постиндустриальной стадии развития стал возможен и необходим благодаря накоплению в развитых индустриальных странах огромного материального и нематериального богатства, развитию науки, техники и технологии, росту производительности труда, развитию человеческой личности.
Основная черта постиндустриального общества - формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством знаний и информации. Его фундамент составляют наукоёмкие и ресурсосберегающие, так называемые высокие, технологии. Сюда входят микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии. Если в начале 20 в. зеркалом состояния экономики были электричество и сталь, затем в 1950-60-х гг.-нефть и автомобили, то в постиндустриальном обществе таким зеркалом становится компьютер. Информатизация пронизывает все сферы общества: не только производство материальных благ и услуг, но и культуру и искусство, не только общественное производство, но и домашнее хозяйство.
ПОСРЕДНИКИ, физические или юридические лица - агенты, маклеры, дилеры, брокеры или представляемые ими агентские, брокерские и др. фирмы, с помощью которых заключаются договоры или урегулируются претензии. Названия лиц отражают различия в посреднических функциях: напр., брокеры сводят партнёров по сделке, комиссионные фирмы действуют от своего имени, но за счёт продавца или покупателя и т. п.
В юридическом смысле посредник - лицо или фирма, проводящие операции по доведению создаваемой на предприятии-изготовителе продукции до потребителя или участвующие в переговорах с целью помочь в достижении взаимоприемлемых результатов, в разрешении спорных вопросов между двумя сторонами при заключении или пересмотре условий сделки. Это обязательное звено в цепи "производство - потребление". Для многих организаций (брокерские, маклерские и др.) в рыночной экономике посредничество является главным уставным видом деятельности. Посредничество (также, как и, напр., рекламная или маркетинговая сферы) регулируется хорошо развитым законодательством.
В число посреднических операций, в частности, входят: поиск партнёров - участников будущей сделки, подготовка юридической базы и документации, разработка контракта (соглашения), совершение договоров от имени и по поручению клиента, организация рекламного, транспортного, кредитного, страхового обслуживания и многие другие виды операций.
В юридическом смысле посредник - лицо или фирма, проводящие операции по доведению создаваемой на предприятии-изготовителе продукции до потребителя или участвующие в переговорах с целью помочь в достижении взаимоприемлемых результатов, в разрешении спорных вопросов между двумя сторонами при заключении или пересмотре условий сделки. Это обязательное звено в цепи "производство - потребление". Для многих организаций (брокерские, маклерские и др.) в рыночной экономике посредничество является главным уставным видом деятельности. Посредничество (также, как и, напр., рекламная или маркетинговая сферы) регулируется хорошо развитым законодательством.
В число посреднических операций, в частности, входят: поиск партнёров - участников будущей сделки, подготовка юридической базы и документации, разработка контракта (соглашения), совершение договоров от имени и по поручению клиента, организация рекламного, транспортного, кредитного, страхового обслуживания и многие другие виды операций.
Современное государство - крупнейший экономический субъект. Это проявляется в том, что на его долю приходятся значительные расходы на приобретение товаров и услуг, а иногда и на инвестиционные цели. Специальные исследования показали, что в наиболее развитых странах мира, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), государственные расходы составляли в середине 1990-х гг. примерно 50% от ВВП. Осуществлял расходы, государство от имени общества берёт на себя финансирование ряда его потребностей. Типичными являются затраты государства на содержание аппарата управления, обеспечение внутренней и внешней безопасности, развитие образования, здравоохранения, культуры и фундаментальной науки, на социальные цели. В большей или меньшей степени государства участвуют и в финансировании экономики, напр. предоставляя субсидии отдельным производствам или даже осуществляя капиталовложения.
Вопрос о том, удовлетворение каких потребностей должно брать на себя государство, а каких - частный сектор, является предметом постоянных дискуссий как среди учёных-экономистов, так и среди политиков. Фактическое положение дел в этой области в общем и целом отражает преобладающие общественные настроения, т. е. определяется факторами "нормативного" (ценностного) характера. В специальном разделе экономической науки - теории общественного выбора - исследуются возникающие в связи с этим проблемы.
Вопрос о том, удовлетворение каких потребностей должно брать на себя государство, а каких - частный сектор, является предметом постоянных дискуссий как среди учёных-экономистов, так и среди политиков. Фактическое положение дел в этой области в общем и целом отражает преобладающие общественные настроения, т. е. определяется факторами "нормативного" (ценностного) характера. В специальном разделе экономической науки - теории общественного выбора - исследуются возникающие в связи с этим проблемы.