ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА

Наука » Экономика
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА, расчётный набор товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи и обеспечивающий жизнедеятельность человека. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и, соответственно, минимального размера заработной платы, исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления. В ряде стран потребительская корзина не рассчитывается, в других - на ней основаны размер пособия по безработице и прочие социальные выплаты. По размеру и структуре (набору жизненных благ) потребительской корзины можно судить о достигнутом уровне и качестве жизни в каждой конкретной стране.

В развитых странах потребительская корзина насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг. Так, в США она включает св. 250 различных товаров и услуг. На основе результатов обследований типичных расходов американских городских семей, произведённых в 1982-84 гг., были получены следующие данные о доле некоторых важнейших видов благ, входящих в потребительскую корзину. Из общей суммы расходов семьи (принятой за 100%) затраты на жильё составили (%) 42,6, на транспорт (главным образом, личный автотранспорт) - 18,7, на еду и напитки - 17,8, на одежду и её ремонт - 6,5, на медицинское обслуживание - 4,8, на развлечения - 4,4, на прочие товары и услуги - 5,1.

Стоимость потребительской корзины принимается в расчёт для определения уровня инфляции. При подсчёте индекса (показателя) цен потребительских благ сопоставляется стоимость потребительской корзины в текущем году по отношению к стоимости этой же корзины в базовом году. Это отношение, выраженное в процентах, является индексом потребительских цен.

В РФ в 1999 г. впервые был принят Федеральный закон "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". В соответствии с этим законом потребительская корзина должна пересчитываться не реже одного раза в 5 лет. До этого, в 1990-х гг., неофициально существовали две потребительские корзины. Первая (из 19 наименований) была рассчитана в 1993 г., вторая (из 25 наименований) - в 1995 г. Фактически ни одна из трёх потребительских корзин не выражает общую структуру, объём и качество потребления в РФ, а представляет собой главным образом набор продовольственных товаров, необходимых для обеспечения биологического выживания человека, и свидетельствует о крайне низком жизненном уровне населения.

Сравнительный анализ всех трёх потребительских корзин провести затруднительно из-за несопоставимости структур наборов. Последняя корзина, в отличие от первой и второй, не проводит дифференциацию конкретных продуктов питания, а объединяет их в продовольственные группы, а также включает непродовольственные товары, тогда как первая и вторая корзины включали исключительно продовольственные товары (их можно было назвать продовольственными корзинами). Но ни одна из потребительских корзин не включает расходы на отдых, развлечения (посещение театра, выставок, музеев, кафе, ресторанов, казино и т. п.), расходы на покупку товаров длительного пользования. Поскольку стоимость потребительской корзины, наряду с другими факторами, должна лежать в основе определения минимальной заработной платы, то теоретически каждая последующая потребительская корзина должна быть насыщеннее, богаче предыдущей. Однако из сравнительного анализа первой и второй потребительских корзин следует, что в 1990-х гг. в РФ прожиточный минимум дорожал при уменьшении физического объёма следующей потребительской корзины. Несмотря на увеличение во второй потребительской корзине количества входящих в неё компонентов, она оказалась дешевле первой на 6% (в ценах на 10 февраля 1999 г.), на 12% меньше по калорийности, на 15% меньше по содержанию белков, на 12% меньше по содержанию жиров и на 10% меньше по содержанию углеводов. Таким образом, с принятием второй потребительской корзины планка минимальных потребностей в РФ была опущена ниже уровня первых лет рыночных реформ. Такое уменьшение официально принятого прожиточного минимума произошло в результате сокращения минимальных норм потребления, не компенсированного добавлением новых продуктов.

В целом годовое потребление мясопродуктов, включая мясо птицы и колбасы, составило по первой потребительской корзине 45,3 кг, по второй -26,7 кг, по третьей - 31,5 кг. (Для сравнения в 1965 г. в СССР среднедушевое годовое потребление говядины составляло 42 кг, в 1987 г.-64 кг. В те же годы в США потребление мясопродуктов находилось на уровне 120 кг в год, во Франции - 108 кг, бывшей ГДР -107 кг, Венгрии - 104 кг, Польше - 74 кг.) Размер продовольственного набора третьей потребительской корзины не улучшил продовольственного положения населения. Так, суточная норма потребления сахара и кондитерских изделий уменьшается с принятием каждой последующей корзины: в первой эта норма составляла 68,0 г, во второй - уже 56,7 г, в третьей сократилась до 55,5 г. Аналогичная картина сложилась с хлебопродуктами и крупами: суточная норма сократилась с 560,0 г до 464,8 г и в третьей не превышает 415,3 г. Схожая тенденция наблюдается с нормой потребления картофеля, фруктов, овощей и бахчевых. В третьей потребительской корзине эти нормы значительно ниже, чем во второй, а по некоторым позициям (овощи, картофель) уступают и первой корзине.

В первом продуктовом наборе существовал дефицит продуктов животного происхождения, что не позволяло добиться сбалансированности в потреблении незаменимых аминокислот. Эта тенденция сохраняется и в последующих продовольственных наборах. Сокращается суточное потребление белков, жиров, углеводов. По нормам второй корзины сравнительно с первой сократилось дневное потребление белков со 119 до 102 г, жиров - со 116 до 102 г, углеводов - с 406 до 365 г, т. е. продуктовая корзина изрядно "похудела". Третья корзина не изменила общей тенденции.

При сравнении стоимости первых двух корзин в текущих ценах оказалось, что цена второй корзины меньше первой, что свидетельствует об ухудшении в 1990-х гг. общего экономического положения в стране.

Мало что изменил и принятый Федеральный закон о третьей потребительской корзине, несмотря на расширение перечня необходимых товаров и услуг. Третья потребительская корзина, существенно отличаясь от первых двух исключительно продовольственных корзин, включает: 11 укрупнённых групп продовольственных товаров, в т.ч. 35 продуктов питания (в США 200 продуктов); 10 укрупнённых групп непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования (одежда, обувь, галантерейные изделия, школьно-письменные товары, постельное бельё, лекарства и пр., всего -более 100 предметов); 7 групп платных услуг.

Услуги организаций здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания в корзину не вошли (см. табл. 1 и 2).

Цена третьей потребительской корзины превышает примерно на 21% цену второй корзины. Впервые потребительская корзина составлялась в среднем на душу населения и по основным демографическим группам: трудоспособные, пенсионеры, дети. Этот расчёт в центре и на местах предусматривает несколько этапов. Первый - расчёт продовольственного набора по научно обоснованным минимальным нормам питания (продовольственная корзина); второй -оценка натуральных норм продуктов по ценам либо средним по стране, либо региональным; третий - расчёт остальных расходов - на непродовольственные товары, лекарства, оплату жилья и коммунальные услуги, налоги и страховые платежи, исходя из утверждённой в методике их доли в общих расходах наиболее низкодоходных семей.

Каждая последующая потребительская корзина, точнее её продовольственная часть, уменьшает суточную норму потребления продуктов питания, хотя потребности человека в продуктах питания не уменьшаются. Причём сокращение нормы потребления продовольствия происходит на фоне сокращения численности населения РФ.

Принятый Федеральный закон ,о потребительской корзине вряд ли сможет сразу изменить ситуацию в стране к лучшему, поскольку в 1999 г. ниже прожиточного минимума находилось ок. 50% населения страны, а закон увеличит эту цифру ещё на 10-15%. Тем не менее реальные выгоды этот закон может принести гораздо позже, т. к. на основе потребительской корзины должны составляться законы о прожиточном минимуме, устанавливаться минимальный размер оплаты труда, нормы пенсионного обеспечения и др. социальные нормативы.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.