Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Для понимания роли обучения как средства образования, воспитания и развития человека важнейшее значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических навыков и умений творческой деятельности. Обучение оказывает более широкое влияние на личность. Дело в том, что знания, как предмет усвоения, имеют три взаимосвязанные стороны:

теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия), практическую (навыки и умения применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственные идеи). Это означает, что в процессе обучения одновременно происходит обогащение личности новыми научными знаниями определенного образовательного уровня, развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения и нравственной культуры.

Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения реализуются в единстве, что позволяет говорить о них как о принципе педагогической деятельности, который требует специальных усилий педагогов, чтобы его обеспечить. В этом случае обучающая деятельность педагога должна быть спроектирована и осуществлена так, чтобы ее содержательная и процессуальная стороны, реализуемые в преподавании и учении, выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества и государства.

Аттестация, лицензирование и аккредитация

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Аттестация (от лат. attestatio свидетельство) образовательных учреждений в Российской Федерации является основной формой государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Она устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех образовательных учреждений (независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности) требованиям государственных образовательных стандартов.

Образовательное учреждение может пройти аттестацию только при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее половины его выпускников в течение 3 последних лет. Она проводится один раз в 5 лет по заявлению образовательного учреждения государственной аттестационной службой либо по ее поручению органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений и общественности.

Для проведения аттестации создается комиссия из педагогов и представителей органов здравоохранения, министерств, ведомств и т.д. Заключение комиссии является основанием для получения государственной аккредитации либо ее лишения.

Содержание и система образования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Для успешного осуществления профессиональной подготовки, как важного средства формирования и развития личности, необходимо уяснить не только то, чему ее учить, но и, прежде всего, то, как должна решаться эта задача. Ответ на этот вопрос как раз и определяет содержание образования. Что же следует понимать под понятием "содержание образования"?

При ответе на этот вопрос необходимо иметь в виду ту систему научных знаний и связанных с ними практических умений, которыми необходимо овладеть обучаемым в интересах развития их умственных и творческих способностей. Но фактический материал каждого учебного предмета органически включает в себя мировоззренческие и нравственные идеи, а также выводы, которые оказывают большое формирующее влияние на личность. Естественно, что эти идеи и выводы одновременно являются важной частью содержания образования. Поэтому в общем плане под содержанием образования можно понимать ту систему научных знаний, практических навыков и умений, а также мировоззренческих и нравственных идей, которыми необходимо овладеть обучаемым.

Определение содержания образования задача непростая. История педагогики показывает, что при ее решении допускалось немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения. Вот почему в педагогической науке такое большое значение придается разработке тех исходных теоретических идей, которые должны определять содержание современного образования. Основными из них выступают объективные (потребности общества, развитие науки и техники и др.) и субъективные (политика и идеология государства, методологические позиции ученых и др.) факторы. К тому же образование должно обеспечивать овладение обучаемыми социальным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности, их мировоззренческая и морально-нравственная направленность. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость обеспечения полноценного научного образования всех категорий граждан, его постоянного совершенствования в связи с социально-экономическими преобразованиями и потребностями общества в повышении качества подготовки людей на различных образовательных уровнях (начальном, среднем или высшем).

Цели, содержание и структура непрерывного образования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Непрерывное образование представляет собой философскопедагогическую концепцию, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека. В то же время это также аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образо вательной системы государства и один из важнейших принципов образовательной политики Российской Федерации.

В теории и практике непрерывного образования особо акцентируется образование взрослых за пределами базового образования — приобретение и повышение профессиональной квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д.

В мировой педагогике понятие непрерывного образования выражается рядом терминов, среди которых: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др. К этому понятию тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, оторванной от трудовой деятельности человека, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой.

Единство образования и самообразования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах:

1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;

2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.

К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и политическое самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов, концертов и фонозаписей, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок, различные виды практической деятельности опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имело целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного уровня.

Образовательные стандарты и программы

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Образовательные стандарты раскрывают цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 г.). Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Они определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, а также являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Для обучающихся, имеющих нарушения в психофизическом развитии, могут быть установлены специальные образовательные стандарты, на основе которых разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на соответствующие технологии обучения.

На основе требований образовательного стандарта государственными органами управления образованием разрабатываются примерные образовательные программы, которые определяют содержание образования всех уровней и направлений. Образовательное учреждение на договорной основе также может реализовывать и дополнительные образовательные программы.

Взаимосвязь психологии и педагогики

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Важно отметить, что сближение психологии с педагогикой шло в различных направлениях. Считается, что первый проект построения единого отечественного психолого-педагогического знания на принципах естественно-научного подхода к обучению и воспитанию детей предложил П.Ф.Каптерев. С аналогичной позиции исследовал роль мышечной активности в формировании детского ума П.Ф.Лесгафт, которому также принадлежит исследование так называемых «школьных типов».

В начале XX века уже зарождается идея создания специальной комплексной науки о детях педологии. Применительно к детской психике, наряду с направлением, которое объясняло ее развитие исходя из принципов эволюции биологии, складываются концепции, ориентирующиеся на культурно-исторический подход и ставящие поведение ребенка в зависимость от социальных факторов (Н.Ланге, Т.Рибо, Дж.Мид). В то же время, изучение проблем развития (обучения и воспитания) детей побуждало опираться на объективные показатели строения, функций и развития психики ребенка.

Глубокое воздействие на изменение облика педагогики также оказали достижения исторической и этнической психологии, изучающей психику народов, стоящих на различных исторических ступенях культурного развития. Вслед за систематизацией этнографических фактов широкое развитие получили сопоставительные экспериментальные исследования восприятия, памяти, мышления у детей и взрослых, живущих в условиях различных культур.

Тара и упаковка хлебопекарной и макаронной продукции

Наука » Оборудование отрасли
При хранении хлеба и хлебобулочных изделий довольно быстро изменяются их физико-химические и потребительские свойства, что приводит к ухудшению внешнего вида, качества и даже полной потере ценности. Под влиянием факторов окружающей среды хлеб черствеет и плесневеет, а макаронные изделия усыхают, крошатся или наоборот увлажняются и также плесневеют. В этой связи хлеб и хлебобулочные изделия целесообразно после из производства упаковывать.

Этот процесс обеспечит сохранность и длительность хранения пищевого продукта и одновременно является реальным для осуществления лучшего сбыта продукции.

В качестве упаковочного материала для хлебобулочных изделий и макаронной продукции используют полипропилен (ПП), поливинилхлорид (ПВХ), полиэтилен (ПЭ), бумага, картон и комбинированные упаковочные материалы.

Полипропилен – применяется в основном для упаковки батонов, частично подового и формового хлеба, реже – сдоб.

Такая пленка идеальна для использования на всех типах упаковочных машин, и особенно широко используется для упаковки макаронной продукции.

Участок производства вермишели быстрого приготовления

Наука » Оборудование отрасли
Участок производства вермишели быстрого приготовления включает 3 бака подготовки бульона (куриного, овощного и др.), который дозируется одновременно с мукой в смеситель. После замеса теста оно из агрегата подачи теста проталкивается лопастью через выпускное отверстие в дне корпуса в раскаточную машину. Агрегат подачи теста состоит из цилиндрического корпуса диаметром 1600 мм, высотой 300 мм. Лопасть вращается с частотой вращения 6,2 мин-1. Машина для раскатки многоступенчатая и имеет пять пар раскатывающих валков (вальцов), которые вращаясь навстречу друг другу раскатывают тесто до необходимой толщины. Валки имеют диаметр от 125 мм до 240 мм и длину 400 мм. Зазор между валками последовательно уменьшается в зависимости от ассортимента с 1,6 ¸ 2,3 мм до 0,6 ¸ 0,9 мм. Частота вращения, наоборот увеличивается от 22–23 мин-1 до 50 ¸ 52 мин-1. Последняя шестая пара валков имеет ножи с шагом 0,9 – 1,05 мм для узорной (фигурной) резки теста. Скорость резки в 1,05–1,1 раза больше скорости вращения скорости валков и в 2,0–2,4 раза больше скорости движения промежуточной сетки, что обеспечивает фигурную укладку вермишели. После резки вермишель поступает в пропарочную камеру. В ней происходит первичная термическая обработка паром при температуре 105–110 C, и давлении 1,3–1,5 атм. Пропарка вермишели происходит на сетчатом конвейере.

Макаронные прессы

Наука » Оборудование отрасли
Шнековые и макаронные прессы выполняют весь комплекс технологических операций по производству сырых макаронных изделий:

прессы дозирования ингредиентов, замес теста и формования сырых изделий. Подразделяют на шнековые — непрерывного действия и гидравлические — периодического (последние в настоящее время не применяются). Могут быть с одним, двумя смесителями и одношнековые, двух или четырехшнековые.

Производительность промышленных прессов от 350 до 2000 кг/час и более.

В промышленности работают прессы ЛПЛ-2М и итальянских фирм «Брайбанти», «Паван», «Фава», швейцарской «Бюллер» и др.

Движение по шнековой камере теста условно разделяют на 2 зоны: перемещение шнеком рыхлого теста и уплотнение, на 3-4 последних витках шнека, далее подача теста к головке и круглой матрице или к тубусу и прямоугольной матрице.

Как правило, используется однозаходный шнек с трехзаходной насадкой для уплотнения теста и равномерной подачи на матрицы.

В корпусе шнековой камеры по всей длине аксиально расположены канавки, уменьшающие закручивание и перетирание теста. Рабочее давление в шнеке составляет 9–12 МПа. Пусковой момент на 10–25 % выше.

Механизмы для посадки и выгрузки тестовых заготовок

Наука » Оборудование отрасли
К классификация механизмов

В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции посадочные механизмы можно разделить на две группы: механизмы для посадки тестовых заготовок подовых сортов – «посадчики»; механизмы для укладки заготовок в форму - укладчики.

По конструктивным особенностям посадчики подразделяются на маятниковые, ленточные, роторно-ленточные, гребенчатые, ковшовые и др. Каждый раз, выбирая тип посадчика необходимо учитывать сорт хлеба (размеры, массу), особенности конструкции шкафа или печи (тип, размеры, производительность).

Разгрузочные механизмы служат для перекладки тестовых заготовок из расстойного шкафа на под печи, или для выгрузки из самих печей.

Роторно-ленточный посадчик применяется в линиях для выработки батонообразных изделий.

Делительно-укладочная машина Ш33-ХД3-У предназначена для деления и укладки кусков теста из ржаной и пшеничной муки. Машина разработана на базе делителя укладчика Р3-ХД2-У. Эти устройства могут работать с расстойно-печными агрегатами П6-ХРМ, АЦХ и др., укладывая заготовки в формы люлек расстойного шкафа.

Расстойно-печные агрегаты

Наука » Оборудование отрасли
Расстойно-печные агрегаты представляют собой устройства, состоящие из расстойной камеры для окончательной расстойки и печи объединенные общим конвейером. Они предназначаются для выработки формовых сортов хлеба.

Известны расстойно-печные агрегаты с печью ФТЛ-2, АЦХ, ХПА-40. Для

изменения времени расстойки в расстойки в расстойной камере агрегата служит специальная каретка, с установленными на ней двумя парами звездочек. Передвигая каретку вправо или влево (вверх-вниз на П6-ХРЭ) можно изменить длину рабочей части конвейера, и тем самым изменять продолжительность расстойки, не меняя времени выпечки. Время выпечки регулируется с помощью реле времени в пределах от 10 до 100 минут или вариатором скорости, который установлен в приводе печи.

Расстойно-печные агрегаты АЦХ и ХПА предназначены для выработки формовых сортов, имеют горизонтальное расположение конвейера в шкафу расстойки. Конструктивно они похожи на агрегат П6-ХРМ, но значительно больше по производительности. Так расстойно-печной агрегат АЦХ с семиниточной печью может вырабатывать до 90 т/сут, а Ш32-РП2-А (с печью ХПА) до 40 т/сут.

Достоинством расстойно-печных агрегатов является механизация процесса, создание поточности производства, уменьшение площади.

Недостатком является некоторая сложность и громоздкость конструкции.