Для успешного осуществления профессиональной подготовки, как важного средства формирования и развития личности, необходимо уяснить не только то, чему ее учить, но и, прежде всего, то, как должна решаться эта задача. Ответ на этот вопрос как раз и определяет содержание образования. Что же следует понимать под понятием "содержание образования"?
При ответе на этот вопрос необходимо иметь в виду ту систему научных знаний и связанных с ними практических умений, которыми необходимо овладеть обучаемым в интересах развития их умственных и творческих способностей. Но фактический материал каждого учебного предмета органически включает в себя мировоззренческие и нравственные идеи, а также выводы, которые оказывают большое формирующее влияние на личность. Естественно, что эти идеи и выводы одновременно являются важной частью содержания образования. Поэтому в общем плане под содержанием образования можно понимать ту систему научных знаний, практических навыков и умений, а также мировоззренческих и нравственных идей, которыми необходимо овладеть обучаемым.
Определение содержания образования задача непростая. История педагогики показывает, что при ее решении допускалось немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения. Вот почему в педагогической науке такое большое значение придается разработке тех исходных теоретических идей, которые должны определять содержание современного образования. Основными из них выступают объективные (потребности общества, развитие науки и техники и др.) и субъективные (политика и идеология государства, методологические позиции ученых и др.) факторы. К тому же образование должно обеспечивать овладение обучаемыми социальным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности, их мировоззренческая и морально-нравственная направленность. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость обеспечения полноценного научного образования всех категорий граждан, его постоянного совершенствования в связи с социально-экономическими преобразованиями и потребностями общества в повышении качества подготовки людей на различных образовательных уровнях (начальном, среднем или высшем).
Следует отметить, что конкретное содержание образования достаточно динамично. То, что его формировало вчера сегодня уже может выглядеть по-другому, а завтра вновь измениться. Вот почему в дидактике сформулирована и действует система научных требований к определению содержания образования. Рассмотрим основные из них.
1. Содержание образования на всех ступенях должно быть направлено на достижение главной цели общества формирование современной гармонично развитой личности. Из этого требования следует, что содержание образовательной работы должно обеспечивать умственное развитие обучаемых, их техническую и трудовую (служебную) подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
2. Содержание образования должно строиться на строго научной основе и объяснять обучаемым сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданско-патриотической позиции. Это требование имеет ряд аспектов.
Во-первых, в содержание образования должны включаться только твердо устоявшиеся в науке теоретические положения.
Во-вторых, содержание учебного предмета должно соответствовать современному состоянию науки и включать в себя новейшие ее достижения.
В-третьих, содержание образования должно характеризоваться четкостью выводов по изучаемым вопросам.
3. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственным той или иной науке. Отработка такой системы достаточно сложная задача.
Однако именно она позволяет обучаемым успешно продвигаться по пути усвоения необходимого учебного знания и формирования соответствующих навыков и умений.
4. Содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными дисциплинами (учебными предметами). Это требование обусловлено двумя основными факторами.
Первый из них заключается в том, что изучение большинства предметов невозможно без предварительной подготовки по другим. Второй обусловлен тем, что конкретный учебный предмет отражает лишь какую-то одну сторону целостной деятельности человека. Следовательно, эффективность его деятельности всецело зависит от полноты и качества знаний по всем ее составляющим.
Необходимо отметить, что конкретное содержание образования, формируемое рассмотренными требованиями, конкретизируется на каждом из его этапов, обусловливающих структуру образовательной системы государства. Согласно Закону "Об образовании" в образовательной системе Российской Федерации выделяется три вида образования:
1. Дошкольное образование, имеющее целью осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей в семьях и дошкольных детских учреждениях.
2. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Его главной целью является вооружение обучаемого системой знаний, навыков и умений, а также формирование у него качеств личности, позволяющих успешно осваивать различные виды профессиональной деятельности в соответствии с потребностями государства, общества или самой личности.
3. Профессиональное образование также включает в себя три уровня: начальный, средний и высший. К тому же, оно может быть как основным, так и дополнительным. Целью профессионального образования является подготовка специалиста соответствующего профиля и уровня для деятельности в конкретной области (гуманитарной, производственной, медицинской, военной и т.д.).
Закон, помимо рассмотренных видов образования, также предусматривает и профессиональную подготовку, направленную на ускоренное приобретение и совершенствование обучаемыми знаний, навыков и умений для выполнения определенной профессиональной деятельности. Однако необходимо учитывать, что профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. В то же время она выступает важным элементом государственной системы непрерывного образования.
К числу форм, в рамках которых граждане Российской Федерации могут получить образование определенного уровня, относятся очное, очно-заочное (вечернее) и заочное обучение, а также семейное образование, самообразование и экстернат. Допускается сочетание различных форм, однако в пределах конкретных общеобразовательных или профессиональных образовательных программ действует единый государственный образовательный стандарт. К тому же по ряду профессий (например, медицинским) очно-заочная и заочная формы обучения, а также экстернат не допускаются.
В последние годы в российской образовательной системе широкое распространение получило дистанционное обучение, представляющее собой технологию целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Оно осуществляется с помощью средств (как правило электронных) и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса к очной форме обучения.
Для реализации образовательных программ различного уровня учебное заведение должно пройти специальные процедуры аттестацию, лицензирование и аккредитацию.
При ответе на этот вопрос необходимо иметь в виду ту систему научных знаний и связанных с ними практических умений, которыми необходимо овладеть обучаемым в интересах развития их умственных и творческих способностей. Но фактический материал каждого учебного предмета органически включает в себя мировоззренческие и нравственные идеи, а также выводы, которые оказывают большое формирующее влияние на личность. Естественно, что эти идеи и выводы одновременно являются важной частью содержания образования. Поэтому в общем плане под содержанием образования можно понимать ту систему научных знаний, практических навыков и умений, а также мировоззренческих и нравственных идей, которыми необходимо овладеть обучаемым.
Определение содержания образования задача непростая. История педагогики показывает, что при ее решении допускалось немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения. Вот почему в педагогической науке такое большое значение придается разработке тех исходных теоретических идей, которые должны определять содержание современного образования. Основными из них выступают объективные (потребности общества, развитие науки и техники и др.) и субъективные (политика и идеология государства, методологические позиции ученых и др.) факторы. К тому же образование должно обеспечивать овладение обучаемыми социальным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности, их мировоззренческая и морально-нравственная направленность. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость обеспечения полноценного научного образования всех категорий граждан, его постоянного совершенствования в связи с социально-экономическими преобразованиями и потребностями общества в повышении качества подготовки людей на различных образовательных уровнях (начальном, среднем или высшем).
Следует отметить, что конкретное содержание образования достаточно динамично. То, что его формировало вчера сегодня уже может выглядеть по-другому, а завтра вновь измениться. Вот почему в дидактике сформулирована и действует система научных требований к определению содержания образования. Рассмотрим основные из них.
1. Содержание образования на всех ступенях должно быть направлено на достижение главной цели общества формирование современной гармонично развитой личности. Из этого требования следует, что содержание образовательной работы должно обеспечивать умственное развитие обучаемых, их техническую и трудовую (служебную) подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
2. Содержание образования должно строиться на строго научной основе и объяснять обучаемым сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданско-патриотической позиции. Это требование имеет ряд аспектов.
Во-первых, в содержание образования должны включаться только твердо устоявшиеся в науке теоретические положения.
Во-вторых, содержание учебного предмета должно соответствовать современному состоянию науки и включать в себя новейшие ее достижения.
В-третьих, содержание образования должно характеризоваться четкостью выводов по изучаемым вопросам.
3. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственным той или иной науке. Отработка такой системы достаточно сложная задача.
Однако именно она позволяет обучаемым успешно продвигаться по пути усвоения необходимого учебного знания и формирования соответствующих навыков и умений.
4. Содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными дисциплинами (учебными предметами). Это требование обусловлено двумя основными факторами.
Первый из них заключается в том, что изучение большинства предметов невозможно без предварительной подготовки по другим. Второй обусловлен тем, что конкретный учебный предмет отражает лишь какую-то одну сторону целостной деятельности человека. Следовательно, эффективность его деятельности всецело зависит от полноты и качества знаний по всем ее составляющим.
Необходимо отметить, что конкретное содержание образования, формируемое рассмотренными требованиями, конкретизируется на каждом из его этапов, обусловливающих структуру образовательной системы государства. Согласно Закону "Об образовании" в образовательной системе Российской Федерации выделяется три вида образования:
1. Дошкольное образование, имеющее целью осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей в семьях и дошкольных детских учреждениях.
2. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Его главной целью является вооружение обучаемого системой знаний, навыков и умений, а также формирование у него качеств личности, позволяющих успешно осваивать различные виды профессиональной деятельности в соответствии с потребностями государства, общества или самой личности.
3. Профессиональное образование также включает в себя три уровня: начальный, средний и высший. К тому же, оно может быть как основным, так и дополнительным. Целью профессионального образования является подготовка специалиста соответствующего профиля и уровня для деятельности в конкретной области (гуманитарной, производственной, медицинской, военной и т.д.).
Закон, помимо рассмотренных видов образования, также предусматривает и профессиональную подготовку, направленную на ускоренное приобретение и совершенствование обучаемыми знаний, навыков и умений для выполнения определенной профессиональной деятельности. Однако необходимо учитывать, что профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. В то же время она выступает важным элементом государственной системы непрерывного образования.
К числу форм, в рамках которых граждане Российской Федерации могут получить образование определенного уровня, относятся очное, очно-заочное (вечернее) и заочное обучение, а также семейное образование, самообразование и экстернат. Допускается сочетание различных форм, однако в пределах конкретных общеобразовательных или профессиональных образовательных программ действует единый государственный образовательный стандарт. К тому же по ряду профессий (например, медицинским) очно-заочная и заочная формы обучения, а также экстернат не допускаются.
В последние годы в российской образовательной системе широкое распространение получило дистанционное обучение, представляющее собой технологию целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Оно осуществляется с помощью средств (как правило электронных) и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса к очной форме обучения.
Для реализации образовательных программ различного уровня учебное заведение должно пройти специальные процедуры аттестацию, лицензирование и аккредитацию.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи