Важно отметить, что сближение психологии с педагогикой шло в различных направлениях. Считается, что первый проект построения единого отечественного психолого-педагогического знания на принципах естественно-научного подхода к обучению и воспитанию детей предложил П.Ф.Каптерев. С аналогичной позиции исследовал роль мышечной активности в формировании детского ума П.Ф.Лесгафт, которому также принадлежит исследование так называемых «школьных типов».
В начале XX века уже зарождается идея создания специальной комплексной науки о детях педологии. Применительно к детской психике, наряду с направлением, которое объясняло ее развитие исходя из принципов эволюции биологии, складываются концепции, ориентирующиеся на культурно-исторический подход и ставящие поведение ребенка в зависимость от социальных факторов (Н.Ланге, Т.Рибо, Дж.Мид). В то же время, изучение проблем развития (обучения и воспитания) детей побуждало опираться на объективные показатели строения, функций и развития психики ребенка.
Глубокое воздействие на изменение облика педагогики также оказали достижения исторической и этнической психологии, изучающей психику народов, стоящих на различных исторических ступенях культурного развития. Вслед за систематизацией этнографических фактов широкое развитие получили сопоставительные экспериментальные исследования восприятия, памяти, мышления у детей и взрослых, живущих в условиях различных культур.
Реализация этих и многих других подходов привела к формированию специфических психолого-педагогических отраслей в точке соприкосновения интересов психологии и педагогики (например, педагогической психологии). В результате иногда встречаются утверждения, что психология является теоретической основой педагогики. Однако в этом случае реальная грань, разделяющая предметы этих наук, стирается. В то же время она существует. Если психология изучает психические процессы, строго говоря, безотносительно к использованию соответствующих данных в процессах воспитания, то педагогику интересует именно инструментальная сторона. Например, общие закономерности внимания и его развития изучаются психологией, а педагогику интересует его целенаправленное использование в целях обучения и воспитания. Следовательно, она использует установленные психологией факты для исследования своего собственного предмета. Вот почему в английской и американской психолого-педагогической традиции соответствующая проблематика относиться к прикладной части общей, педагогической или социальной психологии.
И все же, несмотря на достаточную самостоятельность психологии и педагогики в практической деятельности результаты их исследований реализуются преимущественно совместно. Это обусловлено рядом
причин:
во-первых, в самом общем виде совпадает их объект изучения: личность и коллектив (группа людей);
во-вторых, главной целью обеих наук выступает повышение эффективности обучения (профессиональной подготовки), воспитания и развития человека.
в-третьих, обе науки используют общие категории, опираются на единую методологическую и общенаучную основу.
Следовательно, это две взаимосвязанные, взаимодополняющие науки. При этом психология дает в руки педагога своеобразный инструмент изучения и воздействия на личность и коллектив, который он использует в ходе их обучения, воспитания и развития процессов, рассматриваемых педагогикой.
Однако включение психологии и педагогики в состав междисциплинарных исследований продуктивно лишь тогда, когда они обогащают их присущими только им понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другими науками психология и педагогика сами обогащаются новыми идеями и подходами, развивающими их содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки.
В начале XX века уже зарождается идея создания специальной комплексной науки о детях педологии. Применительно к детской психике, наряду с направлением, которое объясняло ее развитие исходя из принципов эволюции биологии, складываются концепции, ориентирующиеся на культурно-исторический подход и ставящие поведение ребенка в зависимость от социальных факторов (Н.Ланге, Т.Рибо, Дж.Мид). В то же время, изучение проблем развития (обучения и воспитания) детей побуждало опираться на объективные показатели строения, функций и развития психики ребенка.
Глубокое воздействие на изменение облика педагогики также оказали достижения исторической и этнической психологии, изучающей психику народов, стоящих на различных исторических ступенях культурного развития. Вслед за систематизацией этнографических фактов широкое развитие получили сопоставительные экспериментальные исследования восприятия, памяти, мышления у детей и взрослых, живущих в условиях различных культур.
Реализация этих и многих других подходов привела к формированию специфических психолого-педагогических отраслей в точке соприкосновения интересов психологии и педагогики (например, педагогической психологии). В результате иногда встречаются утверждения, что психология является теоретической основой педагогики. Однако в этом случае реальная грань, разделяющая предметы этих наук, стирается. В то же время она существует. Если психология изучает психические процессы, строго говоря, безотносительно к использованию соответствующих данных в процессах воспитания, то педагогику интересует именно инструментальная сторона. Например, общие закономерности внимания и его развития изучаются психологией, а педагогику интересует его целенаправленное использование в целях обучения и воспитания. Следовательно, она использует установленные психологией факты для исследования своего собственного предмета. Вот почему в английской и американской психолого-педагогической традиции соответствующая проблематика относиться к прикладной части общей, педагогической или социальной психологии.
И все же, несмотря на достаточную самостоятельность психологии и педагогики в практической деятельности результаты их исследований реализуются преимущественно совместно. Это обусловлено рядом
причин:
во-первых, в самом общем виде совпадает их объект изучения: личность и коллектив (группа людей);
во-вторых, главной целью обеих наук выступает повышение эффективности обучения (профессиональной подготовки), воспитания и развития человека.
в-третьих, обе науки используют общие категории, опираются на единую методологическую и общенаучную основу.
Следовательно, это две взаимосвязанные, взаимодополняющие науки. При этом психология дает в руки педагога своеобразный инструмент изучения и воздействия на личность и коллектив, который он использует в ходе их обучения, воспитания и развития процессов, рассматриваемых педагогикой.
Однако включение психологии и педагогики в состав междисциплинарных исследований продуктивно лишь тогда, когда они обогащают их присущими только им понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другими науками психология и педагогика сами обогащаются новыми идеями и подходами, развивающими их содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи