КОНЪЮНКТУРА (ср.-век. лат. conjuncture, от лат. conjungo - связываю, соединяю), колебания деловой активности, которые отражают смену благоприятных и неблагоприятных периодов в развитии экономики и проявляются в изменении всей совокупности элементов хозяйственной жизни (уровня цен, ссудного процента, масштабов производства и инвестиций, объёмов торгового оборота, уровня занятости, безработицы и др.). Термин введён немецким общественным деятелем и экономистом Ф. Лассалем. В англоязычной литературе понятию "конъюнктура" соответствует термин "деловой цикл". Н. Б. Крылова.
КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА, главные идеи данного вида деятельности. На основе концепций осуществляется управление маркетингом, которое включает анализ, прогнозирование, планирование, оперативное регулирование, стимулирование, учёт и контроль мероприятий и действий фирмы, направленных на решение задач овладения рынком, увеличения сбыта товаров, получения устойчивой прибыли. Обычно выделяется основная концепция маркетинга и менее общие, частные концепции, олицетворяющие наиболее часто встречающиеся при решении задач маркетинга подходы.
Концепция маркетинга - это современный, рыночный подход к предпринимательству, основанный на приоритете потребителя как главного агента рыночных отношений, на интересы которого должна ориентироваться маркетинговая деятельность. В соответствии с этой концепцией маркетинг понимается как стремление к удовлетворению потребностей и запросов клиентов посредством продажи нужных им товаров и обеспечения производства, поставки и использования этих товаров, что одновременно приносит прибыль производителям и продавцам. Согласно такой концепции, потребитель всегда прав и надо к нему прислушиваться, исходить из его интересов. Суть концепции маркетинга состоит в понимании маркетинга как длительной связи между покупателями и продавцами товаров, гарантирующей покупателю выполнение его запросов, надёжное обслуживание, а производственным и торговым фирмам - длительное получение доходов.
Концепция маркетинга - это современный, рыночный подход к предпринимательству, основанный на приоритете потребителя как главного агента рыночных отношений, на интересы которого должна ориентироваться маркетинговая деятельность. В соответствии с этой концепцией маркетинг понимается как стремление к удовлетворению потребностей и запросов клиентов посредством продажи нужных им товаров и обеспечения производства, поставки и использования этих товаров, что одновременно приносит прибыль производителям и продавцам. Согласно такой концепции, потребитель всегда прав и надо к нему прислушиваться, исходить из его интересов. Суть концепции маркетинга состоит в понимании маркетинга как длительной связи между покупателями и продавцами товаров, гарантирующей покупателю выполнение его запросов, надёжное обслуживание, а производственным и торговым фирмам - длительное получение доходов.
КОНФЛИКТ (от лат. conflictus -столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящие к борьбе. Основой конфликта являются накопившиеся противоречия, попытки людей, имеющих противоположные, взаимоисключающие цели, добиться их в ущерб или за счёт другого.
Современная наука об управлении рассматривает конфликт как норму отношений между людьми, необходимый элемент производственной деятельности. Конфликты - это реальность нашей жизни, они играют важную социально-психологическую роль как в обществе, так и в любой организации и семье. Они порождаются в результате противодействия одного лица деятельности другого лица (людей, организаций). Лицо, столкнувшееся с таким противодействием, испытывает затруднения в реализации своих целей и интересов.
Менеджер в силу своего положения в организации и выполняемой им роли обычно находится в центре конфликтов и призван их разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом - это одна из важнейших функций руководителя любого уровня: от бригадира до президента компании. В среднем руководители тратят на разрешение различного рода конфликтов пятую часть своего рабочего времени.
Предметом конфликта является реально возникшая или предполагаемая, воображаемая проблема, которая и становится причиной выяснения отношений между сторонами. Предмет конфликта - это и есть его внутренняя причина, основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого люди (или организации) вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания ценностями, ресурсами, проблема престижа, несбывшиеся ожидания, ограничение самостоятельности и т. д.
Современная наука об управлении рассматривает конфликт как норму отношений между людьми, необходимый элемент производственной деятельности. Конфликты - это реальность нашей жизни, они играют важную социально-психологическую роль как в обществе, так и в любой организации и семье. Они порождаются в результате противодействия одного лица деятельности другого лица (людей, организаций). Лицо, столкнувшееся с таким противодействием, испытывает затруднения в реализации своих целей и интересов.
Менеджер в силу своего положения в организации и выполняемой им роли обычно находится в центре конфликтов и призван их разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом - это одна из важнейших функций руководителя любого уровня: от бригадира до президента компании. В среднем руководители тратят на разрешение различного рода конфликтов пятую часть своего рабочего времени.
Предметом конфликта является реально возникшая или предполагаемая, воображаемая проблема, которая и становится причиной выяснения отношений между сторонами. Предмет конфликта - это и есть его внутренняя причина, основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого люди (или организации) вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания ценностями, ресурсами, проблема престижа, несбывшиеся ожидания, ограничение самостоятельности и т. д.
КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ АКЦИЙ, число акций, предоставляющее возможность его владельцу (или владельцам) осуществлять фактический контроль над деятельностью акционерного общества. Формально под контрольным пакетом понимают наличие у акционера (или группы акционеров) 50% голосующих акций плюс 1 акция, что позволяет принимать на общем собрании акционеров решения, требующие простого большинства голосов. Владелец контрольного пакета акций может заблокировать принятие общим собранием любых решений, как требующих простого, так и, тем более, квалифицированного большинства голосов.
В реальных условиях контрольный пакет акций может быть гораздо меньше 50%. Если, напр., на общем собрании присутствуют акционеры, которым принадлежат 74% голосующих акций, то контрольным является пакет, составляющий 37% плюс 1 акция.
Если в акционерном обществе, кроме обыкновенных, имеются также привилегированные акции, не предоставляющие их владельцам права голоса на общем собрании акционеров (кроме случаев, предусмотренных законодательством), то величина контрольного пакета зависит от доли привилегированных акций в их общем количестве. Если, напр., доля привилегированных акций составляет 20% от уставного капитала, то контрольный пакет - это 40% плюс 1 обыкновенная акция.
В реальных условиях контрольный пакет акций может быть гораздо меньше 50%. Если, напр., на общем собрании присутствуют акционеры, которым принадлежат 74% голосующих акций, то контрольным является пакет, составляющий 37% плюс 1 акция.
Если в акционерном обществе, кроме обыкновенных, имеются также привилегированные акции, не предоставляющие их владельцам права голоса на общем собрании акционеров (кроме случаев, предусмотренных законодательством), то величина контрольного пакета зависит от доли привилегированных акций в их общем количестве. Если, напр., доля привилегированных акций составляет 20% от уставного капитала, то контрольный пакет - это 40% плюс 1 обыкновенная акция.
КОНТРОЛЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ, одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции. Контроль в менеджменте призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации, своевременно определять отклонения от плана и тем самым создавать предпосылки для внесения коррективов в запланированные показатели развития отдельных подразделений и всей организации. Цель контроля - предотвращение ошибок. Деятельность организации требует, чтобы контроль был непрерывным процессом. Без надёжной системы контроля не может успешно функционировать ни одна организация.
Внешний контроль организации выполняется органами власти, налоговой инспекцией, банком, техническими инспекциями, санитарными и природоохранными организациями и т.п. на основе действующих законов и постановлений соответствующих органов власти. Внешний контроль за деятельностью подразделений предприятий осуществляется вышестоящим руководством (президент компании, вице-президенты и т. д.).
Внутренний контроль организации обеспечивается её же силами, его выполняют сами исполнители: они следят за своей работой и её результатами, вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность. Выделяют: контроль работы маркетингового подразделения; контроль расходования различных ресурсов; финансовый контроль за такими показателями, как уровень прибыли, издержки производства, эффективность капиталовложений, обеспеченность фирмы собственными средствами и др.; контроль качества продукции, технологической дисциплины, персонала и пр. Порядок внутреннего контроля определяется уставом или положением об организации, положениями о подразделениях (или производствах), должностными инструкциями, распоряжениями руководства предприятия.
Внешний контроль организации выполняется органами власти, налоговой инспекцией, банком, техническими инспекциями, санитарными и природоохранными организациями и т.п. на основе действующих законов и постановлений соответствующих органов власти. Внешний контроль за деятельностью подразделений предприятий осуществляется вышестоящим руководством (президент компании, вице-президенты и т. д.).
Внутренний контроль организации обеспечивается её же силами, его выполняют сами исполнители: они следят за своей работой и её результатами, вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность. Выделяют: контроль работы маркетингового подразделения; контроль расходования различных ресурсов; финансовый контроль за такими показателями, как уровень прибыли, издержки производства, эффективность капиталовложений, обеспеченность фирмы собственными средствами и др.; контроль качества продукции, технологической дисциплины, персонала и пр. Порядок внутреннего контроля определяется уставом или положением об организации, положениями о подразделениях (или производствах), должностными инструкциями, распоряжениями руководства предприятия.
КОНТРАГЕНТ (от лат. contrahent -договаривающийся), сторона в двустороннем или многостороннем гражданско-правовом договоре; физические или юридические лица, связанные обязательствами по общему договору и сотрудничающие в процессе его выполнения. Контрагенты могут устанавливать, изменять или прекращать свои права и обязанности. Е. Ф. Борисов.
КОНОСАМЕНТ (франц. conaissement), документ, выдаваемый перевозчиком груза его отправителю, удостоверяющий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю. По своей сути коносамент есть договор о перевозке груза и относится к ценным бумагам. Коносаменты бывают: ценными, с указанием имени получателя груза; ордерными, содержащими указание о выдаче груза по приказу отправителя или получателя; "на предъявителя", согласно которому груз выдаётся предъявителю коносамента.
КОНКУРЕНЦИЯ (позднелат. concurentia, от concurrere - сталкиваться), 1) процесс сознательного соперничества между экономическими агентами за наиболее выгодные условия продажи или покупки на рынке. 2) Тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Различают два основных вида конкуренции - совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция характеризуется: а) наличием большого числа продавцов и покупателей, доля каждого из которых на рынке столь мала, что ни один из участников рынка в отдельности не обладает монопольной (рыночной) властью, т.е. не может влиять на цену товара; б) однородностью товаров, предлагаемых конкурентами, т. е. их идентичностью или полной заменяемостью с точки зрения потребителя; в) отсутствием барьеров для проникновения новых фирм и ухода с него действующих фирм (свободным входом на данный рынок и выходом с него); г) доступностью для каждого участника рынка совершенной информации, т.е. информации, обеспечивающей полное и достоверное знание о настоящих и будущих условиях рынка.
Различают два основных вида конкуренции - совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция характеризуется: а) наличием большого числа продавцов и покупателей, доля каждого из которых на рынке столь мала, что ни один из участников рынка в отдельности не обладает монопольной (рыночной) властью, т.е. не может влиять на цену товара; б) однородностью товаров, предлагаемых конкурентами, т. е. их идентичностью или полной заменяемостью с точки зрения потребителя; в) отсутствием барьеров для проникновения новых фирм и ухода с него действующих фирм (свободным входом на данный рынок и выходом с него); г) доступностью для каждого участника рынка совершенной информации, т.е. информации, обеспечивающей полное и достоверное знание о настоящих и будущих условиях рынка.
КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ ВАЛЮТЫ (обратимость валюты), возможность обмена (конверсии) национальной валюты на иностранные валюты. При золотом стандарте конвертируемость означала обмен монет одной страны на монеты других стран и размен банкнот на золото. После отмены золотого стандарта обмен банкнот на золото полностью прекращён. Полная конвертируемость валюты предполагает снятие всех ограничений, препятствующих обмену валют для всех категорий её держателей в любой форме и по всем видам операций. К частичным формам обратимости относится возможность обмена валюты для определённых категорий её держателей, по отдельным видам операций, а иногда на валюты лишь некоторых стран (в рамках валютной зоны).
Валюты, которые могут свободно обмениваться на иностранные валюты всеми их держателями и по всем видам операций, называются свободно конвертируемыми валютами (СКВ). Их называют также твёрдыми валютами. Они широко используются в международных расчётах, участвуют в операциях на валютных рынках. Валюты, которые могут обменивать только некоторые владельцы и не по всем видам операций, называются частично обратимыми. Валюты стран, где существуют ограничения на обмен валюты для всех категорий держателей и по всем видам операций, являются необратимыми (их иногда называют мягкими валютами).
Валюты, которые могут свободно обмениваться на иностранные валюты всеми их держателями и по всем видам операций, называются свободно конвертируемыми валютами (СКВ). Их называют также твёрдыми валютами. Они широко используются в международных расчётах, участвуют в операциях на валютных рынках. Валюты, которые могут обменивать только некоторые владельцы и не по всем видам операций, называются частично обратимыми. Валюты стран, где существуют ограничения на обмен валюты для всех категорий держателей и по всем видам операций, являются необратимыми (их иногда называют мягкими валютами).
КОНВЕРСИЯ (от лат. conversio - изменение), термин, используемый в экономике для обозначения как структурных процессов, так и некоторых обменных операций в кредитно-денежной и финансовой сферах.
В числе структурных процессов - перевод военной промышленности на мирные рельсы после войны, а также перестройка военно-промышленного комплекса (ВПК), связанная с прекращением "холодной войны" и демилитаризацией национальной экономики. Эффективность конверсии зависит от создания в ходе её условий для наиболее полного использования накопленного производственного и научно-технического потенциалов отраслей как оборонной промышленности, так и гражданского производства, выполняющих оборонные заказы. Происходит полное или частичное замещение оборонной продукции гражданской (производственно-техническими или потребительскими товарами) либо продукцией двойного назначения (оборонной и гражданской). Оно осуществляется на основе использования уже имеющихся мощностей или на основе их реконструкции и создания новых.
Являясь неотъемлемой частью назревших структурных реформ российской экономики, конверсия ВПК должна при государственной финансовой поддержке и в рамках специальных государственных программ послужить базой для развития высокотехнологичных и наукоёмких производств. Это даст импульс устойчивому экономическому росту, позволит стране занять достойное место в международном разделении труда, на мировых рынках.
В числе структурных процессов - перевод военной промышленности на мирные рельсы после войны, а также перестройка военно-промышленного комплекса (ВПК), связанная с прекращением "холодной войны" и демилитаризацией национальной экономики. Эффективность конверсии зависит от создания в ходе её условий для наиболее полного использования накопленного производственного и научно-технического потенциалов отраслей как оборонной промышленности, так и гражданского производства, выполняющих оборонные заказы. Происходит полное или частичное замещение оборонной продукции гражданской (производственно-техническими или потребительскими товарами) либо продукцией двойного назначения (оборонной и гражданской). Оно осуществляется на основе использования уже имеющихся мощностей или на основе их реконструкции и создания новых.
Являясь неотъемлемой частью назревших структурных реформ российской экономики, конверсия ВПК должна при государственной финансовой поддержке и в рамках специальных государственных программ послужить базой для развития высокотехнологичных и наукоёмких производств. Это даст импульс устойчивому экономическому росту, позволит стране занять достойное место в международном разделении труда, на мировых рынках.
КОНВЕРГЕНЦИЯ (от лат. converger -приближаться, сходиться), термин, используемый в научной литературе для обозначения сближения различных экономических систем, моделей экономической и социальной политики различных стран. Термин получил признание в экономической науке в связи с широким распространением в I960-70-х гг. теории конвергенции. Эта теория разрабатывалась в разных вариантах представителями институционализма П. Сорокиным, У. Ростоу, Дж. К. Гэлбрейтом (США), Р. Ароном (Франция), эконометрикой Я. Тинбергеном (Нидерланды), X. Шельским и О. Флейтхаймом (ФРГ). Суть теории конвергенции состояла в том, что взаимодействие и взаимовлияние двух экономических систем - капитализма и социализма в ходе научно-технической революции рассматривалось как главный фактор движения этих систем к некоей "гибридной, смешанной системе". Согласно гипотезе конвергенции, "единое индустриальное общество" не будет ни капиталистическим, ни социалистическим. Оно соединит преимущества обеих систем и при этом не будет иметь их недостатков. Важным мотивом теории конвергенции было стремление преодолеть раскол мира и предотвратить угрозу термоядерного конфликта.
Один из вариантов теории конвергенции принадлежит академику А. Д. Сахарову, который в конце 1960-х гг. считал сближение стран капитализма и так называемого реального социализма, сопровождающееся демократизацией, демилитаризацией, социальным и научно-техническим прогрессом, единственной альтернативой гибели человечества.
Один из вариантов теории конвергенции принадлежит академику А. Д. Сахарову, который в конце 1960-х гг. считал сближение стран капитализма и так называемого реального социализма, сопровождающееся демократизацией, демилитаризацией, социальным и научно-техническим прогрессом, единственной альтернативой гибели человечества.
КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА, совокупность регулируемых и контролируемых переменных факторов, оказывающих воздействие на рынок и используемых фирмой при создании благоприятной для себя рыночной ситуации. В комплекс маркетинга включают все основные элементы влияния фирмы на спрос производимого и продаваемого ею товара в целях его поддержания и желаемого изменения.
Согласно принятым в современном маркетинге представлениям, в комплекс маркетинга включаются такие основные факторы маркетинговой деятельности, как товар, цена, сделка, методы распространения товаров и методы стимулирования продаж. Характерно при этом, что такие фундаментальные понятия экономики, как товар и цена, рассматриваемые как составные части комплекса маркетинга, трактуются не с общих позиций, а с точки зрения их места и роли в маркетинговой деятельности, т. е. не как общеэкономические, а как более узкие маркетинговые понятия.
Товар как часть комплекса маркетинга есть конкретный, обладающий определёнными количественными и качественными характеристиками, потребительскими свойствами объект, предлагаемый к продаже на целевом рынке (т. е. рынке данного вида товаров, соответствующего целям фирмы) с соблюдением условий обслуживания покупателей и гарантий.
Согласно принятым в современном маркетинге представлениям, в комплекс маркетинга включаются такие основные факторы маркетинговой деятельности, как товар, цена, сделка, методы распространения товаров и методы стимулирования продаж. Характерно при этом, что такие фундаментальные понятия экономики, как товар и цена, рассматриваемые как составные части комплекса маркетинга, трактуются не с общих позиций, а с точки зрения их места и роли в маркетинговой деятельности, т. е. не как общеэкономические, а как более узкие маркетинговые понятия.
Товар как часть комплекса маркетинга есть конкретный, обладающий определёнными количественными и качественными характеристиками, потребительскими свойствами объект, предлагаемый к продаже на целевом рынке (т. е. рынке данного вида товаров, соответствующего целям фирмы) с соблюдением условий обслуживания покупателей и гарантий.