КОНТРОЛЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ, одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции. Контроль в менеджменте призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации, своевременно определять отклонения от плана и тем самым создавать предпосылки для внесения коррективов в запланированные показатели развития отдельных подразделений и всей организации. Цель контроля - предотвращение ошибок. Деятельность организации требует, чтобы контроль был непрерывным процессом. Без надёжной системы контроля не может успешно функционировать ни одна организация.
Внешний контроль организации выполняется органами власти, налоговой инспекцией, банком, техническими инспекциями, санитарными и природоохранными организациями и т.п. на основе действующих законов и постановлений соответствующих органов власти. Внешний контроль за деятельностью подразделений предприятий осуществляется вышестоящим руководством (президент компании, вице-президенты и т. д.).
Внутренний контроль организации обеспечивается её же силами, его выполняют сами исполнители: они следят за своей работой и её результатами, вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность. Выделяют: контроль работы маркетингового подразделения; контроль расходования различных ресурсов; финансовый контроль за такими показателями, как уровень прибыли, издержки производства, эффективность капиталовложений, обеспеченность фирмы собственными средствами и др.; контроль качества продукции, технологической дисциплины, персонала и пр. Порядок внутреннего контроля определяется уставом или положением об организации, положениями о подразделениях (или производствах), должностными инструкциями, распоряжениями руководства предприятия.
В функции контроля входят:
1. Сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений. Контроль осуществляется не ради выявления проблем, какими бы интересными они ни были, а для их успешного решения и достижения конкретных результатов. Поэтому информация, ненужная для корректировки деятельности организации, не учитывается. В то же время необходимо точно знать степень отклонения основных процессов от научно обоснованных стандартов, чтобы иметь возможность провести анализ причин и последствий и сформулировать соответствующие решения.
2. Разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.
3. Разработка стандартной системы отчётности, проверка этой отчётности и её анализ, включающий финансовые и производственные показатели деятельности.
В системе управления контроль призван решать следующие задачи:
1. Обнаружение во внутренней и внешней среде организации факторов, которые могут оказать существенное влияние на её функционирование и развитие.
2. Своевременное обнаружение неизбежных в деятельности любой организации нарушений и ошибок и принятие оперативных мер для их устранения.
3. Применение результатов контроля для оценки работы организации и её персонала за определённый период, эффективности и надёжности системы управления ею.
4. Возможность избежать в будущем неудовлетворительных результатов деятельности и создать необходимые предпосылки для стимулирования персонала.
В целом контроль в менеджменте осуществляется для успешного решения возникающих проблем, преодоления трудностей, достижения конкретных результатов.
Контроль включает несколько последовательных этапов. Прежде всего определяются показатели, характеризующие деятельность организации, которые впоследствии необходимо контролировать, и источники информации об этих показателях. Это могут быть различные стандарты и нормативы (напр., норматив расходования материальных ресурсов на единицу производимой продукции, сроки выполнения или продолжительности тех или иных работ и т. п.), показатели эффективности и т. д.
На следующем этапе собирается информация о реально достигнутых результатах. На основе анализа собранной информации результаты деятельности организации в отчётный период сопоставляются с плановыми показателями и с результатами предшествующих периодов. На основании подобных сопоставлений делается вывод о степени отклонения итогов работы от стандартов, плановых заданий, о допущенных ошибках, недочётах при планировании.
В случае обнаружения возможных отклонений корректируются отдельные направления деятельности организации, её цели, могут пересматриваться планы работы предприятия, перераспределяются задания, некоторые изменения вносятся в используемую на предприятии технологию производства и управления. Например, могут быть приняты решения об изменении объёма производства, изменении цен на выпускаемую продукцию, о сокращении финансирования научных исследований и т. д.
Э. Я. Шейнин.
Внешний контроль организации выполняется органами власти, налоговой инспекцией, банком, техническими инспекциями, санитарными и природоохранными организациями и т.п. на основе действующих законов и постановлений соответствующих органов власти. Внешний контроль за деятельностью подразделений предприятий осуществляется вышестоящим руководством (президент компании, вице-президенты и т. д.).
Внутренний контроль организации обеспечивается её же силами, его выполняют сами исполнители: они следят за своей работой и её результатами, вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность. Выделяют: контроль работы маркетингового подразделения; контроль расходования различных ресурсов; финансовый контроль за такими показателями, как уровень прибыли, издержки производства, эффективность капиталовложений, обеспеченность фирмы собственными средствами и др.; контроль качества продукции, технологической дисциплины, персонала и пр. Порядок внутреннего контроля определяется уставом или положением об организации, положениями о подразделениях (или производствах), должностными инструкциями, распоряжениями руководства предприятия.
В функции контроля входят:
1. Сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений. Контроль осуществляется не ради выявления проблем, какими бы интересными они ни были, а для их успешного решения и достижения конкретных результатов. Поэтому информация, ненужная для корректировки деятельности организации, не учитывается. В то же время необходимо точно знать степень отклонения основных процессов от научно обоснованных стандартов, чтобы иметь возможность провести анализ причин и последствий и сформулировать соответствующие решения.
2. Разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.
3. Разработка стандартной системы отчётности, проверка этой отчётности и её анализ, включающий финансовые и производственные показатели деятельности.
В системе управления контроль призван решать следующие задачи:
1. Обнаружение во внутренней и внешней среде организации факторов, которые могут оказать существенное влияние на её функционирование и развитие.
2. Своевременное обнаружение неизбежных в деятельности любой организации нарушений и ошибок и принятие оперативных мер для их устранения.
3. Применение результатов контроля для оценки работы организации и её персонала за определённый период, эффективности и надёжности системы управления ею.
4. Возможность избежать в будущем неудовлетворительных результатов деятельности и создать необходимые предпосылки для стимулирования персонала.
В целом контроль в менеджменте осуществляется для успешного решения возникающих проблем, преодоления трудностей, достижения конкретных результатов.
Контроль включает несколько последовательных этапов. Прежде всего определяются показатели, характеризующие деятельность организации, которые впоследствии необходимо контролировать, и источники информации об этих показателях. Это могут быть различные стандарты и нормативы (напр., норматив расходования материальных ресурсов на единицу производимой продукции, сроки выполнения или продолжительности тех или иных работ и т. п.), показатели эффективности и т. д.
На следующем этапе собирается информация о реально достигнутых результатах. На основе анализа собранной информации результаты деятельности организации в отчётный период сопоставляются с плановыми показателями и с результатами предшествующих периодов. На основании подобных сопоставлений делается вывод о степени отклонения итогов работы от стандартов, плановых заданий, о допущенных ошибках, недочётах при планировании.
В случае обнаружения возможных отклонений корректируются отдельные направления деятельности организации, её цели, могут пересматриваться планы работы предприятия, перераспределяются задания, некоторые изменения вносятся в используемую на предприятии технологию производства и управления. Например, могут быть приняты решения об изменении объёма производства, изменении цен на выпускаемую продукцию, о сокращении финансирования научных исследований и т. д.
Э. Я. Шейнин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи