СЛАВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ». БИЛЛЬ О ПРАВАХ. ВИЛЬГЕЛЬМ ОРАНСКИЙ.
Партии тори и вигов объединились и приняли решение: Якова II с престола изгнать, а на трон пригласить его старшую дочь Марию с мужем Вильгельмом Оранским. Осенью 1688 г. Вильгельм высадился в английском порту и двинулся со своей армией к Лондону. Народ встречал его приветливо. Яков туманной ночью тайком бежал со своей семьёй во Францию. Вильгельм ему в том не препятствовал. Так в Англии совершился дворцовый переворот, получивший название «Славной революции». Эта революция положила конец вековой борьбе между королём и парламентом. Отныне в Англии установилось правление конституционной монархии, при которой главную роль играет парламент, издающий законы, а монарх только «царствует, но не правит». Парламент вручил королю Вильгельму III «Декларацию прав», в которой оговаривались права и обязанности законодательной власти (парламента) и исполнительной (короля и его министров). Декларация запрещала королю издавать законы, собирать подати с народа и созывать армию без согласия на то парламента. В ней подчёркивалось, что народ вправе низложить недостойного короля и на его место посадить другого, а также изменить порядок престолонаследия. Так парламент одержал победу над королём.
Вильгельм Оранский был голландцем и всю жизнь тяготился положением короля на чужбине. Англичане также не любили этого «чужеземца». Вильгельм был суров на вид, но за этим скрывались благородство и честность. Он прославился в Европе как талантливый полководец, который неизменно одерживал победы на полях сражений. Нелюбовь англичан к своему королю особенно ощутимой была в парламенте. Парламент постоянно одерживал верх во всех спорах, которые возникали у него с королём. Парламент добился сокращения численности постоянной армии, ввёл в практику ежегодную выплату содержания короля и его двора, с тем чтобы Вильгельм не смог его распустить, принял Трёхгодичный закон, по которому депутаты переизбирались каждые три года. Чтобы влиять на членов парламента, Вильгельм не гнушался обращаться к подкупу их голосов и говорил: «Никто не гнушается подкупом больше, чем я, но я имею дело с людьми, которыми невозможно управлять иначе, как этим гнусным средством».
Партии тори и вигов объединились и приняли решение: Якова II с престола изгнать, а на трон пригласить его старшую дочь Марию с мужем Вильгельмом Оранским. Осенью 1688 г. Вильгельм высадился в английском порту и двинулся со своей армией к Лондону. Народ встречал его приветливо. Яков туманной ночью тайком бежал со своей семьёй во Францию. Вильгельм ему в том не препятствовал. Так в Англии совершился дворцовый переворот, получивший название «Славной революции». Эта революция положила конец вековой борьбе между королём и парламентом. Отныне в Англии установилось правление конституционной монархии, при которой главную роль играет парламент, издающий законы, а монарх только «царствует, но не правит». Парламент вручил королю Вильгельму III «Декларацию прав», в которой оговаривались права и обязанности законодательной власти (парламента) и исполнительной (короля и его министров). Декларация запрещала королю издавать законы, собирать подати с народа и созывать армию без согласия на то парламента. В ней подчёркивалось, что народ вправе низложить недостойного короля и на его место посадить другого, а также изменить порядок престолонаследия. Так парламент одержал победу над королём.
Вильгельм Оранский был голландцем и всю жизнь тяготился положением короля на чужбине. Англичане также не любили этого «чужеземца». Вильгельм был суров на вид, но за этим скрывались благородство и честность. Он прославился в Европе как талантливый полководец, который неизменно одерживал победы на полях сражений. Нелюбовь англичан к своему королю особенно ощутимой была в парламенте. Парламент постоянно одерживал верх во всех спорах, которые возникали у него с королём. Парламент добился сокращения численности постоянной армии, ввёл в практику ежегодную выплату содержания короля и его двора, с тем чтобы Вильгельм не смог его распустить, принял Трёхгодичный закон, по которому депутаты переизбирались каждые три года. Чтобы влиять на членов парламента, Вильгельм не гнушался обращаться к подкупу их голосов и говорил: «Никто не гнушается подкупом больше, чем я, но я имею дело с людьми, которыми невозможно управлять иначе, как этим гнусным средством».
ЯКОВ II. ДЕКЛАРАЦИЯ О ВЕРОТЕРПИМОСТИ
Новый король отличался глубокой религиозностью и преданностью королю Франции — католику Людовику XIV. Вступая на престол, он говорил французскому послу: «Успокойте своего государя, я люблю его и уважаю. Без его помощи я ничего не могу сделать... Я всегда буду советоваться с ним».
Яков стремился править самовластно. Он не желал слушать советов парламента и продолжал проводить профранцузскую политику. В ответ на это народ поднял восстание, во главе которого встал незаконнорождённый сын Карла II — герцог Монмаут. Яков подавил восстание и сурово расправился с мятежниками. Свыше двухсот человек были казнены — сожжены и четвертованы. Однако недовольство политикой Якова не прекращалось. Чаша терпения подданных переполнилась, когда король издал Декларацию о веротерпимости, которая открывала доступ во все сферы правления Англии ненавистным католикам.
Новый король отличался глубокой религиозностью и преданностью королю Франции — католику Людовику XIV. Вступая на престол, он говорил французскому послу: «Успокойте своего государя, я люблю его и уважаю. Без его помощи я ничего не могу сделать... Я всегда буду советоваться с ним».
Яков стремился править самовластно. Он не желал слушать советов парламента и продолжал проводить профранцузскую политику. В ответ на это народ поднял восстание, во главе которого встал незаконнорождённый сын Карла II — герцог Монмаут. Яков подавил восстание и сурово расправился с мятежниками. Свыше двухсот человек были казнены — сожжены и четвертованы. Однако недовольство политикой Якова не прекращалось. Чаша терпения подданных переполнилась, когда король издал Декларацию о веротерпимости, которая открывала доступ во все сферы правления Англии ненавистным католикам.
ПАРЛАМЕНТ. ТОРИ И ВИГИ
Парламент строго следил за тем, чтобы король не издавал каких-либо указов, поскольку законодательным органом в стране был парламент. А вскоре в самом парламенте образовались две политические партии: «тори» и «виги».
Тори отличались приверженностью к королевской власти, отстаивали нерушимость королевских прав и незыблемость существующих порядков. Виги защищали во всех спорах парламент и выступали за различные реформы: в экономике, государственном и церковном устройстве. Обе партии принимали активное участие в борьбе парламента с королём. Эта борьба особенно обострилась в 1679 г., когда парламентская оппозиция (виги) потребовала от короля лишить наследных прав его младшего брата герцога Йоркского, поскольку тот был католиком. Все англичане, исповедовавшие англиканскую веру, ненавидели католиков и опасались их влияния на короля. Однако Карл не пошёл на уступки оппозиции и распустил парламент. Четыре года парламент не созывался. Оппозиция вигов была разбита. Одни её лидеры (Олджернон Сидней, граф Рассел) были казнены, другие (граф Шефтсбери) эмигрировали из страны. В феврале 1685 г. Карл II умер. На престол вступил его брат — Яков II.
Парламент строго следил за тем, чтобы король не издавал каких-либо указов, поскольку законодательным органом в стране был парламент. А вскоре в самом парламенте образовались две политические партии: «тори» и «виги».
Тори отличались приверженностью к королевской власти, отстаивали нерушимость королевских прав и незыблемость существующих порядков. Виги защищали во всех спорах парламент и выступали за различные реформы: в экономике, государственном и церковном устройстве. Обе партии принимали активное участие в борьбе парламента с королём. Эта борьба особенно обострилась в 1679 г., когда парламентская оппозиция (виги) потребовала от короля лишить наследных прав его младшего брата герцога Йоркского, поскольку тот был католиком. Все англичане, исповедовавшие англиканскую веру, ненавидели католиков и опасались их влияния на короля. Однако Карл не пошёл на уступки оппозиции и распустил парламент. Четыре года парламент не созывался. Оппозиция вигов была разбита. Одни её лидеры (Олджернон Сидней, граф Рассел) были казнены, другие (граф Шефтсбери) эмигрировали из страны. В феврале 1685 г. Карл II умер. На престол вступил его брат — Яков II.
РЕСТАВРАЦИЯ
Роялисты призвали на трон сына казнённого короля — Карла II Стюарта. Парламент поддержал их. Так в 1660 г. совершилась Реставрация монархии. Народ встречал нового короля с ликованием. Повсюду были развешаны гирлянды цветов, устраивались фейерверки, балы, угощения для простого люда.
Карл II был красивый, способный и неглупый человек, однако он предпочитал проводить время в развлечениях и удовольствиях. На свою власть король смотрел так же, как его отец и дед. «Я не буду считать себя королём до тех пор, пока парламент будет заниматься моими делами, выискивать ошибки в моих счетах и наблюдать за моими министрами», — заявлял он.
Прежде всего король приказал учинить публичную казнь над убийцами своего отца. Очевидец тех событий свидетельствовал: «В годовщину казни короля, 30 января 1661 г., трупы Кромвеля, Айртона и Бредшоу были на санках перевезены в Тайбэри, потом вынуты из гробов, облачены в саваны и повешены за шеи, и так эти трупы висели до захода солнца. После того как их сняли, у трупов были отсечены головы, туловища зарыты в могилу, выкопанную под виселицей, а головы казнённых были водружены на копья и выставлены около Вестминстерского дворца...»
Роялисты призвали на трон сына казнённого короля — Карла II Стюарта. Парламент поддержал их. Так в 1660 г. совершилась Реставрация монархии. Народ встречал нового короля с ликованием. Повсюду были развешаны гирлянды цветов, устраивались фейерверки, балы, угощения для простого люда.
Карл II был красивый, способный и неглупый человек, однако он предпочитал проводить время в развлечениях и удовольствиях. На свою власть король смотрел так же, как его отец и дед. «Я не буду считать себя королём до тех пор, пока парламент будет заниматься моими делами, выискивать ошибки в моих счетах и наблюдать за моими министрами», — заявлял он.
Прежде всего король приказал учинить публичную казнь над убийцами своего отца. Очевидец тех событий свидетельствовал: «В годовщину казни короля, 30 января 1661 г., трупы Кромвеля, Айртона и Бредшоу были на санках перевезены в Тайбэри, потом вынуты из гробов, облачены в саваны и повешены за шеи, и так эти трупы висели до захода солнца. После того как их сняли, у трупов были отсечены головы, туловища зарыты в могилу, выкопанную под виселицей, а головы казнённых были водружены на копья и выставлены около Вестминстерского дворца...»
ОЛИВЕР КРОМВЕЛЬ
Оливер Кромвель (1599—1658) происходил из небогатой дворянской семьи. Он воспитывался в строгом пуританском духе. В то время как его сверстники играли на улице, Оливер в сопровождении родителей отправлялся в церковь, а затем высиживал долгие часы за столом, слушая бесконечные чтения молитвенника. Богословие было главным предметом, который Оливеру пришлось осваивать сначала в школе, а затем в Кембриджском университете. Впрочем, обучаясь в университете, Кромвель не очень-то утруждал себя науками. Он предпочитал заниматься спортом: плаваньем, верховой ездой, фехтованием и стрельбой из лука. Пребывание в университете прервалось через год из-за смерти отца. Однако вскоре Оливер продолжил своё образование: он отправился изучать юридические науки в Лондон. Через девять лет он стал членом парламента.
«.. .Однажды утром я вошёл в палату... и увидел говорившего джентльмена, которого не знал. Он был очень скромно одет в простой суконный костюм, сшитый, по всей видимости, плохим деревенским портным, его бельё было из простого полотна и не очень чистым, лицо его было одутловатое и красное, голос — резкий и неприятный, но его речь была полна пыла...» Таким увидел Оливера Кромвеля осенью 1640 г. придворный Карла I сэр Филипп Уорик.
Оливер Кромвель (1599—1658) происходил из небогатой дворянской семьи. Он воспитывался в строгом пуританском духе. В то время как его сверстники играли на улице, Оливер в сопровождении родителей отправлялся в церковь, а затем высиживал долгие часы за столом, слушая бесконечные чтения молитвенника. Богословие было главным предметом, который Оливеру пришлось осваивать сначала в школе, а затем в Кембриджском университете. Впрочем, обучаясь в университете, Кромвель не очень-то утруждал себя науками. Он предпочитал заниматься спортом: плаваньем, верховой ездой, фехтованием и стрельбой из лука. Пребывание в университете прервалось через год из-за смерти отца. Однако вскоре Оливер продолжил своё образование: он отправился изучать юридические науки в Лондон. Через девять лет он стал членом парламента.
«.. .Однажды утром я вошёл в палату... и увидел говорившего джентльмена, которого не знал. Он был очень скромно одет в простой суконный костюм, сшитый, по всей видимости, плохим деревенским портным, его бельё было из простого полотна и не очень чистым, лицо его было одутловатое и красное, голос — резкий и неприятный, но его речь была полна пыла...» Таким увидел Оливера Кромвеля осенью 1640 г. придворный Карла I сэр Филипп Уорик.
АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Однако подобные угрозы короля не могли остановить поток возмущённых речей членов парламента. Король решил распустить строптивый парламент, но, нуждаясь в деньгах, был вынужден прибегнуть к принудительному займу. Подданные же отказались платить деньги без согласия на то парламента, и королю вновь пришлось пойти на уступки и созвать в 1628 г. парламент. Депутаты потребовали от короля принять «Петицию о правах», которая запрещала взимать пошлины без согласия на то парламента. Тут уж терпению короля пришёл конец, и он повелел вновь распустить неугодный парламент. 11 лет Карл правил один, стремясь любыми путями добывать для себя деньги, минуя парламент. Карл решился восстановить старинный налог — «корабельные деньги», который прежде платило население приморских городов для снаряжения судов, и распространил эту повинность на всё население Англии. Народ роптал, но ничего не мог поделать против королевских чиновников, обиравших его.
Простые труженики страдали также от всевозможных преследований. В стране воцарился режим террора. Суды по политическим и церковным делам — Звёздная палата и Высокая комиссия — работали исправно, привлекая к жестокому суду всякого, кто отказывался платить «корабельные деньги», выступал против принудительного королевского займа, кто читал запретные (пуританские) книги, не посещал приходскую церковь, осмеливался критиковать действия короля или епископа. Так, за сочинение и издание пуританских памфлетов несколько человек были выставлены у «позорного» столба, их публично секли, клеймили калёным железом, потом, обрезав уши, бросили в тюрьмы. Опасаясь гонений, многие пуритане были вынуждены бежать из страны. Всё это отразилось на экономическом положении страны, резко ухудшив его. Эмиграция в Америку нескольких десятков тысяч торговцев и промышленников — пуритан — вызвала сокращение производства и массовую безработицу. Измученные голодом, нищетой, репрессиями простые труженики — ремесленники, крестьяне, батраки, подмастерья поднимались против своих господ. В стране нарастала революционная ситуация.
Однако подобные угрозы короля не могли остановить поток возмущённых речей членов парламента. Король решил распустить строптивый парламент, но, нуждаясь в деньгах, был вынужден прибегнуть к принудительному займу. Подданные же отказались платить деньги без согласия на то парламента, и королю вновь пришлось пойти на уступки и созвать в 1628 г. парламент. Депутаты потребовали от короля принять «Петицию о правах», которая запрещала взимать пошлины без согласия на то парламента. Тут уж терпению короля пришёл конец, и он повелел вновь распустить неугодный парламент. 11 лет Карл правил один, стремясь любыми путями добывать для себя деньги, минуя парламент. Карл решился восстановить старинный налог — «корабельные деньги», который прежде платило население приморских городов для снаряжения судов, и распространил эту повинность на всё население Англии. Народ роптал, но ничего не мог поделать против королевских чиновников, обиравших его.
Простые труженики страдали также от всевозможных преследований. В стране воцарился режим террора. Суды по политическим и церковным делам — Звёздная палата и Высокая комиссия — работали исправно, привлекая к жестокому суду всякого, кто отказывался платить «корабельные деньги», выступал против принудительного королевского займа, кто читал запретные (пуританские) книги, не посещал приходскую церковь, осмеливался критиковать действия короля или епископа. Так, за сочинение и издание пуританских памфлетов несколько человек были выставлены у «позорного» столба, их публично секли, клеймили калёным железом, потом, обрезав уши, бросили в тюрьмы. Опасаясь гонений, многие пуритане были вынуждены бежать из страны. Всё это отразилось на экономическом положении страны, резко ухудшив его. Эмиграция в Америку нескольких десятков тысяч торговцев и промышленников — пуритан — вызвала сокращение производства и массовую безработицу. Измученные голодом, нищетой, репрессиями простые труженики — ремесленники, крестьяне, батраки, подмастерья поднимались против своих господ. В стране нарастала революционная ситуация.
КАРЛ I СТЮАРТ
В 1625 г. на английский престол взошёл 25-летний король Карл I Стюарт. Карл отличался привлекательной внешностью, изящными манерами, держался просто, но с достоинством. Как и его отец Яков I, Карл считал, что он — помазанник Божий и, таким образом, выше всяких законов и не обязан им подчиняться. Что же касается подданных, то все они, по мнению короля, являлись его собственностью. С первых же дней своего правления Карл I не обращал никакого внимания на парламент, но зато наделял большими полномочиями своих льстивых придворных. Парламент критиковал министров короля и требовал отставки герцога Бекингема, по милости которого Англия в своей внешней политике терпела провал за провалом. Однако король, защищая фаворита, предпочёл распустить парламент, который требовал суда над ним. Но оставшись без парламента, король тем самым остался без денег. Ему ничего не оставалось делать, как вновь созвать парламент. Однако депутаты Палаты общин продолжали добиваться отставки Бекингема. Они обвиняли фаворита короля в расточительности, в том, что он не стесняется тратить казённые деньги на увеселения, строительство великолепных замков. Карл заявил, что не дозволит требовать отчёта от своих слуг и не отстранит Бекингема от занимаемой должности. Депутаты парламента очень возмутились подобным решением короля и направили депутацию во дворец. «Я признаю за вами право советовать, а не осуждать, — заявил король, а затем добавил: — Помните, что я волен созвать парламент и распустить его, когда захочу, а если найду его поведение неугодным мне, то вообще уничтожу!»
В 1625 г. на английский престол взошёл 25-летний король Карл I Стюарт. Карл отличался привлекательной внешностью, изящными манерами, держался просто, но с достоинством. Как и его отец Яков I, Карл считал, что он — помазанник Божий и, таким образом, выше всяких законов и не обязан им подчиняться. Что же касается подданных, то все они, по мнению короля, являлись его собственностью. С первых же дней своего правления Карл I не обращал никакого внимания на парламент, но зато наделял большими полномочиями своих льстивых придворных. Парламент критиковал министров короля и требовал отставки герцога Бекингема, по милости которого Англия в своей внешней политике терпела провал за провалом. Однако король, защищая фаворита, предпочёл распустить парламент, который требовал суда над ним. Но оставшись без парламента, король тем самым остался без денег. Ему ничего не оставалось делать, как вновь созвать парламент. Однако депутаты Палаты общин продолжали добиваться отставки Бекингема. Они обвиняли фаворита короля в расточительности, в том, что он не стесняется тратить казённые деньги на увеселения, строительство великолепных замков. Карл заявил, что не дозволит требовать отчёта от своих слуг и не отстранит Бекингема от занимаемой должности. Депутаты парламента очень возмутились подобным решением короля и направили депутацию во дворец. «Я признаю за вами право советовать, а не осуждать, — заявил король, а затем добавил: — Помните, что я волен созвать парламент и распустить его, когда захочу, а если найду его поведение неугодным мне, то вообще уничтожу!»
НОВОЕ ВРЕМЯ
Новое время представляет собой совершенно особый период всемирной истории. Человечество впервые осознало, что оно отныне обречено жить в одном историческом пространстве, в пределах одного исторического времени. В предыдущие века ситуация была иной. И разбросанные по поверхности планеты первобытные племена, и мощные государства в достойных восхищения цивилизациях Египта, Междуречья, Индии и Китая, и даже великие древние Эллада и Рим не могли дать современникам представления о всемирном характере развития. Взгляд человека на мировое пространство был ограничен соседними странами и полуфантастическими рассказами «бывалых людей» о далёких землях. Понимание ими исторического времени обычно охватывало жизнь всего лишь нескольких поколений, а за этот промежуток невозможно было уловить изменения в традиционном укладе. Конечно, мыслители и учёные и тогда размышляли о единстве мира, но эти размышления были чисто умозрительными, и проверить их на практике люди не могли.
Миссионерский порыв и религиозные войны средневековья, постепенное освоение человеком океана приблизили друг к другу страны и народы. Однако это сближение не было добровольным. История сложилась так, что Западная Европа начиная с XV в. осуществила всемирную экспансию (т. е. расширение, распространение влияния), объединив мир под своим владычеством. Как писал один из самых знаменитых историков нашего времени англичанин А. Тойнби, драматическая и многозначная встреча Запада со всем остальным миром стала центральным явлением Новой истории.
Новое время представляет собой совершенно особый период всемирной истории. Человечество впервые осознало, что оно отныне обречено жить в одном историческом пространстве, в пределах одного исторического времени. В предыдущие века ситуация была иной. И разбросанные по поверхности планеты первобытные племена, и мощные государства в достойных восхищения цивилизациях Египта, Междуречья, Индии и Китая, и даже великие древние Эллада и Рим не могли дать современникам представления о всемирном характере развития. Взгляд человека на мировое пространство был ограничен соседними странами и полуфантастическими рассказами «бывалых людей» о далёких землях. Понимание ими исторического времени обычно охватывало жизнь всего лишь нескольких поколений, а за этот промежуток невозможно было уловить изменения в традиционном укладе. Конечно, мыслители и учёные и тогда размышляли о единстве мира, но эти размышления были чисто умозрительными, и проверить их на практике люди не могли.
Миссионерский порыв и религиозные войны средневековья, постепенное освоение человеком океана приблизили друг к другу страны и народы. Однако это сближение не было добровольным. История сложилась так, что Западная Европа начиная с XV в. осуществила всемирную экспансию (т. е. расширение, распространение влияния), объединив мир под своим владычеством. Как писал один из самых знаменитых историков нашего времени англичанин А. Тойнби, драматическая и многозначная встреча Запада со всем остальным миром стала центральным явлением Новой истории.
ВОЕННОЕ ДЕЛО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
На стыке древности и Средневековья в истории Европы, Азии и севера Африки был ещё довольно большой период, называемый «эпохой переселения народов». Происходила миграция «варварских» племён Азии и Европы на территории древних центров цивилизации. На завоёванных землях создавались «варварские» государства, ставшие основой для государств Средневековья. Причём новые общественные отношения и культура, в них развившиеся, впоследствии оказали сильное влияние на территории, где прежнее поступательное движение не прерывалось насильственным путём. В результате сложились средневековые феодальные государства с более или менее существенными различиями между ними.
Целостность культур большинства территорий и народов Европы, Азии и севера Африки отчётливо проявилась в развитии военного дела.
На рубеже древности и Средневековья мы наблюдаем поразительное сходство как в принципах ведения боя, так и в составе войска и характере вооружения от Британии и Египта до Ирана и Японии. Различия между «цивилизованными» народами и «варварами» касались в основном организации, комплектования и снабжения армии. Но они оказались несущественными, т. к. войска зачастую комплектовались из «варварских» отрядов, воевавших в качестве наёмников, союзников или федератов со своим вооружением, привычными методами и под командованием собственных начальников. Иногда это были ополчения каких-либо племён во главе с военными вождями. И тогда племенная сплочённость, варварская храбрость и первобытная жадность к добыче — особенно к изделиям городских центров, престижным украшениям, оружию, богатой одежде, посуде, коням и рабам — делали такие отряды несокрушимыми в бою.
На стыке древности и Средневековья в истории Европы, Азии и севера Африки был ещё довольно большой период, называемый «эпохой переселения народов». Происходила миграция «варварских» племён Азии и Европы на территории древних центров цивилизации. На завоёванных землях создавались «варварские» государства, ставшие основой для государств Средневековья. Причём новые общественные отношения и культура, в них развившиеся, впоследствии оказали сильное влияние на территории, где прежнее поступательное движение не прерывалось насильственным путём. В результате сложились средневековые феодальные государства с более или менее существенными различиями между ними.
Целостность культур большинства территорий и народов Европы, Азии и севера Африки отчётливо проявилась в развитии военного дела.
На рубеже древности и Средневековья мы наблюдаем поразительное сходство как в принципах ведения боя, так и в составе войска и характере вооружения от Британии и Египта до Ирана и Японии. Различия между «цивилизованными» народами и «варварами» касались в основном организации, комплектования и снабжения армии. Но они оказались несущественными, т. к. войска зачастую комплектовались из «варварских» отрядов, воевавших в качестве наёмников, союзников или федератов со своим вооружением, привычными методами и под командованием собственных начальников. Иногда это были ополчения каких-либо племён во главе с военными вождями. И тогда племенная сплочённость, варварская храбрость и первобытная жадность к добыче — особенно к изделиям городских центров, престижным украшениям, оружию, богатой одежде, посуде, коням и рабам — делали такие отряды несокрушимыми в бою.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНДИЯ
Когда стемнело и на небе зажглись звёзды, не находивший себе места Бханугупта поднялся на крышу дворца. Охваченный прокалённым за день воздухом, он подумал о прохладе дворца, где в каждой комнате бил маленький благоуханный фонтан, а стены охлаждались при помощи специальных приспособлений. При свете луны с крыши просматривались обсерватория, склады, арсенал, помещения для стражи, сторожевые башни, конюшни, стойла для слонов, дворцовый бассейн. Дальше вырисовывались городские постройки. Бханугупта рассеянно переводил взгляд с храма на караван-сарай и дальше: на школу, больницу, священную рощу...
Задумчивость не покидала его. В этот вечер он не притронулся к шахматам, равнодушно прошёл мимо павлинов в огромных золотых клетках. О чём думал великий царь могущественной державы Гуптов в тот вечер? Может быть, вспоминал о победах над врагами? Или понимал, что, несмотря на военные успехи, держава слабеет, и предчувствовал впереди тяжёлые дни? Шёл 510 год...
Бханугупта оказался последним правителем великой империи. Впоследствии период правления Гуптов историки назовут временем величайшего благополучия объединённой страны — «золотым веком Индии». Некогда могучее государство вскоре распадается на множество мелких феодальных владений.
Когда стемнело и на небе зажглись звёзды, не находивший себе места Бханугупта поднялся на крышу дворца. Охваченный прокалённым за день воздухом, он подумал о прохладе дворца, где в каждой комнате бил маленький благоуханный фонтан, а стены охлаждались при помощи специальных приспособлений. При свете луны с крыши просматривались обсерватория, склады, арсенал, помещения для стражи, сторожевые башни, конюшни, стойла для слонов, дворцовый бассейн. Дальше вырисовывались городские постройки. Бханугупта рассеянно переводил взгляд с храма на караван-сарай и дальше: на школу, больницу, священную рощу...
Задумчивость не покидала его. В этот вечер он не притронулся к шахматам, равнодушно прошёл мимо павлинов в огромных золотых клетках. О чём думал великий царь могущественной державы Гуптов в тот вечер? Может быть, вспоминал о победах над врагами? Или понимал, что, несмотря на военные успехи, держава слабеет, и предчувствовал впереди тяжёлые дни? Шёл 510 год...
Бханугупта оказался последним правителем великой империи. Впоследствии период правления Гуптов историки назовут временем величайшего благополучия объединённой страны — «золотым веком Индии». Некогда могучее государство вскоре распадается на множество мелких феодальных владений.
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Давным-давно высоко под облаками в смертельном поединке схватились бог Индра и демон Вритра. Искусно владея палицей, справедливый Индра, Царь Вселенной, сокрушил вооружённого золотым топором коварного демона,
сотворённого из плоти и огня. Топор поверженного Вритры упал на Землю между Китаем и Индией, и на месте его падения образовалась Суварнабхуми — Золотая земля.
Так повествует легенда. На наших картах этот
Давным-давно высоко под облаками в смертельном поединке схватились бог Индра и демон Вритра. Искусно владея палицей, справедливый Индра, Царь Вселенной, сокрушил вооружённого золотым топором коварного демона,
сотворённого из плоти и огня. Топор поверженного Вритры упал на Землю между Китаем и Индией, и на месте его падения образовалась Суварнабхуми — Золотая земля.
Так повествует легенда. На наших картах этот
Танец с бамбуковыми шестами — один из самых популярных у народов стран Юго-Восточной Азии.
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КИТАЙ
В зале предков в доме Ян Цзяня, полководца государства Северное Чжоу, наследственного правителя удела Суй, на возвышении стояли деревянные дощечки с именами его умерших прародителей. Перед табличками не раз благоговейно склонял колени Ян Цзянь, докладывая душам предков о победах и испрашивая помощи в новых начинаниях. В 581 г. он захватил северочжоуский престол и провозгласил себя государем. Души усопших, должно быть, испытали безмерную радость, когда однажды Ян Цзянь доложил им: «Теперь я ди — владыка. Подвластен Север Поднебесной мне!» Распространив свою власть на Северный Китай, в 589 г. он предпринял поход на юг, сверг южную династию Чэнь и пленил её правителя Хоу Чжу. Теперь, перед священными табличками, которым поклонялся Ян Цзянь, покорно склонил голову правитель южных земель. Так Ян Цзянь уведомил предков, что противник его повержен и с двоевластием в Поднебесной покончено. Китай вновь стал единым под властью основанной им династии Суй. Шёл 589 год.
Как повелось, первый правитель суйского Китая Вэнь-ди (так стал именоваться Ян Цзянь) облегчил налоги. Сам государь подавал пример скромности в одежде и еде. Однако вскоре он был убит своим сыном Ян Гуанем, правившим под именем Ян-ди, который повёл себя иначе. Он не жалел средств на украшение своего дворца и парков. На перестройке города Лояна трудилось 2 млн. человек. По желанию Ян-ди деревья там цвели и зеленели круглый год: зимой листья и цветы делались из шёлка. В одном уезде были перебиты все птицы: их пух пошёл на государевы одеяла.
В зале предков в доме Ян Цзяня, полководца государства Северное Чжоу, наследственного правителя удела Суй, на возвышении стояли деревянные дощечки с именами его умерших прародителей. Перед табличками не раз благоговейно склонял колени Ян Цзянь, докладывая душам предков о победах и испрашивая помощи в новых начинаниях. В 581 г. он захватил северочжоуский престол и провозгласил себя государем. Души усопших, должно быть, испытали безмерную радость, когда однажды Ян Цзянь доложил им: «Теперь я ди — владыка. Подвластен Север Поднебесной мне!» Распространив свою власть на Северный Китай, в 589 г. он предпринял поход на юг, сверг южную династию Чэнь и пленил её правителя Хоу Чжу. Теперь, перед священными табличками, которым поклонялся Ян Цзянь, покорно склонил голову правитель южных земель. Так Ян Цзянь уведомил предков, что противник его повержен и с двоевластием в Поднебесной покончено. Китай вновь стал единым под властью основанной им династии Суй. Шёл 589 год.
Как повелось, первый правитель суйского Китая Вэнь-ди (так стал именоваться Ян Цзянь) облегчил налоги. Сам государь подавал пример скромности в одежде и еде. Однако вскоре он был убит своим сыном Ян Гуанем, правившим под именем Ян-ди, который повёл себя иначе. Он не жалел средств на украшение своего дворца и парков. На перестройке города Лояна трудилось 2 млн. человек. По желанию Ян-ди деревья там цвели и зеленели круглый год: зимой листья и цветы делались из шёлка. В одном уезде были перебиты все птицы: их пух пошёл на государевы одеяла.