ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Давным-давно высоко под облаками в смертельном поединке схватились бог Индра и демон Вритра. Искусно владея палицей, справедливый Индра, Царь Вселенной, сокрушил вооружённого золотым топором коварного демона,
сотворённого из плоти и огня. Топор поверженного Вритры упал на Землю между Китаем и Индией, и на месте его падения образовалась Суварнабхуми — Золотая земля.
Так повествует легенда. На наших картах этот
район включает территории Индокитайского полуострова и островов Суматра и Ява. Материк и острова разделены узким Малаккским проливом. В сознании людей, населявших эти территории, суша подчинялась морю, связывавшему два великих источника жизни — Индию и Китай, и вдоль морских торговых путей возникли большие государства. Мы называем этот регион Юго-Восточной Азией.
Слава о Золотой земле разлетелась по всему свету, поражая воображение путешественников и искателей приключений. В этих рассказах соседствовали правда и вымысел. Говорилось о золотых островах с несметными богатствами, где добывают черепашьи панцири, о серебряном городе и плодородной земле, населённой каннибалами и хвостатыми людьми, о стране высоких каменных башен, крытых золотом и серебром, стране царей, разъезжающих на слонах, и людей, клеймящих свои лица раскалённым железом. В своём знании о подлинной жизни живущих тут людей историки опираются на древние китайские хроники, материалы местных летописей и надписей. Среди множества рождавшихся и умиравших государств самые могущественные наиболее ярко выражают самобытность культуры этого региона.
Одним из первых крупных государств Юго-Восточной Азии была Фунань, расположенная на юге Индокитайского полуострова. Её столица находилась в нижнем течении реки Меконг. Население Фунани возводило ирригационные сооружения, осушало и засевало земли в заболоченной дельте Меконга, изготовляло хлопчатобумажные ткани. Обычным жилищем фунаньцев был дом на сваях. Они славились как искусные строители больших лодок, предназначенных для морских грузовых перевозок. Высоко ценились в соседних странах фунаньские изделия из стекла, золотые и серебряные украшения. Правили страной могучие цари, которые называли себя владыками гор.
Наивысшего расцвета Фунань достигла в III в. н. э., сделавшись самой мощной державой Юго-Восточной Азии. Она контролировала морские торговые пути, ведущие из Индии в Китай.
Историки считают, что Фунань возникла в результате индийской колонизации прибрежных районов. Первыми здесь появились купцы. По проложенным ими путям в Фунань в поисках богатства и власти устремились разорившиеся отпрыски знатных индийских родов и представители брахманов. Многие из них брали в жёны девушек из владетельных фунаньских семей и становились таким образом основателями местных династий. Они принесли в Фунань и свою веру в то, что общение с высшими существами происходит через жрецов — брахманов.
Фунань процветала до середины VI в. Затем её мощь и влияние стали слабеть, и в начале VII в. она пала под ударами соседнего государства Ченла. Повелитель Ченлы Ишанаварман I был царём-воином, стремившимся не только к контролю над морскими путями, но и к расширению своего государства. Созданная им империя объединяла враждующие между собой княжества, населённые кхмерскими племенами. В начале VIII в. она распалась на Сухопутную Ченлу и Водную Ченлу. Каждая из них представляла собой пёструю смесь независимых и полузависимых государств и княжеств. Через два века они объединились в единое Ангкорское государство вокруг небольшого кхмерского княжества. Владыка этого княжества Джайяварман II основал культ бога-царя: на горе Пхномкулен над ним был совершён священный обряд и Джайяварман II был провозглашён чакравартином — монархом вселенной. Затем он построил новую столицу — Ангкор. При Джайявармане II страна стала называться Камбоджей (второе название — Ангкор). Его царственный последователь сумел объединить под своей властью всю долину Меконга.
Возникновение великого Ангкорского государства неразрывно связано с буддизмом. Буддизм определил культурное лицо Камбоджи, придав ему неповторимое своеобразие. По преданию, царская династия страны произошла от буддийского отшельника по имени Камбу и небесной танцовщицы Меру. В стране был воздвигнут замечательный памятник кхмерской архитектуры — храм Ангкорват.
В конце IX в. при Яшовармане I Ангкорское государство укреплялось, строились буддийские монастыри, на месте прежнего Ангкора была заложена новая столица. В то же время приступили к сооружению грандиозной системы орошения. Весь район был поделён на квадраты рисовых полей. Мощные водохранилища обеспечивали регулируемую подачу воды на поля круглый год. Водоёмы для накопления влаги не выкапывались, а создавались с помощью насыпей. Поддержание и развитие оросительной системы сделалось важнейшей обязанностью ангкорских царей. Многие из них вошли в историю как строители не только храмов, но и ирригационных сооружений. Сельское хозяйство требовало слаженной работы, поэтому крестьянам было удобно жить и работать общинами. Земледельцы собирали по три полноценных урожая в год и почти не зависели от погодных условий. Им было что везти в королевский дворец и храмы. Поэтому ангкорские цари заботились и о состоянии дорог. Но не только во дворец и храмы тянулись обозы с зерном и маслом. 938 деревень несли совершенно необычную в наших глазах повинность — они снабжали продуктами 102 лечебницы, расположенные по всей стране, и несколько госпиталей в столице. В каждой лечебнице было 2 врача, 7 ассистентов, 14 медсестёр, 2 повара и 6 служителей. Устройство лечебниц и перечень медикаментов, которые использовали камбоджийские врачи, позволяют считать, что медицина Древней Камбоджи не уступала медицине Европы того времени, а может быть, и превосходила её.
С XIII в. начинается медленное угасание Ангкорского государства. В XIV в. Ангкор был захвачен чужеземными племенами сиамцев. Согласно легенде, после семимесячной безуспешной осады города сиамский царь приказал стрелять серебряными монетами. Защитники Ангкора бросились собирать монеты, и сиамские воины ворвались в осаждённый город.
Почти одновременно с Ангкорской империей на территории современной Мьянмы возвысилось государство Паган. В китайских хрониках его история исчисляется со II в. н э. В XI в. мудрый и просвещённый царь Аноратха объединил все мьянманские земли и сделал Паган столицей империи. Аноратха старался упрочить в стране буддизм, с которым в Мьянму пришла письменность. Ради этого он завоевал царство на юге от Пагана, в котором хранились священные рукописи. Жители этого царства были обращены в рабство. С помощью тысяч рабов Аноратха воздвиг в долине реки Иравади прекрасные буддийские храмы (пагоды). Паган поддерживал широкие торговые связи с Индией и Китаем. Сюда приезжали обучаться наукам из других стран. В пору своего расцвета столица государства утопала в зелени садов. Город украшали 4 млн. больших и малых пагод. Самым крупным сооружением был храм Табинью, символизировавший всеведение Будды. Дошедший до нас первый памятник мьянманской письменности — плита царя Нарапатиситу, жившего на рубеже XI—XII вв., — сообщает о строительстве дамб, оросительных каналов и пагод, военных походах. Паганское царство знало уголовное и гражданское право. Существовали три судебные инстанции: высший суд с участием царя, низший и апелляционный суды.
Юридическая практика сводилась главным образом к примирению сторон. Судебные заседания проходили с участием двух-трёх судей, которые попеременно уговаривали противников пойти на примирение. Если это удавалось, то в знак подтверждения согласия истец и ответчик публично жевали зелёные листья чая и полюбовно расходились. Свидетель клялся говорить только правду, водрузив над головой образ Будды. Порою судили споривших «всем миром», и тогда дело решалось посредством физических испытаний. Побеждал тот, кто мог дольше не дышать под водой или быстрее съесть порцию риса. При равном исходе заставляли полоскать рот, и виновным считался тот, у кого обнаруживали хотя бы одну застрявшую рисинку. Иногда истину добывали в буквальном смысле слова калёным железом. Считалось, что у правого останется меньше ожогов на руках после погружения их в расплавленный свинец. Никто не ставил под сомнение справедливость судей, однако большинство предпочитало избегать подобного правосудия. Проще было пойти на примирение, чем подвергать себя страшным и унизительным испытаниям.
Паганское царство оставило замечательные образцы художественных ремёсел.
Почти 300 лет просуществовало это государство, пока не пало под натиском монгольских полчищ хана Хубилая, внука Чингис-хана. Марко Поло, отважный венецианский купец и путешественник, был очевидцем победы монгольской конницы над фунаньскими воинами, сидевшими на спинах неповоротливых слонов. После ухода монголов Паган лежал в руинах.
В это время на противоположной стороне Малаккского пролива возвысилась новая морская держава — Шривиджайя, занимавшая восточную часть острова Суматра в районе современного Палембанга. Первоначально она была одним из небольших государств Малайского архипелага. Когда пала китайская династия Хань, и Поднебесная ослабела, Шривиджайя перестала посылать посольства к императорскому двору и попыталась завоевать главенствующее положение в Южных морях. К концу VIII в. Шривиджайя установила своё господство над Малаккским и Зондским проливами. Это обеспечило ей контроль над путями, связывавшими Китай, Восточный и Южный Индокитай и Малайский архипелаг с Индией и арабскими странами. Арабские авторы пишут, что Шривиджайя диктовала свою волю не только островным, но и материковым государствам. В конце VIII в. царь Ченлы дерзко потребовал, чтобы ему принесли голову махараджи Шривиджайи. В ответ махараджа послал в Ченлу флот, взял в плен царя Ченлы, отрубил ему голову, забальзамировал её и отправил в специальной урне преемнику царя.
Шривиджайя была самым сильным государством Юго-Восточной Азии X—XI вв., обладавшим мощным флотом и огромными богатствами. Её могущество основывалось прежде всего на широких торговых связях. Китайский чиновник, описывавший географию стран Южных морей, ставил Шривиджайю по богатству товаров на третье место после арабских стран и Явы. Шривиджайя являлась центром буддизма. Однако в начале XI в. она столкнулась с усиливающимся государством Чолов в Индии, которое тоже претендовало на господство над морскими путями и совершило опустошительный набег на Шривиджайю. После него она уже не смогла оправиться и к XIV в. окончательно распалась.
XIII в. явился веком перемен для Юго-Восточной Азии. Монгольское нашествие, двигавшееся с северо-запада, захватило не только материк, но и острова. На Индокитайском полуострове значительную силу обрели тайские народы, жившие там и ранее. Они создали ряд княжеств, крупнейшим из которых в конце XIII в. было княжество Сукхотаи (Сиам), погубившее великолепие Ангкорской империи. В ходе драматических событий на острове Ява полчища хана Хубилая были изгнаны, и здесь началось быстрое усиление государства Маджапахит. Первые годы царствования его создателя махараджи Кертараджасы были спокойными. Он раздавал чины и привилегии своим сторонникам, а самого себя называл «великим властелином всей Явы, повелителем всей Двипантары (Индонезии)». Однако политике централизации сопротивлялись правители мелких государств, решившиеся на мятеж, который был жестоко подавлен. Большую роль в этом сыграл начальник личной охраны монарха Гаджа Мада. С его фигурой связан короткий период наивысшего расцвета государства. Под его предводительством Маджапахит подчинил себе не только острова Индонезии, но и часть Малаккского полуострова. В стране процветали сельское хозяйство и ремёсла. Рис выращивали на террасных полях. Поощрялось развитие науки и искусства. Повелитель осыпал придворных архитекторов и поэтов милостями. Получили распространение производство батиковых тканей и кузнечное искусство, особенно изготовление кинжалов-крисов.
После смерти Гаджа Мады империя стала приходить в упадок. В начале XV в. вспыхнула война за престолонаследие, в результате которой Маджапахит потерял большую часть своих владений на Суматре и Малаккском полуострове. В этот смутный период в истории Маджапахита сюда проникает ислам. Мелкие прибрежные государства нашли в новой религии поддержку в своей борьбе против центральной власти. Простота догматов, учение о равенстве правоверных перед единым богом (Аллахом), взаимопомощи среди единоверцев открывали исламу все границы. В начавшейся войне погиб последний царь Маджапахита.
В Юго-Восточной Азии существовал другой источник ислама — Малаккский султанат. Он сделался признанным центром мусульманской религии, откуда она распространялась по всему региону. Его основателем считают потомка махараджи Шривиджайи принца Парамешвару. Принц, вынужденный бежать со своей родины, обосновался на Малаккском полуострове. Собственно, название этого полуострова, которым мы уже пользовались, появилось благодаря тому, что принц основал на этой земле новый город — Малакку. Чтобы поддержать свой авторитет, в начале XIV в. новый правитель посетил Китайскую империю, где встретил пышный приём. Однако торговые и политические интересы заставили его обратить свой взор к мусульманским странам. В 1414 г. он перешёл в ислам и принял имя Искандер-шах.
Наибольшего расцвета государство достигло при правителе Тун Пераке во второй половине XV в. При нём Малакка стала крупнейшим портом Юго-Восточной Азии, одним из центров мировой торговли. Умеренные торговые пошлины, строгое соблюдение законов и льготы для иностранных купцов привлекали в Малакку многих торговцев и искателей приключений. Здесь можно было встретить арабов из Каира и Адена, индийцев из Гуджарата и Малабара, камбоджийцев и китайцев, жителей индонезийских островов. В Малакке, по выражению португальского путешественника, встречались 84 языка. Индийские купцы покупали пряности, кам-
Статуя Будды в сингапурском парке Тигрового бальзама.
фору, ценные породы древесины, батиковые ткани, кинжалы-крисы. Китай торговал шёлком-сырцом и шёлковыми тканями, селитрой, медной и железной посудой.
Успешной была завоевательная политика Тун Перака. К началу XVI в. Малаккский султанат распространил власть на большую часть Малаккского полуострова и Восточную Суматру. Он сумел отразить нападения сиамцев. Благодаря исламу Малакка получила возможность познакомиться с сокровищами культуры арабо-персидского мира. Шедевры малайской литературы созданы именно в эту эпоху. Величайшими малайскими литературными памятниками являются «Седжарах Мелайю» — «Малайские Родословия» — настоящая энциклопедия жизни и истории Малакки XV в. и «Сказания о Ханге Туахе» — повествование о легендарном герое.
Однако расцвет портового города, пышность двора, утончённость придворной культуры — всё это держалось на довольно шаткой основе. Малаккский султанат раздирали противоречия между центральной властью и местной знатью. Враждой между придворными группировками воспользовались португальцы, захватившие в 1511 г. Малакку. Падение Малакки ознаменовало начало европейской колониальной экспансии. Так завершился блестящий период средневековой истории Золотой земли.
КНИГИ НА ЛИСТЬЯХ ПАЛЬМЫ
Ценным источником сведений по истории и культуре народов Юго-Восточной Азии являются старинные манускрипты. В те давние времена материалом для письма служили листья веерной пальмы. В Индонезии такие манускрипты называют лонтарами. Это связки небольших прямоугольных пластин, скреплённых шнуром и раскрывающихся подобно вееру. Наружные пластины из дерева саво или дерева других ценных пород покрыты искусной резьбой. Текст и рисунки наносились чёрной краской из ламповой сажи и масла ореха кемири с помощью металлического острия. Большим собранием древних лонтаров располагает Балийский музей в Денпасаре. Искусство изготовления лонтаров сохранилось до наших дней. На острове Бали в Индонезии имеются клубы, в которых занимаются изучением старинных манускриптов и изготовлением их копий. С лонтарами связан один из популярных на Бали праздников — праздник богини знаний Сарасвати. В день праздника перед восходом солнца лонтары выносят из помещений, складывают возле алтарей, посвящённых богине, и священники совершают над ними старинный ритуал.
*
ПРАЗДНИК ВОЗВРАЩЁННЫХ ВОД
Этот праздник отмечается со времени Ангкорской империи. Возникновение его связано с чудом реки Тонлесап. В сезон дождей её воды текут в сторону озера Тонлесап, а в следующие полгода — в обратном направлении. День поворота течения реки и является кульминационным моментом праздника. Основное его событие — регата на традиционных лодках. В каждой команде — по 25 гребцов, дистанция — до 5 км. Финиш обозначается ротанговым канатом. Победителей награждают призами. Победа в соревнованиях имеет и символическое значение: камбоджийцы верят, что вступившему первым в «возвращённые воды» будет весь год сопутствовать удача.
*
ТУМАСИК — ГОРОД У МОРЯ
Предшественник современного Сингапура — Тумасик (по-явански «город у моря») — известен с VII в. как важный торговый центр империи Шривиджайя. Когда в XIII в. империя распалась, он сделался самостоятельным государством. В XIV в. это самый оживлённый порт Малаккского пролива. Китайские мореходы называли его гавань «пастью дракона». По свидетельству малайской хроники, «слава о городе и его величии разнеслась по всему свету». Центр Тумасика находился на склоне холма, сохранившегося до настоящего времени. Здесь располагались храмовые и дворцовые постройки. В архитектурном стиле зданий сказалось влияние индо-буддийской культуры. Город был обнесён палисадом и рвом. При радже Шри Пикраме Вире в XIV в. Тумасик был захвачен и полностью разрушен войсками яванской империи Маджапахит.
Давным-давно высоко под облаками в смертельном поединке схватились бог Индра и демон Вритра. Искусно владея палицей, справедливый Индра, Царь Вселенной, сокрушил вооружённого золотым топором коварного демона,
сотворённого из плоти и огня. Топор поверженного Вритры упал на Землю между Китаем и Индией, и на месте его падения образовалась Суварнабхуми — Золотая земля.
Так повествует легенда. На наших картах этот
Танец с бамбуковыми шестами — один из самых популярных у народов стран Юго-Восточной Азии.
район включает территории Индокитайского полуострова и островов Суматра и Ява. Материк и острова разделены узким Малаккским проливом. В сознании людей, населявших эти территории, суша подчинялась морю, связывавшему два великих источника жизни — Индию и Китай, и вдоль морских торговых путей возникли большие государства. Мы называем этот регион Юго-Восточной Азией.
Слава о Золотой земле разлетелась по всему свету, поражая воображение путешественников и искателей приключений. В этих рассказах соседствовали правда и вымысел. Говорилось о золотых островах с несметными богатствами, где добывают черепашьи панцири, о серебряном городе и плодородной земле, населённой каннибалами и хвостатыми людьми, о стране высоких каменных башен, крытых золотом и серебром, стране царей, разъезжающих на слонах, и людей, клеймящих свои лица раскалённым железом. В своём знании о подлинной жизни живущих тут людей историки опираются на древние китайские хроники, материалы местных летописей и надписей. Среди множества рождавшихся и умиравших государств самые могущественные наиболее ярко выражают самобытность культуры этого региона.
Одним из первых крупных государств Юго-Восточной Азии была Фунань, расположенная на юге Индокитайского полуострова. Её столица находилась в нижнем течении реки Меконг. Население Фунани возводило ирригационные сооружения, осушало и засевало земли в заболоченной дельте Меконга, изготовляло хлопчатобумажные ткани. Обычным жилищем фунаньцев был дом на сваях. Они славились как искусные строители больших лодок, предназначенных для морских грузовых перевозок. Высоко ценились в соседних странах фунаньские изделия из стекла, золотые и серебряные украшения. Правили страной могучие цари, которые называли себя владыками гор.
Наивысшего расцвета Фунань достигла в III в. н. э., сделавшись самой мощной державой Юго-Восточной Азии. Она контролировала морские торговые пути, ведущие из Индии в Китай.
Историки считают, что Фунань возникла в результате индийской колонизации прибрежных районов. Первыми здесь появились купцы. По проложенным ими путям в Фунань в поисках богатства и власти устремились разорившиеся отпрыски знатных индийских родов и представители брахманов. Многие из них брали в жёны девушек из владетельных фунаньских семей и становились таким образом основателями местных династий. Они принесли в Фунань и свою веру в то, что общение с высшими существами происходит через жрецов — брахманов.
Фунань процветала до середины VI в. Затем её мощь и влияние стали слабеть, и в начале VII в. она пала под ударами соседнего государства Ченла. Повелитель Ченлы Ишанаварман I был царём-воином, стремившимся не только к контролю над морскими путями, но и к расширению своего государства. Созданная им империя объединяла враждующие между собой княжества, населённые кхмерскими племенами. В начале VIII в. она распалась на Сухопутную Ченлу и Водную Ченлу. Каждая из них представляла собой пёструю смесь независимых и полузависимых государств и княжеств. Через два века они объединились в единое Ангкорское государство вокруг небольшого кхмерского княжества. Владыка этого княжества Джайяварман II основал культ бога-царя: на горе Пхномкулен над ним был совершён священный обряд и Джайяварман II был провозглашён чакравартином — монархом вселенной. Затем он построил новую столицу — Ангкор. При Джайявармане II страна стала называться Камбоджей (второе название — Ангкор). Его царственный последователь сумел объединить под своей властью всю долину Меконга.
Возникновение великого Ангкорского государства неразрывно связано с буддизмом. Буддизм определил культурное лицо Камбоджи, придав ему неповторимое своеобразие. По преданию, царская династия страны произошла от буддийского отшельника по имени Камбу и небесной танцовщицы Меру. В стране был воздвигнут замечательный памятник кхмерской архитектуры — храм Ангкорват.
В конце IX в. при Яшовармане I Ангкорское государство укреплялось, строились буддийские монастыри, на месте прежнего Ангкора была заложена новая столица. В то же время приступили к сооружению грандиозной системы орошения. Весь район был поделён на квадраты рисовых полей. Мощные водохранилища обеспечивали регулируемую подачу воды на поля круглый год. Водоёмы для накопления влаги не выкапывались, а создавались с помощью насыпей. Поддержание и развитие оросительной системы сделалось важнейшей обязанностью ангкорских царей. Многие из них вошли в историю как строители не только храмов, но и ирригационных сооружений. Сельское хозяйство требовало слаженной работы, поэтому крестьянам было удобно жить и работать общинами. Земледельцы собирали по три полноценных урожая в год и почти не зависели от погодных условий. Им было что везти в королевский дворец и храмы. Поэтому ангкорские цари заботились и о состоянии дорог. Но не только во дворец и храмы тянулись обозы с зерном и маслом. 938 деревень несли совершенно необычную в наших глазах повинность — они снабжали продуктами 102 лечебницы, расположенные по всей стране, и несколько госпиталей в столице. В каждой лечебнице было 2 врача, 7 ассистентов, 14 медсестёр, 2 повара и 6 служителей. Устройство лечебниц и перечень медикаментов, которые использовали камбоджийские врачи, позволяют считать, что медицина Древней Камбоджи не уступала медицине Европы того времени, а может быть, и превосходила её.
С XIII в. начинается медленное угасание Ангкорского государства. В XIV в. Ангкор был захвачен чужеземными племенами сиамцев. Согласно легенде, после семимесячной безуспешной осады города сиамский царь приказал стрелять серебряными монетами. Защитники Ангкора бросились собирать монеты, и сиамские воины ворвались в осаждённый город.
Почти одновременно с Ангкорской империей на территории современной Мьянмы возвысилось государство Паган. В китайских хрониках его история исчисляется со II в. н э. В XI в. мудрый и просвещённый царь Аноратха объединил все мьянманские земли и сделал Паган столицей империи. Аноратха старался упрочить в стране буддизм, с которым в Мьянму пришла письменность. Ради этого он завоевал царство на юге от Пагана, в котором хранились священные рукописи. Жители этого царства были обращены в рабство. С помощью тысяч рабов Аноратха воздвиг в долине реки Иравади прекрасные буддийские храмы (пагоды). Паган поддерживал широкие торговые связи с Индией и Китаем. Сюда приезжали обучаться наукам из других стран. В пору своего расцвета столица государства утопала в зелени садов. Город украшали 4 млн. больших и малых пагод. Самым крупным сооружением был храм Табинью, символизировавший всеведение Будды. Дошедший до нас первый памятник мьянманской письменности — плита царя Нарапатиситу, жившего на рубеже XI—XII вв., — сообщает о строительстве дамб, оросительных каналов и пагод, военных походах. Паганское царство знало уголовное и гражданское право. Существовали три судебные инстанции: высший суд с участием царя, низший и апелляционный суды.
Юридическая практика сводилась главным образом к примирению сторон. Судебные заседания проходили с участием двух-трёх судей, которые попеременно уговаривали противников пойти на примирение. Если это удавалось, то в знак подтверждения согласия истец и ответчик публично жевали зелёные листья чая и полюбовно расходились. Свидетель клялся говорить только правду, водрузив над головой образ Будды. Порою судили споривших «всем миром», и тогда дело решалось посредством физических испытаний. Побеждал тот, кто мог дольше не дышать под водой или быстрее съесть порцию риса. При равном исходе заставляли полоскать рот, и виновным считался тот, у кого обнаруживали хотя бы одну застрявшую рисинку. Иногда истину добывали в буквальном смысле слова калёным железом. Считалось, что у правого останется меньше ожогов на руках после погружения их в расплавленный свинец. Никто не ставил под сомнение справедливость судей, однако большинство предпочитало избегать подобного правосудия. Проще было пойти на примирение, чем подвергать себя страшным и унизительным испытаниям.
Паганское царство оставило замечательные образцы художественных ремёсел.
Почти 300 лет просуществовало это государство, пока не пало под натиском монгольских полчищ хана Хубилая, внука Чингис-хана. Марко Поло, отважный венецианский купец и путешественник, был очевидцем победы монгольской конницы над фунаньскими воинами, сидевшими на спинах неповоротливых слонов. После ухода монголов Паган лежал в руинах.
В это время на противоположной стороне Малаккского пролива возвысилась новая морская держава — Шривиджайя, занимавшая восточную часть острова Суматра в районе современного Палембанга. Первоначально она была одним из небольших государств Малайского архипелага. Когда пала китайская династия Хань, и Поднебесная ослабела, Шривиджайя перестала посылать посольства к императорскому двору и попыталась завоевать главенствующее положение в Южных морях. К концу VIII в. Шривиджайя установила своё господство над Малаккским и Зондским проливами. Это обеспечило ей контроль над путями, связывавшими Китай, Восточный и Южный Индокитай и Малайский архипелаг с Индией и арабскими странами. Арабские авторы пишут, что Шривиджайя диктовала свою волю не только островным, но и материковым государствам. В конце VIII в. царь Ченлы дерзко потребовал, чтобы ему принесли голову махараджи Шривиджайи. В ответ махараджа послал в Ченлу флот, взял в плен царя Ченлы, отрубил ему голову, забальзамировал её и отправил в специальной урне преемнику царя.
Шривиджайя была самым сильным государством Юго-Восточной Азии X—XI вв., обладавшим мощным флотом и огромными богатствами. Её могущество основывалось прежде всего на широких торговых связях. Китайский чиновник, описывавший географию стран Южных морей, ставил Шривиджайю по богатству товаров на третье место после арабских стран и Явы. Шривиджайя являлась центром буддизма. Однако в начале XI в. она столкнулась с усиливающимся государством Чолов в Индии, которое тоже претендовало на господство над морскими путями и совершило опустошительный набег на Шривиджайю. После него она уже не смогла оправиться и к XIV в. окончательно распалась.
XIII в. явился веком перемен для Юго-Восточной Азии. Монгольское нашествие, двигавшееся с северо-запада, захватило не только материк, но и острова. На Индокитайском полуострове значительную силу обрели тайские народы, жившие там и ранее. Они создали ряд княжеств, крупнейшим из которых в конце XIII в. было княжество Сукхотаи (Сиам), погубившее великолепие Ангкорской империи. В ходе драматических событий на острове Ява полчища хана Хубилая были изгнаны, и здесь началось быстрое усиление государства Маджапахит. Первые годы царствования его создателя махараджи Кертараджасы были спокойными. Он раздавал чины и привилегии своим сторонникам, а самого себя называл «великим властелином всей Явы, повелителем всей Двипантары (Индонезии)». Однако политике централизации сопротивлялись правители мелких государств, решившиеся на мятеж, который был жестоко подавлен. Большую роль в этом сыграл начальник личной охраны монарха Гаджа Мада. С его фигурой связан короткий период наивысшего расцвета государства. Под его предводительством Маджапахит подчинил себе не только острова Индонезии, но и часть Малаккского полуострова. В стране процветали сельское хозяйство и ремёсла. Рис выращивали на террасных полях. Поощрялось развитие науки и искусства. Повелитель осыпал придворных архитекторов и поэтов милостями. Получили распространение производство батиковых тканей и кузнечное искусство, особенно изготовление кинжалов-крисов.
После смерти Гаджа Мады империя стала приходить в упадок. В начале XV в. вспыхнула война за престолонаследие, в результате которой Маджапахит потерял большую часть своих владений на Суматре и Малаккском полуострове. В этот смутный период в истории Маджапахита сюда проникает ислам. Мелкие прибрежные государства нашли в новой религии поддержку в своей борьбе против центральной власти. Простота догматов, учение о равенстве правоверных перед единым богом (Аллахом), взаимопомощи среди единоверцев открывали исламу все границы. В начавшейся войне погиб последний царь Маджапахита.
В Юго-Восточной Азии существовал другой источник ислама — Малаккский султанат. Он сделался признанным центром мусульманской религии, откуда она распространялась по всему региону. Его основателем считают потомка махараджи Шривиджайи принца Парамешвару. Принц, вынужденный бежать со своей родины, обосновался на Малаккском полуострове. Собственно, название этого полуострова, которым мы уже пользовались, появилось благодаря тому, что принц основал на этой земле новый город — Малакку. Чтобы поддержать свой авторитет, в начале XIV в. новый правитель посетил Китайскую империю, где встретил пышный приём. Однако торговые и политические интересы заставили его обратить свой взор к мусульманским странам. В 1414 г. он перешёл в ислам и принял имя Искандер-шах.
Наибольшего расцвета государство достигло при правителе Тун Пераке во второй половине XV в. При нём Малакка стала крупнейшим портом Юго-Восточной Азии, одним из центров мировой торговли. Умеренные торговые пошлины, строгое соблюдение законов и льготы для иностранных купцов привлекали в Малакку многих торговцев и искателей приключений. Здесь можно было встретить арабов из Каира и Адена, индийцев из Гуджарата и Малабара, камбоджийцев и китайцев, жителей индонезийских островов. В Малакке, по выражению португальского путешественника, встречались 84 языка. Индийские купцы покупали пряности, кам-
Статуя Будды в сингапурском парке Тигрового бальзама.
фору, ценные породы древесины, батиковые ткани, кинжалы-крисы. Китай торговал шёлком-сырцом и шёлковыми тканями, селитрой, медной и железной посудой.
Успешной была завоевательная политика Тун Перака. К началу XVI в. Малаккский султанат распространил власть на большую часть Малаккского полуострова и Восточную Суматру. Он сумел отразить нападения сиамцев. Благодаря исламу Малакка получила возможность познакомиться с сокровищами культуры арабо-персидского мира. Шедевры малайской литературы созданы именно в эту эпоху. Величайшими малайскими литературными памятниками являются «Седжарах Мелайю» — «Малайские Родословия» — настоящая энциклопедия жизни и истории Малакки XV в. и «Сказания о Ханге Туахе» — повествование о легендарном герое.
Однако расцвет портового города, пышность двора, утончённость придворной культуры — всё это держалось на довольно шаткой основе. Малаккский султанат раздирали противоречия между центральной властью и местной знатью. Враждой между придворными группировками воспользовались португальцы, захватившие в 1511 г. Малакку. Падение Малакки ознаменовало начало европейской колониальной экспансии. Так завершился блестящий период средневековой истории Золотой земли.
КНИГИ НА ЛИСТЬЯХ ПАЛЬМЫ
Ценным источником сведений по истории и культуре народов Юго-Восточной Азии являются старинные манускрипты. В те давние времена материалом для письма служили листья веерной пальмы. В Индонезии такие манускрипты называют лонтарами. Это связки небольших прямоугольных пластин, скреплённых шнуром и раскрывающихся подобно вееру. Наружные пластины из дерева саво или дерева других ценных пород покрыты искусной резьбой. Текст и рисунки наносились чёрной краской из ламповой сажи и масла ореха кемири с помощью металлического острия. Большим собранием древних лонтаров располагает Балийский музей в Денпасаре. Искусство изготовления лонтаров сохранилось до наших дней. На острове Бали в Индонезии имеются клубы, в которых занимаются изучением старинных манускриптов и изготовлением их копий. С лонтарами связан один из популярных на Бали праздников — праздник богини знаний Сарасвати. В день праздника перед восходом солнца лонтары выносят из помещений, складывают возле алтарей, посвящённых богине, и священники совершают над ними старинный ритуал.
*
ПРАЗДНИК ВОЗВРАЩЁННЫХ ВОД
Этот праздник отмечается со времени Ангкорской империи. Возникновение его связано с чудом реки Тонлесап. В сезон дождей её воды текут в сторону озера Тонлесап, а в следующие полгода — в обратном направлении. День поворота течения реки и является кульминационным моментом праздника. Основное его событие — регата на традиционных лодках. В каждой команде — по 25 гребцов, дистанция — до 5 км. Финиш обозначается ротанговым канатом. Победителей награждают призами. Победа в соревнованиях имеет и символическое значение: камбоджийцы верят, что вступившему первым в «возвращённые воды» будет весь год сопутствовать удача.
*
ТУМАСИК — ГОРОД У МОРЯ
Предшественник современного Сингапура — Тумасик (по-явански «город у моря») — известен с VII в. как важный торговый центр империи Шривиджайя. Когда в XIII в. империя распалась, он сделался самостоятельным государством. В XIV в. это самый оживлённый порт Малаккского пролива. Китайские мореходы называли его гавань «пастью дракона». По свидетельству малайской хроники, «слава о городе и его величии разнеслась по всему свету». Центр Тумасика находился на склоне холма, сохранившегося до настоящего времени. Здесь располагались храмовые и дворцовые постройки. В архитектурном стиле зданий сказалось влияние индо-буддийской культуры. Город был обнесён палисадом и рвом. При радже Шри Пикраме Вире в XIV в. Тумасик был захвачен и полностью разрушен войсками яванской империи Маджапахит.
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи