НОВОЕ ВРЕМЯ
Новое время представляет собой совершенно особый период всемирной истории. Человечество впервые осознало, что оно отныне обречено жить в одном историческом пространстве, в пределах одного исторического времени. В предыдущие века ситуация была иной. И разбросанные по поверхности планеты первобытные племена, и мощные государства в достойных восхищения цивилизациях Египта, Междуречья, Индии и Китая, и даже великие древние Эллада и Рим не могли дать современникам представления о всемирном характере развития. Взгляд человека на мировое пространство был ограничен соседними странами и полуфантастическими рассказами «бывалых людей» о далёких землях. Понимание ими исторического времени обычно охватывало жизнь всего лишь нескольких поколений, а за этот промежуток невозможно было уловить изменения в традиционном укладе. Конечно, мыслители и учёные и тогда размышляли о единстве мира, но эти размышления были чисто умозрительными, и проверить их на практике люди не могли.
Миссионерский порыв и религиозные войны средневековья, постепенное освоение человеком океана приблизили друг к другу страны и народы. Однако это сближение не было добровольным. История сложилась так, что Западная Европа начиная с XV в. осуществила всемирную экспансию (т. е. расширение, распространение влияния), объединив мир под своим владычеством. Как писал один из самых знаменитых историков нашего времени англичанин А. Тойнби, драматическая и многозначная встреча Запада со всем остальным миром стала центральным явлением Новой истории.
Как и за счёт чего западная цивилизация смогла вырваться вперёд? Прежде всего следует иметь в виду то, что некоторые черты западноевропейского феодализма сильно отличали его от строя, существовавшего в тот же период на Востоке. В Европе ремесло горожанина чётко выделилось в противовес сельскому хозяйству, изделия мастерских обменивались на продукцию крестьянина. Город был не только центром ремесла и торговли, но имел самоуправление, сильно ограничившее власть феодалов. Имелись законы, которые как-то охраняли простолюдина от произвола «сильных мира сего», от произвола государства. Отношения купли-продажи, торговые, посреднические отношения вообще были сильно развиты. На Востоке же правители были полновластны над жизнью и имуществом своих подданных, а место закона занимали их повеления. Ремесленники Востока (часто превосходившие своим мастерством европейцев) работали не на рынок, а обслуживали властителей и их приближённых.
Различалась и общественная мораль. Если на Западе люди привыкли ставить во главу угла свои права, подкреплённые законом, то на Востоке считалось, что главное — благопристойное поведение,
исполнение человеком предписанных ему обязанностей. Если для западной цивилизации нормальным явлением стало стремление людей к прибыли, к личной выгоде, и на этой основе развивалась конкуренция и соревновательность во всех сферах, то на Востоке всегда подчёркивалась важность интересов общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед властью. Торговцы и предприниматели не пользовались уважением в традиционных обществах. Поэтому западная цивилизация, которая была «не такой, как все», оказалась более способной к использованию таких качеств человеческой натуры, как предприимчивость, желание разбогатеть; более способной к развитию технических достижений. Именно на основе технологического превосходства над остальным миром Запад вскоре развернул своё наступление на море и на суше.
Европейской экспансии способствовали также новые (или вновь открытые) идеи, развившиеся в пламени гуманизма итальянского Возрождения (XIV—XVI вв.). Собиратели античных рукописей и статуй, поэты и художники, воспевавшие «человеческое в человеке», его энергию, упорство и стремление к счастью, были предшественниками Васко да Гамы, Христофора Колумба, Америго Веспуччи и Джона Кэбота. Открытие новых земель способствовало наступлению Нового времени. Мир сразу сделался почти в десять раз больше, вместо четверти полушария теперь весь земной шар лежал перед взором европейцев, которые спешили завладеть остальными семью восьмыми его суши. Взгляду человека открылся бесконечно более широкий горизонт. Техническое превосходство и торговая предприимчивость европейцев были первоначальными факторами, обеспечившими распространение промышленной цивилизации и западных идей по всему миру.
Однако не эпоха Великих географических открытий послужила точкой отсчёта Нового времени (хотя есть историки, придерживающиеся этого мнения). Испания и Португалия, первыми ринувшиеся на богатый сокровищами американский континент и славящиеся пряностями южные острова, были не самыми развитыми странами Европы, и награбленное золото и серебро оседало в руках торговцев и промышленников Нидерландов, Англии, Северной Италии. Именно там сформировались отношения, положившие начало промышленной цивилизации Нового времени, подчинившей вскоре весь мир. Именно там простолюдины, занимавшиеся скупкой сырья у крестьян, стали создавать мануфактуры — ручные производства с разделением труда между работниками. Если ремесленник делал всё изделие целиком, от начала до конца, то рабочий мануфактуры выполнял только отдельные операции, доводя свои навыки до автоматизма. В итоге мануфактурное изделие бывало менее качественным, чем ремесленное, но всегда более дешёвым — ведь мануфактуры производили гораздо больше продукции. Дешёвые товары хорошо покупались населением, и мануфактурное производство стало
вытеснять ремесленное, ремесленники разорялись и превращались в рабочих, на мануфактуры стекались массы потерявших землю крестьян. Промышленники и торговцы богатели, и экономическая мощь землевладельцев-феодалов стала падать. Вскоре «буржуа» — так называли новых богачей из простонародья — потребовали расширения своих прав и участия в управлении государством, а феодалы, опиравшиеся на королевскую власть, этому противились. В ходе революций 1566—1609 гг. в Нидерландах и 1642—1648 гг. в Англии сопротивление знати было сломлено, и государственную политику по сути дела стала определять буржуазия.
Англия превратилась в настоящий образец для Европы и мира. Английские пряжа и полотно, обувь и металлические изделия заполонили в XVIII в. рынки многих стран. Британские купцы, банкиры, фабриканты создали образцовую политическую систему, основанную на власти парламента, экономический уклад, выросший на рыночных началах, своеобразную культуру и идеологию — т. е. то, что понимается под так называемым «английским образом жизни». Всё это — уже неотъемлемая принадлежность эпохи, пришедшей на смену феодализму. Традиционно именно Английская буржуазная революция считается тем рубежом, с которого начинается отсчёт Нового времени. С середины XVII столетия промышленная цивилизация стала распространяться по Европе и другим континентам, между делом разрушая натуральное хозяйство, низвергая власть королей и императоров, включая народы земного шара в единый процесс мирового развития.
Обычно историки разделяют Новое время на несколько периодов. Начальный длился немногим более столетия (середина XVII в. — последняя треть XVIII в.). Промышленный переворот, начавшийся в последние десятилетия XVIII в., и Великая французская революция, открывшая эпоху массовых народных революций в Европе, открыли второй период — период победы капитализма в Европе, обуржуазивания монархий, перехода великих держав к созданию колониальных империй. Второй период Нового времени тоже продолжался около ста лет и закончился к 1870-м гг. Тогда европейские державы уже разделили весь мир, подчинили себе отдалённые земли и сошлись в острой схватке за преобладание в Старом и Новом Свете. Первая мировая война (1914—1918 гг.) служит конечным рубежом этого периода, внёсшего очень важные изменения в соотношение сил в мире, в идеологию людей, в их быт, образ жизни и т. д. Победа Октябрьской революции в России позволила сторонникам коммунизма заявить о том, что Новое время — эпоха главенства западноевропейской промышленной цивилизации — завершилось. Взошла заря Новейшей истории, времени, когда социализм — более справедливый общественный строй, чем капитализм, — уничтожит последний.
После Второй мировой войны (1939—1945 гг.) многим действительно казалось, что капитализм отступает «по всему фронту». Однако промышленная цивилизация показала свою силу. Она доказала своё преимущество перед социалистическими странами в экономике, сумев поставить себе на службу великие достижения научно-технической революции; она сумела убедить мир в превосходстве либеральных идей над жёсткой и стройной идеологией коммунизма, она в конце концов вышла победительницей из гонки вооружений. В конце 1980-х гг. «социалистическое содружество» прекратило существование. Значит, мы можем говорить, что Новое время в истории человечества ещё не закончилось. Либерально-промышленная цивилизация со всеми её несомненными доблестями и очевидными пороками всё ещё является главной силой в современном мире. История её развития — это история человеческого общества на протяжении трёх с половиной столетий.
РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА В НОВОЕ ВРЕМЯ
Даже в эпоху промышленного переворота рыночный строй в Европе представлял собой лишь небольшой островок среди огромного океана натурального хозяйства. Чтобы выжить, промышленная цивилизация должна была доказать своё превосходство в борьбе с традиционным аграрным строем Востока и с феодальным укладом, сохранившимся на Западе, и победить их. В Европе такая победа пришла довольно скоро. Уже в начале XIX в. промышленный переворот перекинулся во Францию, Северную Европу, Германию и совершенно преобразил их облик. Фабрики и заводы, оснащённые пока ещё несовершенными, с нашей точки зрения, машинами, взорвали размеренную жизнь городов. Великие изобретения конца XVIII — начала XIX вв. превратили Европу в небольшое пространство, насыщенное железнодорожными и пароходными линиями, оснащённое телеграфной и быстрой почтовой связью. Казавшиеся ещё несколько десятилетий назад «медвежьим углом» отдалённые районы включались в процесс промышленного развития, выбивая последний козырь из рук феодальной знати. В конце концов и ей пришлось, забыв о своём происхождении, включиться в гонку за прибылью. Героическая средневековая эпоха благородного мужества, изысканных манер и религиозного экстаза ушла безвозвратно, расчистив место таким прозаическим вещам, как налоги и бюджет, тарифы и акцизы, биржи и аукционы. Религией стала технология. К середине XIX в. промышленная цивилизация завоевала главенство в Европе. Труд наёмного рабочего оказался более выгодным и более успешным, нежели труд зависимого крестьянина Средневековья. Добыча угля, уровень выплавки чугуна, протяжённость железных дорог были теперь показателем развития государства.
Во второй половине XIX в. капиталистическое производство вступило в новую фазу. Из соперничества промышленников и торговцев выросли монополии — крупные объединения капиталистов, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и продажи товаров. Конечно, мелкие и
средние фабрики и заводы не исчезли, но дух экономики определялся уже не свободной конкуренцией безвестных торгашей, а договорённостями между Морганами и Рокфеллерами, Круппами и Ротшильдами. Огромную роль в хозяйственной жизни стали играть банки, которые подчинили себе целые отрасли промышленности. Капиталистическим государствам пришлось даже ограничить влияние монополий, т. к. их безудержное стремление к прибыли, к росту цен грозило обнищанием большой части населения. Тогда же, в середине XIX в., выяснилось, что время от времени хозяйство сотрясают кризисы перепроизводства товаров, которых не могут себе позволить покупать крестьяне и горожане. Всё больше и больше в мире заговорили о «свободной торговле», особенно после отмены «хлебных законов» в Англии (1846 г.), т. е. ликвидации запретительных тарифов на ввоз в страну иностранной пшеницы. Может быть, в последний раз Британия, постепенно терявшая своё положение «мастерской мира», оказалась в положении первопроходца — она почти лишилась собственного зерна и превратилась в чисто индустриальную страну. Более крупные капиталистические страны — Германия, Франция и особенно США — сохранили престиж крестьянского труда, но земледелец там превратился в результате аграрных реформ в фермера — полновластного владельца своей земли.
В конце XIX в. пар как главный источник энергии стал вытесняться электричеством. Электромотор заменил громоздкую систему рычагов и трансмиссий на производстве. Это означало удешевление производства и вызвало новый скачок развития. Оказалось выгодным не только продавать свои товары на далёких рынках, но и организовывать производства, строить заводы и фабрики в странах, где труд рабочего стоит дешевле. Именно тогда, а не в эпоху колониальных захватов, европейская цивилизация стала внедряться на безбрежных равнинах Азии и Африки, подчиняя себе традиционный общинный уклад жизни этих народов.
Показателем того, что мир в некоторых отношениях в начале XX в. стал представлять собой единое целое, стала война 1914—1918 гг. Она была войной европейских держав, но одновременно являлась мировой войной, ибо в ней участвовали многие страны и народы, находящиеся под их влиянием. У них было нечто общее — все они в той или иной степени были связаны с промышленным развитием. Послевоенные события внесли в жизнь мира очень много нового. Социалистический переворот, происшедший в России — одной из великих держав Нового времени, — тоже был своеобразной попыткой модернизировать традиционное общество, поставить его в один ряд с развитыми странами промышленной цивилизации, до предела увеличив роль государства в этом процессе.
Но сам капитализм в XX в. сильно изменился. Это капитализм эпохи всплеска технических достижений и завоеваний человечества. Радио и телевидение, автомобили и компьютеры, самолёты и космические спутники связи, роботы и безотходные технологии перевернули жизнь людей. Любые более-менее серьёзные социальные и международные конфликты могут разрушить целостность мира, основанного на лидерстве западной цивилизации, как когда-то сама западная цивилизация разрушила целостность традиционного аграрного строя народов Востока.
КОЛОНИАЛЬНАЯ СИСТЕМА В НОВОЕ ВРЕМЯ И НАРОДЫ ВОСТОКА
Как уже было сказано, проникновение европейцев на другие континенты началось ещё в XIV—XV вв. Это были не просто морские экспедиции во вновь открытые земли — их участники строили там укреплённые форты, старались закрепиться на оживлённых перекрёстках торговых путей. Подчинить большие территории Европа ещё не могла, и торговля оставалась главным каналом контактов Запада и Востока. Не одно поколение европейских купцов сколотило себе состояния на торговле восточными тканями и оружием, благовониями и пряностями. Не считалось зазорным менять на золото и жемчуг туземцев, скажем, зеркальца или цветные ленты, пользуясь тем, что местные жители не знают действительной стоимости этих предметов.
В XVI в. крепнущая европейская цивилизация усилила своё проникновение на Восток и перешла к колониальным захватам. Главным орудием их были монопольные торговые компании. Голландская, французская и британская Ост-Индские компании создавались купцами при покровительстве властей и обладали исключительными правами на торговлю с восточными странами. Постепенно они золотом и оружием подчинили себе большие территории и превратились в настоящие державы. Характерно, что тогда европейцы не старались ломать традиционную общинную систему Востока и просто встали во главе её на место раджей, князьков, туземных принцев и прочих. Британская Ост-Индская компания (самая знаменитая и сильная), сосредоточив в своих руках политическую власть, захватила также монополию на судоходство, на всю внутреннюю и внешнюю торговлю Индии.
С того времени, как в Америке и Вест-Индии стали создаваться плантации, сначала португальцы, а затем голландцы, французы и англичане включились в работорговлю и развили её до невиданных масштабов. Торговля живым товаром давно существовала в Африке, но европейцы превратили её в стройную систему. Обычно они сами не участвовали в рискованной охоте за рабами, а скупали их за бесценок у туземных вождей или даже меняли на оружие и алкоголь. Затем в Америке чернокожие невольники продавались плантаторам с огромной выгодой для торговцев. Работорговля XVI— XVIII вв. настолько обескровила Африку (в рабство продавали прежде всего молодых, сильных людей), вызвала такой упадок, что континент оказался в своём развитии отброшен назад. Считается, что только из бассейна реки Конго было вывезено около
30 млн. африканцев. Десятки миллионов погибли во время жестоких войн и набегов, связанных с захватом живого товара, многие миллионы умерли от голода и жажды во время длительных морских переходов невольничьих кораблей.
На почве соперничества европейских государств и их монопольных торговых компаний за главную роль в мировой торговле и за преобладание на Востоке в XVII—XVIII вв. развернулись многочисленные войны. Колониальное могущество Испании и Португалии было подорвано передовыми буржуазными Голландией и Англией. В войнах второй половины XVII в. Англии удалось победить Голландию и лишить её преобладания на море, но в борьбу за колонии включилась Франция. В битвах за испанское наследство (1702—1713 гг.), в сражениях за австрийское наследство (1741—1748 гг.) и в Семилетней войне (1756—1763 гг.) Англия шаг за шагом укрепляла свои позиции и вытеснила Францию из её владений в Северной Америке, Вест- и Ост-Индии. После Семилетней войны британская Ост-Индская компания начала завоевание всей Индии.
Колониальная экспансия Европы в Южной Азии привела также к тому, что страны Восточной Азии (Китай, Япония, Корея) взяли курс на недопущение иностранцев и на строгую изоляцию от внешнего мира. Это в свою очередь не позволяло традиционному обществу включаться в мировую систему, подчёркивало застывший характер общества.
Однако следующий период Нового времени заставил выйти из изоляции и эти страны. Промышленная революция, начавшаяся в последней трети XVIII в., знаменовала переход западного капитализма от мануфактуры к фабрике, к машинному производству и подготовила создание мирового рынка. Монопольные компании были ликвидированы, и главными методами экспансии западных стран на Востоке стали ввоз готовых промышленных товаров и вывоз сырья. Началась ожесточённая борьба европейских держав за влияние, за колониальные рынки.
Уже к началу XIX в. она приобрела характер острых международных конфликтов. Войны Англии против наполеоновской Франции, её борьба против влияния России на сопредельные страны Азии отражали стремление английской буржуазии сохранить свою колониальную империю и превратить остальные территории в свободный рынок, что было выгодно прежде всего британским промышленникам, производившим самые дешёвые и качественные товары. Британия была зачинщицей «опиумных войн», направленных на завоевание огромного Китая. Другие великие державы (Франция, Россия, США) также не остались в стороне. Китаю и его соседям были навязаны так называемые «неравноправные договоры», согласно которым иностранцы получали там значительные льготы и привилегии.
С «открытием» американской военной эскадрой Японии, установлением французского господства в Индокитае, с подчинением Центральной Азии и разделом Африки к 70-м гг. XIX в. почти все важнейшие районы мира от Гибралтара до Японских островов были включены в сферу влияния промышленной цивилизации Запада.
В отличие от XVII—XVIII вв., когда монопольные торговые компании практически не затрагивали традиционного уклада аграрной восточной цивилизации, промышленный XIX век (особенно его вторая половина) означал постепенное размывание её устоев. Приток промышленных товаров означал, что восточные ремесленники не выдерживали конкуренции и разорялись. Медленно разрушалась замкнутость сельского хозяйства, продукция которого в виде сырья или продовольствия шла на мировой рынок. Европа диктовала своим колониям и
зависимым странам, что должны выращивать крестьяне. Например, Цейлон, Ява стали районами чайных культур, Бенгалия — производства джута, Ирак поставлял финики и ячмень, Северная Африка — оливки, Вьетнам — рис, Золотой Берег (нынешняя Гана) — какао, Египет — хлопок. Богатства недр — нефть, руда, уголь, редкие металлы — также разрабатывались иностранными компаниями. Нефтяные монополии вели разработку месторождений Ирана, арабских стран, Индонезии. В руки английских, французских, немецких и бельгийских компаний перешли богатые алмазные и золотые россыпи африканских стран. На Востоке строились железные и шоссейные дороги, порты, мосты, телеграфные и телефонные линии. Всё это делалось главным образом для приближения районов производства сырья к пунктам вывоза и для облегчения проникновения западных товаров в глубь территорий. Поэтому часто железные дороги, например, строились «веером» — от портов пути расходились в глубь страны.
Капитализм, западная цивилизация проникали таким образом в восточное общество, видоизменяли его, заставляли людей отказываться от привычного образа жизни и от привычного хода мыслей. Конечно, далеко не все жители колоний и зависимых стран оказались «выбиты» из традиционного уклада — например, даже в серьёзно втянутом в мировое хозяйство Китае лишь 7% населения в начале XX в. были как-то связаны с западным рынком. Но тем не менее необходимость отказа от привычного жизненного уклада страшно нервировала людей, и без того отрицательно относившихся к засилию европейцев. Люди видели в проникновении европейской цивилизации причину всех бед восточного общества. Например, участники восстания ихэтуаней в Китае (1900 г.) считали, что «железные дороги и огненные телеги беспокоят дракона земли и сводят на нет его хорошее влияние на землю. Красные капли, которые капают с железной змеи (т. е. ржавчина, отлетающая от телеграфных проводов), являются кровью оскорблённых духов. Эти духи не в силах помочь нам, когда эти красные капли падают возле нас». В большей или меньшей степени такое отношение к западной цивилизации проявлялось и во время других крупных восстаний на Востоке — сипайского восстания в Индии (1857—1859 гг.), бабидского движения в Иране (1848—1852 гг.) и т. д.
Правда, образованный слой общества (а европейцы, особенно англичане, кое-что делали для просвещения народов) понимал необходимость заимствования достижений европейской цивилизации хотя бы для того, чтобы добиться независимости. В восточных странах существовали три направления в подходах к заимствованию. Представители первого считали, что можно ограничиться перениманием военной технологии, отринув при этом другие достижения Запада, в том числе его политические идеи (султан Абдул Хамид в Османской империи, императрица Цыси в Китае). Но этот путь ничего не дал их странам. Представители другого направления — в основном новая интеллигенция, знакомая с западными идеями, — понимали, что нужно реформировать всё общество, взять лучшее из политической системы, экономической жизни, идеологии Запада (деятели раннего Индийского национального конгресса, Кан Ювей в Китае и др.). В начале XX в. выделилось в некоторых странах и третье течение — радикальное, ставившее во главу угла социальные вопросы. Самым ярким его представителем был китайский революционер Сунь Ятсен.
Тем не менее все эти течения объединяло одно обстоятельство, которое было совершенно естественным в условиях подчинения их стран западным державам, — националистическая окраска. Национализм получил серьёзный толчок во время Первой мировой войны, когда в силу объективных причин (в том числе из-за того, что в морях хозяйничали германские подводные лодки) колониальные страны резко ослабили торговые связи с метрополиями. Оказалось, что некоторые страны — Индия, Китай, Египет — за счёт индустриального труда вполне могли обеспечить себя некоторыми видами промышленной продукции. Усилились национализм, желание выйти из-под опеки Запада. Турции при Ататюрке, Ирану при Реза-шахе это в общем удалось. Но в целом Европа пока ещё была заинтересована в политическом контроле над колониями и не желала ликвидировать свою колониальную систему. Тем не менее уже в 20—30-е гг. XX в. наиболее дальновидные представители правящих кругов метрополий заявляли о желательности заменить откровенный политический контроль незаметным финансово-экономическим, культурным влиянием на зависимые страны, действовать через займы и кредиты, таможню, международные организации и т. д.
После Второй мировой войны эта точка зрения возобладала (правда, нельзя сбрасывать со счетов ясно выраженное желание национальных движений Востока добиться независимости пусть даже и вооружённым путём). В 50—60-е гг. колониальная система была уже ликвидирована, её время прошло. Однако задачи модернизации восточного общества остаются главными задачами руководства стран Азии и Африки.
Новое время представляет собой совершенно особый период всемирной истории. Человечество впервые осознало, что оно отныне обречено жить в одном историческом пространстве, в пределах одного исторического времени. В предыдущие века ситуация была иной. И разбросанные по поверхности планеты первобытные племена, и мощные государства в достойных восхищения цивилизациях Египта, Междуречья, Индии и Китая, и даже великие древние Эллада и Рим не могли дать современникам представления о всемирном характере развития. Взгляд человека на мировое пространство был ограничен соседними странами и полуфантастическими рассказами «бывалых людей» о далёких землях. Понимание ими исторического времени обычно охватывало жизнь всего лишь нескольких поколений, а за этот промежуток невозможно было уловить изменения в традиционном укладе. Конечно, мыслители и учёные и тогда размышляли о единстве мира, но эти размышления были чисто умозрительными, и проверить их на практике люди не могли.
Миссионерский порыв и религиозные войны средневековья, постепенное освоение человеком океана приблизили друг к другу страны и народы. Однако это сближение не было добровольным. История сложилась так, что Западная Европа начиная с XV в. осуществила всемирную экспансию (т. е. расширение, распространение влияния), объединив мир под своим владычеством. Как писал один из самых знаменитых историков нашего времени англичанин А. Тойнби, драматическая и многозначная встреча Запада со всем остальным миром стала центральным явлением Новой истории.
Как и за счёт чего западная цивилизация смогла вырваться вперёд? Прежде всего следует иметь в виду то, что некоторые черты западноевропейского феодализма сильно отличали его от строя, существовавшего в тот же период на Востоке. В Европе ремесло горожанина чётко выделилось в противовес сельскому хозяйству, изделия мастерских обменивались на продукцию крестьянина. Город был не только центром ремесла и торговли, но имел самоуправление, сильно ограничившее власть феодалов. Имелись законы, которые как-то охраняли простолюдина от произвола «сильных мира сего», от произвола государства. Отношения купли-продажи, торговые, посреднические отношения вообще были сильно развиты. На Востоке же правители были полновластны над жизнью и имуществом своих подданных, а место закона занимали их повеления. Ремесленники Востока (часто превосходившие своим мастерством европейцев) работали не на рынок, а обслуживали властителей и их приближённых.
Различалась и общественная мораль. Если на Западе люди привыкли ставить во главу угла свои права, подкреплённые законом, то на Востоке считалось, что главное — благопристойное поведение,
Вид на Нью-Йорк.
Демонстрация безработных. США. 1930 г.
исполнение человеком предписанных ему обязанностей. Если для западной цивилизации нормальным явлением стало стремление людей к прибыли, к личной выгоде, и на этой основе развивалась конкуренция и соревновательность во всех сферах, то на Востоке всегда подчёркивалась важность интересов общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед властью. Торговцы и предприниматели не пользовались уважением в традиционных обществах. Поэтому западная цивилизация, которая была «не такой, как все», оказалась более способной к использованию таких качеств человеческой натуры, как предприимчивость, желание разбогатеть; более способной к развитию технических достижений. Именно на основе технологического превосходства над остальным миром Запад вскоре развернул своё наступление на море и на суше.
Европейской экспансии способствовали также новые (или вновь открытые) идеи, развившиеся в пламени гуманизма итальянского Возрождения (XIV—XVI вв.). Собиратели античных рукописей и статуй, поэты и художники, воспевавшие «человеческое в человеке», его энергию, упорство и стремление к счастью, были предшественниками Васко да Гамы, Христофора Колумба, Америго Веспуччи и Джона Кэбота. Открытие новых земель способствовало наступлению Нового времени. Мир сразу сделался почти в десять раз больше, вместо четверти полушария теперь весь земной шар лежал перед взором европейцев, которые спешили завладеть остальными семью восьмыми его суши. Взгляду человека открылся бесконечно более широкий горизонт. Техническое превосходство и торговая предприимчивость европейцев были первоначальными факторами, обеспечившими распространение промышленной цивилизации и западных идей по всему миру.
Однако не эпоха Великих географических открытий послужила точкой отсчёта Нового времени (хотя есть историки, придерживающиеся этого мнения). Испания и Португалия, первыми ринувшиеся на богатый сокровищами американский континент и славящиеся пряностями южные острова, были не самыми развитыми странами Европы, и награбленное золото и серебро оседало в руках торговцев и промышленников Нидерландов, Англии, Северной Италии. Именно там сформировались отношения, положившие начало промышленной цивилизации Нового времени, подчинившей вскоре весь мир. Именно там простолюдины, занимавшиеся скупкой сырья у крестьян, стали создавать мануфактуры — ручные производства с разделением труда между работниками. Если ремесленник делал всё изделие целиком, от начала до конца, то рабочий мануфактуры выполнял только отдельные операции, доводя свои навыки до автоматизма. В итоге мануфактурное изделие бывало менее качественным, чем ремесленное, но всегда более дешёвым — ведь мануфактуры производили гораздо больше продукции. Дешёвые товары хорошо покупались населением, и мануфактурное производство стало
Очередь в столовую благотворительного общества. Нью-Йорк. 1931 г.
Очередь безработных. США. 1931 г.
Вид Лондонского вокзала Кинг-Кросс. 1982 г.
Восстание в Берлине 18—19 марта 1848 г.
вытеснять ремесленное, ремесленники разорялись и превращались в рабочих, на мануфактуры стекались массы потерявших землю крестьян. Промышленники и торговцы богатели, и экономическая мощь землевладельцев-феодалов стала падать. Вскоре «буржуа» — так называли новых богачей из простонародья — потребовали расширения своих прав и участия в управлении государством, а феодалы, опиравшиеся на королевскую власть, этому противились. В ходе революций 1566—1609 гг. в Нидерландах и 1642—1648 гг. в Англии сопротивление знати было сломлено, и государственную политику по сути дела стала определять буржуазия.
Англия превратилась в настоящий образец для Европы и мира. Английские пряжа и полотно, обувь и металлические изделия заполонили в XVIII в. рынки многих стран. Британские купцы, банкиры, фабриканты создали образцовую политическую систему, основанную на власти парламента, экономический уклад, выросший на рыночных началах, своеобразную культуру и идеологию — т. е. то, что понимается под так называемым «английским образом жизни». Всё это — уже неотъемлемая принадлежность эпохи, пришедшей на смену феодализму. Традиционно именно Английская буржуазная революция считается тем рубежом, с которого начинается отсчёт Нового времени. С середины XVII столетия промышленная цивилизация стала распространяться по Европе и другим континентам, между делом разрушая натуральное хозяйство, низвергая власть королей и императоров, включая народы земного шара в единый процесс мирового развития.
Обычно историки разделяют Новое время на несколько периодов. Начальный длился немногим более столетия (середина XVII в. — последняя треть XVIII в.). Промышленный переворот, начавшийся в последние десятилетия XVIII в., и Великая французская революция, открывшая эпоху массовых народных революций в Европе, открыли второй период — период победы капитализма в Европе, обуржуазивания монархий, перехода великих держав к созданию колониальных империй. Второй период Нового времени тоже продолжался около ста лет и закончился к 1870-м гг. Тогда европейские державы уже разделили весь мир, подчинили себе отдалённые земли и сошлись в острой схватке за преобладание в Старом и Новом Свете. Первая мировая война (1914—1918 гг.) служит конечным рубежом этого периода, внёсшего очень важные изменения в соотношение сил в мире, в идеологию людей, в их быт, образ жизни и т. д. Победа Октябрьской революции в России позволила сторонникам коммунизма заявить о том, что Новое время — эпоха главенства западноевропейской промышленной цивилизации — завершилось. Взошла заря Новейшей истории, времени, когда социализм — более справедливый общественный строй, чем капитализм, — уничтожит последний.
После Второй мировой войны (1939—1945 гг.) многим действительно казалось, что капитализм отступает «по всему фронту». Однако промышленная цивилизация показала свою силу. Она доказала своё преимущество перед социалистическими странами в экономике, сумев поставить себе на службу великие достижения научно-технической революции; она сумела убедить мир в превосходстве либеральных идей над жёсткой и стройной идеологией коммунизма, она в конце концов вышла победительницей из гонки вооружений. В конце 1980-х гг. «социалистическое содружество» прекратило существование. Значит, мы можем говорить, что Новое время в истории человечества ещё не закончилось. Либерально-промышленная цивилизация со всеми её несомненными доблестями и очевидными пороками всё ещё является главной силой в современном мире. История её развития — это история человеческого общества на протяжении трёх с половиной столетий.
РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА В НОВОЕ ВРЕМЯ
Даже в эпоху промышленного переворота рыночный строй в Европе представлял собой лишь небольшой островок среди огромного океана натурального хозяйства. Чтобы выжить, промышленная цивилизация должна была доказать своё превосходство в борьбе с традиционным аграрным строем Востока и с феодальным укладом, сохранившимся на Западе, и победить их. В Европе такая победа пришла довольно скоро. Уже в начале XIX в. промышленный переворот перекинулся во Францию, Северную Европу, Германию и совершенно преобразил их облик. Фабрики и заводы, оснащённые пока ещё несовершенными, с нашей точки зрения, машинами, взорвали размеренную жизнь городов. Великие изобретения конца XVIII — начала XIX вв. превратили Европу в небольшое пространство, насыщенное железнодорожными и пароходными линиями, оснащённое телеграфной и быстрой почтовой связью. Казавшиеся ещё несколько десятилетий назад «медвежьим углом» отдалённые районы включались в процесс промышленного развития, выбивая последний козырь из рук феодальной знати. В конце концов и ей пришлось, забыв о своём происхождении, включиться в гонку за прибылью. Героическая средневековая эпоха благородного мужества, изысканных манер и религиозного экстаза ушла безвозвратно, расчистив место таким прозаическим вещам, как налоги и бюджет, тарифы и акцизы, биржи и аукционы. Религией стала технология. К середине XIX в. промышленная цивилизация завоевала главенство в Европе. Труд наёмного рабочего оказался более выгодным и более успешным, нежели труд зависимого крестьянина Средневековья. Добыча угля, уровень выплавки чугуна, протяжённость железных дорог были теперь показателем развития государства.
Во второй половине XIX в. капиталистическое производство вступило в новую фазу. Из соперничества промышленников и торговцев выросли монополии — крупные объединения капиталистов, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и продажи товаров. Конечно, мелкие и
Закладка в печь вместо топлива пшеницы
в надежде поднять цены на хлеб.
США. 30-е гг.
в надежде поднять цены на хлеб.
США. 30-е гг.
Предприниматели штата Мичиган выливают
в реку молоко, чтобы удержать цены.
США. 1934 г.
в реку молоко, чтобы удержать цены.
США. 1934 г.
средние фабрики и заводы не исчезли, но дух экономики определялся уже не свободной конкуренцией безвестных торгашей, а договорённостями между Морганами и Рокфеллерами, Круппами и Ротшильдами. Огромную роль в хозяйственной жизни стали играть банки, которые подчинили себе целые отрасли промышленности. Капиталистическим государствам пришлось даже ограничить влияние монополий, т. к. их безудержное стремление к прибыли, к росту цен грозило обнищанием большой части населения. Тогда же, в середине XIX в., выяснилось, что время от времени хозяйство сотрясают кризисы перепроизводства товаров, которых не могут себе позволить покупать крестьяне и горожане. Всё больше и больше в мире заговорили о «свободной торговле», особенно после отмены «хлебных законов» в Англии (1846 г.), т. е. ликвидации запретительных тарифов на ввоз в страну иностранной пшеницы. Может быть, в последний раз Британия, постепенно терявшая своё положение «мастерской мира», оказалась в положении первопроходца — она почти лишилась собственного зерна и превратилась в чисто индустриальную страну. Более крупные капиталистические страны — Германия, Франция и особенно США — сохранили престиж крестьянского труда, но земледелец там превратился в результате аграрных реформ в фермера — полновластного владельца своей земли.
В конце XIX в. пар как главный источник энергии стал вытесняться электричеством. Электромотор заменил громоздкую систему рычагов и трансмиссий на производстве. Это означало удешевление производства и вызвало новый скачок развития. Оказалось выгодным не только продавать свои товары на далёких рынках, но и организовывать производства, строить заводы и фабрики в странах, где труд рабочего стоит дешевле. Именно тогда, а не в эпоху колониальных захватов, европейская цивилизация стала внедряться на безбрежных равнинах Азии и Африки, подчиняя себе традиционный общинный уклад жизни этих народов.
Показателем того, что мир в некоторых отношениях в начале XX в. стал представлять собой единое целое, стала война 1914—1918 гг. Она была войной европейских держав, но одновременно являлась мировой войной, ибо в ней участвовали многие страны и народы, находящиеся под их влиянием. У них было нечто общее — все они в той или иной степени были связаны с промышленным развитием. Послевоенные события внесли в жизнь мира очень много нового. Социалистический переворот, происшедший в России — одной из великих держав Нового времени, — тоже был своеобразной попыткой модернизировать традиционное общество, поставить его в один ряд с развитыми странами промышленной цивилизации, до предела увеличив роль государства в этом процессе.
Но сам капитализм в XX в. сильно изменился. Это капитализм эпохи всплеска технических достижений и завоеваний человечества. Радио и телевидение, автомобили и компьютеры, самолёты и космические спутники связи, роботы и безотходные технологии перевернули жизнь людей. Любые более-менее серьёзные социальные и международные конфликты могут разрушить целостность мира, основанного на лидерстве западной цивилизации, как когда-то сама западная цивилизация разрушила целостность традиционного аграрного строя народов Востока.
КОЛОНИАЛЬНАЯ СИСТЕМА В НОВОЕ ВРЕМЯ И НАРОДЫ ВОСТОКА
Как уже было сказано, проникновение европейцев на другие континенты началось ещё в XIV—XV вв. Это были не просто морские экспедиции во вновь открытые земли — их участники строили там укреплённые форты, старались закрепиться на оживлённых перекрёстках торговых путей. Подчинить большие территории Европа ещё не могла, и торговля оставалась главным каналом контактов Запада и Востока. Не одно поколение европейских купцов сколотило себе состояния на торговле восточными тканями и оружием, благовониями и пряностями. Не считалось зазорным менять на золото и жемчуг туземцев, скажем, зеркальца или цветные ленты, пользуясь тем, что местные жители не знают действительной стоимости этих предметов.
В XVI в. крепнущая европейская цивилизация усилила своё проникновение на Восток и перешла к колониальным захватам. Главным орудием их были монопольные торговые компании. Голландская, французская и британская Ост-Индские компании создавались купцами при покровительстве властей и обладали исключительными правами на торговлю с восточными странами. Постепенно они золотом и оружием подчинили себе большие территории и превратились в настоящие державы. Характерно, что тогда европейцы не старались ломать традиционную общинную систему Востока и просто встали во главе её на место раджей, князьков, туземных принцев и прочих. Британская Ост-Индская компания (самая знаменитая и сильная), сосредоточив в своих руках политическую власть, захватила также монополию на судоходство, на всю внутреннюю и внешнюю торговлю Индии.
С того времени, как в Америке и Вест-Индии стали создаваться плантации, сначала португальцы, а затем голландцы, французы и англичане включились в работорговлю и развили её до невиданных масштабов. Торговля живым товаром давно существовала в Африке, но европейцы превратили её в стройную систему. Обычно они сами не участвовали в рискованной охоте за рабами, а скупали их за бесценок у туземных вождей или даже меняли на оружие и алкоголь. Затем в Америке чернокожие невольники продавались плантаторам с огромной выгодой для торговцев. Работорговля XVI— XVIII вв. настолько обескровила Африку (в рабство продавали прежде всего молодых, сильных людей), вызвала такой упадок, что континент оказался в своём развитии отброшен назад. Считается, что только из бассейна реки Конго было вывезено около
Одна из самых серьёзных проблем современного общества — организованная преступность.
Похороны жертв массового убийства безоружных африканцев.
ЮАР. 1965 г.
ЮАР. 1965 г.
30 млн. африканцев. Десятки миллионов погибли во время жестоких войн и набегов, связанных с захватом живого товара, многие миллионы умерли от голода и жажды во время длительных морских переходов невольничьих кораблей.
На почве соперничества европейских государств и их монопольных торговых компаний за главную роль в мировой торговле и за преобладание на Востоке в XVII—XVIII вв. развернулись многочисленные войны. Колониальное могущество Испании и Португалии было подорвано передовыми буржуазными Голландией и Англией. В войнах второй половины XVII в. Англии удалось победить Голландию и лишить её преобладания на море, но в борьбу за колонии включилась Франция. В битвах за испанское наследство (1702—1713 гг.), в сражениях за австрийское наследство (1741—1748 гг.) и в Семилетней войне (1756—1763 гг.) Англия шаг за шагом укрепляла свои позиции и вытеснила Францию из её владений в Северной Америке, Вест- и Ост-Индии. После Семилетней войны британская Ост-Индская компания начала завоевание всей Индии.
Колониальная экспансия Европы в Южной Азии привела также к тому, что страны Восточной Азии (Китай, Япония, Корея) взяли курс на недопущение иностранцев и на строгую изоляцию от внешнего мира. Это в свою очередь не позволяло традиционному обществу включаться в мировую систему, подчёркивало застывший характер общества.
Однако следующий период Нового времени заставил выйти из изоляции и эти страны. Промышленная революция, начавшаяся в последней трети XVIII в., знаменовала переход западного капитализма от мануфактуры к фабрике, к машинному производству и подготовила создание мирового рынка. Монопольные компании были ликвидированы, и главными методами экспансии западных стран на Востоке стали ввоз готовых промышленных товаров и вывоз сырья. Началась ожесточённая борьба европейских держав за влияние, за колониальные рынки.
Уже к началу XIX в. она приобрела характер острых международных конфликтов. Войны Англии против наполеоновской Франции, её борьба против влияния России на сопредельные страны Азии отражали стремление английской буржуазии сохранить свою колониальную империю и превратить остальные территории в свободный рынок, что было выгодно прежде всего британским промышленникам, производившим самые дешёвые и качественные товары. Британия была зачинщицей «опиумных войн», направленных на завоевание огромного Китая. Другие великие державы (Франция, Россия, США) также не остались в стороне. Китаю и его соседям были навязаны так называемые «неравноправные договоры», согласно которым иностранцы получали там значительные льготы и привилегии.
С «открытием» американской военной эскадрой Японии, установлением французского господства в Индокитае, с подчинением Центральной Азии и разделом Африки к 70-м гг. XIX в. почти все важнейшие районы мира от Гибралтара до Японских островов были включены в сферу влияния промышленной цивилизации Запада.
В отличие от XVII—XVIII вв., когда монопольные торговые компании практически не затрагивали традиционного уклада аграрной восточной цивилизации, промышленный XIX век (особенно его вторая половина) означал постепенное размывание её устоев. Приток промышленных товаров означал, что восточные ремесленники не выдерживали конкуренции и разорялись. Медленно разрушалась замкнутость сельского хозяйства, продукция которого в виде сырья или продовольствия шла на мировой рынок. Европа диктовала своим колониям и
Здание одного из книгохранилищ
Библиотеки "Тлнь игэ" в г. Нипио.
(Китай).
Библиотеки "Тлнь игэ" в г. Нипио.
(Китай).
Итальянские
безработные.
1930 г.
безработные.
1930 г.
зависимым странам, что должны выращивать крестьяне. Например, Цейлон, Ява стали районами чайных культур, Бенгалия — производства джута, Ирак поставлял финики и ячмень, Северная Африка — оливки, Вьетнам — рис, Золотой Берег (нынешняя Гана) — какао, Египет — хлопок. Богатства недр — нефть, руда, уголь, редкие металлы — также разрабатывались иностранными компаниями. Нефтяные монополии вели разработку месторождений Ирана, арабских стран, Индонезии. В руки английских, французских, немецких и бельгийских компаний перешли богатые алмазные и золотые россыпи африканских стран. На Востоке строились железные и шоссейные дороги, порты, мосты, телеграфные и телефонные линии. Всё это делалось главным образом для приближения районов производства сырья к пунктам вывоза и для облегчения проникновения западных товаров в глубь территорий. Поэтому часто железные дороги, например, строились «веером» — от портов пути расходились в глубь страны.
Капитализм, западная цивилизация проникали таким образом в восточное общество, видоизменяли его, заставляли людей отказываться от привычного образа жизни и от привычного хода мыслей. Конечно, далеко не все жители колоний и зависимых стран оказались «выбиты» из традиционного уклада — например, даже в серьёзно втянутом в мировое хозяйство Китае лишь 7% населения в начале XX в. были как-то связаны с западным рынком. Но тем не менее необходимость отказа от привычного жизненного уклада страшно нервировала людей, и без того отрицательно относившихся к засилию европейцев. Люди видели в проникновении европейской цивилизации причину всех бед восточного общества. Например, участники восстания ихэтуаней в Китае (1900 г.) считали, что «железные дороги и огненные телеги беспокоят дракона земли и сводят на нет его хорошее влияние на землю. Красные капли, которые капают с железной змеи (т. е. ржавчина, отлетающая от телеграфных проводов), являются кровью оскорблённых духов. Эти духи не в силах помочь нам, когда эти красные капли падают возле нас». В большей или меньшей степени такое отношение к западной цивилизации проявлялось и во время других крупных восстаний на Востоке — сипайского восстания в Индии (1857—1859 гг.), бабидского движения в Иране (1848—1852 гг.) и т. д.
Правда, образованный слой общества (а европейцы, особенно англичане, кое-что делали для просвещения народов) понимал необходимость заимствования достижений европейской цивилизации хотя бы для того, чтобы добиться независимости. В восточных странах существовали три направления в подходах к заимствованию. Представители первого считали, что можно ограничиться перениманием военной технологии, отринув при этом другие достижения Запада, в том числе его политические идеи (султан Абдул Хамид в Османской империи, императрица Цыси в Китае). Но этот путь ничего не дал их странам. Представители другого направления — в основном новая интеллигенция, знакомая с западными идеями, — понимали, что нужно реформировать всё общество, взять лучшее из политической системы, экономической жизни, идеологии Запада (деятели раннего Индийского национального конгресса, Кан Ювей в Китае и др.). В начале XX в. выделилось в некоторых странах и третье течение — радикальное, ставившее во главу угла социальные вопросы. Самым ярким его представителем был китайский революционер Сунь Ятсен.
Тем не менее все эти течения объединяло одно обстоятельство, которое было совершенно естественным в условиях подчинения их стран западным державам, — националистическая окраска. Национализм получил серьёзный толчок во время Первой мировой войны, когда в силу объективных причин (в том числе из-за того, что в морях хозяйничали германские подводные лодки) колониальные страны резко ослабили торговые связи с метрополиями. Оказалось, что некоторые страны — Индия, Китай, Египет — за счёт индустриального труда вполне могли обеспечить себя некоторыми видами промышленной продукции. Усилились национализм, желание выйти из-под опеки Запада. Турции при Ататюрке, Ирану при Реза-шахе это в общем удалось. Но в целом Европа пока ещё была заинтересована в политическом контроле над колониями и не желала ликвидировать свою колониальную систему. Тем не менее уже в 20—30-е гг. XX в. наиболее дальновидные представители правящих кругов метрополий заявляли о желательности заменить откровенный политический контроль незаметным финансово-экономическим, культурным влиянием на зависимые страны, действовать через займы и кредиты, таможню, международные организации и т. д.
После Второй мировой войны эта точка зрения возобладала (правда, нельзя сбрасывать со счетов ясно выраженное желание национальных движений Востока добиться независимости пусть даже и вооружённым путём). В 50—60-е гг. колониальная система была уже ликвидирована, её время прошло. Однако задачи модернизации восточного общества остаются главными задачами руководства стран Азии и Африки.
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи