На уроках химии, на лекциях часто показывают эффектный опыт горения стальной проволоки в чистом кислороде. К счастью, в атмосфере Земли кислород составляет лишь пятую часть, поэтому горение железных и стальных изделий сильно замедляется. Но не прекращается! Этот незримый пожар, который называется коррозией, ежегодно разрушает десятки миллионов тонн выплавляемого металла. Коррозия не просто уничтожает металл, на выплавку которого были затрачены огромные усилия. Она выводит из строя готовые изделия, а их стоимость неизмеримо выше стоимости самого металла. Коррозия не щадит ни миниатюрные точные детали, ни огромные мосты.
Особенно опасна она в тех местах, где металл находится под нагрузкой. Если с помощью мощного пресса немного сплющить стальные шарики от подшипников, а затем эти шарики, находящиеся под сильным внутренним напряжением, поместить в разбавленный раствор соляной кислоты, то через некоторое время, когда кислота разъест поверхностный слой, энергия напряжения внезапно освобождается, и шарики взрываются с громким звуком.
На защиту металлов от коррозии тратятся огромные средства. Например, очень длинные мосты красят непрерывно: дойдя до конца (на что уходят иногда годы), возвращаются к началу. В промышленно развитых странах убытки от коррозии и затраты на защиту от неё достигают почти 5% от национального дохода.
Одно из неприятных свойств ржавчины заключается в том, что она занимает намного больший объём, чем исходный металл. Это может вызвать катастрофические последствия: хотя с виду ржавчина кажется рыхлой и мягкой, при её росте развиваются гигантские усилия. Когда в Лондоне по проекту Кристофера Рена в 1675—1710 гг. строили грандиозный собор Святого Павла, каменные блоки колокольни для прочности соединили железными скобами, которые были уложены в желобки, выдолбленные в камне. За сотни лет скобы проржавели, увеличились в объёме и стали поднимать каменную кладку, отчего колокольню перекосило. Инженеры подсчитали: давление, развиваемое ржавчиной, настолько велико, что приподняло бы даже двухкилометровый слой камней! Пришлось разобрать кладку и вставить в желобки новые скобы из нержавеющей стали.
Скорость окисления железа очень сильно зависит от обшей поверхности соприкосновения металла и воздуха. Так, обычный гвоздь, даже если он сильно нагрет, не скоро превращается в окалину. Мелкие опилки при сильном нагреве быстро сгорают, а при внесении в пламя — вспыхивают в виде искр. Химическим способом — восстановлением оксидов железа водородом — можно получить ещё более мелкий порошок железа; его называют пирофорным. Он вспыхивает на воздухе уже при обычной температуре. Пирофорными могут быть и многие другие металлы в мелкораздробленном состоянии, а также оксид FeO.
Обычно этот опыт объясняют увеличением поверхности соприкосновения реагентов. Действительно, у очень мелкого порошка железа поверхность может быть огромной. Так, железный кубик с ребром 1 см имеет поверхность 6 см2, а если бы удалось распилить его на мелкие частицы с ребром 1 мкм (К)-4 см), то общая площадь их поверхности увеличилась бы в 10 тыс. раз и составила бы уже 6 м2 при неизменных объёме и массе вещества. Однако только увеличением поверхности нельзя объяснить очень высокую скорость окисления пирофорного железа на воздухе. Ведь железный лист площадью 6 м2 окисляется очень медленно. Значит, необходимо учитывать влияние других факторов. Оказывается, чем мельче частицы, тем больше в них имеется нарушений в расположении атомов железа в кристалле. Атомы железа в частичках пирофорного металла обладают значительно большей реакционной способностью, чем те же атомы на большой «гладкой» поверхности. Быстрое сгорание пирофорного железа связано также с малой скоростью теплооотвода из зоны реакции. При окислении очень мелкой частицы железа теплота реакции не может уйти в глубь металла и в основном расходуется на её нагревание. А чем выше температура, тем быстрее скорость реакции. В результате железные пылинки быстро сгорают. Моделируя различные условия окисления железа, учёные проделали интересный эксперимент. На стеклянную пластинку толщиной 0,1 мм напылили в вакууме тончайшую плёнку железа толщиной всего 0,15 мкм. Затем пластинку вынесли на воздух и быстро нагрели. Теплопроводность стекла невелика, поэтому почти вся тепловая энергия, выделявшаяся в ходе реакции окисления железа, расходовалась на нагрев металлической плёнки. Это привело к необычным последствиям. В плёнке образовывались микроскопические зародыши продукта реакции — оксида, которые непрерывно росли. При этом скорость роста вглубь составляла 2 мкм в секунду, а в стороны — 1 см в секунду, т. е. в 5 тыс. раз быстрее. Плёнка фактически сгорала прямо на глазах! Если на тонкую прозрачную плёнку попадает свет и отражается от наружной и внутренней её границы (очень тонкие плёнки оксида железа прозрачны), возникает интересное физическое явление — интерференция света. Именно этим объясняется появление радужных колец на воде или на мокром асфальте, когда на поверхность попадает капля машинного масла. Разная скорость окисления железа вглубь и вширь приводит к тому, что пятно оксида железа в ходе реакции получается неравномерным по толщине: в центре оно толще, по краям — тоньше. Каждой толщине пятна соответствует свой цвет, поэтому пятно оксида окрашено в разные цвета. Но если плёнка масла на воде не меняется со временем, то толщина оксидного пятна на железе в ходе реакции растёт. В результате цветные кольца бегут от центра к краям. Обычно фиксируется три-четыре цветных волны, после чего железная плёнка полностью переходит в оксид. Иногда такие волны можно видеть и на поверхности сильно накаливаемого стального предмета. Когда его поверхность начинает покрываться тонкой плёнкой оксида, возникает явление, которое металлурги называют цветами побежалости: предмет окрашивается попеременно в разные цвета, начиная с бледно-жёлтого и кончая тёмно-синим.
Похожие статьи