Схоластика - (школьная философия) 11-13 века.
Главный жанр Суммы. Христос есть учитель. Суммы теологии например Фомы Аквинского.
Схолостическая философия идет дальше в реабилитации разума. Разум преобретает все больше и больше прав.
Холасты выдвигают постулат гармонии веры и разума.
Их источник один, Бог. Дороги эти должны сойтись.
Принцип - «философия служанка богословия»
Есть истины которые можно доказать только опираясь на разум, философию. Разум - спасение без бога. Это имеет права на существования. Есть истины неподвластные разуму. Троицу можно принять только сердцем. Но только философским путем можно обосновать, что Бог есть. 6 схолостических доказательств:
Главный жанр Суммы. Христос есть учитель. Суммы теологии например Фомы Аквинского.
Схолостическая философия идет дальше в реабилитации разума. Разум преобретает все больше и больше прав.
Холасты выдвигают постулат гармонии веры и разума.
Их источник один, Бог. Дороги эти должны сойтись.
Принцип - «философия служанка богословия»
Есть истины которые можно доказать только опираясь на разум, философию. Разум - спасение без бога. Это имеет права на существования. Есть истины неподвластные разуму. Троицу можно принять только сердцем. Но только философским путем можно обосновать, что Бог есть. 6 схолостических доказательств:
Максимально понять во то я верю. Re-elego.
Все люди грешны. Дети грешны. Все мы достойны погибели. Христос есть путь. Верую не потому что абсурдно, верую чтобы понимать. Библия не философия.
Сначала надо довериться Богу, потом и поймешь. Задача не замереть в изумлении , а пытаться понять. Он ставит проблемы времени. Долг христианина понять этот мир, приблизится к Богу через познание. Довериться богу. Учение о двух градах, град земной и град небесный. Люди принадлежат к двум видам, причем от рождения, людей земного града значительно больше, небесным все удается. Мы знаем человека избранного по земным успехам. Признак человека града небесного , способность довериться Богу.
Все люди грешны. Дети грешны. Все мы достойны погибели. Христос есть путь. Верую не потому что абсурдно, верую чтобы понимать. Библия не философия.
Сначала надо довериться Богу, потом и поймешь. Задача не замереть в изумлении , а пытаться понять. Он ставит проблемы времени. Долг христианина понять этот мир, приблизится к Богу через познание. Довериться богу. Учение о двух градах, град земной и град небесный. Люди принадлежат к двум видам, причем от рождения, людей земного града значительно больше, небесным все удается. Мы знаем человека избранного по земным успехам. Признак человека града небесного , способность довериться Богу.
Стоицизм происходит от греч. слова (стоя). Так назывался зал с колоннами, где помещалась школа стоиков. Основатель стоицизма философ Зенон из Китиона (не тот Зенон, который строил апории о стреле, Ахиллесе и т.п.). Годы жизни Зенона около 336-264 до н.э. Таким образом, стоицизм появляется на рубеже 3-2 веков до н.э. После Зенона можно назвать Хрисиппа – руководителя школы стоиков во 2 веке до н. э. В период Римской империи в I веке стоиками были писатель Люций Анней Сенека и римский император Марк Аврелий.
В отличие от Эпикура, у которого в мире присутствует случайность и возможна свобода, у стоиков в мире господствует строгая необходимость, закон, или судьба. Случайности нет, она лишь мнимость.
Поэтому в этике Эпикур и стоики противоположны. У Эпикура мудр тот, кто сумел уклониться от судьбы. Для стоиков мудрец тот, кто любит свою судьбу и сознательно ей следует. Мы либо добровольно, либо вынужденно, но все равно следуем тому, что неизбежно и необходимо.
Судьба ведет того, кто добровольно и беспечально ей повинуется, и тащит насильно тех, кто ей противится.
Поэтому смиренная и согласная с природой жизнь есть добродетель, которая обеспечивает безмятежность, т.е. атараксию.
В отличие от Эпикура, у которого в мире присутствует случайность и возможна свобода, у стоиков в мире господствует строгая необходимость, закон, или судьба. Случайности нет, она лишь мнимость.
Поэтому в этике Эпикур и стоики противоположны. У Эпикура мудр тот, кто сумел уклониться от судьбы. Для стоиков мудрец тот, кто любит свою судьбу и сознательно ей следует. Мы либо добровольно, либо вынужденно, но все равно следуем тому, что неизбежно и необходимо.
Судьба ведет того, кто добровольно и беспечально ей повинуется, и тащит насильно тех, кто ей противится.
Поэтому смиренная и согласная с природой жизнь есть добродетель, которая обеспечивает безмятежность, т.е. атараксию.
Один из самых известных софистов. Из его сочинений «Ниспровергающие речи» и «О богах» до нас дошли лишь фрагменты.
Первый яркий представитель субъективного идеализма в истории философии. Знаменито высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, именно человек (субъект) является критерием достоверности всех явлений и качеств
Всё являющееся человеку истинно. Из двух противоположных мнений истинными являются оба, но лишь в отношении к породившему их сознанию. То есть все воззрения следует считать истинными и относительными. Объективное познание мира недостижимо, возможно лишь мнение. Вся действительность зависит от чувственного восприятия человеком. Таким образом воззрения Протагора близки к агностицизму.
В отношении к бытию богов Протагор проявлял скептицизм: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и неясность вопроса и краткость жизни».
Сочинение Протагора «О богах» было осуждено афинским ареопагом к сожжению, а сам Протагор изгнан из Афин и погиб при кораблекрушении.
Первый яркий представитель субъективного идеализма в истории философии. Знаменито высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, именно человек (субъект) является критерием достоверности всех явлений и качеств
Всё являющееся человеку истинно. Из двух противоположных мнений истинными являются оба, но лишь в отношении к породившему их сознанию. То есть все воззрения следует считать истинными и относительными. Объективное познание мира недостижимо, возможно лишь мнение. Вся действительность зависит от чувственного восприятия человеком. Таким образом воззрения Протагора близки к агностицизму.
В отношении к бытию богов Протагор проявлял скептицизм: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и неясность вопроса и краткость жизни».
Сочинение Протагора «О богах» было осуждено афинским ареопагом к сожжению, а сам Протагор изгнан из Афин и погиб при кораблекрушении.
Фактически - это тавтологии, если под бытием понимать существование: существует только существующее, а несуществующее не существует.
Но небытие означает отсутствие чего-либо, т.е. ничто, или пустоту. Следовательно, необходимо признать, что существование пустоты невозможно.
Есть только одно сплошное неподвижное бытие. Сплошное, потому что нет пустоты. И неподвижное, потому что для перемещения чего-либо необходима опять же пустота, ведь переместиться можно лишь туда, где место не занято, но пустоты же, как доказано, нет.
Следовательно, нет и не может быть никаких различий, в том числе и между мыслью и тем, о чем эта мысль.
Парменид : “Одно и то же: мышление и то, о чем мысль”.
Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое – то, чего уже нет, бытие не имеет и будущего, ибо его еще нет, бытие есть вечное настоящее без начала и конца.
нельзя говорить о мире как о многообразии отличающихся друг от друга явлений и вещей в пространстве и во времени.
Мир есть единое, сплошное, неподвижное
разнокачественное многообразие движущегося мира, который перед нами, есть иллюзия, порожденная нашими органами чувств.
Рассуждения Парменида ввергли его современников в недоумение, так как ставили под вопрос их собственное существование как конкретных, отличающихся друг от друга людей, живущих во времени в конкретном месте. Они не могли согласиться быть иллюзией собственных органов чувств.
Доказательство должно опираться на логику, так как чувства нас могут обманывать. Мало ли что мы видим с очевидностью. Например, мы с очевидностью видим, что солнце движется по небу вокруг земли, но на самом-то деле земля движется вокруг солнца, а это противоречит тому, что мы видим с очевидностью.
Но небытие означает отсутствие чего-либо, т.е. ничто, или пустоту. Следовательно, необходимо признать, что существование пустоты невозможно.
Есть только одно сплошное неподвижное бытие. Сплошное, потому что нет пустоты. И неподвижное, потому что для перемещения чего-либо необходима опять же пустота, ведь переместиться можно лишь туда, где место не занято, но пустоты же, как доказано, нет.
Следовательно, нет и не может быть никаких различий, в том числе и между мыслью и тем, о чем эта мысль.
Парменид : “Одно и то же: мышление и то, о чем мысль”.
Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое – то, чего уже нет, бытие не имеет и будущего, ибо его еще нет, бытие есть вечное настоящее без начала и конца.
нельзя говорить о мире как о многообразии отличающихся друг от друга явлений и вещей в пространстве и во времени.
Мир есть единое, сплошное, неподвижное
разнокачественное многообразие движущегося мира, который перед нами, есть иллюзия, порожденная нашими органами чувств.
Рассуждения Парменида ввергли его современников в недоумение, так как ставили под вопрос их собственное существование как конкретных, отличающихся друг от друга людей, живущих во времени в конкретном месте. Они не могли согласиться быть иллюзией собственных органов чувств.
Доказательство должно опираться на логику, так как чувства нас могут обманывать. Мало ли что мы видим с очевидностью. Например, мы с очевидностью видим, что солнце движется по небу вокруг земли, но на самом-то деле земля движется вокруг солнца, а это противоречит тому, что мы видим с очевидностью.
Происходил из Ионии, но затем переехал в южную Италию, был странствующим певцом-поэтом, аккомпанирующем себе на лире (рапсодом). Сочинения были написаны в художественной стихотворной форме. Считается основоположником элейской школы философии и учителем Парменида.
Первым из греческих мыслителей развернул острую критику антропоморфизма традиционной эллинской религии. Все изображённые в поэмах Гомера и Гесиода «боги» изобретены людьми, которые приписали им свои физические черты и нравственные пороки.
Таким образом, Ксенофан первым выдвинул мысль о том, что сами люди творят богов по своему образу и подобию. Развивая эту мысль, он заявляет, что если бы животные имели руки и могли бы рисовать, они изобразили бы своих богов в свойственном себе облике.
Ксенофан также является первым в европейской философии монотеистом и пантеистом. Он утверждает, что Бог один и этот Бог совпадает с космосом, природой. Бог имеет сферическую форму. Этот шарообразный Бог чувствует и мыслит.
Сущее, совпадающее с Богом, едино, вечно и неизменяемо. Позже эти идеи были развиты другими философами элейской школы.
Первым из греческих мыслителей развернул острую критику антропоморфизма традиционной эллинской религии. Все изображённые в поэмах Гомера и Гесиода «боги» изобретены людьми, которые приписали им свои физические черты и нравственные пороки.
Таким образом, Ксенофан первым выдвинул мысль о том, что сами люди творят богов по своему образу и подобию. Развивая эту мысль, он заявляет, что если бы животные имели руки и могли бы рисовать, они изобразили бы своих богов в свойственном себе облике.
Ксенофан также является первым в европейской философии монотеистом и пантеистом. Он утверждает, что Бог один и этот Бог совпадает с космосом, природой. Бог имеет сферическую форму. Этот шарообразный Бог чувствует и мыслит.
Сущее, совпадающее с Богом, едино, вечно и неизменяемо. Позже эти идеи были развиты другими философами элейской школы.
Древнегреческий философ и математик, основоположник пифагореизма; по преданию, изобрёл слово «философия».
Жил в южной Италии, там основывает свою школу и «Пифагорейский союз», активно участвующий в духовной и политической жизни городов «Великой Греции».
Считал, что в основе мироздания лежат числа, определяющие структуру и качества вещей. Обожествляя числа, приписывал им магическую силу. Вещи же есть подражания числам.
Учил о гармонии небесных сфер, музыку которой он якобы слышал.
Полагал, что в мире происходит взаимодействие противоположных начал.
Верил в бессмертие души и её посмертное переселение в другие тела.
Жил в южной Италии, там основывает свою школу и «Пифагорейский союз», активно участвующий в духовной и политической жизни городов «Великой Греции».
Считал, что в основе мироздания лежат числа, определяющие структуру и качества вещей. Обожествляя числа, приписывал им магическую силу. Вещи же есть подражания числам.
Учил о гармонии небесных сфер, музыку которой он якобы слышал.
Полагал, что в мире происходит взаимодействие противоположных начал.
Верил в бессмертие души и её посмертное переселение в другие тела.
Стихийный материалист и диалектик. Жил в ионийском городе Эфесе. Происходил из царского рода, но отказался стать правителем.
Написал сочинение «О природе»
За неясность изложения прозван «Тёмным»
Считал, что всё произошло из огня и что мир не создан никем из богов и никем из людей. Мир есть вечно живой огонь мерами разгорающийся и мерами угасающий.
Ввёл понятие «логос», обозначив им космический закон, управляющий мирозданием. Гераклит мыслил логос как чистейший, беспримесный огонь, пронизывающий все мироздание и придающий ему разумность. Души людей разумны, поскольку состоят из чистого огня.
Является создателем первой диалектической картины мироздания, согласно которой «всё течёт», непрерывно изменяется. Движущей силой развития считал противоречия (войну, раздор). Утверждал относительность всех качеств.
Написал сочинение «О природе»
За неясность изложения прозван «Тёмным»
Считал, что всё произошло из огня и что мир не создан никем из богов и никем из людей. Мир есть вечно живой огонь мерами разгорающийся и мерами угасающий.
Ввёл понятие «логос», обозначив им космический закон, управляющий мирозданием. Гераклит мыслил логос как чистейший, беспримесный огонь, пронизывающий все мироздание и придающий ему разумность. Души людей разумны, поскольку состоят из чистого огня.
Является создателем первой диалектической картины мироздания, согласно которой «всё течёт», непрерывно изменяется. Движущей силой развития считал противоречия (войну, раздор). Утверждал относительность всех качеств.
К числу 7 мудрецов, живших в Греции в 7 - 6 веках до н.э., причислялись люди, прославившиеся своей мудростью, умом, политическими и другими талантами. Список 7 мудрецов не был единым, всего в различных вариациях в число мудрецов включалось до 17 человек. Чаще всего в списке мудрецов встречались афинский реформатор Солон, тиран Периандр, основоположник философии Фалес Милетский.
7 мудрецам приписывались краткие изречения (гномы), содержащие образцы житейской, практической мудрости, послужившей наряду с мифологией одной из основ формирования философии. Изложенные в гномах пожелания во многом определяли этический идеал античности (в частности, приоритет меры во всём над излишеством, трудолюбие и т. д.). На протяжение всей античности изречения мудрецов были очень популярны и часто для лучшего запоминания объединялись в стихотворении:
Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.
«Мера важнее всего!», - говаривал Клеобул Линдский;
В Спарте, - «Познай себя самого!», - проповедовал Хилон;
«Сдерживай гнев!», - увещал Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чём!», - была поговорка митиленца Питтака;
«Жизни конец наблюдай!», - повторялось Солоном Афинским;
«Худших везде большинство», - говорилось Биантом Приенским;
«Ни за кого не ручайся!», - Фалеса Милетского слово.
7 мудрецам приписывались краткие изречения (гномы), содержащие образцы житейской, практической мудрости, послужившей наряду с мифологией одной из основ формирования философии. Изложенные в гномах пожелания во многом определяли этический идеал античности (в частности, приоритет меры во всём над излишеством, трудолюбие и т. д.). На протяжение всей античности изречения мудрецов были очень популярны и часто для лучшего запоминания объединялись в стихотворении:
Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.
«Мера важнее всего!», - говаривал Клеобул Линдский;
В Спарте, - «Познай себя самого!», - проповедовал Хилон;
«Сдерживай гнев!», - увещал Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чём!», - была поговорка митиленца Питтака;
«Жизни конец наблюдай!», - повторялось Солоном Афинским;
«Худших везде большинство», - говорилось Биантом Приенским;
«Ни за кого не ручайся!», - Фалеса Милетского слово.
Древнегреческий поэт, поэмы которого «Теогония» и «Труды и дни» содержат богатый материал по характеристике предфилософских воззрений ранней античности.
В поэме «Теогония» («происхождение богов») Гесиод пытается систематизировать и осмыслить представления греков о происхождении мироздания, богов и людей. Первым во вселенной зарождается Хаос, затем Гея (Земля), Тартар, Эрос и т.д. Гея порождает Урана (небо) и от их брака рождается поколение титанов. Их глава Кронос свергает своего отца Урана. Затем она сам был свергнут одним из своих сыновей - Зевсом. Наступает время правления олимпийских богов, но и оно не будет вечным.
Гесиод первый предложил (в мифологизированной форме) регрессивную картину исторического развития человечества, характеризующуюся нарастающим ухудшением положения людей, усилением тягот жизни и болезней, забвением нравственных норм. Во времена «золотого века» люди жили счастливо, не зная горя и трудов, земля без всякой обработки давала обильный урожай. Сам Гесиод считал, что сейчас наступил пятый по счёту, «железный век», когда жизнь людей сопровождается тяжкими заботами, в отношениях между людьми нет чести, благородства и любви.
В поэме «Труды и дни» содержится житейский идеал трудолюбия и золотой середины, умеренности во всём.
В поэме «Теогония» («происхождение богов») Гесиод пытается систематизировать и осмыслить представления греков о происхождении мироздания, богов и людей. Первым во вселенной зарождается Хаос, затем Гея (Земля), Тартар, Эрос и т.д. Гея порождает Урана (небо) и от их брака рождается поколение титанов. Их глава Кронос свергает своего отца Урана. Затем она сам был свергнут одним из своих сыновей - Зевсом. Наступает время правления олимпийских богов, но и оно не будет вечным.
Гесиод первый предложил (в мифологизированной форме) регрессивную картину исторического развития человечества, характеризующуюся нарастающим ухудшением положения людей, усилением тягот жизни и болезней, забвением нравственных норм. Во времена «золотого века» люди жили счастливо, не зная горя и трудов, земля без всякой обработки давала обильный урожай. Сам Гесиод считал, что сейчас наступил пятый по счёту, «железный век», когда жизнь людей сопровождается тяжкими заботами, в отношениях между людьми нет чести, благородства и любви.
В поэме «Труды и дни» содержится житейский идеал трудолюбия и золотой середины, умеренности во всём.
Легендарный древнегреческий поэт-сказитель (аэд), автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», имеющих большую ценность и в качестве источника наших знаний о предфилософском мировоззрении древних греков.
Картина мира у Гомера ещё мифологична. Мир делится на три части: «многомедное» небо, земля и «сумрачный тартар», отстоящие на равном расстоянии друг от друга. В качестве прародителя богов Гомер называет Океана и Тефию.
Боги имеют человеческий облик (антропоморфны). Это касается как телесных черт, так и душевных качеств. Боги проявляют такие же добродетели и пороки, что и люди. Боги в поэмах Гомера являются эстетическим, а отнюдь не этическим идеалом.
Поэмы Гомера прославляют такие качества человека как верность долгу, мужество, дружба, хитрость, сметливость.
Воззрения Гомера на природу человека безрадостны: «Меж всевозможных существ, которые дышат и ходят, здесь на нашей земле, человек наиболее жалок». Гомер сравнивает смену поколений людей с опадающими осенью и вновь появляющимися весной листьями
Картина мира у Гомера ещё мифологична. Мир делится на три части: «многомедное» небо, земля и «сумрачный тартар», отстоящие на равном расстоянии друг от друга. В качестве прародителя богов Гомер называет Океана и Тефию.
Боги имеют человеческий облик (антропоморфны). Это касается как телесных черт, так и душевных качеств. Боги проявляют такие же добродетели и пороки, что и люди. Боги в поэмах Гомера являются эстетическим, а отнюдь не этическим идеалом.
Поэмы Гомера прославляют такие качества человека как верность долгу, мужество, дружба, хитрость, сметливость.
Воззрения Гомера на природу человека безрадостны: «Меж всевозможных существ, которые дышат и ходят, здесь на нашей земле, человек наиболее жалок». Гомер сравнивает смену поколений людей с опадающими осенью и вновь появляющимися весной листьями
Ксенофан из Колафона. Философ, поэт, жил в промежутке между Пифагором и Гераклитом. Приблизительно 565 г. Его акме приходится на одну из олимпиад. Прожил приблизительно 90 лет. Он писал элегии, ямбы, силлы (эпиграммы). У него есть философский трактат «О природе».
Ксенофан ставит вопрос о едином и только в этом он имеет родство с Элийцами. Он ставит вопрос о едином сущем. Он раскрывает эту проблему единого, как единого бога, в античных полисах эта проблема не приветствовалась. Ксенофан критиковал Гомера и Гесиода, т.к. считал, что приписывали богам поступки предрассудительные. Он говорит, что люди создают богов по собственному образу и подобию, например, Эфиопы создают черных богов,. Если бы коровы придумывали себе богов, то и боги были бы в виде коров. Традиционным представлениям о богах Ксенофан противопоставляет монотеистические представлении. Он говорит, что этот единый бог не похож на людей или на каких-нибудь других существ. Мыслить божество чувственно мы не можем. Это божественное начало все видит, слышит, осознает. Сила и сущность бога состоит в том, чтобы быть выше всего, быть единым. Бог обладает истиной, при этом бога необходимо мыслить как единого и неподобного людям. Бог мыслит обо всем, он разумен, он управляет всем силой разума. Ксенофан пытается всё-таки представить образ бога. Он говорит, что бог имеет форму шара, т.к. божество однородно и обнимает собой всё. Ксенофан говорит, что бог неподвижен, т.е. он неизменяем. У К. нет развития, а есть единый бог существующий всегда. К. характеризует единое божество: оно небеспредельно и неограничено. Бесконечность есть не бытие. Космология К. дуалистична, т.к. он представлял мир как противоречие плотного и влажного. Воздух – есть разряженная вода, источник – море, в результате испарения образуются облака, а небесное светило – это огненные облака. Он полагает, что когда-то вся земля была покрыта водой, морем… Вместе с Гераклитом К. утверждал, что высшая цель человеческой жизни – мудрость. Боги не все открывают людям, но человек должен для себя постичь мудрость. Удел человека – это мнение, но лучшее человек может находить лишь на пути истины.
Ксенофан ставит вопрос о едином и только в этом он имеет родство с Элийцами. Он ставит вопрос о едином сущем. Он раскрывает эту проблему единого, как единого бога, в античных полисах эта проблема не приветствовалась. Ксенофан критиковал Гомера и Гесиода, т.к. считал, что приписывали богам поступки предрассудительные. Он говорит, что люди создают богов по собственному образу и подобию, например, Эфиопы создают черных богов,. Если бы коровы придумывали себе богов, то и боги были бы в виде коров. Традиционным представлениям о богах Ксенофан противопоставляет монотеистические представлении. Он говорит, что этот единый бог не похож на людей или на каких-нибудь других существ. Мыслить божество чувственно мы не можем. Это божественное начало все видит, слышит, осознает. Сила и сущность бога состоит в том, чтобы быть выше всего, быть единым. Бог обладает истиной, при этом бога необходимо мыслить как единого и неподобного людям. Бог мыслит обо всем, он разумен, он управляет всем силой разума. Ксенофан пытается всё-таки представить образ бога. Он говорит, что бог имеет форму шара, т.к. божество однородно и обнимает собой всё. Ксенофан говорит, что бог неподвижен, т.е. он неизменяем. У К. нет развития, а есть единый бог существующий всегда. К. характеризует единое божество: оно небеспредельно и неограничено. Бесконечность есть не бытие. Космология К. дуалистична, т.к. он представлял мир как противоречие плотного и влажного. Воздух – есть разряженная вода, источник – море, в результате испарения образуются облака, а небесное светило – это огненные облака. Он полагает, что когда-то вся земля была покрыта водой, морем… Вместе с Гераклитом К. утверждал, что высшая цель человеческой жизни – мудрость. Боги не все открывают людям, но человек должен для себя постичь мудрость. Удел человека – это мнение, но лучшее человек может находить лишь на пути истины.