Схоластика

Наука » Философия » История философии
Схоластика - (школьная философия) 11-13 века.
Главный жанр Суммы. Христос есть учитель. Суммы теологии например Фомы Аквинского.
Схолостическая философия идет дальше в реабилитации разума. Разум преобретает все больше и больше прав.
Холасты выдвигают постулат гармонии веры и разума.
Их источник один, Бог. Дороги эти должны сойтись.
Принцип - «философия служанка богословия»
Есть истины которые можно доказать только опираясь на разум, философию. Разум - спасение без бога. Это имеет права на существования. Есть истины неподвластные разуму. Троицу можно принять только сердцем. Но только философским путем можно обосновать, что Бог есть. 6 схолостических доказательств:

Аврелий Августин

Наука » Философия » История философии
Максимально понять во то я верю. Re-elego.
Все люди грешны. Дети грешны. Все мы достойны погибели. Христос есть путь. Верую не потому что абсурдно, верую чтобы понимать. Библия не философия.
Сначала надо довериться Богу, потом и поймешь. Задача не замереть в изумлении , а пытаться понять. Он ставит проблемы времени. Долг христианина понять этот мир, приблизится к Богу через познание. Довериться богу. Учение о двух градах, град земной и град небесный. Люди принадлежат к двум видам, причем от рождения, людей земного града значительно больше, небесным все удается. Мы знаем человека избранного по земным успехам. Признак человека града небесного , способность довериться Богу.

Философия стоиков

Наука » Философия » История философии
 Стоицизм происходит от греч. слова (стоя). Так назывался зал с колоннами, где помещалась школа стоиков. Основатель стоицизма  философ Зенон из Китиона (не тот Зенон, который строил апории о стреле, Ахиллесе и т.п.). Годы жизни Зенона около 336-264 до н.э. Таким образом, стоицизм появляется на рубеже 3-2 веков до н.э. После Зенона можно назвать Хрисиппа – руководителя школы стоиков во 2 веке до н. э. В период Римской империи в I веке стоиками были писатель Люций Анней Сенека и римский император Марк Аврелий.

 В отличие от Эпикура, у которого в мире присутствует случайность и возможна свобода, у стоиков в мире господствует строгая необходимость, закон, или судьба. Случайности нет, она лишь мнимость.
 Поэтому в этике Эпикур и стоики противоположны. У Эпикура мудр тот, кто сумел уклониться от судьбы. Для стоиков мудрец тот, кто любит свою судьбу и сознательно ей следует. Мы либо добровольно, либо вынужденно, но все равно следуем тому, что неизбежно и необходимо.
 Судьба ведет того, кто добровольно и беспечально ей повинуется, и тащит насильно тех, кто ей противится.
 Поэтому смиренная и согласная с природой жизнь есть добродетель, которая обеспечивает безмятежность, т.е. атараксию.

Протагор (480 - 410 гг. до н.э.)

Наука » Философия » История философии
 Один из самых известных софистов. Из его сочинений «Ниспровергающие речи» и «О богах» до нас дошли лишь фрагменты.
 Первый яркий представитель субъективного идеализма в истории философии. Знаменито высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, именно человек (субъект) является критерием достоверности всех явлений и качеств
 Всё являющееся человеку истинно. Из двух противоположных мнений истинными являются оба, но лишь в отношении к породившему их сознанию. То есть все воззрения следует считать истинными и относительными. Объективное познание мира недостижимо, возможно лишь мнение. Вся действительность зависит от чувственного восприятия человеком. Таким образом воззрения Протагора близки к агностицизму.
 В отношении к бытию богов Протагор проявлял скептицизм: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и неясность вопроса и краткость жизни».
 Сочинение Протагора «О богах» было осуждено афинским ареопагом к сожжению, а сам Протагор изгнан из Афин и погиб при кораблекрушении.

Бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может быть

Наука » Философия » История философии
 Фактически - это тавтологии, если под бытием понимать существование: существует только существующее, а несуществующее не существует.
 Но небытие означает отсутствие чего-либо, т.е. ничто, или пустоту. Следовательно, необходимо признать, что существование пустоты невозможно.
 Есть только одно сплошное неподвижное бытие. Сплошное, потому что нет пустоты. И неподвижное, потому что для перемещения чего-либо необходима опять же пустота, ведь переместиться можно лишь туда, где место не занято, но пустоты же, как доказано, нет.
 Следовательно, нет и не может быть никаких различий, в том числе и между мыслью и тем, о чем эта мысль.
 Парменид : “Одно и то же: мышление и то, о чем мысль”.

 Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое – то, чего уже нет, бытие не имеет и будущего, ибо его еще нет, бытие есть вечное настоящее без начала и конца.

нельзя говорить о мире как о многообразии отличающихся друг от друга явлений и вещей в пространстве и во времени.
Мир есть единое, сплошное, неподвижное
разнокачественное многообразие движущегося мира, который перед нами, есть иллюзия, порожденная нашими органами чувств.

 Рассуждения Парменида ввергли его современников в недоумение, так как ставили под вопрос их собственное существование как конкретных, отличающихся друг от друга людей, живущих во времени в конкретном месте. Они не могли согласиться быть иллюзией собственных органов чувств.
 Доказательство должно опираться на логику, так как чувства нас могут обманывать. Мало ли что мы видим с очевидностью. Например, мы с очевидностью видим, что солнце движется по небу вокруг земли, но на самом-то деле земля движется вокруг солнца, а это противоречит тому, что мы видим с очевидностью.

Ксенофан Колофонский (570 - 478 гг. до н. э.)

Наука » Философия » История философии
 Происходил из Ионии, но затем переехал в южную Италию, был странствующим певцом-поэтом, аккомпанирующем себе на лире (рапсодом). Сочинения были написаны в художественной стихотворной форме. Считается основоположником элейской школы философии и учителем Парменида.
 Первым из греческих мыслителей развернул острую критику антропоморфизма традиционной эллинской религии. Все изображённые в поэмах Гомера и Гесиода «боги» изобретены людьми, которые приписали им свои физические черты и нравственные пороки.
 Таким образом, Ксенофан первым выдвинул мысль о том, что сами люди творят богов по своему образу и подобию. Развивая эту мысль, он заявляет, что если бы животные имели руки и могли бы рисовать, они изобразили бы своих богов в свойственном себе облике.
 Ксенофан также является первым в европейской философии монотеистом и пантеистом. Он утверждает, что Бог один и этот Бог совпадает с космосом, природой. Бог имеет сферическую форму. Этот шарообразный Бог чувствует и мыслит.
 Сущее, совпадающее с Богом, едино, вечно и неизменяемо. Позже эти идеи были развиты другими философами элейской школы.

Пифагор Самосский (6 в. до н. э.)

Наука » Философия » История философии
 Древнегреческий философ и математик, основоположник пифагореизма; по преданию, изобрёл слово «философия».
 Жил в южной Италии, там основывает свою школу и «Пифагорейский союз», активно участвующий в духовной и политической жизни городов «Великой Греции».
 Считал, что в основе мироздания лежат числа, определяющие структуру и качества вещей. Обожествляя числа, приписывал им магическую силу. Вещи же есть подражания числам.
 Учил о гармонии небесных сфер, музыку которой он якобы слышал.
 Полагал, что в мире происходит взаимодействие противоположных начал.
 Верил в бессмертие души и её посмертное переселение в другие тела.

Гераклит Эфесский (6 в. до н. э.)

Наука » Философия » История философии
 Стихийный материалист и диалектик. Жил в ионийском городе Эфесе. Происходил из царского рода, но отказался стать правителем.
 Написал сочинение «О природе»
 За неясность изложения прозван «Тёмным»
 Считал, что всё произошло из огня и что мир не создан никем из богов и никем из людей. Мир есть вечно живой огонь мерами разгорающийся и мерами угасающий.
 Ввёл понятие «логос», обозначив им космический закон, управляющий мирозданием. Гераклит мыслил логос как чистейший, беспримесный огонь, пронизывающий все мироздание и придающий ему разумность. Души людей разумны, поскольку состоят из чистого огня.
 Является создателем первой диалектической картины мироздания, согласно которой «всё течёт», непрерывно изменяется. Движущей силой развития считал противоречия (войну, раздор). Утверждал относительность всех качеств.

«7 мудрецов»

Наука » Философия » История философии
К числу 7 мудрецов, живших в Греции в 7 - 6 веках до н.э., причислялись люди, прославившиеся своей мудростью, умом, политическими и другими талантами. Список 7 мудрецов не был единым, всего в различных вариациях в число мудрецов включалось до 17 человек. Чаще всего в списке мудрецов встречались афинский реформатор Солон, тиран Периандр, основоположник философии Фалес Милетский.

7 мудрецам приписывались краткие изречения (гномы), содержащие образцы житейской, практической мудрости, послужившей наряду с мифологией одной из основ формирования философии. Изложенные в гномах пожелания во многом определяли этический идеал античности (в частности, приоритет меры во всём над излишеством, трудолюбие и т. д.). На протяжение всей античности изречения мудрецов были очень популярны и часто для лучшего запоминания объединялись в стихотворении:

Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.
«Мера важнее всего!», - говаривал Клеобул Линдский;
В Спарте, - «Познай себя самого!», - проповедовал Хилон;
«Сдерживай гнев!», - увещал Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чём!», - была поговорка митиленца Питтака;
«Жизни конец наблюдай!», - повторялось Солоном Афинским;
«Худших везде большинство», - говорилось Биантом Приенским;
«Ни за кого не ручайся!», - Фалеса Милетского слово.

Гесиод (7 в. до н.э.)

Наука » Философия » История философии
 Древнегреческий поэт, поэмы которого «Теогония» и «Труды и дни» содержат богатый материал по характеристике предфилософских воззрений ранней античности.
 В поэме «Теогония» («происхождение богов») Гесиод пытается систематизировать и осмыслить представления греков о происхождении мироздания, богов и людей. Первым во вселенной зарождается Хаос, затем Гея (Земля), Тартар, Эрос и т.д. Гея порождает Урана (небо) и от их брака рождается поколение титанов. Их глава Кронос свергает своего отца Урана. Затем она сам был свергнут одним из своих сыновей - Зевсом. Наступает время правления олимпийских богов, но и оно не будет вечным.

 Гесиод первый предложил (в мифологизированной форме) регрессивную картину исторического развития человечества, характеризующуюся нарастающим ухудшением положения людей, усилением тягот жизни и болезней, забвением нравственных норм. Во времена «золотого века» люди жили счастливо, не зная горя и трудов, земля без всякой обработки давала обильный урожай. Сам Гесиод считал, что сейчас наступил пятый по счёту, «железный век», когда жизнь людей сопровождается тяжкими заботами, в отношениях между людьми нет чести, благородства и любви.

 В поэме «Труды и дни» содержится житейский идеал трудолюбия и золотой середины, умеренности во всём.

Гомер

Наука » Философия » История философии
 Легендарный древнегреческий поэт-сказитель (аэд), автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», имеющих большую ценность и в качестве источника наших знаний о предфилософском мировоззрении древних греков.
 Картина мира у Гомера ещё мифологична. Мир делится на три части: «многомедное» небо, земля и «сумрачный тартар», отстоящие на равном расстоянии друг от друга. В качестве прародителя богов Гомер называет Океана и Тефию.
 Боги имеют человеческий облик (антропоморфны). Это касается как телесных черт, так и душевных качеств. Боги проявляют такие же добродетели и пороки, что и люди. Боги в поэмах Гомера являются эстетическим, а отнюдь не этическим идеалом.
 Поэмы Гомера прославляют такие качества человека как верность долгу, мужество, дружба, хитрость, сметливость.
 Воззрения Гомера на природу человека безрадостны: «Меж всевозможных существ, которые дышат и ходят, здесь на нашей земле, человек наиболее жалок». Гомер сравнивает смену поколений людей с опадающими осенью и вновь появляющимися весной листьями

Философы античности

Наука » Философия » История философии
Ксенофан из Колафона. Философ, поэт, жил в промежутке между Пифагором и Гераклитом. Приблизительно 565 г. Его акме приходится на одну из олимпиад. Прожил приблизительно 90 лет. Он писал элегии, ямбы, силлы (эпиграммы). У него есть философский трактат «О природе».
Ксенофан ставит вопрос о едином и только в этом он имеет родство с Элийцами. Он ставит вопрос о едином сущем. Он раскрывает эту проблему единого, как единого бога, в античных полисах эта проблема не приветствовалась. Ксенофан критиковал Гомера и Гесиода, т.к. считал, что приписывали богам поступки предрассудительные. Он говорит, что люди создают богов по собственному образу и подобию, например, Эфиопы создают черных богов,. Если бы коровы придумывали себе богов, то и боги были бы в виде коров. Традиционным представлениям о богах Ксенофан противопоставляет монотеистические представлении. Он говорит, что этот единый бог не похож на людей или на каких-нибудь других существ. Мыслить божество чувственно мы не можем. Это божественное начало все видит, слышит, осознает. Сила и сущность бога состоит в том, чтобы быть выше всего, быть единым. Бог обладает истиной, при этом бога необходимо мыслить как единого и неподобного людям. Бог мыслит обо всем, он разумен, он управляет всем силой разума. Ксенофан пытается всё-таки представить образ бога. Он говорит, что бог имеет форму шара, т.к. божество однородно и обнимает собой всё. Ксенофан говорит, что бог неподвижен, т.е. он неизменяем. У К. нет развития, а есть единый бог существующий всегда. К. характеризует единое божество: оно небеспредельно и неограничено. Бесконечность есть не бытие. Космология К. дуалистична, т.к. он представлял мир как противоречие плотного и влажного. Воздух – есть разряженная вода, источник – море, в результате испарения образуются облака, а небесное светило – это огненные облака. Он полагает, что когда-то вся земля была покрыта водой, морем… Вместе с Гераклитом К. утверждал, что высшая цель человеческой жизни – мудрость. Боги не все открывают людям, но человек должен для себя постичь мудрость. Удел человека – это мнение, но лучшее человек может находить лишь на пути истины.