Ксенофан из Колафона. Философ, поэт, жил в промежутке между Пифагором и Гераклитом. Приблизительно 565 г. Его акме приходится на одну из олимпиад. Прожил приблизительно 90 лет. Он писал элегии, ямбы, силлы (эпиграммы). У него есть философский трактат «О природе».
Ксенофан ставит вопрос о едином и только в этом он имеет родство с Элийцами. Он ставит вопрос о едином сущем. Он раскрывает эту проблему единого, как единого бога, в античных полисах эта проблема не приветствовалась. Ксенофан критиковал Гомера и Гесиода, т.к. считал, что приписывали богам поступки предрассудительные. Он говорит, что люди создают богов по собственному образу и подобию, например, Эфиопы создают черных богов,. Если бы коровы придумывали себе богов, то и боги были бы в виде коров. Традиционным представлениям о богах Ксенофан противопоставляет монотеистические представлении. Он говорит, что этот единый бог не похож на людей или на каких-нибудь других существ. Мыслить божество чувственно мы не можем. Это божественное начало все видит, слышит, осознает. Сила и сущность бога состоит в том, чтобы быть выше всего, быть единым. Бог обладает истиной, при этом бога необходимо мыслить как единого и неподобного людям. Бог мыслит обо всем, он разумен, он управляет всем силой разума. Ксенофан пытается всё-таки представить образ бога. Он говорит, что бог имеет форму шара, т.к. божество однородно и обнимает собой всё. Ксенофан говорит, что бог неподвижен, т.е. он неизменяем. У К. нет развития, а есть единый бог существующий всегда. К. характеризует единое божество: оно небеспредельно и неограничено. Бесконечность есть не бытие. Космология К. дуалистична, т.к. он представлял мир как противоречие плотного и влажного. Воздух – есть разряженная вода, источник – море, в результате испарения образуются облака, а небесное светило – это огненные облака. Он полагает, что когда-то вся земля была покрыта водой, морем… Вместе с Гераклитом К. утверждал, что высшая цель человеческой жизни – мудрость. Боги не все открывают людям, но человек должен для себя постичь мудрость. Удел человека – это мнение, но лучшее человек может находить лишь на пути истины.
Парменид (далее «П.») из Элеи. Основное его произведение «О природе». П. не только установил качественное различие между разумом и чувством, логическим и эмпирическим, но он сумел сформулировать понятие бытия. П. определяет путь развития западной культуры как путь развития науки и прогресса. П. – отец рационализма, он впервые в качестве критерия истины объявляет разум. В первой части своей поэмы он утверждает, что существует мир, постигаемый разумом, во 2 части он говорит, что существует мир вещей и явлений. Критерием истины был назван разум. Впервые Парменид развел разум и чувственность, мышление и ощущение. Впервые он поставил проблему бытия в свете разума. Основополагающее положение П.: бытие существует, а небытие не существует. Только бытие нечто мыслимо, а небытие – нечто немыслимое, ибо небытие невозможно ни познать, ни помыслить. Бытие и мысль о нем есть одно и то же. Он говорит о том, что мысль возможна только при наличии бытия.
Парменид впервые сумел понять, что есть вещь существующая здесь и сейчас и в чувственности, как таковая. Есть бытие существующего, хотя сейчас таковой её может не быть т.е. Парменид говорит, не о существовании вещей, он говорит о бытие их существования. Когда мы говорим о вещи, мы говорим об её существовании о том, что с ней можно сделать действия. Когда мы говорим о бытие вещи как таковой, то мы ничего не говорим и не говорим о формах её существования. Он говорим, что предмет, которым мы его именуем каждый конкретный, это существование. А когда об общем, то бытие. Бытие есть нечто существующее, что не рождается и не погибает. Бытие неизменно. Бытие не имеет частей. Бытие и видение бытия одно и тоже. П. говорит о характеристиках бытия. Главным признаком подлинносущего бытия является его вечность. Оно не исчезает и не погибает. Бытие всегда цельно и неделимо, однородно, неподвижно, нескончаемо, вневременное, сплошное (нерасколото) – бытие всегда едино и всегда в настоящем. Для бытия нет прошлого и будущего. Бытие существует всегда или никогда. Бытие везде. П. пытается найти реальность в процессе познания мира. Выступает против физикализма натурфилософов. Бытие то что стало и то что всегда присутствует. То, что определяет понимание мира и вещей. Бытие то, что отлично от вещей и то, что к ним несводимо. Бытие должно быть неподвижно. Понимая сущность вещи, мы понимаем её бытие. Небытие понять нельзя и высказать его. Если есть бытие, то к нему не может примыкать ещё что-что, поскольку примыкающее будет тоже бытие, будет раскол, а для определения нужна целостность. Бытие, вне которого ничего нет. Нельзя доказать пока не вторглось бытие. Это позволяет выявить основные позиции Парменида:
1. Бытие – предметное содержание мышления.
2. Нет мышления, которое бы не было в одно и тоже время бытием
3. Логически значимому соответствует подлинная действительность
4. Существует лишь то, что мыслится
5. Субъект и объект мышления совпадает. Мысль познаёт саму себя.
6. Тождественны 4 утверждения: бытие существует, мысль существует, бытие мыслится, мысль мыслит себя.
7. Бытие и мысль одно и тоже
У Парменида бытие есть абстракция. Бытие есть. Истина есть бытие.
Во второй части поэмы Парменид пытался объяснить истинность и природу мнения. Если их соединить мнение и бытие. П. Привлекает космологические представления. Большое место в его натурфилософии занимает любовь. Через любовь мыслит бытие и множественность как нечто единое. Именно мышление и бытие в их взаимопроникновении порождают любовь. Бытие является огненным, а всё что противоположно имеет земную природу. Огонь-земля, свет-тьма, лёгкое-тяжёлое. Свет проникает в область земли, в небытие. В зависимости от того, какие вещи воплощают себе больше света причастны к бытию. Меньше света – к небытию. Тёмный элемент содержит бытие в малой степени. Также о мыслях. Мысль достигает истины, ощущение приводит к мнению. Для Парменида мир мнения – не область небытия, а мир, реальность которого определяется причастностью к миру бытия. Каждая вещь причастна и к миру бытия и к миру небытия. Таким образом, можно соотнести мир истины и мир мнения, которые присутствует в поэме «о природе».
Понимание бытия как вечного оказалось устойчивым в философии и определило всю натурфилософскую концепцию.
Человек состоит из двух элементов, как и его душа. Многообразие зависит от условия зарождения. В женщинах больше огня. Отношение тепло-холод определяют мышление. Мышление и ощущения не тождественны. Мышление совершеннее, чем больше теплоты.
Подобное познаётся подобным. Мёртвые ничего не могут познать, поскольку они ощущают холод и темноту. Человек воспринимает тепло так как возможно исхождение лучей из глаз для узнавания окружающего мира.
Ксенофан ставит вопрос о едином и только в этом он имеет родство с Элийцами. Он ставит вопрос о едином сущем. Он раскрывает эту проблему единого, как единого бога, в античных полисах эта проблема не приветствовалась. Ксенофан критиковал Гомера и Гесиода, т.к. считал, что приписывали богам поступки предрассудительные. Он говорит, что люди создают богов по собственному образу и подобию, например, Эфиопы создают черных богов,. Если бы коровы придумывали себе богов, то и боги были бы в виде коров. Традиционным представлениям о богах Ксенофан противопоставляет монотеистические представлении. Он говорит, что этот единый бог не похож на людей или на каких-нибудь других существ. Мыслить божество чувственно мы не можем. Это божественное начало все видит, слышит, осознает. Сила и сущность бога состоит в том, чтобы быть выше всего, быть единым. Бог обладает истиной, при этом бога необходимо мыслить как единого и неподобного людям. Бог мыслит обо всем, он разумен, он управляет всем силой разума. Ксенофан пытается всё-таки представить образ бога. Он говорит, что бог имеет форму шара, т.к. божество однородно и обнимает собой всё. Ксенофан говорит, что бог неподвижен, т.е. он неизменяем. У К. нет развития, а есть единый бог существующий всегда. К. характеризует единое божество: оно небеспредельно и неограничено. Бесконечность есть не бытие. Космология К. дуалистична, т.к. он представлял мир как противоречие плотного и влажного. Воздух – есть разряженная вода, источник – море, в результате испарения образуются облака, а небесное светило – это огненные облака. Он полагает, что когда-то вся земля была покрыта водой, морем… Вместе с Гераклитом К. утверждал, что высшая цель человеческой жизни – мудрость. Боги не все открывают людям, но человек должен для себя постичь мудрость. Удел человека – это мнение, но лучшее человек может находить лишь на пути истины.
Парменид (далее «П.») из Элеи. Основное его произведение «О природе». П. не только установил качественное различие между разумом и чувством, логическим и эмпирическим, но он сумел сформулировать понятие бытия. П. определяет путь развития западной культуры как путь развития науки и прогресса. П. – отец рационализма, он впервые в качестве критерия истины объявляет разум. В первой части своей поэмы он утверждает, что существует мир, постигаемый разумом, во 2 части он говорит, что существует мир вещей и явлений. Критерием истины был назван разум. Впервые Парменид развел разум и чувственность, мышление и ощущение. Впервые он поставил проблему бытия в свете разума. Основополагающее положение П.: бытие существует, а небытие не существует. Только бытие нечто мыслимо, а небытие – нечто немыслимое, ибо небытие невозможно ни познать, ни помыслить. Бытие и мысль о нем есть одно и то же. Он говорит о том, что мысль возможна только при наличии бытия.
Парменид впервые сумел понять, что есть вещь существующая здесь и сейчас и в чувственности, как таковая. Есть бытие существующего, хотя сейчас таковой её может не быть т.е. Парменид говорит, не о существовании вещей, он говорит о бытие их существования. Когда мы говорим о вещи, мы говорим об её существовании о том, что с ней можно сделать действия. Когда мы говорим о бытие вещи как таковой, то мы ничего не говорим и не говорим о формах её существования. Он говорим, что предмет, которым мы его именуем каждый конкретный, это существование. А когда об общем, то бытие. Бытие есть нечто существующее, что не рождается и не погибает. Бытие неизменно. Бытие не имеет частей. Бытие и видение бытия одно и тоже. П. говорит о характеристиках бытия. Главным признаком подлинносущего бытия является его вечность. Оно не исчезает и не погибает. Бытие всегда цельно и неделимо, однородно, неподвижно, нескончаемо, вневременное, сплошное (нерасколото) – бытие всегда едино и всегда в настоящем. Для бытия нет прошлого и будущего. Бытие существует всегда или никогда. Бытие везде. П. пытается найти реальность в процессе познания мира. Выступает против физикализма натурфилософов. Бытие то что стало и то что всегда присутствует. То, что определяет понимание мира и вещей. Бытие то, что отлично от вещей и то, что к ним несводимо. Бытие должно быть неподвижно. Понимая сущность вещи, мы понимаем её бытие. Небытие понять нельзя и высказать его. Если есть бытие, то к нему не может примыкать ещё что-что, поскольку примыкающее будет тоже бытие, будет раскол, а для определения нужна целостность. Бытие, вне которого ничего нет. Нельзя доказать пока не вторглось бытие. Это позволяет выявить основные позиции Парменида:
1. Бытие – предметное содержание мышления.
2. Нет мышления, которое бы не было в одно и тоже время бытием
3. Логически значимому соответствует подлинная действительность
4. Существует лишь то, что мыслится
5. Субъект и объект мышления совпадает. Мысль познаёт саму себя.
6. Тождественны 4 утверждения: бытие существует, мысль существует, бытие мыслится, мысль мыслит себя.
7. Бытие и мысль одно и тоже
У Парменида бытие есть абстракция. Бытие есть. Истина есть бытие.
Во второй части поэмы Парменид пытался объяснить истинность и природу мнения. Если их соединить мнение и бытие. П. Привлекает космологические представления. Большое место в его натурфилософии занимает любовь. Через любовь мыслит бытие и множественность как нечто единое. Именно мышление и бытие в их взаимопроникновении порождают любовь. Бытие является огненным, а всё что противоположно имеет земную природу. Огонь-земля, свет-тьма, лёгкое-тяжёлое. Свет проникает в область земли, в небытие. В зависимости от того, какие вещи воплощают себе больше света причастны к бытию. Меньше света – к небытию. Тёмный элемент содержит бытие в малой степени. Также о мыслях. Мысль достигает истины, ощущение приводит к мнению. Для Парменида мир мнения – не область небытия, а мир, реальность которого определяется причастностью к миру бытия. Каждая вещь причастна и к миру бытия и к миру небытия. Таким образом, можно соотнести мир истины и мир мнения, которые присутствует в поэме «о природе».
Понимание бытия как вечного оказалось устойчивым в философии и определило всю натурфилософскую концепцию.
Человек состоит из двух элементов, как и его душа. Многообразие зависит от условия зарождения. В женщинах больше огня. Отношение тепло-холод определяют мышление. Мышление и ощущения не тождественны. Мышление совершеннее, чем больше теплоты.
Подобное познаётся подобным. Мёртвые ничего не могут познать, поскольку они ощущают холод и темноту. Человек воспринимает тепло так как возможно исхождение лучей из глаз для узнавания окружающего мира.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи