Стихийный материалист и диалектик. Жил в ионийском городе Эфесе. Происходил из царского рода, но отказался стать правителем.
Написал сочинение «О природе»
За неясность изложения прозван «Тёмным»
Считал, что всё произошло из огня и что мир не создан никем из богов и никем из людей. Мир есть вечно живой огонь мерами разгорающийся и мерами угасающий.
Ввёл понятие «логос», обозначив им космический закон, управляющий мирозданием. Гераклит мыслил логос как чистейший, беспримесный огонь, пронизывающий все мироздание и придающий ему разумность. Души людей разумны, поскольку состоят из чистого огня.
Является создателем первой диалектической картины мироздания, согласно которой «всё течёт», непрерывно изменяется. Движущей силой развития считал противоречия (войну, раздор). Утверждал относительность всех качеств.
В качестве архе Гераклит рассматривал огонь, который существует лишь в изменении. Все в конце концов превращается в огонь, и все возникает из огня.
Он выдвинул знаменитое положение: “Все течет”, утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В ту же реку вступаем и не вступаем. Одно и то же противоположно самому себе.
Итак, мир изменчив, в его основе лежит огонь, как нечто текучее и непостоянное
В то же время Гераклит говорит и о постоянстве.
Мир есть огонь, который вспыхивает и угасает, но в этих вспышках мирового огня есть мера и ритм, есть закон
Этот ритм, меру, закон Гераклит называет Логосом.
Люди занимаются своими делами, думая, что от них что-то зависит; они не понимают, что миром правит Логос, который не зависит ни от чьей воли ни человеческой, ни божественной.
Все течет все изменяется
неизменный Логос проступает через изменчивость мира.
Представим Море.
Ни одна капля в этих струях воды не находится в покое, и само оно постоянно меняет свою форму.
Но этот ритм изменений постоянен и неизменен.
мир в целом, мировой огонь мерами вспыхивает и угасает по объективному закону-Логосу. И назначение философа состоит в том, чтобы постигать Логос и через это знать истину.
У Гераклита меняется само понимание того, что остается тем же самым при всех изменениях. Речь идет уже не о той или иной вещественной субстанции вода, воздух и т.д., но о мере, закономерности, ритме, т.е. количественном соотношении.
– Здесь просматривается связь с пифагорейцами, которые усматривали основу мира в числовых закономерностях.
Написал сочинение «О природе»
За неясность изложения прозван «Тёмным»
Считал, что всё произошло из огня и что мир не создан никем из богов и никем из людей. Мир есть вечно живой огонь мерами разгорающийся и мерами угасающий.
Ввёл понятие «логос», обозначив им космический закон, управляющий мирозданием. Гераклит мыслил логос как чистейший, беспримесный огонь, пронизывающий все мироздание и придающий ему разумность. Души людей разумны, поскольку состоят из чистого огня.
Является создателем первой диалектической картины мироздания, согласно которой «всё течёт», непрерывно изменяется. Движущей силой развития считал противоречия (войну, раздор). Утверждал относительность всех качеств.
В качестве архе Гераклит рассматривал огонь, который существует лишь в изменении. Все в конце концов превращается в огонь, и все возникает из огня.
Он выдвинул знаменитое положение: “Все течет”, утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В ту же реку вступаем и не вступаем. Одно и то же противоположно самому себе.
Итак, мир изменчив, в его основе лежит огонь, как нечто текучее и непостоянное
В то же время Гераклит говорит и о постоянстве.
Мир есть огонь, который вспыхивает и угасает, но в этих вспышках мирового огня есть мера и ритм, есть закон
Этот ритм, меру, закон Гераклит называет Логосом.
Люди занимаются своими делами, думая, что от них что-то зависит; они не понимают, что миром правит Логос, который не зависит ни от чьей воли ни человеческой, ни божественной.
Все течет все изменяется
неизменный Логос проступает через изменчивость мира.
Представим Море.
Ни одна капля в этих струях воды не находится в покое, и само оно постоянно меняет свою форму.
Но этот ритм изменений постоянен и неизменен.
мир в целом, мировой огонь мерами вспыхивает и угасает по объективному закону-Логосу. И назначение философа состоит в том, чтобы постигать Логос и через это знать истину.
У Гераклита меняется само понимание того, что остается тем же самым при всех изменениях. Речь идет уже не о той или иной вещественной субстанции вода, воздух и т.д., но о мере, закономерности, ритме, т.е. количественном соотношении.
– Здесь просматривается связь с пифагорейцами, которые усматривали основу мира в числовых закономерностях.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи