Более 1500 лет назад в Северной Америке было племя индейцев анасази, обитавших в жилищах, вырытых в отвесных скалах. Они жили в регионе, который называется теперь «Четыре угла», потому что там сходятся границы современных штатов Юты, Колорадо, Аризоны и Нью-Мексико. Слово «анасази» в переводе с языка индейцев означает «старые люди». Анасази были предками индейцев пуэбло, живущих в наши дни на юго-западе североамериканского континента.
Они занимались охотой, земледелием и сбором плодов. Жили они в маленьких деревнях группами по 30—60 человек, являвшихся друг другу родственниками. Позднее они стали устраивать большие жилища, состоявшие из комнат, расположенных по прямой или по изогнутой линии. Название таких селений — «пуэбло» — произошло от испанского слова, которое и означает «деревня».
Многие из деревень были построены в пещерах, в изобилии имеющихся на высоких, отвесных стенах каньонов. Анасази выбирали такие скалы, чтобы входы пещер выходили на юг, и поэтому внутри них было тепло и сухо даже зимой.
В период между 1050 и 1500 годами эти маленькие деревушки стали разрастаться и превратились в целые города. Каждый такой город был похож на огромное здание. Он состоял иногда из нескольких сотен рядов комнат, и насчитывал до четырех этажей, на каждом из которых имелись террасы.
Стенами комнат являлись стены самой пещеры. Потолки были низкими, как и выходившие в сторону каньона двери, и поддерживались столбами. В каждой деревне имелось несколько общественных комнат, называвшихся «кива», где обитатели пещер устраивали собрания и совершали тайные религиозные обряды. Кивы располагались под землей.
На вершине скал анасази устраивали свои сторожевые башни, в стенах которых прорезались узкие щели бойниц. Находившиеся в них часовые громким криком предупреждали о приближении врагов, и люди, работавшие на дне каньона, успевали забраться на скалы и вытащить за собой легкие лестницы. Без таких лестниц враг не мог захватить даже самую маленькую из деревень.
Помимо кукурузы, бобов и тыквы анасази выращивали хлопок, из которого ткали пончо, одеяла и мешки. Известно, что примерно в 1300 году они внезапно покинули свои жилища на скалах и отправились на юг. Однако причина, заставившая их сделать это, до сих пор остается неизвестной.
Они занимались охотой, земледелием и сбором плодов. Жили они в маленьких деревнях группами по 30—60 человек, являвшихся друг другу родственниками. Позднее они стали устраивать большие жилища, состоявшие из комнат, расположенных по прямой или по изогнутой линии. Название таких селений — «пуэбло» — произошло от испанского слова, которое и означает «деревня».
Многие из деревень были построены в пещерах, в изобилии имеющихся на высоких, отвесных стенах каньонов. Анасази выбирали такие скалы, чтобы входы пещер выходили на юг, и поэтому внутри них было тепло и сухо даже зимой.
В период между 1050 и 1500 годами эти маленькие деревушки стали разрастаться и превратились в целые города. Каждый такой город был похож на огромное здание. Он состоял иногда из нескольких сотен рядов комнат, и насчитывал до четырех этажей, на каждом из которых имелись террасы.
Стенами комнат являлись стены самой пещеры. Потолки были низкими, как и выходившие в сторону каньона двери, и поддерживались столбами. В каждой деревне имелось несколько общественных комнат, называвшихся «кива», где обитатели пещер устраивали собрания и совершали тайные религиозные обряды. Кивы располагались под землей.
На вершине скал анасази устраивали свои сторожевые башни, в стенах которых прорезались узкие щели бойниц. Находившиеся в них часовые громким криком предупреждали о приближении врагов, и люди, работавшие на дне каньона, успевали забраться на скалы и вытащить за собой легкие лестницы. Без таких лестниц враг не мог захватить даже самую маленькую из деревень.
Помимо кукурузы, бобов и тыквы анасази выращивали хлопок, из которого ткали пончо, одеяла и мешки. Известно, что примерно в 1300 году они внезапно покинули свои жилища на скалах и отправились на юг. Однако причина, заставившая их сделать это, до сих пор остается неизвестной.
В старые времена люди верили в то, что на земле живет множество необычных существ, владеющих секретами волшебства. К числу таких существ относились и гномы, которые под различными именами присутствовали в поверьях и сказках различных народов.
Гномы, обитавшие в Ирландии, были волшебными сапожниками. Это были крошечные, сморщенные старички ростом меньше новорожденного младенца. В Шотландии были гномы чуть повыше — их рост составлял около 60 см. Они выбирали себе дом по вкусу и селились в нем. Дождавшись ночи, они выходили из своих укрытий и принимались за уборку — мыли посуду и делали другую домашнюю работу, а в качестве платы довольствовались лишь миской сметаны и краюхой белого хлеба.
Английские гномы носили зеленые камзолы и простые шляпы и развлекались тем, что танцевали под музыку сверчков и кузнечиков. В Скандинавии их называли белыми эльфами. Они жили в лесах и полях, и простой смертный мог найти дорогу к их дому только в одну из четырех волшебных ночей в году: ночь летнего равноденствия, ночь накануне 1-го мая, рождественскую ночь и в Хэловин (праздник всех святых, отмечаемый осенью).
Гномы, жившие в Германии, были повыше ростом, так же, как английские гоблины и скандинавские тролли.
Некоторые волшебные существа по росту и внешнему виду мало ,чем отличались от людей. К их числу относятся и известные всем лешии, водяные и домовые.
Впрочем, следует помнить, что очень трудно наверняка описать приметы гномов или других волшебных созданий, ведь они так редко попадались людям на глаза!
Гномы, обитавшие в Ирландии, были волшебными сапожниками. Это были крошечные, сморщенные старички ростом меньше новорожденного младенца. В Шотландии были гномы чуть повыше — их рост составлял около 60 см. Они выбирали себе дом по вкусу и селились в нем. Дождавшись ночи, они выходили из своих укрытий и принимались за уборку — мыли посуду и делали другую домашнюю работу, а в качестве платы довольствовались лишь миской сметаны и краюхой белого хлеба.
Английские гномы носили зеленые камзолы и простые шляпы и развлекались тем, что танцевали под музыку сверчков и кузнечиков. В Скандинавии их называли белыми эльфами. Они жили в лесах и полях, и простой смертный мог найти дорогу к их дому только в одну из четырех волшебных ночей в году: ночь летнего равноденствия, ночь накануне 1-го мая, рождественскую ночь и в Хэловин (праздник всех святых, отмечаемый осенью).
Гномы, жившие в Германии, были повыше ростом, так же, как английские гоблины и скандинавские тролли.
Некоторые волшебные существа по росту и внешнему виду мало ,чем отличались от людей. К их числу относятся и известные всем лешии, водяные и домовые.
Впрочем, следует помнить, что очень трудно наверняка описать приметы гномов или других волшебных созданий, ведь они так редко попадались людям на глаза!
Среди множества произведений в древнегреческой литературе особо выделяются две поэмы — «Илиада» и «Одиссея». Многие люди считают их вообще самыми выдающимися шедеврами мировой литературы.
Долгое время считалось, что их написал человек по имени Гомер, слепой поэт, живший в Киосе в Малой Азии. Однако в наши дни большинство ученых сомневаются в том, что Гомер или какой-то другой человек мог в одиночку написать такие произведения.
Никто не знает, как появились на свет эти поэмы, поэтому исследователи строят на сей счет лишь догадки. Известно, что в Древней Греции многие поэты путешествовали из города в город. Они развлекали правителей, знать и простолюдинов, читая поэмы, сложенные ими самими или другими авторами.
Одной из излюбленных тем их творчества являлась Троянская война. Каждый поэт по-своему рассказывал об этом грандиозном для древних греков событии. Однако в то время, возможно, письменность еще отсутствовала и записать стихи было невозможно. Так что они заучивались наизусть и передавались из уст в уста.
Потом, примерно в 800 году до н.э., появился некий великий поэт. Возможно, это был Гомер, а может,— кто-то иной. Он собрал воедино старые поэтические рассказы о Троянской войне и создал поэму «Илиада». Она носит такое название из-за другого имени города Трои — Илиад.
Чуть позднее таким же образом увидела свет и «Одиссея». Вполне возможно, что ее окончательный вариант принадлежит не автору «Илиады», а кому-то еще. Как бы там ни было, эти две поэмы настолько превосходили все остальные, посвященные той же теме, что их выучили почти все поэты, странствовавшие по Греции, и разнесли их по стране.
Долгое время считалось, что их написал человек по имени Гомер, слепой поэт, живший в Киосе в Малой Азии. Однако в наши дни большинство ученых сомневаются в том, что Гомер или какой-то другой человек мог в одиночку написать такие произведения.
Никто не знает, как появились на свет эти поэмы, поэтому исследователи строят на сей счет лишь догадки. Известно, что в Древней Греции многие поэты путешествовали из города в город. Они развлекали правителей, знать и простолюдинов, читая поэмы, сложенные ими самими или другими авторами.
Одной из излюбленных тем их творчества являлась Троянская война. Каждый поэт по-своему рассказывал об этом грандиозном для древних греков событии. Однако в то время, возможно, письменность еще отсутствовала и записать стихи было невозможно. Так что они заучивались наизусть и передавались из уст в уста.
Потом, примерно в 800 году до н.э., появился некий великий поэт. Возможно, это был Гомер, а может,— кто-то иной. Он собрал воедино старые поэтические рассказы о Троянской войне и создал поэму «Илиада». Она носит такое название из-за другого имени города Трои — Илиад.
Чуть позднее таким же образом увидела свет и «Одиссея». Вполне возможно, что ее окончательный вариант принадлежит не автору «Илиады», а кому-то еще. Как бы там ни было, эти две поэмы настолько превосходили все остальные, посвященные той же теме, что их выучили почти все поэты, странствовавшие по Греции, и разнесли их по стране.
Самым жестоким зрелищем, когда-либо существовавшим на нашей планете, были бои гладиаторов в Древнем Риме. Происходили они от древнего обычая этрусков заставлять рабов сражаться друг с другом во время больших похорон. Римляне восприняли эту идею, и первые бои гладиаторов состоялись в 264 году до н.э. Вначале, как и у этрусков, они проводились только на похоронах, но постепенно стали любимым развлечением римлян и перекочевали на большие арены.
Первые гладиаторы, строго говоря, таковыми не являлись, а были лишь обычными рабами и осужденными преступниками. Позднее были созданы школы для обучения гладиаторов, и в надежде на славу и богатство их ряды пополнялись выходцами из всех сословий. Специально для гладиаторских поединков были построены огромные амфитеатры.
Зрелище обычно начиналось с парада гладиаторов, часто носивших дорогие доспехи из серебра и золота. После парада для разжигания азарта зрителей проводились шутливые сражения, в которых использовалось деревянное оружие. Потом громко трубили трубы, и безвредное оружие сменялось настоящим. Гладиаторы разбивались на пары, и кровавые схватки начинались.
Гладиаторы использовали различные виды вооружений. Сражались они чаще всего один на один. Если кто-то из противников оказывался раненым, то согласно правилам его судьба находилась в руках зрителей. Если они хотели сохранить ему жизнь, то размахивали в воздухе платками или держали большой палец поднятым вверх. Если же их большие пальцы смотрели вниз, жертве предстояло погибнуть.
Со временем такие поединки стали надоедать римлянам и они принялись изобретать новые зрелища. Гладиаторам приходилось сражаться со львами, тиграми и другими дикими зверями.
Предпринималось немало усилий, чтобы положить конец этим ужасным спектаклям, но это удалось сделать лишь в 500 году н.э. императору Теодорику.
Первые гладиаторы, строго говоря, таковыми не являлись, а были лишь обычными рабами и осужденными преступниками. Позднее были созданы школы для обучения гладиаторов, и в надежде на славу и богатство их ряды пополнялись выходцами из всех сословий. Специально для гладиаторских поединков были построены огромные амфитеатры.
Зрелище обычно начиналось с парада гладиаторов, часто носивших дорогие доспехи из серебра и золота. После парада для разжигания азарта зрителей проводились шутливые сражения, в которых использовалось деревянное оружие. Потом громко трубили трубы, и безвредное оружие сменялось настоящим. Гладиаторы разбивались на пары, и кровавые схватки начинались.
Гладиаторы использовали различные виды вооружений. Сражались они чаще всего один на один. Если кто-то из противников оказывался раненым, то согласно правилам его судьба находилась в руках зрителей. Если они хотели сохранить ему жизнь, то размахивали в воздухе платками или держали большой палец поднятым вверх. Если же их большие пальцы смотрели вниз, жертве предстояло погибнуть.
Со временем такие поединки стали надоедать римлянам и они принялись изобретать новые зрелища. Гладиаторам приходилось сражаться со львами, тиграми и другими дикими зверями.
Предпринималось немало усилий, чтобы положить конец этим ужасным спектаклям, но это удалось сделать лишь в 500 году н.э. императору Теодорику.
По правде говоря, о друидах нам известно совсем немного — они не оставили после себя никаких записей, так что когда умер последний из них, все их знания и учения навсегда ушли из
этого мира.
Множество обычных недоразумений, связанных с друидами, возникло на благодатной почве картин, нарисованных воображением Джона Обри, историка, жившего в конце XVII века. Обри был увлечен тайной Стоунхенджа, вернее, тем, что он был построен руками друидов, совершавших там свои обряды. Поскольку сведений о них в то время имелось крайне мало, и Обри не мог использовать научные способы определения даты постройки Стоунхенджа, подобный ответ на таинственную загадку казался вполне очевидным. По его инициативе был основан заново Орден Друидов и изобретены специальные церемонии, проводившиеся в Стоунхендже в день летнего солнцестояния.
Мы знаем от древнеримского историка Плиния и из сообщений Юлия Цезаря о войнах в Галлии, что еще на рубеже III и II веков до н.э. друиды пользовались значительным влиянием среди кельтов. Их авторитет в области законов, религии, истории и естественных наук был непререкаем. Плиний рассказывает нам о религиозном значении омелы белой (вид растения) и дуба. Юлий Цезарь, хорошо осведомленный о роли друидов в жизни народов, населявших Британию, по вполне понятным причинам предпочитал не доверять им. Поэтому он скорее был склонен сообщать о приношении ими человеческих жертв во времена больших несчастий, а также об их незначительной мудрости и знаний.
Во времена римского правления друидам пришлось уходить все дальше и дальше на запад, пока они окончательно не осели на острове Англии. Здесь они молились своим богам и продолжали учить людей, пока с приходом христианства их религия не умерла окончательно.
этого мира.
Множество обычных недоразумений, связанных с друидами, возникло на благодатной почве картин, нарисованных воображением Джона Обри, историка, жившего в конце XVII века. Обри был увлечен тайной Стоунхенджа, вернее, тем, что он был построен руками друидов, совершавших там свои обряды. Поскольку сведений о них в то время имелось крайне мало, и Обри не мог использовать научные способы определения даты постройки Стоунхенджа, подобный ответ на таинственную загадку казался вполне очевидным. По его инициативе был основан заново Орден Друидов и изобретены специальные церемонии, проводившиеся в Стоунхендже в день летнего солнцестояния.
Мы знаем от древнеримского историка Плиния и из сообщений Юлия Цезаря о войнах в Галлии, что еще на рубеже III и II веков до н.э. друиды пользовались значительным влиянием среди кельтов. Их авторитет в области законов, религии, истории и естественных наук был непререкаем. Плиний рассказывает нам о религиозном значении омелы белой (вид растения) и дуба. Юлий Цезарь, хорошо осведомленный о роли друидов в жизни народов, населявших Британию, по вполне понятным причинам предпочитал не доверять им. Поэтому он скорее был склонен сообщать о приношении ими человеческих жертв во времена больших несчастий, а также об их незначительной мудрости и знаний.
Во времена римского правления друидам пришлось уходить все дальше и дальше на запад, пока они окончательно не осели на острове Англии. Здесь они молились своим богам и продолжали учить людей, пока с приходом христианства их религия не умерла окончательно.
В день праздника Пасхи в 1722 году корабль голландского адмирала Якоба Рогевина причалил к берегу покрытого травяным ковром острова в южной части Тихого океана. Адмирал назвал открытую им землю островом Пасхи и вскоре обнаружил, что это весьма загадочное место.
Остров располагался в 1500 милях от ближайшей обитаемой земли. Население острова состояло из примерно 1000 туземцев — темнокожих полинезийцев. Самое любопытное, что удалось обнаружить исследователю на острове, было следующее.
Вдоль всего берега он увидел стоящие вертикально огромные человеческие головы, каждая из которых была вытесана из цельной каменной скалы. Камень запечатлел похожие друг на друга вытянутые лица с необычайно длинными мочками ушей. У некоторых статуй имелись руки, а у других — шляпы из кусков красной вулканической лавы. Вскоре адмирал узнал, что статуи стоят не только на берегу, но и рассыпаны по всему острову. Множество неоконченных удалось обнаружить в заброшенных каменоломнях.
Первобытные племена во всех уголках земли имеют различные формы искусства, обычно так или иначе связанные с их религией, однако ничего подобного этим статуям не удавалось встретить больше нигде! По сути дела, они до сих пор являются загадкой для ученых. Один из вопросов, например, состоит в том, как могли первобытные люди дотащить 50-тонные статуи от каменоломен до морского побережья. Какими видами транспортных средств они при этом пользовались?
Никто не знает! Специалисты полагают, что статуи каким-то образом связаны с первобытными религиозными культами и обрядами захоронения людей. Множество статуй было намеренно сломано в ходе войн, бушевавших на острове в течение XVIII века. Но даже современные обитатели острова не могут объяснить, чем являются эти статуи.
Сейчас остров Пасхи — колония Чили. Весь остров, за исключением небольшой части, предоставленной туземцам, отдан под пастбища. Размеры острова невелики и составляют примерно 20 км в длину и 12 (в самом широком месте) в ширину.
Остров располагался в 1500 милях от ближайшей обитаемой земли. Население острова состояло из примерно 1000 туземцев — темнокожих полинезийцев. Самое любопытное, что удалось обнаружить исследователю на острове, было следующее.
Вдоль всего берега он увидел стоящие вертикально огромные человеческие головы, каждая из которых была вытесана из цельной каменной скалы. Камень запечатлел похожие друг на друга вытянутые лица с необычайно длинными мочками ушей. У некоторых статуй имелись руки, а у других — шляпы из кусков красной вулканической лавы. Вскоре адмирал узнал, что статуи стоят не только на берегу, но и рассыпаны по всему острову. Множество неоконченных удалось обнаружить в заброшенных каменоломнях.
Первобытные племена во всех уголках земли имеют различные формы искусства, обычно так или иначе связанные с их религией, однако ничего подобного этим статуям не удавалось встретить больше нигде! По сути дела, они до сих пор являются загадкой для ученых. Один из вопросов, например, состоит в том, как могли первобытные люди дотащить 50-тонные статуи от каменоломен до морского побережья. Какими видами транспортных средств они при этом пользовались?
Никто не знает! Специалисты полагают, что статуи каким-то образом связаны с первобытными религиозными культами и обрядами захоронения людей. Множество статуй было намеренно сломано в ходе войн, бушевавших на острове в течение XVIII века. Но даже современные обитатели острова не могут объяснить, чем являются эти статуи.
Сейчас остров Пасхи — колония Чили. Весь остров, за исключением небольшой части, предоставленной туземцам, отдан под пастбища. Размеры острова невелики и составляют примерно 20 км в длину и 12 (в самом широком месте) в ширину.
Человечество создало множество мифов и легенд о великанах и целых расах сверхчеловеческих существ. Широкой известностью пользуются и легенды, в которых повествуется о поразительном племени женщин-воительниц — амазонках.
Амазонки считались храбрыми, любящими войну женщинами. Согласно легендам, они спустились вниз с Кавказского хребта и поселились в Малой Азии. Ими управляла царица, и все остальные дела в государстве вели также женщины. Они сами воевали и строили свои города.
Амазонки прогоняли или убивали мужчин, оказавшихся среди них. Однако, когда они попытались покорить Афины, то потерпели поражение, и их армия была уничтожена.
Древние греки, чьи жены вели тихий, домашний образ жизни, приходили в восторг от рассказов о диких, смелых женщинах, и те стали любимыми персонажами древнегреческого искусства. Обычно амазонок изображали верхом на лошади, вооруженными копьем, луком и щитом.
В 1541 году исследователь Франциско де Орелана первым из белых людей совершил путешествие из одного конца в другой по огромной реке, протекающей по территории Бразилии и Перу. Ему повстречались на пути длинноволосые индейские воины, которых он принял за женщин. Поэтому он и назвал эту реку Амазонкой в память о героинях из легенд древних греков.
Амазонки считались храбрыми, любящими войну женщинами. Согласно легендам, они спустились вниз с Кавказского хребта и поселились в Малой Азии. Ими управляла царица, и все остальные дела в государстве вели также женщины. Они сами воевали и строили свои города.
Амазонки прогоняли или убивали мужчин, оказавшихся среди них. Однако, когда они попытались покорить Афины, то потерпели поражение, и их армия была уничтожена.
Древние греки, чьи жены вели тихий, домашний образ жизни, приходили в восторг от рассказов о диких, смелых женщинах, и те стали любимыми персонажами древнегреческого искусства. Обычно амазонок изображали верхом на лошади, вооруженными копьем, луком и щитом.
В 1541 году исследователь Франциско де Орелана первым из белых людей совершил путешествие из одного конца в другой по огромной реке, протекающей по территории Бразилии и Перу. Ему повстречались на пути длинноволосые индейские воины, которых он принял за женщин. Поэтому он и назвал эту реку Амазонкой в память о героинях из легенд древних греков.
Русалок никогда на свете не было, однако они присутствуют в легендах и сказаниях почти всех народов. Они описываются как прекрасные создания, живущие в море,— наполовину девушки, наполовину рыбы.
В древнегреческой мифологии русалками были сирены, очаровывавшие своим пением моряков настолько, что те погибали, бросаясь за борт навстречу манящему зову. В германских преданиях они назывались рейнскими девами, жившими в замке на дне реки. Даже у североамериканских индейцев существовала легенда о русалках!
В большинстве легенд русалки представляются созданиями, имеющими человеческий облик до пояса и рыбий хвост вместо ног. Помимо русалок в преданиях говорится также о водяных — существах мужского пола. Последние, как рассказывают старые легенды, часто влюблялись в смертных девушек, которых они ловили или заманивали в ловушку.
Трудно сказать, на чем основываются эти предания. Возможно, их авторство следует приписать первым путешественникам и исследователям, чьи корабли бороздили океанские волны сотни и тысячи лет тому назад.
Первобытные народы, никогда прежде не видавшие кораблей, полагали, завидев их, что те поднялись из морских глубин, а следовательно их экипажи состоят из полурыб, полулюдей.
Может быть, впрочем, что поводом к созданию легенд послужили встречи людей с морскими животными, чей внешний вид отдаленно напоминает человеческий. Возможно, что иногда тюлени, моржи или морские коровы воспринимались как таинственные, наполовину человеческие существа. В разных странах сложились разные легенды про русалок. В некоторых они обладают способностями предсказывать будущее и наделять людей сверхъестественными силами и возможностями. Есть сказка о том, как русалка, влюбившись в обыкновенного юношу, покинула море, чтобы жить с ним вместе, но затем из-за нарушенного им обещания, вернулась в свой настоящий дом. В другой легенде, наоборот, русалка так очаровывает человека, что он уходит жить к ней на морское дно.
В древнегреческой мифологии русалками были сирены, очаровывавшие своим пением моряков настолько, что те погибали, бросаясь за борт навстречу манящему зову. В германских преданиях они назывались рейнскими девами, жившими в замке на дне реки. Даже у североамериканских индейцев существовала легенда о русалках!
В большинстве легенд русалки представляются созданиями, имеющими человеческий облик до пояса и рыбий хвост вместо ног. Помимо русалок в преданиях говорится также о водяных — существах мужского пола. Последние, как рассказывают старые легенды, часто влюблялись в смертных девушек, которых они ловили или заманивали в ловушку.
Трудно сказать, на чем основываются эти предания. Возможно, их авторство следует приписать первым путешественникам и исследователям, чьи корабли бороздили океанские волны сотни и тысячи лет тому назад.
Первобытные народы, никогда прежде не видавшие кораблей, полагали, завидев их, что те поднялись из морских глубин, а следовательно их экипажи состоят из полурыб, полулюдей.
Может быть, впрочем, что поводом к созданию легенд послужили встречи людей с морскими животными, чей внешний вид отдаленно напоминает человеческий. Возможно, что иногда тюлени, моржи или морские коровы воспринимались как таинственные, наполовину человеческие существа. В разных странах сложились разные легенды про русалок. В некоторых они обладают способностями предсказывать будущее и наделять людей сверхъестественными силами и возможностями. Есть сказка о том, как русалка, влюбившись в обыкновенного юношу, покинула море, чтобы жить с ним вместе, но затем из-за нарушенного им обещания, вернулась в свой настоящий дом. В другой легенде, наоборот, русалка так очаровывает человека, что он уходит жить к ней на морское дно.
Когда люди поселяются в каком-нибудь определенном месте или стране, то они обычно стараются вести такой же образ жизни, как и местные обитатели. Однако те племена, которые проводят всю свою жизнь, странствуя по свету и нигде надолго не останавливаясь, продолжают придерживаться собственных обычаев, где бы они ни оказались.
К числу таких бродячих народов относятся цыгане. Нередко среди них можно встретить таких, кто уже успел пожить в шести разных странах и говорит на нескольких языках. Европейские цыгане зачастую задерживаются на некоторое время в том или ином городе, но вскоре вновь отправляются странствовать.
Так как цыгане кажутся странными и чужими, многие европейцы не любят и боятся их. Это обстоятельство, разумеется, не способствует тому, чтобы цыгане отказывались от своих традиций и привычек и перенимали обычаи тех, кто относится к ним настороженно и враждебно.
Существует две группы цыган, более склонных к оседлой жизни,— это венгерские и испанские цыгане. Прожив долгое время в какой-то стране, цыгане, как правило, принимают религию, господствующую в ней, однако вносят в нее множество собственных примитивных обрядов и ритуалов.
Никто не знает точно, где находится родина цыган, однако полагают, что они являются выходцами из Индии, из которой в X веке начали эмигрировать в Персию. В XIV веке они добрались до границ Балкан и Греции, а затем последовали дальше на запад. Например, в Англии они появились в XVI веке.
К числу таких бродячих народов относятся цыгане. Нередко среди них можно встретить таких, кто уже успел пожить в шести разных странах и говорит на нескольких языках. Европейские цыгане зачастую задерживаются на некоторое время в том или ином городе, но вскоре вновь отправляются странствовать.
Так как цыгане кажутся странными и чужими, многие европейцы не любят и боятся их. Это обстоятельство, разумеется, не способствует тому, чтобы цыгане отказывались от своих традиций и привычек и перенимали обычаи тех, кто относится к ним настороженно и враждебно.
Существует две группы цыган, более склонных к оседлой жизни,— это венгерские и испанские цыгане. Прожив долгое время в какой-то стране, цыгане, как правило, принимают религию, господствующую в ней, однако вносят в нее множество собственных примитивных обрядов и ритуалов.
Никто не знает точно, где находится родина цыган, однако полагают, что они являются выходцами из Индии, из которой в X веке начали эмигрировать в Персию. В XIV веке они добрались до границ Балкан и Греции, а затем последовали дальше на запад. Например, в Англии они появились в XVI веке.
Это необычайно занимательно хоть раз побывать в городе, где большинство улиц являются каналами! Однако в отличии от других городов, каналы Венеции существовали еще прежде, чем она была построена.
Венеция раскинулась на илистых берегах более сотни мелких островков, теснящихся друг к другу в устье залива, являющегося северной оконечностью Адриатического моря. Все дома в городе стоят на сваях, глубоко погруженных в ил. Между берегами островков протянуты узкие нити протоков, по которым течет морская вода, и они-то представляют собой знаменитые венецианские каналы!
В этом городе люди ходят пешком или передвигаются на плавсредствах. Во внутреннюю, старую часть Венеции не допускаются автомобили и экипажи. В Венеции множество узеньких улочек с маленькими мостами, переброшенными через каналы. То тут, то там на водной глади виднеются маленькие лодки — гондолы. Гондольер — человек, управляющий лодкой — стоит на подставке на корме лодки и приводит ее в движение при помощи длинного шеста.
Венеция — это очень старый город. Задолго до того, как в середине V века по Италии прокатилось нашествие гуннов, люди начали селиться на этих островках. Со временем на них возникло несколько небольших городков, образовавших Венецианскую республику, превратившуюся впоследствии в город Венецию.
В 1450 году Венеция стояла во главе огромной колониальной системы и являлась самой сильной морской державой. Однако, когда в начале XVI века открыли новые торговые пути, торговля в Венеции стала приходить в упадок,
В последующие годы Венеция оказалась вовлеченной в многочисленные войны, ее империя распалась, а сам город был почти полностью разрушен врагами. В 1866 году жители Венеции проголосовали за вхождение ее в состав итальянского королевства.
Сегодня Венеция — один из крупных культурных центров Европы и вновь начинает приобретать значение как порт.
Венеция раскинулась на илистых берегах более сотни мелких островков, теснящихся друг к другу в устье залива, являющегося северной оконечностью Адриатического моря. Все дома в городе стоят на сваях, глубоко погруженных в ил. Между берегами островков протянуты узкие нити протоков, по которым течет морская вода, и они-то представляют собой знаменитые венецианские каналы!
В этом городе люди ходят пешком или передвигаются на плавсредствах. Во внутреннюю, старую часть Венеции не допускаются автомобили и экипажи. В Венеции множество узеньких улочек с маленькими мостами, переброшенными через каналы. То тут, то там на водной глади виднеются маленькие лодки — гондолы. Гондольер — человек, управляющий лодкой — стоит на подставке на корме лодки и приводит ее в движение при помощи длинного шеста.
Венеция — это очень старый город. Задолго до того, как в середине V века по Италии прокатилось нашествие гуннов, люди начали селиться на этих островках. Со временем на них возникло несколько небольших городков, образовавших Венецианскую республику, превратившуюся впоследствии в город Венецию.
В 1450 году Венеция стояла во главе огромной колониальной системы и являлась самой сильной морской державой. Однако, когда в начале XVI века открыли новые торговые пути, торговля в Венеции стала приходить в упадок,
В последующие годы Венеция оказалась вовлеченной в многочисленные войны, ее империя распалась, а сам город был почти полностью разрушен врагами. В 1866 году жители Венеции проголосовали за вхождение ее в состав итальянского королевства.
Сегодня Венеция — один из крупных культурных центров Европы и вновь начинает приобретать значение как порт.
Собор святого Петра, расположенный на холме Людгейт-хилл, возвышается над лондонским Сити. Его огромный купол вздымается в высоту на много футов над окружающими зданиями. Предполагается, что задолго до появления христианства в Британии на этом месте стоял храм, посвященный богине Диане. Король Этелберт, правивший Кентом (ныне это графство на юго-востоке Англии) в VII веке, воздвиг на месте храма большую христианскую церковь, разрушенную вскоре после нормандского завоевания в 1066 году с целью расчистки места для «Старого Собора». «Старый Собор святого Павла» был длинней и выше современного. Он простоял шесть столетий и сгорел в 1666 году во время великого пожара в Лондоне.
Это несомненно трагическое событие в то же время предоставило сэру Кристоферу Рену прекрасный шанс продемонстрировать свой архитектурный талант. За четыре месяца до несчастья он представил свой замысел по перестройке старого здания собора, но так как оно полностью сгорело, Рену предложили создать проект постройки нового. Надо заметить, однако, что утвержденный в конце концов проект сильно отличался от того, каким бы он хотел его видеть.
Самой впечатляющей частью Собора святого Павла является его купол, сооружавшийся в течение 35 лет. Он состоит из большого внешнего купола и маленького внутреннего. Полый конус кирпичной кладки между ними несет на себе тяжесть остекления над сводами, шара и креста. Последний находится на высоте 111 м от подножия Собора. В «Галерее шепотов», проходящей внутри вдоль сводов внутреннего купола, слова, произнесенные шепотом, отчетливо слышны на противоположной стороне купола на расстоянии более 30 м. Ширина полого золотого шара под крестом в поперечнике почти 2 м, и в него могут поместиться одновременно 10 человек.
В Соборе святого Павла погребен прах многих выдающихся людей, таких, как Нельсон Веллингтон и сам Рен.
Это несомненно трагическое событие в то же время предоставило сэру Кристоферу Рену прекрасный шанс продемонстрировать свой архитектурный талант. За четыре месяца до несчастья он представил свой замысел по перестройке старого здания собора, но так как оно полностью сгорело, Рену предложили создать проект постройки нового. Надо заметить, однако, что утвержденный в конце концов проект сильно отличался от того, каким бы он хотел его видеть.
Самой впечатляющей частью Собора святого Павла является его купол, сооружавшийся в течение 35 лет. Он состоит из большого внешнего купола и маленького внутреннего. Полый конус кирпичной кладки между ними несет на себе тяжесть остекления над сводами, шара и креста. Последний находится на высоте 111 м от подножия Собора. В «Галерее шепотов», проходящей внутри вдоль сводов внутреннего купола, слова, произнесенные шепотом, отчетливо слышны на противоположной стороне купола на расстоянии более 30 м. Ширина полого золотого шара под крестом в поперечнике почти 2 м, и в него могут поместиться одновременно 10 человек.
В Соборе святого Павла погребен прах многих выдающихся людей, таких, как Нельсон Веллингтон и сам Рен.
Когда мы произносим слово «страна», то обычно имеем в виду независимое государство с определенной территорией и собственным правительством.
Самое маленькое в мире независимое государство — Ватикан. Оно расположено в центре столицы Италии Рима и имеет площадь всего 0,45 кв. км! Это место, где находятся высшие органы управления католической церкви.
Глава государства Ватикан — Папа — управляет страной через назначаемого им губернатора. У Ватикана есть свой флаг, почтамт, железнодорожный вокзал и даже деньги. Там также имеются своя телефонная сеть и станция радиовещания. Средства на финансовые расходы поступают в основном за счет денежных пожертвований католиков во всем мире и туризма.
Внутри Ватикана, среди садов, расположен Ватиканский дворец — резиденция Папы — собор святого Петра. В папском дворце находятся музеи и библиотека. Библиотека Ватикана, занимающая целое крыло дворца, является одной из самых крупных в мире.
Ватикан поддерживает дипломатические отношения с другими странами. Туда прибывают представители государств со всех концов земли.
В течение многих лет главы католической церкви управляли довольно обширной территорией в центральной Италии. В 1859 году эти земли, называвшиеся папской областью, занимали почти 32 000 кв. км.
В 1870 году Рим стал столицей Италии. Несмотря на протест Папы папская область превратилась в королевство Италии.
В 1929 году по соглашению между Папой и итальянским правительством появилось государство Ватикан.
Самое маленькое в мире независимое государство — Ватикан. Оно расположено в центре столицы Италии Рима и имеет площадь всего 0,45 кв. км! Это место, где находятся высшие органы управления католической церкви.
Глава государства Ватикан — Папа — управляет страной через назначаемого им губернатора. У Ватикана есть свой флаг, почтамт, железнодорожный вокзал и даже деньги. Там также имеются своя телефонная сеть и станция радиовещания. Средства на финансовые расходы поступают в основном за счет денежных пожертвований католиков во всем мире и туризма.
Внутри Ватикана, среди садов, расположен Ватиканский дворец — резиденция Папы — собор святого Петра. В папском дворце находятся музеи и библиотека. Библиотека Ватикана, занимающая целое крыло дворца, является одной из самых крупных в мире.
Ватикан поддерживает дипломатические отношения с другими странами. Туда прибывают представители государств со всех концов земли.
В течение многих лет главы католической церкви управляли довольно обширной территорией в центральной Италии. В 1859 году эти земли, называвшиеся папской областью, занимали почти 32 000 кв. км.
В 1870 году Рим стал столицей Италии. Несмотря на протест Папы папская область превратилась в королевство Италии.
В 1929 году по соглашению между Папой и итальянским правительством появилось государство Ватикан.